Употребление отрицательной частицы НЕ
Оценка 4.8

Употребление отрицательной частицы НЕ

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
09.07.2024
Употребление отрицательной частицы НЕ
Разработка урока русского языка для 3 класса.
МОЙ УРОК.docx

 

Технологическая карта  урока русского языка в 3 классе по теме «Употребление отрицательной частицы НЕ».

Урок разработан учителем начальных классов

ГБОУ Школа №45 им.Л.И.Мильграма г.Москва

 Трокай О.А.

УМК

«Планета знаний».

Учебник:

Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина, Русский язык. 3 кл.: Москва: Дрофа; Астрель, 2014 г.

Тема:

Употребление отрицательной частицы НЕ.

Цель:

Содействовать формированию умения раздельно писать частицу НЕ с глаголами.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с ролью частицы НЕ в речи.

2. Способствовать обогащению словарного запаса детей.

3. Формировать орфографическую зоркость.

4.Познакомить со словами-исключениями.

Планируемые результаты:

  • научиться правильно писать частицу НЕ с глаголами;
  • расширить словарный запас.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • формирование учебно-познавательной мотивации  учения;
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь систематизировать и преобразовывать информацию;
  • регулятивные: уметь планировать свою деятельность; осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить;

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение;

  • коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь работать в паре: находить общее решение; уметь аргументировать свое предложение.

Используемые технологии:

ИКТ,  здоровьесберегающие,  игровая, ТРКМ, метод проектов.

Тип урока

Открытие новых знаний.

Формы работы учащихся

Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, рисунок с изображением  Незнайки, карточки с пословицей, карточки с группой пословиц, тесты, смайлики, учебники, тетради.

 

 

Структура урока.

1.Организация и мотивация учебной деятельности.

2.Минутка чистописания. Словарная работа.

3.Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Формулирование темы и целей урока.

   1)Актуализация опорных знаний об изученных частях речи.

   2)Работа в парах.

4.Открытие новых знаний.

    1)Работа в парах.

    2)Лингвистическая сказка.

5.Применение знаний и умений на практике.

    1)Работа с учебником.

    2)Презентация учащегося.

    3)Слуховой диктант.

    4)Физминутка.

    5)Продолжение работы с учебником.

6.Рефлексия. Итог (тест).

   1)Презентация учащегося.

   2)Тест.

7.Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

I.                   Организация и мотивация учебной деятельности.

 

- Поприветствуйте наших гостей.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету вам скажу: «Будет интересно!»

Будем мы читать, писать, строить предложения,

Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.

 

- У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

 

II Минутка чистописания. Словарная работа.

1)Чистописание.

- Записываем число, октября, классная работа. Какие орфограммы встретились? Прописываем в тетрадях (один ученик комментирует).

(Слово «частица» разбросано по слогам. Дети составляют слово. Пишут слоги, потом слово целиком).

      ЧАС   ЦА   ТИ

-Кто сможет объяснить значение слова «частица»?

-Посмотрите на экран. Вот сколько значений у этого слова. Но здесь нет того определения слова «частица», которым мы будем пользоваться сегодня на уроке. Позже мы вернемся к этому слову. Вы сами дадите определение ещё одному значению слова «частица».

 

2)Словарная работа.

- Продолжим урок. На доске написаны словарные слова. Писал их один из персонажей сказочной повести Н.Н.Носова. Догадайтесь, о ком речь: «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. Названия улиц в городе носили названия цветов».

«Этот…..носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал».

-Верно, это Незнайка.

-Давайте проверим, как он написал слова из словаря.

(Открываю обратную сторону доски).

   Памидор, кортофель, гарох, агурцы, маркофь, капуста.

(Дети находят ошибки и исправляют их).

- Записываем слово «Словарь». Запишите их, вставив пропущенные орфограммы (слайд на экране).

(Диктую, пишут).

- Теперь проверьте правильность написания.

(Сравнивают свои записи с записью на экране).

-Поднимите руку, кто написал слова без ошибок. А у кого 1 ошибка? Молодцы! Кто допустил ошибки, дома поучите эти слова ещё.

