Урок геометрии по теме "Прикладные задачи, связанные с объемом прямоугольного параллелепипеда". 11-й класс
Тучкова Елена Ивановна, учитель математики Геометрия
Цели урока:
Оборудование: набор карточек с формулами для вычисления площадей, презентации к уроку, мультимедийная установка.
Методы и приемы обучения:
1. Методы формирования новых умений: упражнение: репродуктивное, поисковое
2. Методы контроля и диагностики: опрос, наблюдение за текущей работой обучающихся.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Практический опыт: применение полученных знаний на практике, решение прикладных задач.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку и подготовленность классного помещения.
2. Проверка выполнения домашнего задания
Учитель: К сегодняшнему уроку вам предлагалось вспомнить формулы для вычисления площадей плоских фигур.
Учитель: Выполните взаимопроверку задания по карточкам.
Сегодня вам предстоит напряженная интеллектуальная и творческая деятельность. Чтобы она была эффективной нам понадобятся ваши знания и желание узнать что-то новое.
Давайте выполним следующие задания (кубик и куб)
Рисунок 1
В ходе фронтальной беседы с классом обсуждаем получившиеся результаты:
№2. Фигуры 2 и 4;
№3. «останется без изменений»
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Учитель: При решении
задач на уроках геометрии (в том числе и при решении задач ЕГЭ) нам очень часто
приходится вычислять площади геометрических фигур.
Давайте вспомним соответствующие формулы (класс проверяет работу вызванного к
доске ученика).
А теперь предлагаю вашему вниманию задачи из банка заданий ЕГЭ.
Задание 1. (Устно). Найдите площади фигур, изображённых на рисунке (клетка 1см х 1см).
Учащиеся работают в тетрадях, а один из учеников решает задачу у доски.
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Учитель: Что отличает
геометрические тела, с которыми мы работаем на уроках стереометрии, от
рассмотренных геометрических фигур?
Правильно, геометрические тела объёмные.
Итак, мы с вами приступаем к изучению ещё одного очень важного понятия – объём.
Тема урока: «Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда»
Сегодня мы:
Учитель: В ближайшем будущем каждому из вас предстоит выбрать профессию. Какую роль играет в этом математика?
Математика-это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. Многие математические теории нередко кажутся искусственными, оторванными от реальной жизни, просто непонятными. Если же подойти к этим проблемам с позиции исторического развития, то станет виден их глубокий жизненный смысл, их необходимость.
Математика и архитектура развивались одновременно. Нельзя было провести строгую границу между этими двумя видами искусств. В древности математика, как и архитектура, относилась к искусствам. Образование человека считалось неполным, если он, наряду с философией, поэзией, музыкой, не овладевал современной ему математикой, не умел ставить и решать задачи, доказывать теоремы. Развитие математики требовало знаний архитектуры и наоборот. Потребности зарождающегося строительства и, возникшей вслед за ним архитектуры явились одним из стимулов, благодаря которым возникла и сделала первые шаги математика.
Архитектура — древнейшая сфера человеческой деятельности и ее результат. Главный смысл понятия архитектура состоит в том, что это совокупность зданий и сооружений различного назначения, это пространство, созданное человеком и необходимое для его жизни и деятельности.
Хороший архитектор должен знать аналитическую геометрию и математический анализ, основы высшей алгебры и теории матриц, владеть методами математического моделирования и оптимизации. Архитекторы имеют дело с математикой при сооружении различных объектов.
В современной архитектуре, да и не только в современной, используются различные формы, представляющие из себя известные нам геометрические тела. Назовите эти тела.
Изучение теории объёмов мы начнём с достаточно часто встречающегося геометрического тела – прямоугольного параллелепипеда.
А теперь блиц-опрос.
Теперь
давайте вспомним формулу, по которой вычисляется объём прямоугольного
параллелепипеда. Эта формула хорошо вам известна из курса математики 5 класса.
Итак, как вычислить объём прямоугольного параллелепипеда?
Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях записывают формулу V = abc
Свойство объемов многогранников - Некоторые свойства объёмов многогранников:
· Равные тела имеют равные объёмы.
· Если тело составлено из нескольких тел, то его объём равен сумме объёмов этих тел.
· Объём куба, ребро которого равно единице длины, равен единице.
