Урок чтения в 3 классе по программе "Школа России"
Оценка 4.6

Урок чтения в 3 классе по программе "Школа России"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
09.06.2022
Урок чтения в 3 классе по программе "Школа России"
урок с использованием различных методов и форм работы
чтение.docx

Конспект урока литературного чтения

3 класс УМКА «школа России»

И.А. Бунин «Детство»

 

Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить читать и понимать стихи; воспитывать любовь к природе и родине.

1. Организационный момент

- Звонок прозвенел, я рада вас снова видеть на уроке. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, повернитесь и поприветствуйте их. Замечательно, желаю вам успехов на уроке. Садимся.

2. Проверка домашнего задания

- Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Стихотворения, какого поэта мы читали на прошлом уроке? ( «Золотое слово» К.Д. Бальмонта)

- Давайте вспомним его, ответив на мои вопросы. Для этого вам нужно открыть учебник на с.173.

- Какое обещание дала Осень?

-Какое обещанье дала Зима?

-А что сказала Весна?

- А какое время года не давало обещанье? (Лето)

- А сейчас я хочу, чтобы вы выполнили задание в паре: решили кроссворд и составили слово из выделенных квадратиков.

- Какое слово у вас получилось? (Бунин)

- А как вы думаете, почему получилось именно Бунин? (Сегодня на уроке мы будем знакомиться с биографией и творчеством Бунина)

- Какую цель мы поставим перед собой? (узнать биографию Бунина и познакомиться с его творчеством)

- А какие задачи мы с вами поставим перед собой:

1. Познакомиться с биографией

2. Познакомиться с творчеством

3. Научиться выразительно читать стихотворение

3. Подготовка к восприятию нового материала

-Сегодня я хочу познакомить вас с книжной выставкой, посвященной творчеству Бунина. Обратите внимание на эти 4 книги- это сборники стихов разных авторов по временам года. Здесь вы можете найти стихи Ивана Бунина. А в этой книге только стихи Ивана Бунина о природе. И ещё одна книга Ивана Бунина - сборник рассказов «Тёмные аллеи» , с этими рассказами вы будете знакомиться в старшей школе. На перемене вы можете подойти и рассмотреть эти книги.

А сейчас я хочу познакомить вас с биографией Ивана Бунина.

4. Сведения об авторе

Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника , его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же помогло ему достигнуть таких высот?

И.А.Бунин родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Родители: Отец Алексей Николаевич, помещик Орловской и Тульской губернии, был вспыльчивый, азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. Мать Людмила Александровна была полной противоположностью мужу: кроткой, нежной и чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского, и занималась воспитанием детей... В имении под Воронежем впервые открывается будущему писателю «скромная» красота русской природы. Еще в раннем возрасте пробуждается в нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи на полотне с помощью красок и кисти. Притягательную силу, лечебного воздействие природы прочувствовал мальчик Иван Бунин, когда умерла его младшая сестренка. От глубокой душевной боли спасался он, убегая в лес, обращаясь в молитвах к небу и солнцу. В 11 лет он поступает в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из - за финансовых затруднений семьи возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 – летнем возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год выходит его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к Бунину после выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов. Он уехал в 1918 г. из Москвы и поселился в Одессе. А затем, после долгих скитаний, в 1920 г. Бунин приезжает во Францию.

Несмотря на широкую известность Бунина как писателя его жизнь на чужбине была нелегкой. Последний сборник рассказов «Темные аллеи», написанный в мрачные дни нацистской оккупации Франции, был опубликован в Нью-Йорке (1943 г.) Предложение вернуться на родину, которые делались в послевоенные годы, Бунин отвергал. Бунин умер в Париже и похоронен на Русском кладбище.

- Давайте с вами вспомним какие задачи мы с вами ставили перед собой в начале урока и подумай, что мы уже с вами выполнили.

