Урок геометрии "Прикладные задачи, связанные с объемом прямоугольного параллелепипеда""
Оценка 4.8

Урок геометрии "Прикладные задачи, связанные с объемом прямоугольного параллелепипеда""

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
математика
16.12.2024
Урок геометрии "Прикладные задачи, связанные с объемом прямоугольного параллелепипеда""
11 класс (углубленный уровень) разработан в соответствии с ФОП
конспект урока геометрии.docx

Урок геометрии по теме "Прикладные задачи, связанные с объемом прямоугольного параллелепипеда". 11-й класс

Тучкова Елена Ивановна, учитель математики    Геометрия        

Цели урока:

  • Образовательные:   ввести понятие объёма, рассмотреть свойства объёмов геометрических тел, рассмотреть формулу объёма прямоугольного параллелепипеда, рассмотреть решение основных типов задач (из банка заданий ЕГЭ) по теме,  учить решать задачи практического содержания
  • Развивающие:   развивать логическое  мышление, пространственное воображение,  расширять представления об окружающем нас мире, развивать умение осуществлять самоконтроль
  • Воспитательные:   воспитывать ответственное отношение к учебному труду, уважительное отношение к сверстникам, развивать умение оказывать взаимопомощь, воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: набор карточек с формулами для вычисления площадей, презентации к уроку, мультимедийная установка.

Методы и приемы обучения:

1.      Методы формирования новых умений: упражнение: репродуктивное, поисковое

2.      Методы контроля и диагностики: опрос, наблюдение за текущей работой обучающихся.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Практический опыт: применение полученных знаний на практике, решение прикладных задач.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку и подготовленность классного помещения.

2. Проверка выполнения домашнего задания

Учитель: К сегодняшнему уроку вам предлагалось вспомнить формулы для вычисления площадей плоских фигур.

Учитель: Выполните взаимопроверку задания по карточкам.

Сегодня вам предстоит напряженная интеллектуальная и творческая деятельность. Чтобы она была эффективной нам понадобятся ваши знания и желание узнать что-то новое.

Давайте выполним следующие задания (кубик и куб)

https://urok.1sept.ru/articles/647818/img1.gif

Рисунок 1

В ходе фронтальной беседы с классом обсуждаем получившиеся результаты:


№2. Фигуры  2 и  4;
№3. «останется без изменений»

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Учитель: При решении задач на уроках геометрии (в том числе и при решении задач ЕГЭ) нам очень часто приходится вычислять площади геометрических фигур.
Давайте вспомним соответствующие формулы (класс проверяет работу вызванного к доске ученика).
А теперь предлагаю вашему вниманию  задачи  из банка заданий ЕГЭ.

Задание 1. (Устно). Найдите площади фигур, изображённых на рисунке (клетка 1см х 1см).

 

https://urok.1sept.ru/articles/647818/img2.gif

https://urok.1sept.ru/articles/647818/img4.gifhttps://urok.1sept.ru/articles/647818/img3.gif

 

Учащиеся работают в тетрадях, а один из учеников решает задачу у доски.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Учитель: Что отличает геометрические тела, с которыми мы работаем на уроках стереометрии, от рассмотренных геометрических фигур?
Правильно, геометрические тела объёмные.
Итак, мы с вами приступаем к изучению ещё одного очень важного понятия – объём.

Тема урока: «Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда»

Сегодня мы:

  • совершим небольшой экскурс в историю
  • узнаем, какими свойствами обладают объёмы
  • вспомним, как вычисляется объём прямоугольного параллелепипеда
  • посмотрим, как эти сведения используются на практике.

Учитель: В ближайшем будущем каждому из вас предстоит выбрать профессию. Какую роль играет в этом математика?

 Математика-это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. Многие математические теории нередко кажутся искусственными, оторванными от реальной жизни, просто непонятными. Если же подойти к этим проблемам с позиции исторического развития, то станет виден их глубокий жизненный смысл, их необходимость.

