Урок русского языка в 3 классе по обновлённой программе содержания образования
провела Нысанова Д.К. учитель начальной школы пилотной школы-лицея имени А. М. Горького
Цель: Продемонстрировать эффективный урок нового формата с использованием некоторых стратегий АМО, новых подходов, ИКТ, дифференциации, с осуществлением формативного оценивания, позволяющий вовлечь в урок всех обучающихся.
Раздел: Время.
Лексическая тема: Современные часы Грамматическая тема: Составление коротких текстов разных стилей по опорным словам.
Урок: русский язык |
Школа-лицей имени А. М. Горького |
|||||||||||||||||||||||||
Дата: |
ФИО учителя: Нысанова Д.К. |
|||||||||||||||||||||||||
Учебник: |
НИШ Астана 2017 |
|||||||||||||||||||||||||
Класс: 3 |
Количество присутствующих: Количество отсутствующих: |
|||||||||||||||||||||||||
Цели обучения (ЦО), которым посвящён урок (из долгосрочного плана) |
3.1.2.1 определять тему, основную мысль высказывания, опираясь на ключевые моменты. 3.3.2.1 составлять и писать короткие тексты на заданную тему по опорным словам и по плану. |
|||||||||||||||||||||||||
Развитие навыков (цели урока): |
1.2 Определение темы и основной мысли информации/ сообщения. 3.2 Создание текста по плану и опорным словам. |
|||||||||||||||||||||||||
Критерий оценивания (предполагаемый результат) |
Все: смогут определять тему произведения; составлять объявление по опорным словам. Большинство: смогут составить схему «Виды часов»; вставить пропущенные буквы, назвать проверочные слова. Некоторые: смогут составить рассказ по опорным словам; самостоятельно писать текст по вопросам. |
|||||||||||||||||||||||||
Академический язык
|
Навигатор, пиктограмма, объявление, опорные слова Полезные слова и сочетания для диалога и записи: -Какие виды часов знаете? -Назовите части наручных часов. -Из какого материала может быть выполнен корпус? Почему? -Что сегодня можно определить по часам? |
|||||||||||||||||||||||||
Формирование ценностей
|
Задачи по формированию ценностей: *уважение и внимание к мыслям и чувствам своих одноклассников; * умение понимать причины успеха/неуспеха своей учебной деятельности; *становление гуманистического мировоззрения, формирование интеллекта и духовного мира учащихся |
|||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Литературное чтение, познание мира, математика, естествознание |
|||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ (указывать, если планируете использование) |
Работа по презентации
|
|||||||||||||||||||||||||
Предыдущие знания
|
Текст, тема, основная мысль текста, жанр текста, лексическое значение слова, синонимы, антонимы, состав слова, время, часы, однозначные, многозначные слова, объявление. |
|||||||||||||||||||||||||
Необходимые ресурсы |
Презентация к уроку, картинки с изображением разных видов часов. Учебник: страницы 22-23 Рабочая тетрадь: страница 48 |
|||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||
Запланированные периоды урока |
Деятельность учащихся на уроке Работа по презентации
|
Ресурсы |
||||||||||||||||||||||||
Начало урока
|
1.Создание благоприятной атмосферы. Эмоциональный настрой. -Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте ему удачи.
2.Актуализация знаний. Определение темы урока. Часы бывают разные: Есть детские, есть важные. Будильники пузатые, Настенные, глазастые, Карманные почтенные, Наручные надменные, Настольные серьёзные И башенные грозные (К. Абоимов) - Какова тема нашего урока?
3.Прогнозирование целей урока по ключевым словам. -А теперь обратите внимание на ключевые слова урока: Навигатор, пиктограмма, функции, объявление, опорные слова -Лексическое значение каких слов вам непонятно? -Попробуйте предположить, что они обозначают. -Какую же цель мы поставим себе на урок? Прочитаем цель из учебника. Ø определять тему текста; Ø составлять объявление по опорным словам. |
Слайд № 2
Учебник с.22
|
||||||||||||||||||||||||
Середина урока |
1.Почитаем
-У вас на столах лежат картинки. Рассмотрите их и ответьте на вопросы:
–Какие это часы? (наручные) – Назовите части наручных часов? (корпус, браслет, циферблат, стрелки, механизм)
– Из какого материала может быть выполнен корпус? Почему?
