Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Употребление отрицательной частицы НЕ».
Урок разработан учителем начальных классов
ГБОУ Школа №45 им.Л.И.Мильграма г.Москва
Трокай О.А.
УМК |
«Планета знаний». |
Учебник: |
Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина, Русский язык. 3 кл.: Москва: Дрофа; Астрель, 2014 г. |
Тема: |
Употребление отрицательной частицы НЕ. |
Цель: |
Содействовать формированию умения раздельно писать частицу НЕ с глаголами. |
Задачи: |
1.Познакомить учащихся с ролью частицы НЕ в речи. 2. Способствовать обогащению словарного запаса детей. 3. Формировать орфографическую зоркость. 4.Познакомить со словами-исключениями. |
Планируемые результаты: |
|
Формируемые УУД: |
Личностные:
Метапредметные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение;
|
Используемые технологии: |
ИКТ, здоровьесберегающие, игровая, ТРКМ, метод проектов. |
Тип урока |
Открытие новых знаний. |
Формы работы учащихся |
Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная. |
Оборудование: |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, рисунок с изображением Незнайки, карточки с пословицей, карточки с группой пословиц, тесты, смайлики, учебники, тетради. |
Структура урока.
1.Организация и мотивация учебной деятельности.
2.Минутка чистописания. Словарная работа.
3.Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Формулирование темы и целей урока.
1)Актуализация опорных знаний об изученных частях речи.
2)Работа в парах.
4.Открытие новых знаний.
1)Работа в парах.
2)Лингвистическая сказка.
5.Применение знаний и умений на практике.
1)Работа с учебником.
2)Презентация учащегося.
3)Слуховой диктант.
4)Физминутка.
5)Продолжение работы с учебником.
6.Рефлексия. Итог (тест).
1)Презентация учащегося.
2)Тест.
7.Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организация и мотивация учебной деятельности.
- Поприветствуйте наших гостей.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу: «Будет интересно!»
Будем мы читать, писать, строить предложения,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.
- У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
II Минутка чистописания. Словарная работа.
1)Чистописание.
- Записываем число, октября, классная работа. Какие орфограммы встретились? Прописываем в тетрадях (один ученик комментирует).
(Слово «частица» разбросано по слогам. Дети составляют слово. Пишут слоги, потом слово целиком).
ЧАС ЦА ТИ
-Кто сможет объяснить значение слова «частица»?
-Посмотрите на экран. Вот сколько значений у этого слова. Но здесь нет того определения слова «частица», которым мы будем пользоваться сегодня на уроке. Позже мы вернемся к этому слову. Вы сами дадите определение ещё одному значению слова «частица».
2)Словарная работа.
- Продолжим урок. На доске написаны словарные слова. Писал их один из персонажей сказочной повести Н.Н.Носова. Догадайтесь, о ком речь: «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. Названия улиц в городе носили названия цветов».
«Этот…..носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал».
-Верно, это Незнайка.
-Давайте проверим, как он написал слова из словаря.
(Открываю обратную сторону доски).
Памидор, кортофель, гарох, агурцы, маркофь, капуста.
(Дети находят ошибки и исправляют их).
- Записываем слово «Словарь». Запишите их, вставив пропущенные орфограммы (слайд на экране).
(Диктую, пишут).
- Теперь проверьте правильность написания.
(Сравнивают свои записи с записью на экране).
-Поднимите руку, кто написал слова без ошибок. А у кого 1 ошибка? Молодцы! Кто допустил ошибки, дома поучите эти слова ещё.
III Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Формулирование темы и целей урока.
1) Актуализация опорных знаний об изученных частях речи (ИС, ИП, глагол).
- Урок я игрой продолжаю,
Всех вас в части речи превращаю.
1 ряд – имена существительные,
2 ряд – имена прилагательные,
3 ряд – глаголы.
(Я называю слова, а дети встают по рядам в зависимости от того, к какой части речи относится названное мной слово).
Попугай, умелые, плавать, Незнайка, сочинять, небылица, канареечная, коротышки, короткий, укоротить.
-Все части речи примут активное участие в уроке, но ведущее место сегодня займёт ГЛАГОЛ. Расскажите, что вы знаете о глаголе.
2)Работа в парах.
-У вас лежит карточка на столе. На ней записаны слова. Из них надо составить пословицу и записать её.
Друзей, наживай, а, новых, старых, не, забывай.
(Новых друзей наживай, а старых не забывай).
-Поверим (смотрят на слайд на экране).
-Чья пара справилась с работой? Молодцы!
-Над каждым словом в пословице надо указать, какой частью речи они являются. Если не знаете что-то, то над словом поставьте вопрос.
3)Проблемная ситуация.
-Проверим. Назовём части речи.
- Какое затруднение у вас возникло при выполнении задания?
