Урок "Формулы квадратных уравнений"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок "Формулы квадратных уравнений" познакомит с формулой корней квадратного уравнения, дискриминанта, научит применять эти формулы, также рассмотрены приемы решения уравнений. Все приложения к уро ку приложены.
Иконка файла материала урок формулы квадратных уравнений.doc

Урок  математики в 8 классе

на тему:

«Формула корней квадратного уравнения»

Цели и задачи  урока:

-обучающие: познакомить с формулой корней квадратного уравнения, дискриминанта, учить применять эти формулы, рассмотреть приемы решения уравнений;

-развивающие: развивать логическое мышление учащихся, повышать интерес к изучаемой теме; 

-воспитательные:  воспитать стремление к достижению цели, воспитание интереса к математике.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование урока:, презентация.

Ход урока

 

  1. Организационный момент Сообщить тему и цели урока.
  2. Актуализация  знаний

1) (слайды 2-6) Найди лишнее:

1). 2х2+7х-3=0;

5х-7=0;

2-5х-1=0.

2). 2/х2+3х+4=0;

2+5х=0;

2-3х-1=0.

3). х2-3х+5=0;

2-7х-1=0;

у = х2-2х-8.

4). 3х2-8х+4=0;

у = -2х2+7х-3;

2-9=0.

5). х2-7х-9;

2+13х+4=0;

7х-3х2-4=0.

 

Проверка осуществляется с помощью компьютера (лишнее исчезает)

2)(слайд 7)  Составьте квадратные уравнения, если известны их коэффициенты:

  • а=3, b=8, c=2;
  • а=1, b=0, c= -1;
  • а=5, b=0,5, c= -3;
  1. Объяснение нового материала

1)(слайд 8)Простые уравнения люди научились решать более трех тысяч лет назад в Древнем Египте, Вавилоне и только 40 лет назад научились решать квадратные уравнения. Одним из тех, кто внес большой вклад в развития математики, был французский математик Виет.

2)(слайды 9-13)Вывод формул корней квадратного уравнения.

Опр. Дискриминантом квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0 называется выражение b2 – 4ac.
Его обозначают буквой D, т.е. D= b2 – 4ac.

Возможны три случая:

Ø  D > 0

Ø  D = 0

Ø  D < 0

Если D > 0

В этом случае уравнение ах2 + bх + с = 0 имеет два действительных корня:

 

 

 

Если D = 0

В этом случае уравнение ах2 + bх + с = 0

 имеет один действительный корень:

 

 

 

 

 


Если D < 0

Уравнение ах2 + bх + с = 0  не имеет действительных корней.

Корней нет.

 

Обобщим.                             ах2 + bх + с = 0.

3)(слайд 14-17) Рассмотрим несколько примеров.

Решить уравнение 2x2- 5x + 2 = 0

Здесь a = 2, b = -5, c = 2.

Имеем D = b2- 4ac = (-5)2- 4×2×2 = 9.

Так как D > 0, то уравнение имеет два корня.

 


Найдем их по формуле

 

 

 


то есть x1 = 2 и x2 = 0,5 - корни заданного уравнения

Решить уравнение 2x2- 3x + 5 = 0

Здесь a = 2, b = -3, c = 5.

Найдем дискриминант D = b2- 4ac= (-3)2- 4·2·5 = -31, т.к. D < 0, то уравнение
 не имеет действительных корней. 

Решить уравнение x2- 2x + 1 = 0

Здесь a = 1, b = -2, c = 1.

Получаем D = b2- 4ac = (-2)2- 4·1·1= 0, поскольку D=0

 

 


Получили один корень х = 1.

4.      Закрепление нового материала

Даются задания, которые  решаются на доске учениками с проверкой учителем.

№1. Решите уравнения:

а) х2+7х-44=0;

Здесь a = 1, b = 7, c = - 44.

Имеем D = b2- 4ac = (7)2- 4×1×(-44) = 225.

Так как D > 0, то уравнение имеет два корня

 

б) 2+6у+1=0;

Здесь a = 9, b = 6, c = 1.

Получаем D = b2- 4ac = (6)2- 4·1·9= 0, поскольку D=0

 

 

 


в) –2t2+8t+2=0;

Здесь a = -2, b = 8, c = 2.

Имеем D = b2- 4ac = (8)2- 4×(-2)×2 = 80

 

 

 


г) а+3а2= -11.

    а+3а2 +11=0.

Здесь a = 1, b = 3, c = 11.

Найдем дискриминант D = b2- 4ac= (3)2- 4·1·11 = -35, т.к. D < 0, то уравнение
не имеет действительных корней. 

д) х2-10х-39=0;

Здесь a = 1, b = -10, c = - 39.

Имеем D = b2- 4ac = (-10)2- 4×1×(-39) = 256.

Так как D > 0, то уравнение имеет два корня

 

е) 2-4у+1=0;

Здесь a = 4, b = -4, c = 1.

Получаем D = b2- 4ac = (-4)2- 4·4·1= 0, поскольку D=0

 

 

 


ж) –3t2-12t+6=0;

Здесь a = -3, b = -12, c = 6.

Имеем D = b2- 4ac = (-12)2- 4×(-3)×6 = 216

 

 

 


3) 2+5= а.

2+5 – а=0.

Здесь a = 4, b = -1, c = 5.

Найдем дискриминант D = b2- 4ac= (-1)2- 4·4·5 = -79, т.к. D < 0, то уравнение
не имеет действительных корней. 

№2. а)При каких значениях х равны значения многочленов:

(1-3х)(х+1) и (х-1)(х+1)?

(1-3х)(х+1) = (х-1)(х+1)

х-3х2+1-3х=х2-1

-4х2-2х+2=0

Здесь a = -4, b = -2, c = 2.

Имеем D = b2- 4ac = (-2)2- 4×(-4)×2 = 36.

Так как D > 0, то уравнение имеет два корня

 

Б)При каких значениях х равны значения многочленов:

(2-х)(2х+1) и (х-2)(х+2)?

(2-х)(2х+1) = (х-2)(х+2)

4х+2-2х2-х=х2-4

-3х2+3х+6=0

Здесь a = -3, b = 3, c = 6.

Имеем D = b2- 4ac = (3)2- 4×(-3)×6 = 81.

Так как D > 0, то уравнение имеет два корня

 

5.                  Подведение итогов урока

1.      Что такое дискриминант?

2.      Как найти корни квадратного уравнения с помощью дискриминанта? Какие случаи возможны?

6.                  Домашнее задание: