Урок – исследование «У войны не женское лицо…» ( По повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»)
Оценка 4.9

Урок – исследование «У войны не женское лицо…» ( По повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
21.05.2021
Урок – исследование  «У войны не женское лицо…»  ( По повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»)
русс24.docx

Урок – исследование  «У войны не женское лицо…»

 

( По повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»)

            

 

  8 класс

 

 

 

              

  Цель        урока: Создать представление учащихся о пребывании женщины на войне, о неизвестных сторонах военного быта, беспримерном мужестве, стойкости и человечности женщин.

    Задачи:

-воспитывать уважительное отношение к истории своей страны, её героям, к старшему поколению;

-формировать гражданскую позицию,     историческую грамотность, патриотические  чувства, гордость за свою Родину;

-развивать такие нравственные качества как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, чувство товарищества, коллективизма, доброты, уважения к людям, милосердие.

- через прочтение  художественного произведения приобщить учащихся к историческому прошлому, к великому подвигу материнства в годы Великой Отечественной войны;

- развивать умение делать самостоятельный анализ эпизода, владеть монологической речью.

-развивать активную мыслительную деятельность учащихся.

 

 

На доске эпиграфы.

 

 

 

Женщина даёт жизнь,
женщина оберегает жизнь,
женщина и жизнь - синонимы.
С.Алексеевич

…вспомнил женщину, которую не смел, не имел права забыть.

В. Закруткин “Матерь человеческая”.

 

 

 

     Ход       урока.

 Просмотр фрагмента из кинофильма «А зори здесь тихие…»  (создание  эмоционального     настроя)
Слово        учителя.

     
Женщина и война – понятия несовместимые, ибо предназначение женщины в другом: «женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы». Именно эти слова звучат в качестве эпиграфа к  нашему уроку.

      У войны не женское лицо.

Такова тема сегодняшнего урока.

      Казалось бы, те же бойцы, те же сражения, те же потери. Почему же война не к лицу она женщинам?

      Женщине Богом предназначено любить, хранить семейный очаг, растить детей, украшать землю, сеять мир и добро. Но когда на ясном небе сгущаются тучи и враг топчет и разоряет твой дом, твою землю, несет смерть, слабый пол становится сильным и поднимается на защиту Отечества. Особенно ярко женский массовый патриотизм проявился в годы Великой Отечественной войны. Миллионы девушек и молодых женщин ушли добровольно на фронт, в партизанские отряды и подпольные группы, отважно сражались с врагами, разделяя с мужчинами все тяготы и испытания.

4 На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей.

 

     -  «Матерь Человеческая» Виталия Закруткина-одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны. Писатель заставляет нас пережить горькую и возвышенную судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью  спасти  и сохранить погибающий мир . Сколько ни читаешь эту небольшую повесть, всегда переживаешь потрясение. Вечное остаётся вечным, и оно  нужно нам сегодня так же, как тем, далёким, которые впервые поклонились Матери и воздали славу её терпению и любви.

      Повесть В. Закруткина посвящена женщине, женщине-матери. Той, кому в годы войны приходилось труднее всего. Она должна была заменить ушедшего мужа, и в то же время продолжать свой труд – труд матери.

Обратимся к эпиграфу урока

 - Как понимаете эти слова?
     - В повести перед нами искорёженная мёртвая Земля, Маленькая женщина Мария не хочет жить в опустевшем мире, и именно ей предстоит стать Матерью Человеческой. Повесть написана на основе реальных фактов. В. Закруткин в книге «Страницы о себе»

     Сообщение ученика.  «Страница о себе...» ( Из воспоминаний писателя)

 

  «Я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы… Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными, городские кварталы, сожженные от начала до конца. Ранней осенью 1943 года мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи. В полдень мы въехали в черные развалины сожженного  гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего  живого...

    Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина…

   Мы подняли плачущую, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить…

Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Посилилась в уцелевшем погребе…»

Слово учителя.

   Спустя много лет  В.Закруткин решил написать повесть о женщине, которая сумела выстоять в самых страшных испытаниях.

Осмысление названия произведения.

