Учитель.
Я прошу сегодня Вас, ребята,
Настроиться серьёзно на урок.
И не шуметь, как делали когда-то,
Не ждать, когда же прозвенит звонок.
Откройте быстро школьные тетрадки,
Число и тему надо записать.
Весна – это такое время года,
Когда детишкам хочется гулять,
Скакать, играть, не глядя на погоду,
Но всё, что пройдено,
Нам нужно повторять.
Урок у нас сегодня будет необычный. Мы проведём его в форме деловой игры «Корректор».
Цель. Воспитать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость.
Ход урока
-Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчёты, наблюдения? Учёный, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными и для будущих поколений.
И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств,- то есть, значительно повредить плоды напряжённой работы мысли.
До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки!
Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность»,- так пишет в книге «У слова, стоя на часах» Олег Рисс – корреспондент по профессии.
А знаете ли вы, ребята, кто такой корректор? Давайте определим его по толковому словарю, ведь словарь является верным нашим помощником.
Корректор. Работник издательства, газеты или типографии, читающий корректуру.
-А что значит слово корректура?
Корректура. Исправление ошибок на оттиске типографского набора, а также самый оттиск.
-Образуйте от слова «корректор» глагол. Какое значение несёт в себе это слово и как образовано?
Корректировать. 1.Вносить корректив во что-нибудь, исправлять. 2.Читать коррективу чего-нибудь.
Образован глагол при помощи суффикса –ова-. Способ суффиксальный.
-А как вы понимаете слово «корректный»? О каком человеке можно сказать «корректный»? К какой части речи это слово относится и как образовано?
Корректным можно назвать вежливого, тактичного, учтивого человека. Это прилагательное, образовано при помощи суффикса –н-. Способ суффиксальный.
-Можно ли от него образовать наречие и как?
Можно. При помощи суффикса –о- от прилагательного «корректный» образуется наречие «корректно»
-Что это за слова?
Однокоренные слова.
Задание №1.
Составьте с этими словами словосочетания. Запишите их в словарики.
-Сегодня на уроке каждый из вас будет выполнять обязанности корректора.
А как вы думаете, какими качествами должен обладать корректор?
Корректор должен хорошо знать язык, обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным, вежливым, тактичным, учтивым.
-Только ли корректор должен обладать такими качествами?
Итак, вы корректоры. Задание 1 – работа с текстом.
Потом всё вдруг пр.снулось зашевелил.сь запел. Зашумел. Заг.ворило.
В.сна в этом году долг. (не)наступала.
И вои уже (по)весеннему разносит(?)ся многоголосое пение птиц. Поголубело небо почернели сугробы.
Дыш.тся ле.ко. в такое время (не)хочет(?)ся сидеть дома.
(Кое)где (из)под снега пробива.тся прошлогодняя тр.ва. журчит и сверка.т (в)дали под яркими лучами солнца ручей.
Звенит к.пель.
-Восстановить последовательность.
-Озаглавить.
-Определить тему, основную мысль, стиль и тип речи.
-Восстановить.
Задание №2.
Выпишите из загадки слова с орфограммами. Сколько в этом тексте орфограмм?
На окне стоит горшок,
А в горшке растёт цветок.
Посмотреть – не разберёшь:
Не растение, а ёж.
Задание №3.
Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной неграмотной девочки. Найдите ошибки и исправьте их, какие орфограммы не усвоила Оля?
Жалоба.
Дядя, прашу тебя, помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет её наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил два.
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прачитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.
Задание №4.
Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов.
Ф.ст.валь, д.фицит, д.тектив, р.клама, тр.туар, х.рактер, д.када, в.кзал, м.ршрут, м.л.дёжь, пл.нета, р.кета, к.смонавт, ст.дион, .рена.
Задание №5.
Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И. Куприн посмотрел меню и заказал:
-Шесть порций орфографических ошибок.
-Этого подать не можем, не держим,- ответил официант.
-Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы,- сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Чтобы не оказаться в таком положении оформите грамотно меню.
1.Бул.он куриный
2.Ра.сольник с к.лбасой
3.К.тлеты говяж.и
4.С.лат из свеж.х овощей
5.Пиро.ки с печ.нкой
6.Свеж.й хле.
7.К.мпот из крыж.вника
Задание №6.
Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
- Предоставляю вам право выбора оружия.