Математика и архитектура развивались одновременно. Нельзя было провести строгую границу между этими двумя видами искусств. В древности математика, как и архитектура, относилась к искусствам. Образование человека считалось неполным, если он, наряду с философией, поэзией, музыкой, не овладевал современной ему математикой, не умел ставить и решать задачи, доказывать теоремы. Развитие математики требовало знаний архитектуры и наоборот. Потребности зарождающегося строительства и, возникшей вслед за ним архитектуры явились одним из стимулов, благодаря которым возникла и сделала первые шаги математика.

Архитектура — древнейшая сфера человеческой деятельности и ее результат. Главный смысл понятия архитектура состоит в том, что это совокупность зданий и сооружений различного назначения, это пространство, созданное человеком и необходимое для его жизни и деятельности.

 Хороший архитектор должен знать аналитическую геометрию и математический анализ, основы высшей алгебры и теории матриц, владеть методами математического моделирования и оптимизации. Архитекторы имеют дело с математикой при сооружении различных объектов.

В современной архитектуре, да и не только в современной, используются различные формы, представляющие из себя известные нам геометрические тела.   Назовите эти тела.

Изучение теории объёмов мы начнём с достаточно часто встречающегося геометрического тела – прямоугольного параллелепипеда.

А теперь блиц-опрос.

  • Сколько граней у прямоугольного параллелепипеда?
  • Какими фигурами являются грани прямоугольного параллелепипеда?
  • Сколько измерений у прямоугольного параллелепипеда?
  • Как мы их обычно называем?
  • Верно ли, что куб является прямоугольным параллелепипедом?
  • Все грани куба – это …
  • Назовите предметы окружающей обстановки, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда.

Теперь давайте вспомним формулу, по которой вычисляется объём прямоугольного параллелепипеда. Эта формула хорошо вам известна из курса математики 5 класса.
Итак, как вычислить объём прямоугольного параллелепипеда?

Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях записывают формулу V = abc

 

Свойство объемов многогранников - Некоторые свойства объёмов многогранников:

·         Равные тела имеют равные объёмы

·         Если тело составлено из нескольких тел, то его объём равен сумме объёмов этих тел

·         Объём куба, ребро которого равно единице длины, равен единице

 

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий

Учитель: Пришла пора потренироваться в решении задач на нахождение объёмов прямоугольных параллелепипедов. Прежде, чем мы приступим к решению задачи, мальчики помогут нам узнать три измерения нашего кабинета  с помощь рулетки. Девочки оформят решение на доске.

Задача 1. Кабинет, в котором проходит наш урок, имеет форму прямоугольного параллелепипеда с измерениями 6,5 м, 8 м и 3,6 м. По принятым санитарным нормам на одного учащегося в учебном кабинете должно приходиться не менее 6 м3 воздуха. Какое наибольшее количество учащихся можно разместить в этом кабинете, не нарушая санитарных правил?

(Дети решают эту задачу самостоятельно в своих тетрадях, после чего обсуждаем получившиеся результаты).

Решение. Вычислим объём классной комнаты: 6,5 . 8 . 3,6 = 187,2 м3 . Узнаем, сколько учащихся можно разместить в этом помещении, при условии, что на одного учащегося приходится 6 м3 воздуха: 187,2 : 6 = 31,2. Следовательно, в кабинете может заниматься 31 ученик.

Учитель: Ребята, задачи такого вида называются прикладными. Прикладная задача — это задача, поставленная вне математики и решаемая математическими средствами. 

Решение прикладной задачи состоит из нескольких этапов: составление математической модели, применение алгоритмов (схем) решения, вычислительный процесс и ответ на поставленный вопрос.

Сегодня мы с вами будем решать задачи, связанные с объемом прямоугольного параллелепипеда.

. Прикладная задача — это задача, поставленная вне математики и решаемая математическими средствами. 

Летом в нашем крае очень жарко и каждый человек мечтает повести летние месяцы комфортно. Кто-то уезжает туда, где есть море, а кто-то делает бассейн у себя дома. Решим следующую задачу.

n  Задача № 2.  Вычислить объем бетона, который требуется, чтобы залить дно в бассейне, если его толщина должная быть 10 см, размеры бассейна 5 м ×3 м. Сколько нужно кг цемента, если на 1 уходит 4 мешка по 4 кг?

Задача № 3.

