Урок информатики в 7 классе "Кодирование цвета"
Оценка 4.8

Урок информатики в 7 классе "Кодирование цвета"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
информатика
5 кл—7 кл
18.06.2024
Урок информатики в 7 классе "Кодирование цвета"
Урок предназначен для учащихся первого года обучения, которые только знакомятся с особенностямикодирования цвета.
Урок информатики Кодирование цвета.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«САРАТОВСКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 2 ИМЕНИ

В.В.ТАЛАЛИХИНА»

Адрес: г. Саратов, ул. им. Чехова А.П., 4а

                                                                                              Тел. (факс): 62-91-50,62-91-63

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок информатики

 

КОДИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ

 

7 класс

 

 

 

 

учитель: Гуркина А.Г.

 

 

 

 

 

Саратов 2024

Тема урока: Кодирование изображений

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков с элементами исследования.

Класс:

Дата проведения: 22.01.2024г.

 

Цель урока: Познакомить учащихся с принципом кодирования графической информации.

Задачи:

Образовательные

-сформировать представление о принципах построения изображения на экране монитора;

- сформировать представления о способе кодирования графической информации, о глубине цвета, о палитре цветов;

- познакомить с правилами задания цвета с использованием цветовой модели RGB;

- формировать умение вычислять информационный объем графического изображения.

Развивающие

- развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности;

- формирование умения определять и формулировать тему и цели урока с помощью учителя;

- формирование умения подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи;

- формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;

- формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения.

Воспитательные

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- воспитывать умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда;

- воспитывать доброжелательность среди учащихся, нацеленность на результативность обучения.

 

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивационное начало (1мин).

- Добрый день, ребята. Я бы хотела, чтобы вы встали. Поставьте ноги на ширину плеч. А теперь повернем туловище вправо насколько можем и запомним место на стене, куда дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь вернемся в исходное положение.

И сейчас снова повернемся вправо, но постараемся посмотреть еще дальше. Итак, повернулись, повернулись, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо, садитесь.

- У всех получилось посмотреть во второй раз дальше? Я и в первый раз попросила вас повернуться, так как только вы сможете. Но во второй раз все повернулись гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель – увеличить предыдущее достижение. Так вот, юные информатики, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего.

 

2. Повторение опорных знаний (5мин.)

- Предлагаю поиграть в игру «Согласен – не согласен». Я буду произносить утверждения, а вы в своих тетрадях, рядом с цифрами 1, 2, 3, 4 и 5 ставите «+», если согласны со мной и «-», если не согласны.

1. Вся информация в компьютере закодирована с помощью 0 и 1. (+)

2. Мощность алфавита – количество символов, используемых в алфавите. (+)

3. Мощность компьютерного алфавита равна 33. (-)

4. Минимальна единица измерения информации – байт.(-)

5. Чтобы возвести число в n-степень, надо это число умножить само на себя n-раз.(+)

- А теперь давайте поменяемся тетрадями с соседом по парте, а я назову правильные варианты ответов. Вы сравните правильные ответы со своими, и сделаете выводы для себя.

3. Постановка проблемы (1мин).

- Давайте посмотрим на экран.

- Что вы увидели ? (Цветик-семицветик)

- Красивый у нас цветик-семицветик?

- А что вам не нравится в нем?

- Давайте подумаем, что нам нужно, чтобы раскодировать цвета.

 

4. Формулирование темы и целей урока (2мин).

-Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?

-А какие цели мы поставим перед собой на этот урок?

- Чтобы достичь поставленных целей, что мы будем делать?

- Давайте составим план наших действий.

 

5.« Открытие» детьми нового знания. (10 мин.)

- Мы с вами наметили план действий для достижения нашей цели.

- А где можно найти необходимую информацию? (в учебнике, в интернете, в справочниках, спросить у учителя)

- Давайте разделимся на группы (три группы по три-четыре человека ). Каждая группа будет работать со своими вопросами (выдаются на карточках).

Первая группа будет искать определения ключевых слов в учебнике:

  • пиксель
  • пространственное разрешение монитора
  • цветовая модель RGB
  • глубина цвета

Вторая группа – в интернете найдет ответ на вопрос «Компьютерное представление цвета. Цветовая модель RGB. Как кодируются цвета в данной модели».

А третья – в учебнике и интернете будет искать информацию по вопросу «Формирование изображения на экране монитора. Вычисление объема графического изображения»

-А теперь приглашаем по одному представителю из каждой группы для сообщения результатов работы другим.

 

6. Выводы по итогам исследовательской деятельности (3мин).

Изображение на экране монитора формируется из отдельных точек - пикселей.

