Тема программы: №4. Деятельность и духовный мир человека
Тема урока: Мировоззрение. Убеждение и вера.
Цели урока:
Обучающая - помочь студентам в понимании того, что мировоззрение является важнейшим элементом духовного мира наших современников; дать краткую характеристику типов мировоззрения;
Воспитательная - на примерах жизни исторических личностей воспитывать неравнодушное отношение к социальной действительности, необходимости формирования активной гражданской позиции. При изучении вопроса об особенностях российского менталитета, воспитывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Развивающая - развивать у студентовя навыки самостоятельной работы на основе работы с учебником, опережающих заданий. Развивать навыки исследовательской работы
(изучение общественного мнения, творческий отчёт о научно – исследовательской экспедиции по памятным историческим местам.)
Цель: достижение студентами следующих результатов:
личностных:
Л1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
метапредметных:
МП1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
предметных:
П4. Сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
Тип урока: изучение нового материала.
Метод урока: лекция с элементами беседы.
Материально – техническое оснащение: презентация.
Межпредметные связи: литература
Ход урока:
1. Организационная часть.
2. Мотивация предстоящей учебной деятельности.
2.1. Сообщение темы урока.
2.2. Постановка целей перед студентами.
3. Актуализация знаний студентов по теме урока: Что такое мировоззрение?
В самом простом, наиболее распространённом понимании мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие, близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой – то, что связано с деятельностью человека: его ощущение, созерцание, понимание, его воззрение, взгляд на мир.
4. Формирование новых знаний (изложение нового учебного материала).
План урока.
1.Мировоззрение.
2.Виды мировоззрения.
3.Значение мировоззрения.
4.Роль мировоззрения в жизни.
5.Убеждение и Вера.
6.Менталитет.
Первый вопрос.
В самом простом, наиболее распространённом понимании мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие, близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой – то, что связано с деятельностью человека: его ощущение, созерцание, понимание, его воззрение, взгляд на мир.
Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во- первых, представляет взгляды человека не на какую – то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом.
Во-вторых, мировоззрение представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живёт в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворён ли человек окружающим миром или стремится изменить его?
Таким образом, мировоззрение – сложное явление духовного мира человека. Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Миропонимание. Миросозерцание.
На мир в целом! Отношение человека к миру!
Записать. Отличительные черты мировоззрения:
Оно представляет взгляды людей не на конкретную сторону, а на мир в целом. Представляет отношение человека к окружающему миру, боится, живет ли в ладу? Мировоззрение складывается в процессе социализации (развитие).
Выделяют следующие мировоззрения:
1. Обыденное или житейское. Формируется стихийно, опирается на опыт людей.
2. Религиозное - основа религиозные учения. Имеет тесную связь с мировой культурой, ориентирована на решение проблем, стремление дать человеку веру. Слабая сторона состоит в том, что непримирима к другим жизненным позициям, недостаточное внимание уделяется науки.
3. Научное мировоззрение – основывается на достижении науки.
Второй вопрос.
· Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.
· Мировоззрение через свою философию позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.
Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет.
Вывод: Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.
Четвёртый вопрос. Роль мировоззрения в жизни.
Дает ориентир, цель, направление, т.е. позволяет свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах общественной и личной жизни.
Дает программу поведения, т.е. определяет методы решения проблем, стиль мышления, образцы для действий, нормы поведения, характер деятельности
Дает жизненную позицию, т.е. определяет принципы жизни, истинные ценности, главное в жизни и деятельности, значимые дела и поступки, смысл жизни, интересы, оценки происходящего в мире.
3.
Викторианские руководства
советовали женщинам в путешествиях по железной дороге держать во рту булавку
как средство против нежелательного поцелуя в темноте, когда поезд проезжает
тоннель.
4. Самка хорька умирает, если у нее год не было секса.
5. Самки растительной тли рожают самок тли, уже беременных самками тли
6. В XIX и начале XX века удаление всех зубов и замена их на вставные было популярным подарком на 21-летие.
Пятый вопрос. Убеждение и Вера.
Наши убеждения основаны на знаниях, таким образом, убеждения это осознанная потребность человека действовать в соответствии со своими ориентациями. Убеждения присуще человеку с любым типом мировоззрения. Нередко убеждения возникают в результате усвоения чужого мнения, готового вывода. Но наши знания ограничены, и тогда возникает Вера. Мы верим там, где не знаем точно. Вера может быть религиозной и обыденной. Особенность веры состоит в том, что она не прошла проверки практикой, экспериментом. На первом месте стоят чувства, эмоции.
Шестой вопрос. Менталитет.
«Национальный менталитет – исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и их образ».
Национальный менталитет состоит из двух уровней.
Первый – генетический. Это то, с чем мы родились и изменить не можем.
Например: Множество исследователей сходятся во мнении, что генетической особенностью русского национального менталитета является правополушарное мышление. А значит, мышление творческое, чувственное, иррациональное. Доминирование невербальных средств передачи информации в живом общении русских – жестов, мимики, пауз, сильное интонирование речи – выдают тот же правополушарный тип.
Второй уровень – приобретенный. То, с чем мы не родились и изменить можем. Это то, как на нас влияло наше воспитание, окружающая среда. Чем раньше в нас был заложен определенный тип поведения, тем сложнее его изменить.
Прочитать: Различают менталитет - человека – учёного – военного – бизнесмена – юриста - народа. - Русского народа (« русская душа» – открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности.)