Представьте, что вы владелец магазина. ЗАО Холод, производитель Пятигорского мороженого, предложил вам определенное количество мороженого Пломбир с большой скидкой. Как вы сможете определить полезную емкость морозильной камеры, если она

имеет форму прямоугольного параллелепипеда размерами 2×1,5×3?

 

Сколько металлических шариков на картинке?

https://urok.1sept.ru/articles/663441/Image6384.jpg

В одном кубике 216 шариков.

На рисунке 5 кубиков.

Всего получим 1080 шариков.

Ответ: На рисунке 1080 шариков.

 

При подготовке к ЕГЭ вам наверняка встречались задания на нахождение объёмов многогранников такого вида. В процессе обсуждения способов решения задачи вспоминаем изученное на уроке свойство объёмов, которое позволяет нам разбивать многогранник на части, объёмы которых мы в состоянии вычислить.

6.  Применение знаний и способов действий

На этом этапе урока учащиеся работают в группах по 4 человека. Каждой группе предлагается карточка с заданиями по изученному на уроке материалу.

https://urok.1sept.ru/articles/647818/img5.gif

Рисунок 5

На работу в группе отводится 7 минут.
По окончании работы полученные результаты обсуждаются

7. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Учащиеся в тетрадях выполняют задания математического диктанта:

  • Заполни пропуски: «Равные тела имеют … объёмы».
  • Заполни пропуски: «Если тело составлено из нескольких тел, то его объём равен … объёмов этих тел».
  • Заполни пропуски: «Объём прямоугольного параллелепипеда равен … трёх его измерений».
  • Заполни пропуски: «Объём куба равен … его ребра».
  • Найдите объём многогранника, изображённого на рисунке (все двугранные углы прямые).
  • Измерения прямоугольного параллелепипеда равны 10 см, 10 см и 5 см. Найдите ребро куба, объём которого в 2 раза больше объёма данного параллелепипеда.
  • Во сколько раз нужно увеличить каждое из трёх измерений прямоугольного бруса, чтобы объём его увеличился в 8 раз?

8. Информация о домашнем задании

а) подобрать, используя различные ресурсы, 2-3 задачи рассмотренных на уроке типов из банка заданий ЕГЭ
б) выполните задание на карточке: «Когда человеку уютно, приятно, спокойно, он говорит, что ему комфортно. Оказывается, комфортность определяется формой помещения, его линейными размерами. Коэффициент комфортности можно найти по формуле:  https://urok.1sept.ru/articles/647818/img6.gif, где  – коэффициент комфортности, V – объём жилища, S – площадь поверхности жилища, включая пол. Чем меньше коэффициент, тем комфортнее жилище. Используя данную формулу, определите наиболее комфортную комнату в вашей квартире».

9. Рефлексия

n  Что для вас на уроке было неожиданным?

n  В задачах какого вида вам хотелось бы разобраться более подробно и отработать навыки решения?

n  Как вы считаете, прикладные задачи могут повысить мотивацию к изучению геометрии?

Ребята, а кому из вас сегодняшний урок поможет лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ?

10. Подведение итогов занятия

Учитель даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

https://urok.1sept.ru/articles/647818/img5.gif

https://urok.1sept.ru/articles/647818/img5.gif


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок геометрии по теме "Прикладные задачи, связанные с объемом прямоугольного параллелепипеда"

Урок геометрии по теме "Прикладные задачи, связанные с объемом прямоугольного параллелепипеда"

Рисунок 1 В ходе фронтальной беседы с классом обсуждаем получившиеся результаты: №2

Рисунок 1 В ходе фронтальной беседы с классом обсуждаем получившиеся результаты: №2

Правильно, геометрические тела объёмные

Правильно, геометрические тела объёмные

Теперь давайте вспомним формулу, по которой вычисляется объём прямоугольного параллелепипеда

Теперь давайте вспомним формулу, по которой вычисляется объём прямоугольного параллелепипеда

Сколько металлических шариков на картинке?

Сколько металлических шариков на картинке?

На работу в группе отводится 7 минут

На работу в группе отводится 7 минут

Урок геометрии "Прикладные задачи, связанные с объемом прямоугольного параллелепипеда""

Урок геометрии "Прикладные задачи, связанные с объемом прямоугольного параллелепипеда""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2024