Урок 15
упражнение в различении сложного и простого предложения
Цель деятель- |
Создать условия для ознакомления с простыми и
сложными предложениями, обучения различению сложного |
Тип урока |
Конструирование способа действия |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные (критерии
сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать
учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные
представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои
достижения на уроке; умеют вступать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы обучения |
Фронтальная, индивидуальная, парная |
Образовательные |
Учебник, рабочая тетрадь |
Оборудование |
Интерактивная доска, проектор (по возможности), доска |
Наглядно- |
Запись элементов букв, предложения, предложений домашнего задания; схема предложения |
Основные понятия и термины |
Простое и сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и
раз-вивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы |
Формируемые |
Проме- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Проверка домашнего задания |
Работа над упражнением с целью выявления умения |
– Что было задано на дом? Проверим, как вы
Проверка упражнения из рабочей тетради × Стрижи в конце лета улетели на юг.
× Ребята дружно работали в саду.
|
– Выполнить упражнение 30 на с. 14 в рабочей тетради. Осуществляют самопроверку: основа предложения – стрижи улетели; основа предложения – ребята работали |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
Р
– владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
|
Правильно выпол-ненные |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
II. Постановка |
Формулирование учебных задач урока на основе выдвижения предполо-жений по названию темы |
– Откройте в учебнике с. 31. Прочитайте название темы.
– Сделайте предположение, какие вопросы рас-смотрим в ходе урока. – На уроке сформируем представление о простом и сложном предложениях, будем выполнять упражнения на различение сложного и простого предложений |
– Простое Делают пред-положение. Внимательно слушают |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– извлекают Р
– осознают |
|
III. Минутка чисто-писания |
Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков,
овладение начерта- |
– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите – Посмотрите и отметьте элементы, которые – Прочитайте записанное ниже сочетание слов. |
– Заглавной
Выполняют
– Звездный час. |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Р
– осознают К – слушают друг друга, строят понятные для парт-нера по коммуни-кации речевые высказывания |
Написание элементов букв, |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Когда так говорят?
– Это крылатое выражение. Его значение – «миг удачи, вершина успеха». – Запишите сочетание слов в тетради. Учитель обращает внимание на правильное – Расположите тетрадь правильно. Возьмите – Посмотрите и отметьте буквы, которые получились у вас лучше остальных |
Высказывания учащихся.
Выполняют |
|
|
|
IV. Изучение нового мате- 1. Введение термина «простое предложение» |
Запись Работа |
– Запишите под диктовку следующее предло- 1) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. 2) Подморозило. Выпал тонкий снежок. – Проверьте написанное (учитель открывает обратную сторону доски, где записаны данные предложения). – Подчеркните основу каждого предложения. Сколько основ в каждом предложении? – В каких предложениях основа состоит из двух главных членов, а в каких – из одного главного члена?
|
Выполняют
– Одна основа.
– Осень. Под-морозило. Основа состоит из одного главного |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– ориентируются в учебнике; Р
– контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, принимают |
Написание предложений под диктовку. Выделение основы пред-ложения. Признаки простого предло- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
тия «прос-тое предло-жение» |
– Откройте учебник на с. 31, прочитайте опре- – Что называется простым предложением? |
члена. Выполняют Отвечают |
|
К
– слушают, |
|
2. Введение термина «сложное пред-ложение» |
Работа над упражнени-ем с целью наблюдения над признаками сложного предложения. Работа |
– Найдите на с. 31 упр. 49. Прочитайте предложения.
Докажите, что первое предложение
– Можно ли назвать второе предложение простым? Почему?
– Сколько грамматических основ во втором – Назовите их.
– Сколько в нем простых предложений? |
– В предложении одна грам-матическая основа – вы-дался денек. – Нет. В предложении несколько грамматических основ. – Три.
– Тучи рассеялись. Ветер улегся. Солнце выглянуло. – Три. |
Индиви-дуальная. Фрон-тальная |
П
– используют Р
– принимают К – слушают собеседника, излагают |
Признаки сложного предло- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Как отделены друг от друга простые предло- – Откройте с. 32, прочитайте определение.
– Какое предложение называется сложным? Сколько в нем может быть грамматических основ? Как разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? Физкультминутка |
– Запятыми.
Выполняют Отвечают |
|
и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
|
3. Работа |
Работа |
– Откройте с. 33, рассмотрите схему в упр. 52. Расскажите, как отличить простое предложение от сложного |
Отвечают |
Индиви-дуальная. Фрон-тальная |
П – используют знаково-символи-ческие средства представления информации, речевые средства для решения познавательных задач; владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обоб-щения |
Признаки простого и сложного пред- |
4. Работа |
Работа над упражнением с целью |
– В учебнике на с. 32 найдите упр. 50. Прочитайте предложение. Определите, какое это предложение: простое или сложное? |
– Сложное. |
Индиви-дуальная. |
П
– владеют |
Признаки простого и слож- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
упр. 50 |
определения простого и слож-ного пред-ложения |
– Докажите.
– Сколько в нем простых предложений?
– Объясните знаки препинания в предложении.
– Выполните письменное задание |
– В предложении три грамматические основы: гаснет
вечер; даль синеет; солнышко – Три. Гаснет вечер. Даль синеет. Солнышко садится. – Простые
предложения, входящие Выполняют |
Фрон-тальная |
анализа, синтеза. Р
– принимают К – слушают собеседника, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
ного Списывание предложения |
V. Итог урока. Рефлексия деятельности |
Обобщение полученных на уроке сведений. |
– Над какой темой работали на уроке? – Как отличить простое предложение от сложного? Какой знак препинания ставится между частями сложного предложения? – Что выполняли на уроке?
|
Отвечают |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. |
|
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Заключительная |
– Какие задания вызвали у вас затруднения? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 16, |
|
|
Р
– оценивают собственную Л
– проявляют интерес к пред- |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.