Конспект урока литературного чтения
3 класс УМКА «школа России»
И.А. Бунин «Детство»
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить читать и понимать стихи; воспитывать любовь к природе и родине.
1. Организационный момент
- Звонок прозвенел, я рада вас снова видеть на уроке. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, повернитесь и поприветствуйте их. Замечательно, желаю вам успехов на уроке. Садимся.
2. Проверка домашнего задания
- Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Стихотворения, какого поэта мы читали на прошлом уроке? ( «Золотое слово» К.Д. Бальмонта)
- Давайте вспомним его, ответив на мои вопросы. Для этого вам нужно открыть учебник на с.173.
- Какое обещание дала Осень?
-Какое обещанье дала Зима?
-А что сказала Весна?
- А какое время года не давало обещанье? (Лето)
- А сейчас я хочу, чтобы вы выполнили задание в паре: решили кроссворд и составили слово из выделенных квадратиков.
- Какое слово у вас получилось? (Бунин)
- А как вы думаете, почему получилось именно Бунин? (Сегодня на уроке мы будем знакомиться с биографией и творчеством Бунина)
- Какую цель мы поставим перед собой? (узнать биографию Бунина и познакомиться с его творчеством)
- А какие задачи мы с вами поставим перед собой:
1. Познакомиться с биографией
2. Познакомиться с творчеством
3. Научиться выразительно читать стихотворение
3. Подготовка к восприятию нового материала
-Сегодня я хочу познакомить вас с книжной выставкой, посвященной творчеству Бунина. Обратите внимание на эти 4 книги- это сборники стихов разных авторов по временам года. Здесь вы можете найти стихи Ивана Бунина. А в этой книге только стихи Ивана Бунина о природе. И ещё одна книга Ивана Бунина - сборник рассказов «Тёмные аллеи» , с этими рассказами вы будете знакомиться в старшей школе. На перемене вы можете подойти и рассмотреть эти книги.
А сейчас я хочу познакомить вас с биографией Ивана Бунина.
4. Сведения об авторе
Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника , его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же помогло ему достигнуть таких высот?
И.А.Бунин родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Родители: Отец Алексей Николаевич, помещик Орловской и Тульской губернии, был вспыльчивый, азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. Мать Людмила Александровна была полной противоположностью мужу: кроткой, нежной и чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского, и занималась воспитанием детей... В имении под Воронежем впервые открывается будущему писателю «скромная» красота русской природы. Еще в раннем возрасте пробуждается в нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи на полотне с помощью красок и кисти. Притягательную силу, лечебного воздействие природы прочувствовал мальчик Иван Бунин, когда умерла его младшая сестренка. От глубокой душевной боли спасался он, убегая в лес, обращаясь в молитвах к небу и солнцу. В 11 лет он поступает в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из - за финансовых затруднений семьи возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 – летнем возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год выходит его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к Бунину после выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов. Он уехал в 1918 г. из Москвы и поселился в Одессе. А затем, после долгих скитаний, в 1920 г. Бунин приезжает во Францию.
Несмотря на широкую известность Бунина как писателя его жизнь на чужбине была нелегкой. Последний сборник рассказов «Темные аллеи», написанный в мрачные дни нацистской оккупации Франции, был опубликован в Нью-Йорке (1943 г.) Предложение вернуться на родину, которые делались в послевоенные годы, Бунин отвергал. Бунин умер в Париже и похоронен на Русском кладбище.
- Давайте с вами вспомним какие задачи мы с вами ставили перед собой в начале урока и подумай, что мы уже с вами выполнили.
5. Работа по учебнику
- Какое стихотворение мы будем с вами сегодня изучать, вы узнаете, открыв учебник на с.174
- Назовите произведения. (Детство)
6. Работа над стихотворением «Детство».
- Сейчас мы с вами прослушаем стихотворение «Детство». Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение?
(- Это стихотворение о нем самом.)
- Почему?
(- Потому, что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу. Он говорит, что ему было 10 лет.)
7. Словарная работа
- Прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно.
- Какие непонятные слова вы встретили?
Бор
- О каком дереве говорится в стихотворении? О сосне.
-Значит, бор- это лес, в котором растут сосны.
Палаты.
- В каких случаях это слово употребляют в речи?
- Так что же такое палаты?
(Большой и красивый зал.)
- Зал в царском дворце.
- Царские палаты, нарядные, красивые. А у Бунина, какие палаты? Найдите в тексте и прочитайте. (солнечные палаты)
6.Чтение стихотворения по частям.
- В какое время дня бродил поэт по лесу?
«И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам».
- Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?
«Повсюду блеск, повсюду яркий свет
Песок – как шелк…»
- Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне корявой»?
«Прильну к сосне корявой-
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол- гигант, тяжелый, величавый».
- Причитайте строки, в которых автор описывает кору?
Кора груба, морщиниста, красна.
Но как тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
- Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости. Сосны напоминают мальчику великанов из сказки, рядом с которыми герой сам себе кажется очень маленьким.
- А вы знаете, ребята, что сосна может достигать высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет.
- А человек может столько прожить?
- Вспомните сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в тексте.
- Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?
-Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой вначале урока: познакомиться с творчеством Бунина. Мы выполнили эту цель? (Да)
8. Физкультминутка
9.Беседа по картинам И.И.Шишкина.
- А сейчас я хочу, чтобы вы поработали в группах. Каждая группа получит сейчас пазлы, из которых вы должны собрать картину. Какой лес изображён у 1 группы? (сосновый), а у второй? (тоже сосновый), а у третьей? (берёзовая роща).
-Как вы думаете, какая картина подходит к нашему стихотворению? (1 и 2, потому что на ней изображён бор –сосны.
-Все эти картины одного художника, может кто-то вспомнит какой художник любил изображать на своих картинах лес? С его картинам мы знакомились на уроках русского языка, когда писали сочинения по картине. (Иван Шишкин)
Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин.
На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса.
- Перед вами репродукции картин замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща», «Хвойный лес. Солнечный день». Взгляните на них и сопоставьте их со стихотворением Бунина. Посмотрите на сосны. Какие они? (Большие. Огромные. Красивые. Стройные. Высокие.)
- Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению: все они пронизаны светом, теплом, радостью.
- От сосен падают тени. А когда это бывает? ( В солнечный день.)
- Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные?
(Их создает природа.)
- А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным?
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
10.Выразительное чтение стихотворения.-
- А какая цель у нас еще осталась? (научиться выразительно читать стихотворение) .Так давайте мы с вами выполнил эту цель и прочитаем выразительно это стихотворение.
- Природа для Бунина - живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.
- Скажите пожалуйста все ли задачи мы с вами выполнили (Да: мы познакомились с биографией и творчеством Бунина, научились читать выразительно его стихотворение).
11. Рефлексия
- Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья. - Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни. Кто познакомился с творчеством Бунина, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки – кулачки, а раскрытые ладошки – листья. Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим произведением И. Бунин, раскройте кулачки – почки. - Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность поэту- Ивану Бунину.
12. Домашнее задание:
Выразительно чтение стихотворения(с.174), а те кто захочет, могут выучить это стихотворение наизусть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.