Урок чтения в 4 классе по теме "Крошечка - Хаврошечка" русская народная сказка
Оценка 4.9

Урок чтения в 4 классе по теме "Крошечка - Хаврошечка" русская народная сказка

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
22.03.2023
Урок чтения в 4 классе по теме "Крошечка - Хаврошечка" русская народная сказка
Урок чтения в 4 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по теме "Крошечка - Хаврошечка"
Крошечка – Хаврошечка.docx

Тема: Русская народная сказка «Крошечка – Хаврошечка».

Цель: обобщить знания о литературном жанре сказка, познакомить с русской народной         сказкой «Крошечка – Хаврошечка».

Задачи:

Образовательные:

научить и побудить детей перечитывать текст для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить главную мысль, нравственный смысл сказки;

Коррекционно-развивающие:

развивать читательскую самостоятельность, читательские умения при работе с текстом, развивать и совершенствовать устную речь учащихся, мыслительную деятельность, развивать творческие способности, обогащать словарный запас;

развивать навыки правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения;

Воспитательные:

прививать интерес к  чтению, трудолюбие, доброту.

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята!

 

Психологический настрой

- Встаньте в круг, прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у вас всё получится. Поддержите друг друга перед предстоящей работой, опустите ладошки. Улыбнитесь друг другу и подарите тепло, свет, и хорошее настроение.

-Что вы подарили друг другу? (Уверенность, поддержку.)  Присаживаемся на свои места.

- Вы были настолько искренними, что к нам в гости пришло Солнышко. Оно на протяжение всего дня будет помогать вам, играть с вами и смотреть как вы умеете работать на уроках. Если будете отвечать правильно, то солнышко появится у вас на парте (урок делится на 5 частей, если ребёнок отвечает верно или работает без ошибок, ему выдаётся солнышко, сколько заработал, такова и оценка).

Выполняют упражнение.

Рапорт

- Какое сейчас число?

-Какой день недели?

- Ребята, какое сейчас время года? (весна)

- Почему?

- Назовите весенние месяца? (март, апрель, май)

- Какой сейчас месяц? (март)

- Что можно увидеть в лесу в конце марта на проталинах? (цветы)

Выполняют рапорт.

Речевая разминка, дыхательная гимнастика.

-Ребята, представьте, что вы пришли в лес и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте вдох носом и выдох (2-3 раза).

-Для того, чтобы дойти до цветов, нужно убрать остатки снега (Лопатка)

- Будем рвать цветы домой? (Нет) Почему?

- Пришли домой, вспомнили про цветы и захотели их вышить. Чем вышиваем? (Иголочка)

- Лопатка – иголочка.

- Поработали, захотели чаю. (Чашечка)

- А сейчас поработаем над скороговоркой: Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.Слайд

Выполняют упражнение на дыхание и артикуляционную гимнастику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Произносят вместе с учителем, губами без голоса, слово громко – слово тихо, начинают произносить тихо -  заканчивают громко, с ускорением.

Проверка д/з

- Над какой общей темой работали на уроках чтения?

- Назовите название произведений и их авторов.

 

Первичный синтез

 

- Ребята, а сейчас послушайте небольшое стихотворение и скажите, с произведениями какого литературного жанра мы будем работать. Слайд

Добрую сказку

Помню я с детства.

Хочу, чтобы  сказку

Послушали Вы,

Чтобы подкралась

К самому сердцу

И заронила зерно доброты.

                   Овсей Дриз

- Так с произведением какого литературного жанра мы будем работать?

-Правильно. А что такое сказка?

 

 

 

 

- Сказки бывают разные. Доска

 

– Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки?

– А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются ...

-Молодцы!

 

-Какие бывают сказки?

 

- Какие сказки о животных вы знаете?

- Какие сказки относятся к бытовым?

 

 

 

-А что значит волшебные сказки?

 

 

 

 

- Сейчас я проверю, сможете ли вы определить вид сказки.

 

Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.

 

 

Пошёл волк на реку. Опустил хвост в реку…..

 

 

 

Она только слегка прикоснулась к платью своей волшебной палочкой, и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями….

 

-Молодцы, ребята! Сегодня мы познакомимся с вами с интересной сказкой из нового раздела. Раздел найдите в оглавлении.

 

- Посмотрите на слово, которое написано на доске. Это неполное название сказки. Кто-нибудь догадался? Доска

-Правильно Крошечка-Хаврошечка это русская народная сказка, а какая именно: волшебная, бытовая или о животных, мы выясним позже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Со сказкой.

 

 

овествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц.

 

-Литературные (авторские).

 

-Народными.

 

 

 

-Волшебные, бытовые, сказки о животных.

 

-Бытовые сказки - сказки про быт, про простую жизнь. Героями являются простые люди.

- В этих сказках происходят чудеса, волшебства. В сказке есть что-то чудесное, фантастическое.

 

 

 

-русская сказка «Репка» (сказка бытовая)

 

– русская народная сказка «Лисичка – сестричка и серый волк» (сказка про животных)

-  Ш. Перро «Золушка» (волшебная сказка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Крошечка-Хаврошечка.