– Какой может быть циферблат? (с цифрами и линиями («палочками»)) – Сколько стрелок может быть на часах? (две или три) Почему?
-Прочитайте текст № 1 в учебнике на с.22 – О чем говорится в тексте? – Какая информация является самой главной? – Какие слова и выражения тебе непонятны? – Попробуй с другом найти значение этих слов и выражений в словаре.
– Передай содержание текста одним предложением.
– Озаглавьте текст. Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста?
– С чем автор сравнивает наручные часы? (профессиональным прибором) – Что сегодня можно определить по наручным часам?
(часовой пояс, точное время и дату, точное местоположение, скорость передвижения)
– С помощью чего можно построить нужный маршрут?
– Что такое «навигатор»?
Работа со словарём
Навигатор – небольшой бортовой прибор, основными задачами которого являются приём и обработка сигналов со спутников GPS для вычисления местоположения в пространстве.
(ПР) Прочитайте текст еще раз, подчеркните простым карандашом ключевые моменты текста. Передайте информацию текста одним предложением.
Дифференциация: более способные учащиеся работают с текстом самостоятельно, остальные – в парах. Взаимопроверка с объяснением. -Кто не согласен с оценкой своей работы? Аргументируйте.
-Заполните задание 1 в листе самооценивания: Составил предложение, передающее основную мысль текста самостоятельно – 2 балла Составил предложение, передающее основную мысль текста с другом – 1 балл
2. Поговорим (ГР) Учащиеся делятся на группы (по картинкам), в зависимости от видов часов.
-В группе составьте схему «Виды часов». Проверка стратегией «Маркирование». Определяют группу, которая справилась с заданием точнее. Оценивают аплодисментами. -Каждая группа имеет свой вид часов. Составьте объявление о продаже или покупке часов вашего вида. -Прежде, чем начнём работу, составим критерии оценивания объявления. На какие вопросы должно отвечать объявление? (1.Что? 2.Какие? 3.Модель? 4.Цена? 5.Контакты?)
Ключевые слова: продаются, найдены, куплю, модели, золотой корпус, электронные, карманные, механические, обращаться, контактные данные.
Группы представляют свои объявления. Оценивание происходит по составленным критериям. -Заполните лист самооценивания задание 2. Поставьте столько баллов, сколько вы заработали по критериям 1-5. Физминутка. Устно мы проговорили, Объявленье, как писать. А, теперь нам очень нужно. Наши пальчики размять. Кто-то, что-то покупает. Кто-то, что-то продает. Кто-то с песней выступает, Кто-то на концерт зовет. Много разных объявлений существует на земле. И одно из них составить предстоит тебе и мне. Объявления писать мы научимся на «5».
-А на какие группы делятся часы по принципу их работы? (Ответы детей)
Взаимообучение Группы получают тексты о других видах часов. Читают. Рассказывают по очереди, выбирают спикера от группы. Спикеры двигаются по группам, рассказывают о своём виде часов. Механические часы Основа механических часов – пружина, которую надо периодически закручивать, то есть заводить. Главный недостаток механических часов – их неточность.
Кварцевые часы
Источник питания таких часов – маленькая батарейка. Маятник у них заменили кристаллом кварца. Стрелки на таких часах необязательны, их заменяет электронно – цифровой дисплей. Такие часы – прибор высокой точности.
Электронные часы Циферблат электронных часов выполнен в виде дисплея. На табло, кроме времени, могут выводиться число, месяц, день недели. В некоторые модели встроены барометр, будильник и даже записная книжка.
Атомные часы В Японии созданы новые атомные часы. Эти часы, в 1000 раз точнее, чем любые другие существующие атомные часы, ошибутся всего на одну секунду за 16 миллиардов лет.
-Какие часы самые точные?
