Урок чтения по Г. Харлампьеву «Жадная сорока»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок чтения.docx

ГБПОУ «Варганишский образовательный центр»

Кузнецова Алёна Михайловна, учитель начальных классов

Тема урока:  Г. Харлампьев «Жадная сорока»

Тип урока: урок изучения нового материала

Продолжительность урока: 45 минут
Цель  урока
:
расширять читательский кругозор детей через знакомство с произведением  Г. Харлампьева «Жадная сорока»; формировать  навык  правильного, осознанного, вдумчивого чтения.

Задачи:

- развивать умения обучающихся критически мыслить;

- развивать представления о слове как средстве создания художественного образа, способе  выражения авторского отношения;

- развивать речь, коммуникативные качества, обогащать словарный запас обучающихся;

- воспитывать правдивость, отзывчивость, умение быть внимательным;

- воспитывать любовь к чтению;

- развивать речевую моторику;

- развивать фонематический слух.

Оборудование: напечатанные опорные слова, картинки – упражнения для профилактики простудных заболеваний, скороговорка, картинка сороки, картинки зимующих птиц нашего края, словарные слова.

 

                                                                Ход урока.

1.     Организационный  момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Предлагаю подружиться

И всем вместе потрудиться!

       2. Психологический настрой

- Мне очень хочется, чтобы эти строки сегодня стали  для нас девизом урока.   

- Давайте попробуем определить, чем мы будем сегодня на уроке  чтения заниматься? ( В качестве подсказок открываются на доске опорные слова)

читать…

 
 


Учиться:

 
                                                                              

обсуждать…

 
                                                          9                

                                                         (                 

находить…

 
                                                       

сравнивать…

 
 

 

 

3.Проверка домашнего задания

– Какое время года на дворе? Почему?

- Как называется наш раздел по которому мы работаем? (Зимние узоры)

- Где можно увидеть зимние узоры?

- Где мы встречались с этим, в каком стихотворении? (Прокофьева «Подарки зимы»)

- Расскажите стихотворение наизусть. (Оценивают дети и учитель)

4. Профилактика простудных заболеваний

- Ребята, давайте выполним упражнения, чтобы не заболеть и быть всегда здоровыми. (Учитель показывает картинку с упражнением, обучающиеся выполняют)

5. Логопедическая  минутка

Артикуляционные упражнения

- Ребята, снег всё сыплет и сыплет, все дорожки замело. Давайте возьмём лопатки и расчистим эти дорожки. А от  снега получились небольшие горки. Прокатитесь с них. Весело было кататься с горок? Как? Отразите на лице. ([а])

 Упражнение на дыхание

- Пока мы играли на наших руках остались холодные снежинки. Давайте сдуем снежинки с рук и согреем их. Вдох носом, выдох ртом на кончик языка.

Упражнение на развитие мелкой моторики

Работа над скороговоркой (демонстрируется картинка сороки, затем вывешивается напечатанная скороговорка)

Хитрую сороку

Поймать морока,

А сорок сорок –

Сорок морок.

Читает учитель

Читаем хором

Читаем по одному

Читаем губами

Читаем шёпотом

Читаем громко - тихо

6. Сообщение темы урока

- Ребята, а догадались ли вы, о ком мы сегодня будем читать, говорить?

- Верно, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Харлампьева «Жадная сорока».

-  Как вы думаете,  почему свое произведение  автор назвал  именно так?                   

-  Как  вам    кажется, что может произойти в рассказе с таким названием?                            - А как же всё было на самом деле? Интересно узнать?

7. Работа над новым материалом

- Как вы думаете, легко ли птицам зимой? Почему?

- Как называются птицы, которые зимуют у нас?

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Учитель читает стихотворение и показывает картинку птицы)


Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер

злится –
Поет не уставая
Синица расписная.

 

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек

воробью -
Я вам песенку спою, 
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень -
Буду петь вам целый

день, чик – чирик.

 

Спят деревья, спит трава,
Но не спит всю ночь сова.
Учит мама малышей
По ночам ловить мышей.


 


- Снегирь с красной грудкой – значит он красногрудый (прочитать по слогам).

- Синичка с жёлтой грудкой – желтогрудая.

- Что нужно делать, чтобы птицам легче перенести зиму?

Послушайте I часть рассказа внимательно и ответьте на вопрос: помогает ли человек птицам зимой?

Чтение рассказа учителем

Словарная работа

- Какие слова непонятны (пиршество, взобрался, пернатые –на доске)

- Как вы понимаете смысл слова?  Каким словом его можно заменить? 

8. Физпауза

- А сейчас давайте поиграем.

Давай, дружок, смелей, дружок,                 Дети выполняют

Кати по снегу свой снежок –                       движения.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза…шляпа…нос…метла…

Чтение текста детьми

Разбор текста по вопросам

-  Докажите, что на улице зима?

- Что сделал автор для птиц?  Для чего он соорудил столик? Где закрепил столик?

- Чем прикармливал автор птиц?

-  Докажите, что человек был отзывчивый и внимательный  к птицам.

- Подберите заголовок к этой части

 - Какой момент этой части может насторожить нас? Почему? Зачитайте.
- Как будут развиваться события дальше?

  9. Стадия рефлексии.

- Понравился  ли вам рассказ?  Чем?

-Чему вы порадовались на уроке?  Чему научил вас урок?

- Какие качества человека вам по душе? Что нужно делать зимой?

- Мы дружно сегодня работали, многому научились. Спасибо за вашу работу!

- А на следующем уроке нам с вами предстоит познакомиться со следующей частью. И мы узнаем что – же случилось.

10. Домашнее задание.

Выразительное чтение I части.

11. Итог