-Превосходно,- ответил Пруст,- предпочитаю орфографию. Вы убиты.
Мы с вами тоже проведём орфографическую дуэль. Диктант с взаимопроверкой.
Обгорелое дерево, огарок свечи, заросли роз, собираться в поход, стереть написанное, тепличное растение, излагать мысль, утренняя заря, редкий талант, грустная мелодия, коллективный договор, тенистая аллея, сдержанный человек, уголовный розыск, бесспорный успех, счётная машинка, тихий шорох, вкусный крыжовник.
Задание №7.
Работа по карточкам.
-расставьте знаки препинания.
Задания №8.
Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя.
Глядит мечтательно в тетрадь:
-вот если б получить мне пять.
Проверьте работу Ошибкина, помогите получить ему пятёрку.
1.В слове «дуб» три звука: д, у, бэ
2.(На)жёлтых (листьях) – прилагательное, начальная форма – жёлтый, употреблено в родительном падеже, множественного числа, мужского рода.
3.Фрагмент сочинения.
«Я участвовал в соревновании. Я шёл под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперёд. Вдруг Петров упал. Он подвернул ногу. «Кто-нибудь придут ему на помощь»,- подумал я. Митя Смирнов помог Петрову добраться до школы. Там ему оказали помощь.
В начале урока мы с вами уже говорили о том, что корректор должен хорошо знать язык, хорошо владеть письменной и устной речью. Так вот, следующее ваше задание: напишите мини-сочинение. А поможет вам в этом вот эта картина И. Ендогурова «Начало весны».
Давайте проверим, что же у вас получилось.
Итак, наша деловая игра подошла к завершению. Надеюсь, она была очень полезна для вас. Что нового вы сегодня узнали?
Подведение итогов.
Тема. Правописание порядковых числительных.
Цель. Выработать навык правописания порядковых числительных.
Проверка домашнего задания.
Повторение.
1.Работа с текстом.
«Тау адет».
«Тау адет» создавался в течение многих столетий в нём запечатлён огромный опыт н.рода. здесь пр.глядывает тот ид.ал ч.ловека, к которому должен стремит(?)ся каждый. Ув.жение к старшим но и ув.жение к р.бёнку к ж.нщине к родителям. Чуткое вн.мательное отношение к гостю. Сдержанность в речи и манерах во.держанность в пище и питье.
Много правил, определяющих прведение ч.ловека в обществе(н,нн)ых местах – на сельской площиди на праз.нествах на свадьбах пирах; например, появит(?)ся на людях в грязной запачка(н,нн)ой одежде ра.цениволось как (не)уважение к присутствующим.
Когда идёш(?_ на пир, иди сытым,
.бросив старую шубу.
Задания к тексту.
-Перевести заголовок
-Словарная работа.
Идеал – 1).То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений.
2).Совершенное воплощение чего-нибудь.
Манера – 1).Способ что-нибудь делать, та или иная особенность поведения,
образ действия
2).Внешние формы поведения.
-Перевести последние две строчки на родной язык.
Тойгъа барсанг, тоюп бар,
Эски тонунгу къоюп бар.
-Беседа по содержанию.
1).Чему учит «Тау адет»?
2).Какие качества человека выделяются здесь?
3).Все ли эти качества есть у вас?
4).Каких качеств не хватает?
-Восстановить текст.
-Сделать синтаксический разбор первого предложения (письменно).
Словарный диктант (комментированный)
Миллион, миллиард, одиннадцать, двухъярусный, полтора, восьмеро, восемьсот, восемнадцать, восемьдесят, сорокарублёвый.
Какие орфограммы встречаются здесь?
Работа по теме урока.
1.Анализ схем.
сотый – пятисотый автомобиль
тысячный
пяти
миллионный
миллиардный
сотый – 5-сотый автомобиль
тысячный
5
миллионный
миллиардный
Вывод делают сами ученики или читают по учебнику.
2.Упражнение
3. Упражнение 4.Анализ порядка разбора имени числительного 5.Самостоятельный разбор числительного
Обобщение урока.
Домашнее задание.
Тема. Разоблачение самоуправства и угодничества в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».
Цель. Помочь увидеть особенность манеры письма писателя – скрытое в подтексте отношение автора к изображаемому; анализ рассказа в единстве формы и содержания.