Мы болтливы и фамильярны, порой до невозможности. Это наше качество отлично понимают в Греции, Италии и США. Но некоторые народы славятся своей неразговорчивостью — например, финны. Складывается ощущение, будто бы в этой стране каждое слово облагается налогом. Одна из характерных черт диалогов в Финляндии — длительные паузы, которые не считаются чем-то неловким или томительным, как у нас. У русских есть вышедшая из определенных кругов пословица для таких случаев: «мент родился» — мол, скорбим о будущих жертвах полицейского произвола. Финны же мечтательно произнесут: «Ангел пролетел». Очень характерное отличие, не так ли? Секрет в том, что у финнов это является основой хорошего тона: долгой паузой ты выказываешь уважение к собеседнику и демонстрируешь, что не хочешь нагружать его лишней информацией.
Записать: В чём же основные особенности российского менталитета?
1. высокоразвитое чувство подвижничества.
Прочитать:
Россиянину нет равных, когда надо поднять неподъёмное или вытерпеть нестерпимое, когда надо «растворить» свою жизнь в жизни других людей или целиком посвятить себя делу, которому служишь.
С детства нам твердят: нужно соблюдать личную гигиену, чистить зубы два раза, грязным ложиться в кровать нельзя. Французы с нами не согласны. Конечно, они ежедневно принимают душ, однако предпочитают делать это по утрам! Утренний душ бодрит и придает сил — спору нет, молодцы. Однако, придя домой после тяжелого рабочего дня, в поту и уличной пыли, они в таком виде ложатся в кровать. Страшно представить, насколько грязные у них простыни и пододеяльники. Даже врачи подтверждают, что это очень вредит здоровью. Кроме того, французы не привыкли мыть руки перед едой — то, что у нас признано неписаной аксиомой, у них считается излишеством и признаком паранойи. С улицы — прямо за стол, несмотря на то, что ты был в метро, трогал поручни и дверные ручки общественных туалетов. Что ни говори, а мы всегда отличались от европейцев большей чистоплотностью.
2. это – Общинность - Записать: Прочитать: Её также можно было бы назвать соборностью, а в советский период она именовалась коллективизмом. И здесь россияне принципиально отличаются от западной цивилизации.
Западная цивилизация, прежде всего в протестантских странах, исторически воспитала совершенно особый тип человека. Характерной его чертой является индивидуализм как ценность и психологическая реальность индивидуальной автономии.
Так, в США основным религиозным течением было пуританство, одним из главных тезисов которого было приумножение богатства во славу Господа. Отсюда жёсткий индивидуализм: «Каждый за себя – один Бог за всех», трудолюбие и энергичность. Базовыми ценностями американского общества стали индивидуальная свобода, опора только на себя и материальное благополучие как эквивалент счастья.
Индивидуализм имеет и положительные и отрицательные стороны. Так, американец сам страдает от своего одиночества – ведь все свои беды и несчастья он должен носить в себе, а на людях только улыбаться. Даже у себя в семье. Не дай Бог попробовать «поплакаться в жилетку» кому – то – сразу станешь изгоем: «Это твои проблемы, ты их и решай!»
Записать: 3. это патриотизм как любовь к Отчизне, готовность, верно служить делу их процветания, любить свой дом и готовность защищать его.
4. это признание сильной державной власти.
Прочитать:
Исторически сложилось так, что Россия развивалась скачками, и эти скачки приходились на периоды сильной государственной власти – Ивана 3 Великого (просьба не путать, что часто происходит, с Иваном 4 Грозным), Петра Первого, тоже прозванного Великим, Екатерины 2 Великой, а также – Сталина.
Сильная государственная власть вовсе не противоречит демократии – ведь демократия может быть сильной и слабой. Так что сильная державная власть России сегодня в условиях демократических реформ крайне необходима.
Прочитать. Менталитет китайцев:
Китайские дети имеют врожденную способность к концентрации и дисциплине.
Очень редко ходят в гости к друг другу. Пригласить коллегу домой, угостить чаем с печеньем и поболтать это просто немыслимо.
Обычно вышестоящий приглашает нижестоящего, и это не является признаком дружбы , а лишь увеличивает моральный долг подчиненного перед начальником.
Китаец принимая приглашение чувствует что окажется в должниках. Он придет с очень дорогим подарком, чтобы немного уменьшить свой долг.
Работа у китайцев не должна приносить удовольствие, это лишь обязанность и долг. Понятие трудолюбие по отношению к китайцем употреблять некорректно. Они не любят труд, а занимаются им ради денег.
Добросовестность, профессионализм, трудовое рвение – здесь этих понятий не существует.
Над Китаем витает дух наживы. Все члены семьи должны приносить доход. Жены дома не сидят, даже если муж хорошо зарабатывает.
В Китае сущ-ет благотворительность, но лишь для поднятия статуса. Давая деньги семья рассчитывает на публичность. Это важно для репутации.
При всей расчётливости и трудолюбие труднообъяснима их любовь к азартным играм. Казино, лотереи, скачки пользуются популярностью. И хотя выигрыш маловероятен, миф о неожиданной удачи силен, что ставки делают даже малообеспеченные.
Живут в большой тесноте, поэтому считается нормальным не беседовать на личные темы, не касаться вопросов о работе, друзей и т.д. бывает так, что члены семьи (брат, сестра, золовка) не знают, кто где работает, кто как проводит свободное время с кем дружат. Хотя живут вместе.
V. Закрепление материала. Тест.
Рефлексия. Ответьте на вопрос: «В чем состоит сущность мировоззрения?» Закончите предложения. Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире – …
Тип мировоззрения, который возникает в жизни человека в процессе его личной практической жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно - …
Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд, Коран и другие произведения мировой духовной культуры - …
Мировоззрение, прочно обоснованное достижениями науки - …
VI. Домашнее задание.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.