Пространственное разрешение монитора - это количество пикселей, из которых складывается изображение.

Каждый пиксель имеет определённый цвет, который получается комбинацией трёх базовых цветов - красного, зелёного и синего (цветовая модель RGB).

Глубина цвета - длина двоичного кода, который используется для кодирования цвета пикселя. Количество цветов N в палитре и глубина i цвета связаны между собой соотношением: N = 2i.

Информационный объем графического изображения вычисляется по формуле:
I = K · i , где К - количество пикселей в изображении , а i - глубина цвета (бит).

 

7. Физминутка (2мин).

 

8. Первичное понимание. (3мин).

- Решим задачу (один ученик у доски): Рассчитайте объём видеопамяти в килобайтах, необходимой для хранения графического изображения, занимающего весь экран монитора с разрешением 640 х 480 и палитрой из 65536 цветов.

 

9. Первичное закрепление (10 мин).

- Давайте теперь сядем за компьютер запустим графический редактор Paint и выполним практическую работу. Не забывайте в течение работы уделять время гимнастике для глаз.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Запустите графический редактор Paint. Откройте палитру цветов и рассмотрите окно палитры.

2. Дополните таблицу, меняя значения интенсивности красного, зелёного и синего цветов. Сделайте выводы о том, как меняется цвет, если интенсивности красной, зелёной и синей составляющей при каждом изменении остаются одинаковыми.

Красный

Зелёный

Синий

Цвет

0

0

0

32

32

32

128

128

128

255

255

255

 

3.  (по вариантам)

I вариант

Дополните таблицу, меняя значения интенсивности красного, зелёного и синего цветов. Сделайте выводы о том, какие получаются цвета при отсутствии красного с равными интенсивностями зелёного и синего.

Красный

Зелёный

Синий

Цвет

0

255

255

0

128

128

0

32

32

 

II вариант: красный + синий, отсутствует зеленый

III вариант: красный + зеленый, отсутствует синий

 

4. Графическое изображение хранят в разных форматах. В формате BMP в файле хранится информация о цвете каждого пикселя. В графическом редакторе Paint можно менять количество цветов в изображении и, теоретически, размер файла должен меняться. Выберите в программе Paint команду Файл – Сохранить как и раскройте выпадающий список в окне Тип файла, нажав на стрелочку справа. Рассмотрите список форматов.

 

5. Изобразите в редакторе Paint красный круг, зелёный треугольник и жёлтый прямоугольник, а в тетради нарисуйте такую таблицу. Сохраняйте файл в формате BMP с разным количеством цветов и следите за изменением размера файла. Сделайте вывод о том, что происходит с размером графического файла при изменении количества цветов.

Формат

Размер файла

16 цветов. BMP

256 цветов. BMP

24-разрядный BMP

 

6. Добавьте в таблицу ещё три формата: JPEG, TIF, PNG. Эти форматы со сложными алгоритмами сжатия данных были разработаны для того, чтобы уменьшить размер файла без заметной потери качества изображения. Сохраните изображение в этих форматах и запишите в таблицу размеры файлов. Сделайте выводы о зависимости размера файла от формата, в котором файл сохраняется.

Формат

Размер файла

16 цветов. BMP

256 цветов. BMP

24-разрядный BMP

JPEG

TIF

PNG

После выполнения практической работы учащиеся сдают учителю тетради с заполненными таблицами и выводами.

 

10.  Информация о домашнем задании (1мин).

Пользуясь возможностями редактора Paint, раскодировать цветик-семицветик, изображение которого будет прикреплено в Дневнике.ру, выучить определения и формулы.

 

11. Рефлексия (2 мин)

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какие уже имеющиеся у вас знания понадобились на уроке?

-Кто и как вам помогал на уроке при выполнении заданий?

-Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам в будущем?

-Где вы примените полученные знания?

-В какой момент урока вы чувствовали себя особенно успешным?

-Какие способы и приемы работы вы использовали на уроке?

-За что бы вы себя похвалили на уроке?

-Что изменили бы в своих действиях на уроке?

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ

Тема урока: Кодирование изображений

Тема урока: Кодирование изображений

У всех получилось посмотреть во второй раз дальше?

У всех получилось посмотреть во второй раз дальше?

Давайте разделимся на группы ( три группы по три-четыре человека )

Давайте разделимся на группы ( три группы по три-четыре человека )

Дополните таблицу, меняя значения интенсивности красного, зелёного и синего цветов

Дополните таблицу, меняя значения интенсивности красного, зелёного и синего цветов

Сохраните изображение в этих форматах и запишите в таблицу размеры файлов

Сохраните изображение в этих форматах и запишите в таблицу размеры файлов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024