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий
Учитель: Пришла пора потренироваться в решении задач на нахождение объёмов прямоугольных параллелепипедов. Прежде, чем мы приступим к решению задачи, мальчики помогут нам узнать три измерения нашего кабинета с помощь рулетки. Девочки оформят решение на доске.
Задача 1. Кабинет, в котором проходит наш урок, имеет форму прямоугольного параллелепипеда с измерениями 6,5 м, 8 м и 3,6 м. По принятым санитарным нормам на одного учащегося в учебном кабинете должно приходиться не менее 6 м3 воздуха. Какое наибольшее количество учащихся можно разместить в этом кабинете, не нарушая санитарных правил?
(Дети решают эту задачу самостоятельно в своих тетрадях, после чего обсуждаем получившиеся результаты).
Решение. Вычислим объём классной комнаты: 6,5 . 8 . 3,6 = 187,2 м3 . Узнаем, сколько учащихся можно разместить в этом помещении, при условии, что на одного учащегося приходится 6 м3 воздуха: 187,2 : 6 = 31,2. Следовательно, в кабинете может заниматься 31 ученик.
Учитель: Ребята, задачи такого вида называются прикладными. Прикладная задача — это задача, поставленная вне математики и решаемая математическими средствами.
Решение прикладной задачи состоит из нескольких этапов: составление математической модели, применение алгоритмов (схем) решения, вычислительный процесс и ответ на поставленный вопрос.
Сегодня мы с вами будем решать задачи, связанные с объемом прямоугольного параллелепипеда.
. Прикладная задача — это задача, поставленная вне математики и решаемая математическими средствами.
Летом в нашем крае очень жарко и каждый человек мечтает повести летние месяцы комфортно. Кто-то уезжает туда, где есть море, а кто-то делает бассейн у себя дома. Решим следующую задачу.
n Задача № 2. Вычислить объем бетона, который требуется, чтобы залить дно в бассейне, если его толщина должная быть 10 см, размеры бассейна 5 м ×3 м. Сколько нужно кг цемента, если на 1 уходит 4 мешка по 4 кг?
Задача № 3.
Представьте, что вы владелец магазина. ЗАО Холод, производитель Пятигорского мороженого, предложил вам определенное количество мороженого Пломбир с большой скидкой. Как вы сможете определить полезную емкость морозильной камеры, если она
имеет форму прямоугольного параллелепипеда размерами 2×1,5×3?
Сколько металлических шариков на картинке?
В одном кубике 216 шариков.
На рисунке 5 кубиков.
Всего получим 1080 шариков.
Ответ: На рисунке 1080 шариков.
При подготовке к ЕГЭ вам наверняка встречались задания на нахождение объёмов многогранников такого вида. В процессе обсуждения способов решения задачи вспоминаем изученное на уроке свойство объёмов, которое позволяет нам разбивать многогранник на части, объёмы которых мы в состоянии вычислить.
6. Применение знаний и способов действий
На этом этапе урока учащиеся работают в группах по 4 человека. Каждой группе предлагается карточка с заданиями по изученному на уроке материалу.
Рисунок 5
На
работу в группе отводится 7 минут.
По окончании работы полученные результаты обсуждаются
7. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
Учащиеся в тетрадях выполняют задания математического диктанта:
8. Информация о домашнем задании
а)
подобрать, используя различные ресурсы, 2-3 задачи рассмотренных на уроке типов
из банка заданий ЕГЭ
б) выполните задание на карточке: «Когда человеку уютно, приятно, спокойно, он
говорит, что ему комфортно. Оказывается, комфортность определяется формой
помещения, его линейными размерами. Коэффициент комфортности можно найти по
формуле: , где – коэффициент
комфортности, V – объём жилища, S – площадь поверхности жилища,
включая пол. Чем меньше коэффициент, тем комфортнее жилище. Используя данную
формулу, определите наиболее комфортную комнату в вашей квартире».
9. Рефлексия
n Что для вас на уроке было неожиданным?
n В задачах какого вида вам хотелось бы разобраться более подробно и отработать навыки решения?
n Как вы считаете, прикладные задачи могут повысить мотивацию к изучению геометрии?
Ребята, а кому из вас сегодняшний урок поможет лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ?
10. Подведение итогов занятия
Учитель
даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Спасибо за урок!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.