Технологическая карта урока информатика 6 класс
Тема урока: Система и окружающая среда. Система как черный ящик.
Тип урока - урок актуализации знаний и умений
Цели урока:
· предметные – понятия системы, черного ящика;
· метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода;
· личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни.
Решаемые учебные задачи:
- расширить и обобщить представления школьников о системах объектов;
- освоить новые приемы создания графических объектов.
Используемые технологии: здоровьесберегающая технология, ИКТ-технология.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
Используемые на уроке средства ИКТ:
· персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный комплекс;
· ПК учащихся.
Используемые материалы:
· Презентация «Системы объектов»;
· плакат «Системы»;
· Программа для выполнения практической работы «Черный ящик»
· Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
1
|
Этап мотивации к учебной деятельности |
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку |
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. |
Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - воспитание требований безопасности - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 |
Этап актуализации и проверки знаний учащихся |
На прошлом уроке мы познакомились с большим количеством понятий по теме «Системы объектов. Состав и структура системы». Какими? Отвечают на вопросы §5, с. 38 № 1 – 4 |
Ученики называют основные понятия, которые они изучили на прошлом уроке: система, структура, системный эффект. |
Познавательные УУД: закрепление материала, изученного на предыдущем уроке. Личностные УУД: развитие памяти и мышления
|
1) Что такое система? Приведите примеры материальных, нематериальных и смешанных систем. |
Система - это целое, состоящее из частей, взаимодействующих между собой. Части, образующие систему, называют её компонентами. |
|||
2) Приведите примеры систем, имеющих одинаковый состав, но разную структуру |
Из деталей одного и того же конструктора можно собрать разные сооружения. Из одного и того же набора продуктов можно приготовить первое и второе блюдо. |
|||
3) В чём суть системного подхода? Примеры. |
При системном подходе учитывается взаимодействие и взаимовлияние всех компонентов системы |
|||
4) В чём суть системного эффекта? Примеры. |
Система приобретает новые качества, которыми не обладал ни один из её элементов в отдельности |
|||
3 |
Формулирование темы и целей урока |
С помощью наводящих вопросов формулирует тему урока |
С помощью наводящих вопросов формулируют тему и цели урока |
Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему - развитие логического мышления |
Подбери подходящую среду для объектов: цветок, микроволновая печь, рыба. |
- солнечный луг, кузня, водная стихия; |
|||
- Объясни, как взаимодействует объект с окружающей средой?
|
- цветок от среды получает свет, тепло, воду, питательные вещества; пчелы от цветка получают нектар, растение может давать тень, кислород и т.д. - микроволновая печь не может работать в сыром помещении, она нуждается в подводке электричества; воздух на кухне от микроволновой печи может нагреваться, по воздуху передаются микроволны; - рыба не может жить вне воды, там она дышит, получает пищу, укрытие от хищников; некоторые рыбы способны очищать водоемы от планктона, являются пищей для биологических объектов;
|
|||
Поскольку любой объект можно считать сложной системой взаимодействующих частей и мы начали разговор о взаимодействии системы различными способами на окружающую среду, то тема нашего урока будет звучать так: |
Называют тему урока: «Система и окружающая среда»;
|
|||
Цели нашего урока: - узнать - научиться - понять
|
- о взаимодействии системы и окружающей среды. - определять входы и выходы системы; - почему систему называют «черным ящиком»? |
|||
4 |
Изучение нового материала |
Узнаем, как система взаимодействует с окружающей средой, что такое входы и выходы системы |
- смотрят видео https://www.youtube.com/watch?v=AOwCQ1R3CKw |
|
|
|
|
|
|
5 |
Первичная проверка понимания
|
Задание 1 (учебник с.38 №8): Рассматривая объект «телевизор» как систему, выберите для нее из предложенного подходящие входы и выходы: · свет; · звук; · электромагнитные волны; · электроэнергия; · мускульная сила человека; · изображение; · цвет; · пыль; · грязь; · тепло; · холод; · регулятор громкости; · кнопка включения/выключения; · стоимость. Проверяет и анализирует с учащимися правильность выполнения задания. Задание 2 (карточка с заданиями): Нами получены протоколы испытаний некоторого «черного ящика», описывающие входы и соответствующие им выходы системы. Необходимо определить тип входной информации (числовая, текстовая, символьная) и правило ее преобразования.
Итак, из всего сказанного можно сделать вывод, что всякие инструкции для пользователей сложной бытовой техники являются описаниями черного ящика. В жизни мы все уже с ними сталкивались. В них объясняется, что нужно сделать на входе (включить, нажать, повернуть и тп.), чтобы достичь определенного результата на выходе (получить фруктовый сок, выполнить вычисления и пр.). Однако, что при этом происходит «внутри», не объясняется.
|
Распределяют входы и выходы в два столбика
Отвечают, делают предположения
|
Познавательные УУД: умение отбирать и обрабатывать нужную информацию из имеющегося источника; |
6 |
Практическая работа |
А сейчас, я предлагаю вам поработать с программой «Черный ящик», которая установлена на ваши компьютеры, и выполнить соответствующие задания. Организует работу учащихся по выполнению практической работы. |
Работают с программой «Черный ящик» |
Личностные УУД: формирование навыков работы с ПК, самоорганизация, планирование своей деятельности, самореглирование |
7 |
Итоги урока, рефлексия |
Мотивация учащихся на рефлексию своей деятельности, своего поведения. - Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? - Чтобы вы изменили в ходе урока? |
Отвечают на вопросы учителя |
Личностные УУД: - развитие самооценки, умение с полнотой и точностью выражать свои мысли
|
8 |
Информация о домашнем задании |
§5 (3, 4), ответить на вопросы с. 38 № 9, 10 (письменно) |
Работа с дневниками, выставление оценок. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.