        Мария берёт на себя ответственность за чужих детей, за чужих животных. Она для всех них становится матерью. Почему автор назвал своё произведение “Матерь человеческая”, а не “мать”, “мама”?

 (“Матерь” - слово старославянское, слово высокого стиля).О святых вещах нужно говорить возвышенными словами.

 

Беседа по вопросам

Перечитаем вместе начало повести до слов: « Спустя много лет, я не могу рассказать о ней людям…»

О Владычице Царица Небесная!

Ты мне упования и прибежище,

Покров и заступление и помощь.

                           Из молитвы.  

 

Вопросы  к учащимся:

 

-Почему автор говорит, что не имеет право забывать «эту женщину»?

-Почему он вспоминает  о ней, глядя на скульптуру Мадонны?

-Почему автор пишет, что не имеет права забыть «эту женщину»?

- Почему Мария напомнила ему Богоматерь?

 

(На глазах Марии убиты муж и сын, соседка Феня, девочка Саня Зименкова,односельчане угнаны в Германию: от полной, яркой жизни не осталось ничего и ни кого, кроме нее самой. Зачем жить? И Мария молится: « Я не могу жить, Господи, я не хочу жить. Может, Ты все-таки  есть, Господи? Сделай так, чтоб я скорее отмучилась… Если Ты есть, Господи, видишь мое горе! Разве можно так жить? У меня все отняли, удавили любимого моего Ваню, и сыночка Васеньку удавили, дите ни в чем не повинное… И хаты наши все спалили, одна зала от них осталась. И Саню, девчонку, как звери убили. И людей всех угнали, никого не оставили… Не хочу я жить, Господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли…»
Общее: обе лишись своих детей, жестокая судьба, но и та, и другая нашли в себе силы жить после трагедии, чтобы сохранить память о погибших

 

Сообщение ученика…

Убитая горем Мария зовет смерть, но жизнь властно напоминает ей о том, « что она не одна, что  в ней теплится иная, пока еще слитая с измученным материнским телом, но уже своя, отдельная слабая жизнь…»  И она остается жить, погребая одного за другим тех, с кем сталкивает ее судьба. Сначала это девочка Саня, потом  пожилой немецкий солдат, затем умерший на ее руках Вернер Брахт и политрук  Слава и только в последнюю очередь муж и сын. Для каждого  из погибших Мария находит свои слова, напоминающие народный плач. «Пальцы-то  у тебя в чернилах, девчоночка… хоть школу вашу закрыли, а грамотной  ты хотела быть… Учительницей быть хотела. Не довелось тебе выучиться…» - это для Сани. «Вот и отгулял ты на земле. Видать по всему, был ты ещё честным, чистым парнем,не замаранным убийством и кровью. Скучал, как все дети, по отцу, по матери… Потому и ко мне тянулся, мамой называл. Когда вам,детям, плохо становится, вы все матерей вспоминаете…А что из тебя получилось бы, если бы ты не был убит, если б  не  умер? Бог знает! Твои же друзья да наставники быстро  приучили б  тебя к  тому, что делают сами… И людей бы ты убивал, и  девчонок вроде Сани насильничал и расстреливал, и  хаты поджигал бы на чужой земле… Может, и лучше, что ты помер и остался чистым…» - это о Вернере Брахте. Для Марии все мёртвые ( даже враги) несчастны и достойны сострадания и доброго слова… Но к моменту погребения родных она уже не в состоянии плакать: «Сколько довелось мне тут людей схоронить, и всех было жалко… Теперь вот своих хороню, а сердце моё стало как камень, потому что сил уже нет и выплакала я все слёзы… 

    Однако именно после этих похорон она ощущает в себе « сильные требовательные толчки его, нерождённого… Не ведая ни страха, ни болезни, ни горечи утрат, ни любви, ни ненависти, он уже готов был подойти к истокам своей полной страданий и счастья дороги и, подчиняясь зовущей его силе жизни, толкал материнское чрево локотками, коленками, головой…»).

 

Работа с эпизодом «Описание сельского кладбища»

(Выразительное чтение.)

