Урок по математике «ГРАФИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ»
Учитель математики Рогова Ю.В.
Цель урока: - научить решать графически уравнения;
- повторить графики и свойства основных элементарных функций.
Тип учебного занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока.
I. Устный счет (ОГЭ задание №1. Действия со степенями. Онлайн. Решу. ОГЭ)
II. Актуализация.
1.Выбрать способ решения уравнений, представленных на слайде.
Правильно, но до этого урока мы решали уравнения аналитически, т.е. с помощью вычислений. Сегодня нам предстоит научиться решать уравнения другим способом, а именно с помощью построения графиков. Открываем рабочие тетради и записываем тему урока «Графическое решение уравнений».
В ходе нашего урока мы повторим, какие функции нам известны, их свойства и графики; научимся определять число корней уравнения с помощью графиков; найдём схему решения уравнений с помощью графиков; решим вместе уравнения, а в конце урока вы попробуете решить уравнение самостоятельно. Давайте сформулируем цель урока.
Ученики: Научиться решать уравнения с помощью графиков.
Учитель: Какие функции мы знаем и какие линии являются их графиками?
Ученики 1 ряд изображает график, 2 ряд название графика, 3 ряд аналитическую запись функции:
· Линейная функция, графиком является прямая.
· Квадратичная функция, графиком является парабола.
· Обратная пропорциональность, графиком является гипербола.
· Кубическая функция, графиком является кубическая парабола.
Учитель: Вспоминаем правила построения этих функций. Сейчас каждый из вас построит у себя в тетради одну из перечисленных функций. Функции на вашей карточке № 1.
Карточки № 1.
Выборочно строим графики функций
Проверяем построение графиков.
(Учащиеся выборочно показывают свои графики, рассказывают правила их построения и свойства функций).
III. Объяснение нового материала
Учитель: Давайте попробуем решить уравнение .
(Чтобы всем учащимся было хорошо видно, на стол выкладывается несколько листов формата А4 с записью этого уравнения. Учащиеся будут в затруднение, поскольку уравнения третьей степени они решать не умеют).
Учитель: Мы с вами умеем строить графики функций и . Подумайте, может быть, с помощью графиков мы сможем решить это уравнение?
(Учащиеся обсуждают возможные варианты, предлагают идеи. Учитель систематизирует и подводит итог.)
Учитель: Давайте сформулируем правило решения уравнений графически:
Чтобы решить уравнение графически, надо:
(Учащиеся записывают правило в тетрадь).
Учитель: Скажите, а сколько корней может быть у уравнения?
Ученики: 1, 2, 0, много….
Учитель: Как по графику узнать число корней уравнения?
Учащиеся: Посчитать точки пересечения графиков.
Учитель: Правильно. А теперь каждый из вас возьмёт чистый лист бумаги и в уголках поставит число корней уравнения по графикам предложенных вам схем. Нумеруем уголки листа.
(Учащимся по очереди под номерами предлагаются графические схемы. Учащиеся пишут в уголках число корней и закрывают уголки так, что бы соседи не видели их ответа.)
(Учитель, после того, как все учащиеся закрыли свои уголочки. Учитель выкладывает на стол образец правильных ответов. Ребята сверяют свои ответы с шаблоном учителя. Если ответы не совпадают, учитель анализирует ошибку учеников).
Учитель: Сформулируйте правило, как по рисунку найти число корней уравнения.
Ученики: Число корней уравнения соответствует количеству точек пересечения графиков. Если графики не пересекаются, то уравнение не имеет корней. Если графики совпадают, то уравнение имеет бесконечно много корней.
Учитель: А теперь, когда мы знаем правило решения уравнения с помощью графиков, решаем наше уравнение.
(Ученики вместе с учителем решают поэтапно уравнение, проговаривая свойства линейной и кубической функций).
Учитель: Какие ответы у вас получились?
(Ученики озвучивают свои ответы, некоторые из них отличаются десятыми частями).
Учитель: Как вы думаете, почему у вас получились разные ответы?
Ученики: Погрешности построения.
Учитель: Вот мы с вами и пришли ещё к одному выводу: при решении уравнений графическим способом могут получиться неточные ответы.
А теперь каждый из вас самостоятельно решит предложенное уравнение:
№351,№353,№329
(Учитель помогает и проверяет выполнение задания.)
IV. Подведение итогов
Что мы сегодня на уроке успели обсудить? (ответы детей)
Тест . ОГЭ. Задание №10. По графику определить сколько корней имеет уравнение.
Дома прошу вас повторить всё, с чем вы познакомились на уроке, выполнить из учебника
№384(1,3),№385(2)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.