 

III Актуализация знаний  и постановка учебной задачи. Формулирование темы и целей урока.

1)      Актуализация опорных знаний об изученных частях речи (ИС, ИП, глагол).

- Урок я игрой продолжаю,

Всех вас в части речи превращаю.

1 ряд – имена существительные,

2 ряд – имена прилагательные,

3 ряд – глаголы.

(Я называю слова, а дети встают по рядам в зависимости от того, к какой части речи относится названное мной слово).

 Попугай, умелые, плавать, Незнайка, сочинять, небылица, канареечная, коротышки, короткий, укоротить.

-Все части речи примут активное участие в уроке, но ведущее место сегодня займёт ГЛАГОЛ.  Расскажите, что вы знаете о глаголе.

 

2)Работа в парах.

-У вас лежит карточка на столе. На ней записаны слова. Из них надо составить пословицу и записать её. 

Друзей, наживай, а, новых, старых, не, забывай.

(Новых друзей наживай, а старых не забывай).

-Поверим (смотрят на слайд на экране).

-Чья пара справилась с работой? Молодцы!

-Над каждым словом в пословице надо указать, какой частью речи они являются. Если не знаете что-то, то над словом поставьте вопрос.

 

3)Проблемная ситуация.

-Проверим. Назовём части речи.

- Какое затруднение у вас возникло при выполнении задания?

(Какой частью речи является НЕ. Как написать НЕ – слитно или раздельно?)

-Перед какой частью речи в пословице НЕ? (Перед глаголом).

-Докажите, что это глагол.

- Какую роль играет в предложении? (Придает отрицательный смысл слову).

-А сели убрать слово НЕ?

- А что такое НЕ? 

-Какие  учебные задачи мы поставим?

1. Что такое НЕ?

2. Как НЕ пишется со словами?

-Ребята, частица НЕ относится к служебной части речи. Почему к служебным частям речи? ( К ней нельзя поставить вопрос и она не является членом предложения, служит для связи слов в предложении).

(Показываю слайд с третьим значением слова «частица»).

-Частица НЕ придаёт глаголу отрицательный смысл. Например, возьмём слово «знаю», добавим частицу НЕ и уже получим слово «не знаю», «люблю» - «не люблю», «вижу - не вижу».

           - Чтобы утвердиться о роли частицы не, я предлагаю  немного поиграть.

            (Один ученик выходит к доске  и читает. Ребята ему отвечают).

- Слезь со стула!
          - Не хочу!
          - Упадешь!
          - Не упаду!
         - Отойди!
         - Не отойду!..
         - Приедешь?
         - Не приеду!
         - Придешь?
        - Нет, не приду!
        – Услышишь?
       – Не услышу!
      – Найдешь?
         – Нет, не найду!
        – Слезаешь?
        – Не слезаю!
– Решаешь?
– Не решу!
– Мечтаешь?
– Не мечтаю!
– Молчишь?
– Нет, не молчу!
– Конфетку, может, хочешь?
– Нет! Да, хочу, хочу!

(А Шибаев)

              - Что же делает частица в предложении? (Частица не всё отрицает).

  -А как вы предполагаете, слитно или раздельно пишется частица НЕ с глаголами?

  -Мы проверим ваши предположения.

  -А как вы думаете, есть ли в русском языке такое правило: правописание частицы НЕ с глаголами?

  -Да, такое правило есть, и с ним мы сегодня познакомимся.

   - Какова же тема сегодняшнего урока?

Тема: «Употребление и правописание частицы не с глаголами».

IV Открытие новых знаний.

     1) Работа в парах.

-Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданием: соединить пословицы стрелками.

Кто не работает,

не дружит.

Не гордись званием,

и рыбку из пруда.

С ложью правда

тому и завтра не поверят.

Без труда не вытащишь

а гордись знанием.

Кто сегодня обманет,

тот не ест.

(Выполняют задание в парах).

-Ребята, проверьте. (Высвечивается на слайде).

-Посмотрите, пожалуйста, как в отрицательном значении будем писать частицу НЕ с глаголами?

-А теперь в тетради выпишите глаголы с частицей НЕ.

