Предмет: Литературное чтение
Возрастная группа: 3 класс
Тема: Поучительные произведения Л. Н Толстого
Описание методической разработки.
Урок чтения по произведениям Л. Н. Толстого составлен в соответствии со всеми требованиями и рекомендациями ФГОС. Занятие может быть использовано для проведения уроков литературного чтения, проведения тематического классного часа или внеклассного мероприятия. На уроке дети познакомятся с личностью и творчеством Л. Н. Толстого, его короткими произведениями на тему морали, совести, добра и зла, будут продолжать учиться самостоятельно делать выводы и формировать собственное понятие «морали». По иллюстрациям к рассказу (см. приложение) ученики попробуют предположить его содержание и составить собственную историю. Для более удобно использования материала все необходимые для преподавателя и учеников материалы можно найти в разделе «Приложение».
Цели занятия:
1) Познакомить с личностью и творчеством Л. Н. Толстого.
2) Развивать навыки чтения и орфографической зоркости.
3) Учиться самостоятельно делать выводы и высказывать собственное мнение.
4) Формировать понятия морали и совести.
5) Формировать чувства этики и эстетики.
6) Развивать память, фантазию, логическое и образное мышление.
Оборудование:
1) Портрет Л. Н Толстого (см. приложение)
2) Рассказы (см. приложение)
3) Иллюстрации к рассказу «Котенок» (см. приложение)
Ход занятия.
1.Вводная часть.
Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с рассказа об одном человеке. Почти 200 лет назад в родовом имении Ясная поляна родился мальчик, которому суждено было стать великим и известным на весь мир человеком. Мальчика назвали Лев. Он рано потерял родителей, затем отправился на учебу в другой город, но вскоре вернулся домой, где полностью посвятил себя литературному творчеству. Лев Николаевич Толстой был великим писателем и не только.
(Учитель вывешивает портрет, см. приложение)
Он был родом из известной и богатой семьи, несмотря ни на что, имея в своем подчинение много крестьян, сам работал с ними на полях, сеял, собирал урожай. В те времена крестьянам невозможно было получить образование, они даже не умели писать и читать. Лев Николаевич считал это несправедливым, поэтому организовал в своем имении школу для всех крестьянских детей, где сам проводил занятия.
2. Основная часть.
Сегодня
мы с вами познакомимся с некоторыми его поучительными рассказами и попробуем
догадаться, что Толстой хотел нам сказать.
(Учитель раздает тексты с рассказом «Лев и мышь», см. приложение)
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее.
Она сказала:
«Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю».
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву.
Работа с текстом.
Ребята, как вы думаете, чем закончилась эта история?
(Ответы детей)
(Учитель продолжает чтение)
Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала:
«Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро».
Как вы думаете, почему Лев посмеялся над маленькой Мышкой?
Почему он отпустил ее – понадеялся на помощь Мышки или из жалости?
Какое добро сделала Мышка для Льва?
Изменилось ли мнение о Льва о Мышке?
Какая главная мысль рассказа?
Должны ли мы проявлять свои добрые качества по отношению к другим? Почему?
Творческая работа.
Нарисуйте в тетрадях любую сцену из рассказа.
Работа с текстом.
Рассказ «Котенок»
(Учитель вывешивает на доску иллюстрацию к рассказу, см. приложение)
Ребята, посмотрите на доску. Следующий рассказ называется «Котенок». Давайте представим себя в роли писателя и предположим, о чем он будет.
Устная коллективная работа.
Чтение рассказ учителем.
Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:
– Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
– Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять.
Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
Работа с текстом.
Как звали брата и сестру?
Когда пропала кошка?
Где нашли кошку и котят?
Что принесла Катя из дома кошке?
Сколько было котят?
Куда пошли играть дети и взяли с собой котёнка?
Что собирали ребята подле дороги?
С кем был охотник?
А котенок, глупый, вместо того, чтобы бежать, что сделал?
Кто из ребят побежал к котёнку?
Какой вывод сделали ребята, после этого случая?
Как вы думаете, что хотел сказать нам автор своим рассказом? Какими прилагательными вы можете описать мальчика? Почему он так поступил? А как бы вы поступили на его месте?
3. Итог занятия.
Мы с вами очень хорошо потрудились сегодня! Что вам показалось сложным, а что – простым?
Какой рассказ вам больше понравился и почему?
4. Домашнее задание.
Прочитать самостоятельно один рассказ Л. Н. Толстого и сделать к нему иллюстрацию.
Приложение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.