5. Работа по учебнику

Какое стихотворение мы будем с вами сегодня изучать, вы узнаете, открыв учебник на с.174

Назовите произведения. (Детство)

6. Работа над стихотворением «Детство».

- Сейчас мы с вами прослушаем стихотворение «Детство». Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение?

(- Это стихотворение о нем самом.)

- Почему?

(- Потому, что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу. Он говорит, что ему было 10 лет.)

7. Словарная работа

- Прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно.

- Какие непонятные слова вы встретили?

Бор

- О каком дереве говорится в стихотворении? О сосне.

-Значит, бор- это лес, в котором растут сосны.

Палаты.

- В каких случаях это слово употребляют в речи?

- Так что же такое палаты?

(Большой и красивый зал.)

- Зал в царском дворце.

- Царские палаты, нарядные, красивые. А у Бунина, какие палаты? Найдите в тексте и прочитайте. (солнечные палаты)

6.Чтение стихотворения по частям.

- В какое время дня бродил поэт по лесу?

«И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам».

- Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?

«Повсюду блеск, повсюду яркий свет

Песок – как шелк…»

- Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне корявой»?

«Прильну к сосне корявой-

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол- гигант, тяжелый, величавый».

 

- Причитайте строки, в которых автор описывает кору?

Кора груба, морщиниста, красна.

Но как тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

 

- Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости. Сосны напоминают мальчику великанов из сказки, рядом с которыми герой сам себе кажется очень маленьким.

- А вы знаете, ребята, что сосна может достигать высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет.

- А человек может столько прожить?

- Вспомните сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в тексте.

- Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?

-Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой вначале урока: познакомиться с творчеством Бунина. Мы выполнили эту цель? (Да)

 

8. Физкультминутка

9.Беседа по картинам И.И.Шишкина.

- А сейчас я хочу, чтобы вы поработали в группах. Каждая группа получит сейчас пазлы, из которых вы должны собрать картину. Какой лес изображён у 1 группы? (сосновый), а у второй? (тоже сосновый), а у третьей? (берёзовая роща).

-Как вы думаете, какая картина подходит к нашему стихотворению? (1 и 2, потому что на ней изображён бор –сосны.

-Все эти картины одного художника, может кто-то вспомнит какой художник любил изображать на своих картинах лес? С его картинам мы знакомились на уроках русского языка, когда писали сочинения по картине. (Иван Шишкин)

Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин.

На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса.

- Перед вами репродукции картин замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща», «Хвойный лес. Солнечный день». Взгляните на них и сопоставьте их со стихотворением Бунина. Посмотрите на сосны. Какие они? (Большие. Огромные. Красивые. Стройные. Высокие.)

- Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению: все они пронизаны светом, теплом, радостью.

- От сосен падают тени. А когда это бывает? ( В солнечный день.)

- Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные?

(Их создает природа.)

- А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным?

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

 

10.Выразительное чтение стихотворения.-

- А какая цель у нас еще осталась? (научиться выразительно читать стихотворение) .Так давайте мы с вами выполнил эту цель и прочитаем выразительно это стихотворение.

- Природа для Бунина - живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.

- Скажите пожалуйста все ли задачи мы с вами выполнили (Да: мы познакомились с биографией и творчеством Бунина, научились читать выразительно его стихотворение).

11. Рефлексия

- Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья. - Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни. Кто познакомился с творчеством Бунина, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки – кулачки, а раскрытые ладошки – листья. Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим произведением И. Бунин, раскройте кулачки – почки. - Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность поэту- Ивану Бунину.

12. Домашнее задание:

Выразительно чтение стихотворения(с.174), а те кто захочет, могут выучить это стихотворение наизусть.


 

Конспект урока литературного чтения 3 класс

Конспект урока литературного чтения 3 класс

Что же помогло ему достигнуть таких высот?

Что же помогло ему достигнуть таких высот?

Потому, что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу

Потому, что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу

Физкультминутка 9.Беседа по картинам

Физкультминутка 9.Беседа по картинам

Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми

Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2022