(К доске выходят записывать ученики, с комментированием).

-А как будем выделять орфограмму  правописание частицы НЕ с глаголами? Как вы думаете?

-Ребята, сделайте вывод, как пишется частица НЕ с глаголами.

-Сравните свои ответы с правилом в учебнике. Откройте страницу  учебника и прочтите правило про себя. (Дети открывают с.66 в учебнике и читают правило. Сначала каждый сам, а потом один ученик вслух).

-Я надеюсь, что вы запомнили это правило, и успешно будете применять его на практике.

2) Лингвистическая сказка.

-А может ли частица НЕ писаться с глаголом слитно?

-Поможет ответить на этот вопрос грамматическая сказка «Сила любви».

(Просмотр сказки на экране).

«Гордую и упрямую частицу полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю». А она ему: «Не люблю!» Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю!»
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь…»
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» … И вдруг замерла от неожиданности.
Так Глагол доказал, что в некоторых случаях, не только он, но и сама частица жить друг без друга не могут».

- Теперь скажите, какие глаголы с НЕ вы запомнили.

-Посмотрите на экран: не люблю, не верю, не подходила, не можешь, ненавидеть, негодовать.

-Что вы заметили? (Что глаголы «ненавидеть» и «негодовать» пишутся слитно).

-А почему? Как вы думаете? (Не имеют смысла без НЕ).

-Если мы уберём НЕ и попробуем прочитать, то что у нас получится?

-Я говорю так: «я годую, я вас навижу». Правильно ли я говорю?

-А так: « я люблю, ценю, уважаю»?

-Ребята, чаще всего глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно. Вы это должны запомнить. Но есть такие глаголы, которые без НЕ не употребляются. Они пишутся слитно. Запомните пока два таких глагола из сказки: негодовать, ненавидеть. В учебнике в правиле эти глаголы не указаны, но мне хотелось бы, чтобы вы их запомнили и грамотно писали. С глаголами-исключениями вы будете знакомиться в дальнейшем.

-А как вы понимаете смысл этих слов?

Ненавидеть - питать ненависть к кому-нибудь или к чему-нибудь.

Негодовать - значит возмущаться, быть недовольным.

- Давайте подберём к глаголам ненавидят, негодуют синонимы.

(На слайде:

Ненавидеть - презирать, не любить

негодовать – возмущаться).

-Запишите эти глаголы в тетрадь и запомните, как они пишутся.

 

V Применение знаний и умений на практике.

1)Работа с учебником.

 (с.66, упр.86).

-Проверьте друг у друга.

-Как написали частицу НЕ с глаголом? (Раздельно).

2) Выступление ученика с презентацией «Частица НЕ».

3) Слуховой диктант.

-Услышать в загадках глаголы с частицей НЕ и выписать их. Орфограмму обозначьте.

(Один ученик на доске выполняет эту работу).

1) Он всюду - в поле и в саду,                   2) Сроду он не ест, не пьёт,

Но в дом не попадёт.                                     Песни звонкие поёт.

И никуда я не иду,                                         И с урока на урок

Покуда он идёт. (Дождь).                             Подаёт свой голосок.  (Звонок).

                                          В нашем доме под окошком

                                          Есть горячая гармошка:

                                          Не поёт и не играет-

                                          Дом она обогревает. (Батарея).

-Проверьте на слайде.

4)Физминутка.

Я буду называть глаголы с НЕ и без НЕ. Если услышите глаголы с НЕ, вставайте. Если назову глагол без НЕ,сидите.

Не обманывает, решал, неуч, помогать, не кричит, играть, не обзывает, уважать, не дразнит, неприятный, поверят, не бросит, бросить, не обижает, учиться.

Молодцы, не попались в «ловушку», задание касалось только глаголов.

5). Продолжение работы по учебнику.

Упр. 88. Вставьте отрицательную частицу НЕ и прочитайте пословицы (3 ученика выполняют задание на доске).

 

VI Рефлексия. Итог (тест).

- С какой новой частью речи познакомились?

-Какова ее роль в предложении?

