Урок 14
упражнение в разборе предложений по членам предложения
Цель деятель- |
Способствовать развитию умения разбирать предложение по членам предложения |
Тип урока |
Постановка и решение учебных задач |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные (критерии
сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать
учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные
представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения
на уроке; умеют вступать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы обучения |
Фронтальная, индивидуальная, парная |
Образовательные |
Учебник, рабочая тетрадь |
Оборудование |
Интерактивная доска, проектор (по возможности), доска |
Наглядно- |
Запись элементов букв, предложения, предложений домашнего задания, схема предложения, памятка «Как разобрать предложение по членам» |
Основные понятия и термины |
Слово с непроверяемым написанием. Разбор предложения
по членам предложения. Виды предложений |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и
раз-вивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы |
Формируемые |
Проме- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Проверка домашнего задания |
Работа над упражнением с целью выявления умения |
– Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили домашнее задание (учитель проверяет выборочно несколько тетрадей). Сначала учитель организует проверку упражнения в рабочей тетради, а затем в учебнике.
Проверка упражнения из рабочей тетради × × Серебряные паутинки летели над полем. × Ярко сверкала над рекой молния. × × Утром прилетели красногрудые снегири. |
– Выполнить упражнения 28 на с. 13 Осуществляют самопроверку. |
Фрон-тальная. Парная. Индиви-дуальная |
Р
– владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
|
Правильно выпол-ненные |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
× × На небо выплыло красное солнышко. – Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение упр. 41 из учебника. Один из учеников читает составленные предложения, остальные проверяют: 1. Рыжая белочка сидела на пеньке. 2. Она грызла еловую шишку. 3. Вдруг к белочке подбежал маленький медве-жонок. 4. Он хотел поиграть с ней. 5. Рыжий зверек быстро прыгнул на высокую ель |
Осуществляют взаимопро- |
|
|
|
II. Постановка |
Формулирование учебных задач урока |
– Продолжаем работу над темой «Главные |
Внимательно слушают |
Фрон-тальная |
П – извлекают необходимую информацию из выска-зываний учителя. Р
– осознают |
|
III. Минутка чисто-писания |
Упражнения на детальный анализ строения букв- |
– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
|
– Заглавной |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. |
Написание элементов букв, предложения |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
знаков, овладение начертаниями букв, соединений |
Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите – Посмотрите и отметьте элементы, которые – Прочитайте записанное ниже предложение.
– Что это за предложение?
– Объясните значение устойчивого выражения.
– Запишите это предложение в тетради.
Учитель обращает внимание на правильное соединение букв в словах в предложении, правильное оформление предложения на письме. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите – Посмотрите и отметьте буквы, которые получились у вас лучше остальных |
Выполняют
– Ждать у моря погоды. – Это фразео-логизм. – Находиться Выполняют |
|
Р
– осознают К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
IV. Изучение нового мате- 1. Словарная работа |
Работа Работа над словом |
– Откройте в учебнике с. 29. Найдите упр. 44. Прочитайте выразительно стихотворение. – Что вы представили, читая стихотворение?
– Найдите в первом предложении слово – Прочитайте его про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее.
– Слово «восток» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически. – Запишите это слово в тетради. Проверьте – Дома заучите правильное написание слова |
Выполняют Ответы уча-щихся.
– «Безударная гласная в корне слова».
Выполняют |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– ориентируются в учебнике; Р
– контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, принимают К
– слушают, |
Запись |
2. Работа |
Работа |
– На с. 29 найдите упр. 43. Прочитайте предложение.
– Необходимо разобрать данное предложение по членам, пользуясь памяткой 2 «Как разобрать предложение по членам» на с. 144. Откройте |
Выполняют |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – используют знаково-символи-ческие средства представления информации, речевые средства для |
Выпол- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
ложения |
с. 144. Первый пункт выполнили – прочитали предложение. – Прочитайте второй пункт. Что нужно найти? – Как?
– Как следует подчеркнуть подлежащее?
– Определите подлежащее в прочитанном
|
– Подлежащее. – Поставить вопрос и определить, о ком или о чем говорится в предложении. – Одной чертой. – Ставлю В предложении слово «астры» Подчеркиваю одной чертой. |
|
решения коммуникативных задач; ориентируются Р
– принимают К
– слушают сверстников, ведут диалог, изла- |
нам пред-ложения |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Прочитайте третий пункт. Что находят? – Как?
