Тема: Русская народная сказка «Крошечка – Хаврошечка».
Цель: обобщить знания о литературном жанре сказка, познакомить с русской народной сказкой «Крошечка – Хаврошечка».
Задачи:
Образовательные:
научить и побудить детей перечитывать текст для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить главную мысль, нравственный смысл сказки;
Коррекционно-развивающие:
развивать читательскую самостоятельность, читательские умения при работе с текстом, развивать и совершенствовать устную речь учащихся, мыслительную деятельность, развивать творческие способности, обогащать словарный запас;
развивать навыки правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения;
Воспитательные:
прививать интерес к чтению, трудолюбие, доброту.
ЭТАПЫ УРОКА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
Орг. момент |
- Здравствуйте, ребята! |
|
Психологический настрой |
- Встаньте в круг, прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у вас всё получится. Поддержите друг друга перед предстоящей работой, опустите ладошки. Улыбнитесь друг другу и подарите тепло, свет, и хорошее настроение. -Что вы подарили друг другу? (Уверенность, поддержку.) Присаживаемся на свои места. - Вы были настолько искренними, что к нам в гости пришло Солнышко. Оно на протяжение всего дня будет помогать вам, играть с вами и смотреть как вы умеете работать на уроках. Если будете отвечать правильно, то солнышко появится у вас на парте (урок делится на 5 частей, если ребёнок отвечает верно или работает без ошибок, ему выдаётся солнышко, сколько заработал, такова и оценка). |
Выполняют упражнение. |
Рапорт |
- Какое сейчас число? -Какой день недели? - Ребята, какое сейчас время года? (весна) - Почему? - Назовите весенние месяца? (март, апрель, май) - Какой сейчас месяц? (март) - Что можно увидеть в лесу в конце марта на проталинах? (цветы) |
Выполняют рапорт. |
Речевая разминка, дыхательная гимнастика. |
-Ребята, представьте, что вы пришли в лес и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте вдох носом и выдох (2-3 раза). -Для того, чтобы дойти до цветов, нужно убрать остатки снега (Лопатка) - Будем рвать цветы домой? (Нет) Почему? - Пришли домой, вспомнили про цветы и захотели их вышить. Чем вышиваем? (Иголочка) - Лопатка – иголочка. - Поработали, захотели чаю. (Чашечка) - А сейчас поработаем над скороговоркой: Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.Слайд |
Выполняют упражнение на дыхание и артикуляционную гимнастику.
Произносят вместе с учителем, губами без голоса, слово громко – слово тихо, начинают произносить тихо - заканчивают громко, с ускорением. |
Проверка д/з |
- Над какой общей темой работали на уроках чтения? - Назовите название произведений и их авторов. |
|
Первичный синтез
|
- Ребята, а сейчас послушайте небольшое стихотворение и скажите, с произведениями какого литературного жанра мы будем работать. Слайд Добрую сказку Помню я с детства. Хочу, чтобы сказку Послушали Вы, Чтобы подкралась К самому сердцу И заронила зерно доброты. Овсей Дриз - Так с произведением какого литературного жанра мы будем работать? -Правильно. А что такое сказка?
- Сказки бывают разные. Доска
– Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки? – А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются ... -Молодцы!
-Какие бывают сказки?
- Какие сказки о животных вы знаете? - Какие сказки относятся к бытовым?
-А что значит волшебные сказки?
- Сейчас я проверю, сможете ли вы определить вид сказки.
Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.
Пошёл волк на реку. Опустил хвост в реку…..
Она только слегка прикоснулась к платью своей волшебной палочкой, и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями….
-Молодцы, ребята! Сегодня мы познакомимся с вами с интересной сказкой из нового раздела. Раздел найдите в оглавлении.
- Посмотрите на слово, которое написано на доске. Это неполное название сказки. Кто-нибудь догадался? Доска -Правильно Крошечка-Хаврошечка это русская народная сказка, а какая именно: волшебная, бытовая или о животных, мы выясним позже. |
-Со сказкой.
-Повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц.
-Литературные (авторские).
-Народными.
-Волшебные, бытовые, сказки о животных.
-Бытовые сказки - сказки про быт, про простую жизнь. Героями являются простые люди. - В этих сказках происходят чудеса, волшебства. В сказке есть что-то чудесное, фантастическое.