Оформление: выставка иллюстраций к рассказу, портрет писателя.
Я ненавижу ложь и насилие во всех его видах.
А.П. Чехов.
-Ребята, посмотрите на этот портрет и скажите, кого вы видите?
Да, это Антон Павлович Чехов. Добрый, мягкий, интеллигентный человек. Он вошёл в литературу в самом начале того десятилетия 20 века, когда жили и работали А.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие, а на литературной сцене, если можно так сказать, действующим лицом был роман. Но Чехов вошёл в литературу как писатель малых повествовательных жанров. Критики упрекали Антона Павловича в том, что его искусство ничему не служит. Но сам Чехов был иного мнения.
В его записной книжке есть такая запись: «Почему твои песни так коротки? - спросили раз птицу. - Или у тебя не хватает дыхания?» «У меня очень много песен, и я хотела бы поведать их все»,- ответила та.
Вероятно, Антон Павлович стремился подобно этой птице поведать нам многое. «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть»,- говорил писатель.
С произведениями А.П. Чехова мы с вами уже знакомы. Давайте вспомним их. А для этого проведём игру «Поле чудес». Здесь зашифрованы названия произведений. Разрешается открыть от двух до пяти букв. Чем меньше будет открыто букв, тем больше баллов заработает команда за правильный ответ. Если вы откроете 2 буквы, заработаете 5 баллов, 3 буквы – 4 балла, 4 буквы – 3 балла, 5 букв - 2 балла. Итак, делимся на команды.
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Смерть
чиновника»
2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Унтер
Пришибеев»
3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Толстый и Тонкий»
4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Лошадиная фамилия»
На прошлом уроке мы с вами прочитали ещё один рассказ А.П. Чехова «Хамелеон». И сегодня на уроке должны сделать анализ этого рассказа в единстве содержания и формы.
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Давайте прочитаем рассказ в лицах. Пока группа ребят будет читать рассказ, одна группа ребят находит элементы композиции и делает соответствующие записи в тетрадях. Другая группа составляет цитатный план.
Давайте проверим задания.
-Как мы узнаем, что Очумелов небескорыстно выполнял свои служебные обязанности?
-Чем вызваны резкие переходы в речи и поведении Очумелова? Какие свойства его натуры они передают?
-Как вы понимаете смысл заглавия рассказа? Какова основная мысль рассказа?
Чтобы ответить на эти вопросы нам надо определить значение слова «хамелеон».
-В какие моменты повествования вам было особенно смешно? А было ли грустно? Почему?
-Какие приёмы использует Чехов в характеристиках героев? Подтвердите свои ответы примерами из текста.
А сейчас _______________ защитит реферат, подготовленный дома. Называется он «О чём говорят мне фамилии героев?»
А ____________________________ защитят иллюстрации к рассказу.
Послушаем отзыв «Вот ещё один рассказ Чехова о самоуправстве и угодничестве». Его подготовил(а) _____________________________
Сейчас послушаем рассказ в исполнении профессиональных артистов.
/Это делается в целях сохранения остроты восприятия и углубления понимания художественного чтения/.
Итак, на основе рассказа «Хамелеон» мы увидели, как, изображая в рассказе смешную сцену столкновения золотых дел мастера Хрюкина и полицейского надзирателя Очумелова из-за маленькой собачки, Чехов подводит нас к мысли о том, что эти люди, и прежде всего Очумелов, который должен защищать закон, будучи полицейским надзирателем, оказались мелкими, ничтожными, лишёнными собственного достоинства, кроме того, тупыми, корыстными. Причём всё время чувствуется, как относится к этим людям сам автор. И мы вместе с Чеховым возмущены хамелеоновщиной, порождённой всем строем жизни царской России и, к сожалению, не только царской России.
-Есть ли проявления хамелеоновщины в наше время?
Чехов написал 500 рассказов, и они, как осколки огромного зеркала, отразили огромную Россию. В них действует 8000000 персонажей. И прав был один из современников Чехова, сказавший, что если бы Россия исчезла вдруг с лица Земли, то по рассказам его Россию можно было бы восстановить до мельчайших подробностей.
Спешите прочитать рассказы Чехова, побывать в мире чеховских героев. А помогут
вам вот эти книги на выставке, предложенные вашему вниманию.
Домашнее задание. Прочитать рассказ писателя и представить его на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.