-Какое правило связано с новой частью речи?

- На партах листы с тестом по теме нашего урока. Выполните каждый сам и со звонком мне сдайте.

1.Частица НЕ – это ………….часть речи.

   А)Служебная.

   Б)Самостоятельная.

2.Частица НЕ придаёт глаголу смысл…….

   А) Утверждения.

   Б) Отрицания.

3.Какое слово записано верно?

    А) Не забуду.

    Б) Не навижу.

 

Выставление оценок.

-Урок мне хотелось бы завершить такими словами:

«Запомните, мои друзья, волшебная частица не, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе».

VII Домашнее задание.

-Урок окончен. Спасибо за работу.

С.67,упр.89.

 

Самоанализ урока русского языка

 

Тема. «Употребление отрицательной частицы НЕ».

Педагогическая цель:

Повторить части речи, содействовать формированию умений раздельно писать частицу не с глаголами.

 

Планируемые результаты (предметные):

Знать, что в разговорной речи для утверждения и отрицания могут использоваться слова-предложения «Да», «Нет»; частица не с глаголом пишется отдельно.

Уметь: писать глаголы с частицей не; указывать части речи, правильно произносить глаголы с частицей не.

 

Личностные результаты:

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку собственной деятельности;

 

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы.

Уметь анализировать и делать самостоятельные выводы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

Логические – устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

- уметь прогнозировать предстоящую работу; уметь высказывать своё предположение; уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь определять и формулировать цель на уроке самостоятельно;

-оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

-осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; уметь работать в парах,

 

Личностные результаты:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку собственной деятельности;

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, карточки с пословицами, листы оценивания.

Урок по русскому языку строила в соответствии с требованиями

ФГОС, опираясь на принцип сотрудничества. При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность и особенности класса. На протяжении всего урока учащиеся были активны.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, последовательны чередовались различные виды деятельности. Учебная деятельность на уроке организована в соответствии с дидактическим смыслом: восприятие – осмысление – запоминание – применение в новой ситуации – обобщение – систематизация.

Урок построен в соответствии с дидактическими принципами: сознательности, активности, самостоятельности, системности, последовательности, доступности. Использовала наглядно-образный, частично- поисковый, проблемный методы.

Опираясь на свои знания и исходя из выводов, учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цель урока.

Учащиеся включены в активный мыслительный процесс: идёт формирование новых понятий, актуализация опорных знаний, закрепление изученного материала, всё это в логической последовательности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и применению его в новых условиях. Проведение физминутки способствовало предотвращению у учащихся усталости.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические (мультимедийная презентация, карточки для работы в парах; методы устного и письменного контроля и самоконтроля, взаимоконтроля.

Способ проверки знаний: контрольно- оценочный.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Ребята оценивали свою деятельность на протяжении всего урока. В конце урока проведена рефлексия и подведён итог урока.

 

 

 

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1707109/a6e58644-989a-408c-b7fb-b8170dc5e0e4/orig

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0971/00049d50-8ca2ce21/img2.jpg


 

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Употребление отрицательной частицы

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Употребление отрицательной частицы

Структура урока. 1.Организация и мотивация учебной деятельности

Структура урока. 1.Организация и мотивация учебной деятельности

Ход урока. I.

Ход урока. I.

Я называю слова, а дети встают по рядам в зависимости от того, к какой части речи относится названное мной слово)

Я называю слова, а дети встают по рядам в зависимости от того, к какой части речи относится названное мной слово)

Не приеду! - Придешь? -

Не приеду! - Придешь? -

Сравните свои ответы с правилом в учебнике

Сравните свои ответы с правилом в учебнике

Проверьте друг у друга. -Как написали частицу

Проверьте друг у друга. -Как написали частицу

Самоанализ урока русского языка

Самоанализ урока русского языка

Опираясь на свои знания и исходя из выводов, учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цель урока

Опираясь на свои знания и исходя из выводов, учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цель урока

Употребление отрицательной частицы НЕ

Употребление отрицательной частицы НЕ

Употребление отрицательной частицы НЕ

Употребление отрицательной частицы НЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2024