– Как следует подчеркнуть сказуемое?
– Определите сказуемое в прочитанном предложении.
– Прочитайте четвертый пункт. Назовите главные члены предложения. |
– Сказуемое. – Поставить – Двумя чер- Ставлю вопрос: что говорится о подлежащем, об
астрах? Расцвели. В предложении слово «расцвели» отвечает на вопрос
что – Подлежа-щее – астры, |
|
руют свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Прочитайте пятый пункт. Что надо найти?
– Какой второстепенный член находят сначала?
– Что для этого надо сделать?
– Найдите второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.
– Какой второстепенный член предложения
– Что для этого надо сделать?
– Найдите второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. |
сказуемое – расцвели. – Второстепенные члены предложения. – Второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. – Поставить – Ставлю от подлежащего вопрос: астры – Второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. – Поставить – Ставлю |
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
Учитель обращает внимание учащихся на то, что в
учебниках по русскому языку принято определенным образом обозначать разные
виды разборов. Цифра 4 у последнего слова предложения показывает, что данное
предложение – Вернемся к упр. 44 на с. 29. Найдите предложение, у последнего слова которого стоит цифра 4. Прочитайте его. – На что указывает цифра 4?
– Выполним задание, используя памятку «Как Физкультминутка |
вопрос: расцвели (когда?)
– Румяной зарею покрылся восток. – Данное предложение надо разобрать по членам пред-ложения. Выполняют |
|
|
|
3. Работа |
Упражнение в разборе предложений по членам |
– Откройте с. 30, найдите упр. 45. Прочитайте, что надо выполнить в упражнении. – Выполните первое письменное задание.
|
Выполняют задания |
Индиви-дуальная. Парная. Фрон-тальная |
П
– используют |
Разбор Выбор |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
предложения, обосновании правильности выбора пропущенных букв |
– Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное, объяснив правиль-ность выбора пропущенных букв. – Выполните второе задание. Скажите, как будете выполнять разбор предложения по членам предложения. Учитель берет тетради у нескольких учащихся для проверки выполнения задания |
|
|
логическими Р
– принимают |
букв в на-писании слов |
4. Работа |
Упражнения в определении |
– Найдите упр. 46. Прочитайте нераспростра-ненные предложения.
– Прочитайте распространенные предложения. |
– Светит месяц. Моросил дождь. Картофель сварился. – Расцвела |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная. Парная |
П
– используют знаково-символи-ческие средства представления информации,
речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач,
различные способы поиска информации; владеют |
Определение вида предло- Обозначение основы пред-ложения. Разбор предложения по членам. Составление схе- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Спишите сначала нераспространенные пред-ложения,
затем распространенные, вставляя – Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное. – Подчеркните основу каждого предложения. Разберите любое распространенное предложение по членам. Учитель берет тетради у нескольких учащихся для проверки выполнения задания. – Рассмотрите схемы предложений в упр. 47.
– Попробуем начертить схему ко второму пред-ложению из упр. 46. Прочитайте предложение. – Найдите подлежащее.
– Найдите сказуемое.
|
Выполняют
– К левой схе-ме подходит – Расцвела душистая сирень. – В предложении говорится о сирени. Задаю вопрос: – О сирени говорится, что |
|
лиза,
синтеза, Р
– принимают К
– слушают собеседника, ведут Л – владеют навыками сотрудничества со взрослым и сверстниками |
мы предложения |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Назовите основу предложения.
– Найдите второстепенный член предложения, который будет пояснять один из главных.
– Составим схему предложения. подлежащее – сказуемое какая? ↓ второстепенный член |
она расцвела. Задаю вопрос: сирень (что – Сирень рас-цвела. – Нахожу второстепенный член предло-жения, который
поясняет подлежащее. Ставлю от подлежащего вопрос: сирень |
|
|
|
V. Итог урока. Рефлек- |
Обобщение полученных на уро- |
– Над какой темой работали на уроке? – Что значит разобрать предложение по членам предложения? |
Отвечают |
Фрон-тальная. |
П – ориентируются в своей системе знаний – отли- |
|
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
сия деятельности |
ке сведений. Заключительная |
– Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 14, |
|
Индиви-дуальная |
чают новое от уже известного. Р
– оценивают собственную Л
– проявляют интерес к пред- |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.