(Какой частью речи является НЕ. Как написать НЕ – слитно или раздельно?)
-Перед какой частью речи в пословице НЕ? (Перед глаголом).
-Докажите, что это глагол.
- Какую роль играет в предложении? (Придает отрицательный смысл слову).
-А сели убрать слово НЕ?
- А что такое НЕ?
-Какие учебные задачи мы поставим?
1. Что такое НЕ?
2. Как НЕ пишется со словами?
-Ребята, частица НЕ относится к служебной части речи. Почему к служебным частям речи? ( К ней нельзя поставить вопрос и она не является членом предложения, служит для связи слов в предложении).
(Показываю слайд с третьим значением слова «частица»).
-Частица НЕ придаёт глаголу отрицательный смысл. Например, возьмём слово «знаю», добавим частицу НЕ и уже получим слово «не знаю», «люблю» - «не люблю», «вижу - не вижу».
- Чтобы утвердиться о роли частицы не, я предлагаю немного поиграть.
(Один ученик выходит к доске и читает. Ребята ему отвечают).
-
Слезь со стула!
- Не хочу!
- Упадешь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!..
- Приедешь?
- Не приеду!
- Придешь?
- Нет, не приду!
– Услышишь?
– Не услышу!
– Найдешь?
– Нет, не найду!
– Слезаешь?
– Не слезаю!
– Решаешь?
– Не решу!
– Мечтаешь?
– Не мечтаю!
– Молчишь?
– Нет, не молчу!
– Конфетку, может, хочешь?
– Нет! Да, хочу, хочу!
(А Шибаев)
- Что же делает частица в предложении? (Частица не всё отрицает).
-А как вы предполагаете, слитно или раздельно пишется частица НЕ с глаголами?
-Мы проверим ваши предположения.
-А как вы думаете, есть ли в русском языке такое правило: правописание частицы НЕ с глаголами?
-Да, такое правило есть, и с ним мы сегодня познакомимся.
- Какова же тема сегодняшнего урока?
Тема: «Употребление и правописание частицы не с глаголами».
IV Открытие новых знаний.
1) Работа в парах.
-Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданием: соединить пословицы стрелками.
Кто не работает, |
не дружит. |
Не гордись званием, |
и рыбку из пруда. |
С ложью правда |
тому и завтра не поверят. |
Без труда не вытащишь |
а гордись знанием. |
Кто сегодня обманет, |
тот не ест. |
(Выполняют задание в парах).
-Ребята, проверьте. (Высвечивается на слайде).
-Посмотрите, пожалуйста, как в отрицательном значении будем писать частицу НЕ с глаголами?
-А теперь в тетради выпишите глаголы с частицей НЕ.
(К доске выходят записывать ученики, с комментированием).
-А как будем выделять орфограмму правописание частицы НЕ с глаголами? Как вы думаете?
-Ребята, сделайте вывод, как пишется частица НЕ с глаголами.
-Сравните свои ответы с правилом в учебнике. Откройте страницу учебника и прочтите правило про себя. (Дети открывают с.66 в учебнике и читают правило. Сначала каждый сам, а потом один ученик вслух).
-Я надеюсь, что вы запомнили это правило, и успешно будете применять его на практике.
2) Лингвистическая сказка.
-А может ли частица НЕ писаться с глаголом слитно?
-Поможет ответить на этот вопрос грамматическая сказка «Сила любви».
(Просмотр сказки на экране).
«Гордую
и упрямую частицу полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта
любовь. Он говорил: «Люблю». А она ему: «Не люблю!» Он признавался: «Верю». А
она ему: «Не верю!»
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только
отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит
ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь…»
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда
же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком:
«Негодую! Ненавижу!» … И вдруг замерла от неожиданности.
Так Глагол доказал, что в некоторых случаях, не только он, но и сама частица
жить друг без друга не могут».
- Теперь скажите, какие глаголы с НЕ вы запомнили.
-Посмотрите на экран: не люблю, не верю, не подходила, не можешь, ненавидеть, негодовать.
-Что вы заметили? (Что глаголы «ненавидеть» и «негодовать» пишутся слитно).
-А почему? Как вы думаете? (Не имеют смысла без НЕ).
-Если мы уберём НЕ и попробуем прочитать, то что у нас получится?
-Я говорю так: «я годую, я вас навижу». Правильно ли я говорю?
-А так: « я люблю, ценю, уважаю»?
-Ребята, чаще всего глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно. Вы это должны запомнить. Но есть такие глаголы, которые без НЕ не употребляются. Они пишутся слитно. Запомните пока два таких глагола из сказки: негодовать, ненавидеть. В учебнике в правиле эти глаголы не указаны, но мне хотелось бы, чтобы вы их запомнили и грамотно писали. С глаголами-исключениями вы будете знакомиться в дальнейшем.
