Урок-игра
Решение задач на проценты
Цель урока: систематизировать знания и умения учащихся по теме; развивать практические умения и навыки решать задачи на проценты; развивать логические мышление, навыки устного счета, умения обобщать и сравнивать, делать выводы; развивать вычислительные навыки; развивать культуру математической речи; воспитывать культуру математических записей.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование для учителя: ПК, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор.
Оборудование для учащихся: раздаточный материал (карточки); наглядный материал.
Ход урока
1) Мотивация учебной деятельности
Учитель: Умение работать с процентами необходимы человеку в различных сферах его деятельности, особенно – в финансовой. Чтобы убедиться в этом сегодня мы проведем не обычный урок, урок-игру «Банковская деятельность». В настоящее время существует множество различных банков: сберегательные банки, коммерческие банки, банки крипто валюты, банк идей. Мы с вами откроем новый банк – Банк ваших учебных достижений.
2) Актуализация опорных знаний (работа устно)
Учитель: Чтобы пользоваться услугами банка, необходимо получить карточку клиента этого банка. Поэтому вы сейчас покажите, что вы умеете хорошо считать и знаете, что такое проценты.
1. Выполнить действия: - + 6; - - 6; - * 6; - : 6;
2. В каком из примеров получается наибольший результат? Наименьший результат? Почему?
3. В каком из примеров получается число с наибольшим модулем? Наименьшим модулем?
4. В каждом из примеров замените - на и выполните действия.
5. Как отличаются результаты?
6. Что называется процентом числа? Как его найти?
7. Как найти число, если известен процент от этого числа?
8. Найти 1%; 10%; 25%; 50%; чисел 100, 250, 3000.
9. Выразите десятичной дробью 10%, 25%, 50%, 75%, 90%, 95%.
3) Применение знаний в стандартных ситуациях
Учитель: У каждого банка должен быть руководитель. Он должен иметь хорошее базовое образование, много знать и уметь, уметь находить решение в различных нестандартных ситуациях. Объявляю конкурс на должность управляющего банком. Вам необходимо в течении 5 минут выполнить 4 тестовых задания и из предложенных вариантов ответов выбрать правильный. Обращаю ваше внимание, что в некоторых заданиях есть несколько правильных ответов. Кто первым справится с заданием и даст все правильные ответы, тот и станет управляющим нашего банка.
1. Из 100 работников банка 80% сотрудников работают за компьютером. Какое утверждение правильное?
А |
Б |
В |
Г |
Не работают за компьютером 20 сотрудников |
Не работают за компьютером часть всех сотрудников |
За компьютером работает 80 человек |
За компьютером не работает 80 человек |
2. Банк начисляет на вклад 5% годовых. Сколько денег необходимо положить на счет, чтобы через год клиент получил 1000 рублей начислений?
А |
Б |
В |
Г |
200 руб |
5000 руб |
20000 руб |
10500 руб |
3. Один банк выплачивает 40% годовых, а другой - каждые полгода увеличивает вклад на 20%. В какой банк выгоднее положить деньги?
А |
Б |
В |
В первый |
Во второй |
Одинаково |
4. Какую прибыль принесут 4000 руб, которые положили на 2 года в банк под 20% годовых?
А |
Б |
В |
Г |
800 руб |
400 руб |
1600 руб |
1760 руб |
4) Применение знаний в нестандартных ситуациях
Учитель: Представьте такую ситуации. Вы менеджер банка и в вашем банке по техническим причинам вышли из строя компьютеры, таким образом, прекращен доступ к счетам клиентов. Три клиента банка решили снять со счетов определенную сумму денег. Вы не хотите огорчать клиентов банка отказом в выдаче денег, но и выдать деньги тоже не можете, потому что вы не знаете, сколько денег на счету у каждого.
Но вам известно, что количество денег у первого и второго клиентов, соответственно, 175% и 25% количества денег третьего клиента. При этом первый вкладчик имеет на 3000 руб больше, чем второй. Сколько денег на счету у каждого клиента?
Решение: Пусть на счету у третьего клиента Х руб, тогда первый клиент имеет 1,75Х руб, а второй 0,25Х руб.Разность вкладов первого и второго клиентов (1,75Х – 0,25Х) руб, что по условию задачи равно 3000 руб. Составим и решим уравнение:
1,75Х – 0,25Х = 3000,
1,5Х = 3000,
Х = 2000
Значит, на счету у третьего клиента 2000 руб, тогда на счету у первого 17,5 * 2000 = 3500(руб), а второго – 0,25 * 2000 = 500 (руб).
Учитель: для того, чтобы в помещении банка было тепло, светло и чисто, чтобы не выходило из строя оборудование, банк должен иметь менеджера по обслуживанию оборудования.
Представьте, что вы этот менеджер. Для влажной обработки компьютеров используют 20% раствор спирта, а в банк завезли 30% раствор спирта. Техработник добавила к нему 3,5 литра воды, получив раствор необходимой концентрации и начала обрабатывать компьютеры. Вам для финансового отчета необходимо знать, какое количество 30% раствора спирта было получено банком. Как решить эту проблему?
Решение:
|
Масса раствора |
Концентрация |
Масса спирта |
1 раствор |
Х |
30% |
0,3Х |
2 раствор |
Х + 3,5 |
20% |
0,2(Х + 3,5) |
Составим и решим уравнение:
0,3Х = 0,2(Х + 3,5),
0,3Х = 0,2Х + 0,7,
0,1Х = 0,7,
Х = 7
Значит, привезли 7 литров 30% раствора спирта.
Учитель: Чтобы занимать должность заместителя главного менеджера банка вам необходимо быть отличным финансистом. Фирма, которая торгует оргтехникой, предлагает банку сервисное обслуживание на выгодных для него условиях и обещает оплату после каждого последующего вызова уменьшать на 10%. В рекламе фирмы указано, что после девятого обслуживания, банк сможет получать сервесные услуги бесплатно. Как вы отнесетесь к этому предложению? Правдивую ли информацию предоставляет фирма?
Решение: Пусть первоначальная плата за обслуживание составляет х руб, тогда после первого снижения получим а1 = Х – 0,1Х = Х (1-0,1), после второго снижения а2 = Х (1-01)2,а на десятый вызов а10 = Х (1-0,1)10. Мы видим, что стоимость сервисного обслуживания на десятый вызов значительно меньше первоначальной, но не равна нулю. Фирма не предоставляет правдивой информации, но предложение выгодно для банка.
4) Домашнее задание:
Учитель: Ребята, предлагаю вам решить дома задачу, связанную с нашей темой.
За время эксплуатации стоимость оборудования банка уменьшилась на 20%, потом еще на 15%, а после инвентаризации – еще на 10%. На сколько процентов всего снизилась стоимость оборудования?
5) Рефлексия. Итог урока
Учитель: сегодня, мы смогли на конкретных примерах увидеть, что знания о процентах необходимы каждому современному человеку.
Ребята, вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
Удалось достичь поставленных целей?
Что на уроке у Вас получалось хорошо?
Над чем еще предстоит поработать?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.