 

      Мёртвые и живые оказываются крепко связанными в сознании и памяти Марии. Именно мёртвые ( вернее память о них) заставляют её жить. Поистине: смертию смерть поправ… И здесь очень важное значение имеет описание сельского кладбища.

        Предшествует этому эпизоду внутренний диалог разума и сердца Марии. Прочитаем этот диалог. Разум, безусловно, прав, подсказывая, что нужно беречь нерождённое дитя, «а не спину гнуть и силу терять на неубранных колхозных полях». Но совесть не хочет соглашаться с этим, и в поисках ответа Мария идёт на кладбище.

Как вы думаете, почему? Почему она вспоминает там Радуницу – день поминовения усопших?

( Выслушать мнения ребят).

     Кладбище помогает рода ощутить ответственность за продление рода, за возрождение жизни на хуторе. Она говорит с дедом Корнеем, первым хуторянином , просит совета у матери.

       - Как вы думаете, нашла ли она ответы на мучившие ее вопросы? Почему вы так решили?

         Помянув своих земляков, ощутив  неразрывную  связь с ними, Мария отбрасывает всякие сомнения и принимает  то решение, которое подсказывает ей сердце: «Покидая кладбище, Мария снова остановилась у могилы деда Корнея, поклонилась покосившемуся кресту, промолвила, как будто обращалась к живому: « Ты был первым, и они не посрамили  твою память, и те, кто лежит тут с тобой, и  те, кого казнили и угнали злые враги. Негоже и мне быть последней…»

На следующий день Мария уже самоотверженно трудилась на поле…

 

Самостоятельный анализ эпизода

( просмотр отрывка фильма «Матерь человеческая»Режиссер: Леонид Головня).

Осознать свою миссию помогают Марии не только мертвые, но и живые. И один из них-солдат Вернер Брахт.

Слово учителя:     Обратимся к анализу ключевого эпизода повести “Встреча Марии с немцем Вернером Брахтом”. Подумайте, почему эта сцена является ключевой? Напомните сюжет эпизода.

 

     Работа в группах по следующим заданиям:

 

1 группа: Найдите ключевые слова, определите душевное состояние немца и Марии. Выпишите их в две колонки: Мария, В. Брахт. Сделайте вывод.

2 группа: Почему Мария решилась на убийство? Каков главный мотив ее решения? Какое чувство испытала она, увидев живого немца?

(« Ненависть и горячая и слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце…» : « убей убийцу». За «полураздавленным недобитым гадёнышем» она увидела «раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ножки повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки…». Но жизнь повернула всё по- своему).

3 группа: Почему Мария не смогла осуществить задуманное? Что остановило женщину?

(Раненый мальчишка успел сдавленно выкрикнуть единственное слово «мама»… «Слабый крик … пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Она упала на колени и, прежде  чем потерять сознание, близко- близко увидела светло- голубые , мокрые от слёз мальчишеские глаза…»

     Милосердие победило злобу, погасило чувство мести. И как награда за эти сострадание и мудрость к Марии возвращаются голуби, невольно напоминая читателям о христианском символе Святого Духа. «Вдруг старый красный голубь…, напугав Марию хлопаньем крыльев, сел ей на колени, завертелся и, надув прекрасную, отливавшую перламутром шею, стал ворковать, призывая свою стаю. И вся стая опустилась у ног Марии, доверчиво окружила руку и просительно встряхивала крыльями».                

Мария стала названой матерью своего врага и, сама того не  ведая, вступила

На путь утешительницы, помощницы, заступницы…)

 

4 группа: Какова авторская позиция по отношению к раненому немцу и Марии в момент кульминации эпизода? В чем это проявляется? Обратите внимание на портретную характеристику немца, поведение Марии, когда она опускается в погреб.

 

     Выводы: ключевая сцена раскрывает нравственную глубину характера Марии. Доброта, милосердие, сострадание – вот главные черты ее характера. Они победили зло, заглушили чувство мести, на добро Мария отвечает добром. Немецкий мальчик-солдат увидел в ней мать. Так Мария стала названной матерью своего врага и, сама того не ведая, вступила на путь утешительницы, заступницы, помощницы. Именно после этого события к Марии возвращаются уцелевшие на хуторе голуби, а ведь голубь – это христианский символ святости. Итак, Мария предстает перед читателями в образе святой.