-А как вы понимаете смысл этих слов?
Ненавидеть - питать ненависть к кому-нибудь или к чему-нибудь.
Негодовать - значит возмущаться, быть недовольным.
- Давайте подберём к глаголам ненавидят, негодуют синонимы.
(На слайде:
Ненавидеть - презирать, не любить
негодовать – возмущаться).
-Запишите эти глаголы в тетрадь и запомните, как они пишутся.
V Применение знаний и умений на практике.
1)Работа с учебником.
(с.66, упр.86).
-Проверьте друг у друга.
-Как написали частицу НЕ с глаголом? (Раздельно).
2) Выступление ученика с презентацией «Частица НЕ».
3) Слуховой диктант.
-Услышать в загадках глаголы с частицей НЕ и выписать их. Орфограмму обозначьте.
(Один ученик на доске выполняет эту работу).
1) Он всюду - в поле и в саду, 2) Сроду он не ест, не пьёт,
Но в дом не попадёт. Песни звонкие поёт.
И никуда я не иду, И с урока на урок
Покуда он идёт. (Дождь). Подаёт свой голосок. (Звонок).
В нашем доме под окошком
Есть горячая гармошка:
Не поёт и не играет-
Дом она обогревает. (Батарея).
-Проверьте на слайде.
4)Физминутка.
- Я буду называть глаголы с НЕ и без НЕ. Если услышите глаголы с НЕ, вставайте. Если назову глагол без НЕ,сидите.
Не обманывает, решал, неуч, помогать, не кричит, играть, не обзывает, уважать, не дразнит, неприятный, поверят, не бросит, бросить, не обижает, учиться.
Молодцы, не попались в «ловушку», задание касалось только глаголов.
5). Продолжение работы по учебнику.
Упр. 88. Вставьте отрицательную частицу НЕ и прочитайте пословицы (3 ученика выполняют задание на доске).
VI Рефлексия. Итог (тест).
- С какой новой частью речи познакомились?
-Какова ее роль в предложении?
-Какое правило связано с новой частью речи?
- На партах листы с тестом по теме нашего урока. Выполните каждый сам и со звонком мне сдайте.
1.Частица НЕ – это ………….часть речи. А)Служебная. Б)Самостоятельная. |
2.Частица НЕ придаёт глаголу смысл……. А) Утверждения. Б) Отрицания. |
3.Какое слово записано верно? А) Не забуду. Б) Не навижу. |
Выставление оценок.
-Урок мне хотелось бы завершить такими словами:
«Запомните, мои друзья, волшебная частица не, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе».
VII Домашнее задание.
-Урок окончен. Спасибо за работу.
С.67,упр.89.
Самоанализ урока русского языка
Тема. «Употребление отрицательной частицы НЕ».
Педагогическая цель:
Повторить части речи, содействовать формированию умений раздельно писать частицу не с глаголами.
Планируемые результаты (предметные):
Знать, что в разговорной речи для утверждения и отрицания могут использоваться слова-предложения «Да», «Нет»; частица не с глаголом пишется отдельно.
Уметь: писать глаголы с частицей не; указывать части речи, правильно произносить глаголы с частицей не.
Личностные результаты:
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку собственной деятельности;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы.
Уметь анализировать и делать самостоятельные выводы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
Логические – устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
- уметь прогнозировать предстоящую работу; уметь высказывать своё предположение; уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь определять и формулировать цель на уроке самостоятельно;
-оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
-осознают качество и уровень усвоения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; уметь работать в парах,
Личностные результаты:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку собственной деятельности;
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, карточки с пословицами, листы оценивания.
Урок по русскому языку строила в соответствии с требованиями
ФГОС, опираясь на принцип сотрудничества. При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность и особенности класса. На протяжении всего урока учащиеся были активны.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, последовательны чередовались различные виды деятельности. Учебная деятельность на уроке организована в соответствии с дидактическим смыслом: восприятие – осмысление – запоминание – применение в новой ситуации – обобщение – систематизация.
Урок построен в соответствии с дидактическими принципами: сознательности, активности, самостоятельности, системности, последовательности, доступности. Использовала наглядно-образный, частично- поисковый, проблемный методы.
Опираясь на свои знания и исходя из выводов, учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цель урока.
Учащиеся включены в активный мыслительный процесс: идёт формирование новых понятий, актуализация опорных знаний, закрепление изученного материала, всё это в логической последовательности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и применению его в новых условиях. Проведение физминутки способствовало предотвращению у учащихся усталости.
Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические (мультимедийная презентация, карточки для работы в парах; методы устного и письменного контроля и самоконтроля, взаимоконтроля.
Способ проверки знаний: контрольно- оценочный.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Ребята оценивали свою деятельность на протяжении всего урока. В конце урока проведена рефлексия и подведён итог урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.