-русская сказка «Репка» (сказка бытовая)
– русская народная сказка «Лисичка – сестричка и серый волк» (сказка про животных) - Ш. Перро «Золушка» (волшебная сказка)
-Крошечка-Хаврошечка. |
Первичное восприятие текста
Проверка первичного восприятия
Физпауза
Анализ
|
-Как вы думаете, кто это Крошечка-Хаврошечка? -Сейчас сильный ученик прочитает вам первую часть сказки, а вы внимательно слушайте и скажите, кого автор так назвал.
-Кто это Крошечка-Хаврошечка? Какая Хаврошечка?
-Каких еще героев вы услышали?
-Какие сказки вам напоминает данное произведение? Какие непонятные слова встречаются в тексте? Обратитесь к тексту. Назовите их. Доска В современном языке встречаются такие слова? Это устаревшие слова. Где можно встретить устаревшие слова? - в сказках, былинах, пословицах, и т.д.
Кто помогал Хаврошечке выполнять работы?
- Ребята, а теперь читаем эту часть по цепочке за мной.
- Как жилось Хаврошечке в чужой семье? Подтвердите свой ответ строчками из текста. - Чем занимались дочери хозяйки? - Прочитайте, какую тяжелую работу выполняла Хаврошечка. - Кому рассказывает девочка, как ей тяжело жить? Найдите в сказке отрывок и прочитайте. -В этой сказке корова разговаривает с девочкой. Как такой прием называется?
-Ребята, какая это сказка - волшебная, бытовая или о животных? - Что помогает понять, что это волшебная сказка?
-Как вы думаете, какая главная мысль в этой части?
- Выберите, как в сказке Хаврошечка называет свою корову?
-Почему она ее так называет?
Кого послала мать приглядеть за Хаврошечкой? Удалось ли Одноглазке и Двуглазке узнать, кто помогает Хаврошечке? Почему? |
Девочка, маленькая, Хаврошечка – её имя.
-Девочка-сирота. Крошечная, маленькая. Хаврошечка – имя. -Коровушка-матушка, хозяйка и ее дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. -Морозко, Золушка.
Ткёт – изготавливает ткань. Прядёт – скручивает волокна шерсти, превращает в нитки. Сирота – без отца и матери. В трубы катает – сварачивать в рулон
Находят в тексте нужный фрагмент.
Отвечают по тексту. Находят в тексте нужные слова. Корове. Читают отрывок.
Олицетворение – как-будто корова ведёт себя как человек.
- Волшебная.
Корове в ушко залазила Хаврошечка.
Нужно помогать тем, кто в этом нуждается; добро всегда поощряется. Коровушка. Коровушка любимая. Коровушка - матушка. Коровка моя.
Одноглазку, двуглазку.
Нет, не удалось, заснули обе. |
Вторичный синтез |
-А сейчас проверим, насколько вы были внимательными. Поиграем в игру «Чьи это слова?» - Девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано. - Коровушка - матушка! Меня бьют, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. - Поди погляди, кто сироте помогает? -Молодцы! -А теперь выберите пословицу, которая выражает основную мысль этой части сказки и докажите. Слайд При солнышке тепло, при матери добро. Сделав худо, не жди добра. За добро добром и платят.
-Посмотрите на иллюстрации и скажите, какие герои на них изображены. Слайд |
Коровушка
Хаврошечка
Мачеха
При солнышке тепло, при матери добро. За добро добром и платят.
Коровушка, мачеха, сёстры. |
Итог урока Д/з |
-С каким литературным жанром мы сегодня работали? - С какой сказкой познакомились? - Кто автор? - Какие задания выполняли? - Какое задание понравилось? -Какое задание оказалось трудным? - Что интересного узнали на уроке? - Записываем д/з. |
Сказка «Крошечка-Хаврошечка» Русская народная сказка.
|
Самооценка с комментирование |
Ребята, поставьте себе оценки за урок и докажите, что поставили правильно. |
Дети подсчитывают количество солнышек. |
Рефлексия |
- Ребята покажите с помощью карточек всё ли понятно было на уроке. |
Зелёная – всё понятно, было интересно, жёлтая – остались нерешённые вопросы, красная – ничего не понятно, не интересно. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.