   Вопрос: Каково отношение Марии к детям, эвакуированным из Ленинградского детского дома, которых она нашла в копне сена на хуторском поле. Подтвердите ответ текстом.

    Вывод: детей семеро, наверное, не случайно, ведь семь по народным представлениям является счастливым числом. С появлением детей на хуторе Мария “оттаяла”, как будто ожила.

 

    Заслушивание индивидуальных письменных ответов на вопросы:

Какие чувства испытывает Мария после рождения собственного ребенка? Почему В. Закруткин так подробно описывает этот момент жизни Марии?

( После рождения собственного ребёнка Мария начинает ощущать себя матерью всех. «Слабой рукой она гладила пушистую голову сына, всхлипывала. Ей почудилось,что в свисте пуль и грохоте снарядов, в  разгуле убийств,жестокости,крови она родила не только сына… но, содрогаясь от мучительной боли и счастья, родила всех детей истерзанной земли, требующих от неё, матери защиты и ласки».Мария, познавшая боль своего и чужого народа, уже не может не любить всех и не сострадать всем. Завершилось её  преображение в Матерь Человеческую).

 

 Вопрос:  Зачитайте финальный эпизод встречи Марии с командиром кавалерийского полка. Почему командир полка “опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к безвольно опущенной маленькой руке”?

Выводы: В данном эпизоде Мария предстает в облике Богоматери, прошедшая путь мученичества и самоотверженной любви. Обратите внимание на репродукции икон. Что сближает Марию с образом Богоматери. На руках Богоматери ребенок. Она страдалица. Наиболее близка Мария к образу Богоматери “Утоли мои печали”, в глазах которой скорбь и любовь ко всему роду человеческому.

 

Отвечаем на проблемный вопрос: В чем смысл названия повести? Обратитесь к финальным рассуждениям автора. Ответ вы найдете и в эпиграфе к уроку.

 

Вывод: Итак, ребята, мы сделали мотивный анализ, составили опорную схему, которая помогает нам понять взгляд писателя на войну. Мы не видим сражений, перед нами обыкновенная, простая русская женщина и типичная судьба ее в годы войны. Закруткин показывает войну как античеловеческое, антигуманное, противоестественное всему начало. Вся повесть залита морем слез, полна какого-то генетического страха и тревоги. Перед читателем широкая река горя людского и горя материнского. С другой стороны, писатель раскрывает необыкновенный характер русской женщины, ее силу духа, способность выстоять, выжить в тяжелейших условиях военного времени. Истоки ее нравственного подвига в любви, милосердии, вере в людей. Это помогло Марии спасти и сохранить “погибающий” мир. Благодаря таким, как Мария, Земля жива. “Да святится имя твое”, то есть прославим его, окружим почитанием.

 

Рефлексия.

1. Продолжите предложение с помощью предложенных ниже вариантов и обоснуйте свой выбор:

Повесть В. Закруткина “Матерь человеческая” – это

- гимн любви;

- повесть о мужестве;

- о силе духа русской женщины;

- о материнстве;

- свой вариант.

2. Звучит произведение Каччини “Аве Мария”. Обучающиеся зажигают свечи.

 

           

Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Проект памятника Марии» или «Чем меня тронула повесть В.Закруткина «Матерь Человеческая».

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок – исследование «У войны не женское лицо…» (

Урок – исследование «У войны не женское лицо…» (

Ход урока. Просмотр фрагмента из кинофильма «А зори здесь тихие…» (создание эмоционального настроя)

Ход урока. Просмотр фрагмента из кинофильма «А зори здесь тихие…» (создание эмоционального настроя)

Я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы…

Я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы…

И Саню, девчонку, как звери убили

И Саню, девчонку, как звери убили

Но совесть не хочет соглашаться с этим, и в поисках ответа

Но совесть не хочет соглашаться с этим, и в поисках ответа

Милосердие победило злобу, погасило чувство мести

Милосердие победило злобу, погасило чувство мести

Вопрос: Зачитайте финальный эпизод встречи

Вопрос: Зачитайте финальный эпизод встречи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2021