3. Знаешь ли ты? (К) Вспомните ключевые слова урока. Какое слово мы ещё не встретили в заданиях? Что такое пиктограмма? Посмотрите видео-ролик, он поможет ответить на вопрос. -Итак, что такое пиктограмма? Пиктограмма – это упрощенный рисунок, который служит общепринятым обозначением некоторого предмета, действия или события.
- Придумайте и нарисуйте пиктограмму для кабинета начальных классов.
- А знаете ли вы, что пиктограммы используют даже в часах? - Прочитайте текст 4 на с.23. - Где сделали модель для любителей рыбалки? - Что показывают пиктограммы на дисплее? - Как обозначается слабый и удачный клев? - Что еще могут показывать такие часы?
-Прочитайте текст еще раз. Вставьте пропущенные буквы простым карандашом, аргументируйте свои действия.
Подчеркните опорные слова. Сравните работы с соседом. Запишите слова в тетрадь. Проверка по эталону. Заполните лист самооценивания задание 3. Вставил пропущенные буквы без ошибок – 2 балла, допустил ошибки – 1 балл. Задание 4. Подчеркнул все опорные слова – 2 балла, пропустил некоторые слова -1 балл.
4. Напишем (ИР) Вспомним, что такое текст? -Назовите основные части текста. (вступление, основная часть, заключение) - Какие виды текста вы знаете? (повествование, описание)
- Что такое предложение? - Как пишется первое слово в предложении? - Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения?
- А теперь давайте подумаем, какие функции смогут выполнять часы будущего.
- Например, часы – фонарик. Какую функцию они будут выполнять?
(показывать время и работать, как фонарик) -Попробуйте придумать свои функции. (Дети придумывают свои версии совмещения функций часов) - А как будут выглядеть часы будущего? - Какой будет циферблат? Будут ли стрелки? Как они будут работать? - Прочитайте задание 5 на с.23
- Какой тип текста у нас будет? Почему? - О чем будем говорить в первой части? (О том, как будут выглядеть часы) - Что будет описывать вторая часть? ( Как они будут устроены) - О чем расскажем в заключении? (Какие будут выполнять функции)
Учащиеся составляют рассказ. По желанию представляют его классу. Критериями оценивания являются вопросы учебника. Затем записывают текст в тетрадь. Взаимопроверка работ. -Оцените работу друга. За каждый правильный ответ на вопрос ставим 1 балл. Кто получил 3 балла? (аплодисменты). Заполните лист самооценивания задание 5. Ответил на вопросы плана (ставим столько баллов, на сколько вопросов ответил) Писал начало предложений с большой буквы – 1 Посчитайте свои баллы и сделайте вывод о своей работе на уроке: 14-15 баллов – отлично работал, ты умница!
10-13 баллов – работал хорошо, молодец!
7-9 баллов – надо ещё стараться!
|
Картинки с изображением наручных часов
Толковый словарь Слайд № 3
Лист самооценивания
Слайд № 4
Слайд № 5
Карточки с текстами
https://www.youtube.com/watch?v=8bfXikeWiO8
Слайд № 6
Слайд № 7
|
||||||||||||||||||||||||
Конец урока |
Домашнее задание: Рабочая тетрадь с.48-работаем над лексическим значением слова. Итог урока. -Достигли ли мы намеченных в начале урока целей? -Что такое объявление? Рефлексия «Звонок маме»: Давайте придумаем ситуацию, что вы звоните маме. Расскажите ей, что вы узнали на уроке, чему научились, что интересного было на уроке, какие трудности у вас возникли. |
Слайд № 13
|
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия учителя по проведенному уроку |
||||||||||||||||||||||||||
1)Количество учащихся достигших и не достигших ЦО? 2) Если не достигли, то почему? 3) Какие отклонения были от плана урока, почему? |
|
|||||||||||||||||||||||||
Общая оценка Какие приемы и методы были наиболее эффективны для достижения цели обучения? 1: 2:
Что могло бы способствовать улучшению урока? 1: 2:
Чему нужно уделить внимание на следующих уроках (достижения и затруднения отдельных учеников, класса)? 1: 2: |
||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.