Урок 68
Тема: «Повторение. Задачи на построение».
Цель деятельности учителя |
Создать условия для того, чтобы повторить основные задачи на построение; совершенствовать навыки решения задач на построение. |
||||
Основное содержание темы, термины и понятия |
Построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, середины отрезка. |
||||
Планируемый результат |
|||||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
||||
Предметные: умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера. |
Познавательные: умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Регулятивные: умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: умение работать в сотрудничестве с учителем, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. Личностные: умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. |
||||
Организация пространства |
|||||
Формы работы |
Фронтальная (Ф.); парная (П.); индивидуальная (И.); групповая (Г) |
||||
Образовательные ресурсы |
1. 1. Геометрия. 7–9 классы / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина (М.: Просвещение, 2012). |
||||
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся. |
|||||
Цель: повторить основные задачи на построение. |
(Ф/И). 1. Шестеро учеников готовят у доски следующие задания: - на данном луче от его начала отложить отрезок, равный данному; - отложить от данного луча угол, равный данному; - построить биссектрису данного неразвернутого угла; - построить прямую, проходящую через данную точку и перпендикулярную к прямой, на которой лежит данная точка; - построить середину данного отрезка; - построить прямую, проходящую через данную точку и перпендикулярную к прямой, не проходящей через данную точку. Пока учащиеся готовятся у доски, класс выполняет дифференцированные задания: Построить треугольник: 1) по двум сторонам и углу между ними; 2) по стороне и прилежащим к ней углам; 3) по трем сторонам. |
||||
II этап. Решение задач. |
|||||
Цель: совершенствовать навыки решения задач на построение. |
(Ф/И). 1. Решить задачу № 353 на доске и в тетрадях. 2. Решить самостоятельно задачи № 354, 360, 362 (одну задачу решить по полной схеме). |
Задача № 353 Анализ (см. рис.1): рис.1 Пусть X— искомая точка, т.е. АХ= ХВ, тогда ∆АХВ - равнобедренный, и XY - медиана, высота и биссектриса. Отсюда получаем план построения. План построения: 1) Построить точку Y- середину АВ. 2) Построить прямую, проходящую через У и перпендикулярную АВ. 3) Прямая b пересекается с окружностью в точках Х и Z. Х и Z - искомые точки. Построение (см. рис. 2).: рис.2 Доказательство: ∆AYX= ∆BYX по двум катетам (они прямоугольные, т.к. YX ┴ АВ, AY = YB, так как Y- середина АВ), тогда АХ= ВХ, т.е. точка Х лежит на данной окружности и равноудалена от концов отрезка АВ. Таким же образом, можно доказать, что точка Z удовлетворяет всем условиям задачи. Исследование: Задача может иметь: а) два решения (см. план построения и построение); б) одно решение, если прямая b имеет одну общую точку (касается) с окружностью (рис. 3); в) ни одного решения, если прямая b не имеет общих точек с окружностью (рис. 4). рис. 3 рис.4
Задача № 354.
|
|||
III этап. Итоги урока. Рефлексия. |
|||||
(Ф/И). - какой этап в задачах на построение у вас вызывает наибольшее затруднение? - оцените свою работу на уроке. |
(И). Домашнее задание: Решить задачи № 352, 356, 361 (одну задачу решить по полной схеме). |
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.