Первичное восприятие текста

 

 

 

 

 

Проверка первичного восприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физпауза

 

 

 

Анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

-Как вы думаете, кто это Крошечка-Хаврошечка?

-Сейчас сильный ученик прочитает вам первую часть сказки, а вы внимательно слушайте и скажите, кого автор так назвал.

 

-Кто это Крошечка-Хаврошечка? Какая Хаврошечка?

 

 

-Каких еще героев вы услышали?

 

 

 

-Какие сказки вам напоминает данное произведение?

Какие непонятные слова встречаются в тексте? Обратитесь к тексту. Назовите их. Доска

В современном языке встречаются такие слова? Это устаревшие слова.

Где можно встретить устаревшие слова? - в сказках, былинах, пословицах, и т.д.

 

Кто помогал Хаврошечке выполнять работы?

 

- Ребята, а теперь читаем эту часть по цепочке за мной.

 

- Как жилось Хаврошечке в чужой семье? Подтвердите свой ответ строчками из текста.

- Чем занимались дочери хозяйки?

- Прочитайте, какую тяжелую работу выполняла Хаврошечка.

- Кому рассказывает девочка, как ей тяжело жить? Найдите в сказке отрывок и прочитайте.

-В этой сказке корова разговаривает с девочкой.

Как такой прием называется?

 

 

 

-Ребята, какая это сказка - волшебная, бытовая или о животных?

- Что помогает понять, что это волшебная сказка?

 

-Как вы думаете, какая главная мысль в этой части?

 

 

- Выберите, как в сказке Хаврошечка называет свою корову?

 

-Почему она ее так называет?

 

Кого послала мать приглядеть за Хаврошечкой?

Удалось ли Одноглазке и Двуглазке узнать, кто помогает Хаврошечке? Почему?

Девочка, маленькая, Хаврошечка – её имя.

 

 

 

 

 

-Девочка-сирота.

Крошечная, маленькая.

Хаврошечка – имя.

-Коровушка-матушка, хозяйка и ее дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.

-Морозко, Золушка.

 

 

 

Ткёт – изготавливает ткань.

Прядёт – скручивает волокна шерсти, превращает в нитки.

Сирота – без отца и матери.

В трубы катает – сварачивать в рулон

 

 

 

 

Находят в тексте нужный фрагмент.

 

Отвечают по тексту.

Находят в тексте нужные слова.

Корове.

Читают отрывок.

 

 

 

Олицетворение – как-будто корова ведёт себя как человек.

 

- Волшебная.

 

 

Корове в ушко залазила Хаврошечка.

 

Нужно помогать тем, кто в этом нуждается; добро всегда поощряется.

Коровушка. Коровушка любимая. Коровушка - матушка. Коровка моя.

 

Одноглазку, двуглазку.

 

Нет, не удалось, заснули обе.

Вторичный синтез

-А сейчас проверим, насколько вы были внимательными. Поиграем в игру «Чьи это слова?»

- Девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано.

- Коровушка - матушка! Меня бьют, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

- Поди погляди, кто сироте помогает?

-Молодцы!

-А теперь выберите пословицу, которая выражает основную мысль этой части сказки и докажите. Слайд

При солнышке тепло, при матери добро.

Сделав худо, не жди добра.

За добро добром и платят.

 

-Посмотрите на иллюстрации и скажите, какие герои на них изображены. Слайд

 

 

 

Коровушка

 

 

Хаврошечка

 

 

 

 

Мачеха

 

 

При солнышке тепло, при матери добро.

За добро добром и платят.

 

 

 

 

 

Коровушка, мачеха, сёстры.

Итог урока

Д/з

-С каким литературным жанром мы сегодня работали?

- С какой сказкой познакомились?

- Кто автор?

- Какие задания выполняли?

- Какое задание понравилось?

-Какое задание оказалось трудным?

- Что интересного узнали на уроке?

- Записываем д/з.

Сказка

«Крошечка-Хаврошечка»

Русская народная сказка.

 

Самооценка с комментирование

Ребята, поставьте себе оценки за урок и докажите, что поставили правильно.

Дети подсчитывают количество солнышек.

Рефлексия

- Ребята покажите с помощью карточек всё ли понятно было на уроке.

Зелёная – всё понятно, было интересно, жёлтая – остались нерешённые вопросы, красная – ничего не понятно, не интересно.



 

Тема: Русская народная сказка «Крошечка –

Тема: Русская народная сказка «Крошечка –

Какой день недели? - Ребята, какое сейчас время года? (весна) -

Какой день недели? - Ребята, какое сейчас время года? (весна) -

Послушали Вы, Чтобы подкралась

Послушали Вы, Чтобы подкралась

Она только слегка прикоснулась к платью своей волшебной палочкой, и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями…

Она только слегка прикоснулась к платью своей волшебной палочкой, и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями…

Физпауза Анализ -Как вы думаете, кто это

Физпауза Анализ -Как вы думаете, кто это

Вторичный синтез -А сейчас проверим, насколько вы были внимательными

Вторичный синтез -А сейчас проверим, насколько вы были внимательными
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2023