ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Урок 2.
«Сивка-бурка». Русская народная сказка
Цели уроков: ознакомить детей с русской народной сказкой «Сивка» бурка»; учить анализировать поступки героев; вспомнить элементы сказки. Работать над развитием устной речи, внимания, памяти. Расширять кругозор, обогащать словарный запас.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Речевая разминка
За горами, за лесами.
За широкими морями,
Против неба - на земле
Жил старик в одном селе,
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак
- Прочитайте. Откуда эти строчки? (Это из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок».)
- Как вы думаете
почему мы сегодня вспоминаем эту сказку, ведь вы, наверняка, ее
знаете?
(мы читаем сказку «Сивка-бурка», а они очень похожи.)
- Верно, продолжим нашу разминку.
- Прочитайте, начиная читать шепотом, затем все усиливая голос. (Дети читают под руководством учителя.)
- А сейчас наоборот: начинаем громко, а потом все тише, закончим чтение шепотом.) (Чтение детьми.)
- Молодцы. Попробуйте прочитать быстро, скороговоркой. (Дети читают несколько раз.)
- А сейчас прочитайте выразительно, как бы вы читали маленьким детям.
III. Закрепление темы, начатой на прошлом уроке
- На какие части вы разбили
сказку? Назовите тему каждой части. (Вторая часть - до
слое «На другой день старшие братья снова в город поехали...» В ней
говорится о том,
как Иван первый
раз ездил к Елене Прекрасной.)
- Почему братья
поехали к царскому двору? (Они поехали не затем, чтобы самим
скакать, а хоть
на других посмотреть.)
- Как вы думаете, почему они сами
не хотели скакать? (Наверно, они понимали, что не
смогут это
сделать. Ипритом они были уже женаты.)
- Почему братья не взяли с собой
Иванушку, ведь он так просился с ними. (Они
считали его дурачком, не брали с собой, чтобы не смешить людей.)
- Под каким предлогом Иван ушел из дома? (Он взял лукошко и сказал, что пошел за грибами.)
- Как Иван вернулся домой? Найдите в тексте отрывок. (Дети зачитывают отрывок о том, как Иван пришел с мухоморами.)
- Так ли глуп Иван на самом деле? (Нет, он специально принес такие грибы, чтобы его и дальше считали дурнем. Он уже сам посмеивался над братьями.)
- Найдите третью
часть. (Третья часть до слов «На третий день братья снова
собрались ехать...». В этой части говорится о том, как Иван ездил к
царском двору во
второй раз.)
- Как братья рассказывают своим женам о поездке? (Они говорят, что приезжал тот же молодец.)
- С каким чувством они это говорят? (С восхищением.)
- Что Иванушка говорит им? (■— Братцы, а не я ли это там был? А они отвечают: -
Сиди, дурень, помалкивай!)
- Найдите четвертую часть. О чем в ней говорится?
(Примечание: можно разделить еще на 2 части.) (Четвертая часть от слов «На третий день братья снова собиралися ехать...» и до конца сказки. В этой части говорится, что Иван достиг поставленной цели, доскочил до окна и снял с пальца Елены Прекрасной перстень. По этому перстню его и узнали.)
- Для чего царь созвал пир и как туда попал Иванушка? (Был приказ царя на пир явиться всем, чтобы никто не смел дома оставаться. А кто царским пиром побрезгает, тому голову с плеч долой!)
- Как Елена Прекрасная нашла своего жениха? (Она нашла его по своему перстню. Хотя он замотал руку, она попросила его развязать.)
- Как Иванушка стал молодец молодцом? (Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!)
- Как вы думаете, почему именно Иванушке, а не его братьям достались волшебный конь и Елена Прекрасная?
IV.Физкультминутка
V.Работа над картиной Васнецова «Сивка-бурка»
- Откройте страницу 43. Это репродукция картины В. Васнецова «Сивка-бурка».
- Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду. (Дети зачитывают отрывок.)
Кто изображен на переднем плане картины? (На переднем плане изображен Иванушка на коне, целующий Елену Прекрасную.)
- Что вы видите на заднем плане
картины? (На заднем плане изображены народ и
дома.)
- Расскажите о людях, на глазах которых произошло чудо. (Они все в изумлении. На их лицах удивление, восхищение. Может быть, даже зависть.)
- Опишите коня. (Дети рассказывают о коне.)
- Ребята, проследите по сказке, как
Иванушка общался со своим конем. Как конь
обращался к нему?
(Ответы детей.)
VI. Беседа о сказочных элементах
- Почему мы называем это
произведение сказкой? Найдем все ее «приметы». (/. В
сказке есть зачин. (Зачитывают.) 2. Есть сказочные герои. Это
Сивка-бурка. 3. Есть
волшебство: Иван влезает в правое ухо коню и вылезает из левого и
превращается в
молодца. Значит, это волшебная сказка. 4. В сказке есть троекратный
повтор: 3
сына; Зраза сторожили пшеницу; трижды пытался доскочить до царевны. 5.
Есть
сказочная концовка: Тут ждать да рассуждать не стали - веселым пирком да
за
свадебку! Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не
попало.)
- Концовке
соответствует палех. Что это такое? (Палехская миниатюра - вид народной
миниатюрной живописи, яркой темперой и золотом на черных лаковых изделиях из
папье-маше [по названию поселка Палех, где в начале 20 в. на основе
иконописного
промысла возник
соответствующий вид росписи]).
VII. Итог урока
- Как относитесь к Иванушке?
- А как автор относится к нему?
Домашнее задание Создать 2 команды, подготовить инсценирование сочиненной самими сказки (героев можно брать из разных сказок), принести любимые книги с волшебными сказками. Придумать своей команде название.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.