Урок-исследование «Григорий Мелехов - хозяин судьбы или заложник обстоятельств?»
Оценка 4.6

Урок-исследование «Григорий Мелехов - хозяин судьбы или заложник обстоятельств?»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
21.05.2020
Урок-исследование «Григорий Мелехов - хозяин судьбы или заложник обстоятельств?»
Урок по Тихому Дону.docx

«Григорий Мелехов - хозяин судьбы или заложник обстоятельств?»

Урок-исследование по роману М.Шолохова «Тихий Дон»

 

Фионова Наталья Валерьевна,

преподаватель русского языка и литературы

БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания»

Цели:

- построение знаний о причинах трагедии в судьбе Григория Мелехова;

- развитие  исследовательских умений: сопоставлять, анализировать, характеризовать героев, выделять  главное, делать аргументированные выводы;

- воспитание культуры чувств, серьёзного отношения к жизненным ценностям.

Оборудование: видеотехника, текст художественного произведения, иллюстрации к роману «Тихий Дон» худ. О.Верейского, Ю.Реброва, И.Пчелко.

 

Встреча с проблемой

1. Актуализация имеющегося знания и опыта. Учитель начинает урок с прослушивания песни Розенбаума «Вещая судьба», затем организует вступительную беседу с группой:

- Ребята, как вы поняли смысл песни, о чем она? – о человеке, о жизни, о судьбе

  Учитель записывает на доске слово «судьба»  и  просит обучающихся подобрать к нему ассоциации, а затем делает вывод, что все подобранные слова связаны с жизнью человека. Ассоциации  будут самые  разнообразные, но обязательно прозвучат слова «жизнь» и «выбор»

- Людей на свете много.  А бывают люди одинаковые? – Только внешне, н-р,  близнецы.

- А судьбы у людей могут быть одинаковые? Почему? – У каждого человека своя судьба.

- Как вы думаете, кем или чем определяется судьба человека? – Богом, человеком, его  поступками, его выбором.

- Вам приходилось делать выбор? Легко ли это? – Трудно, если думаешь не только о себе…

- Подумайте, кто из героев романа «Тихий Дон» чаще других сталкивается с проблемой выбора? – Григорий Мелехов.

2. Создание проблемной ситуации.  Учитель вновь обращается к классу с вопросом:

- Как сложилась судьба этого героя? – Он остался один, все потерял.

-  Согласитесь, незавидная у Григория судьба.  Почему? – делал неправильный выбор, так складывались обстоятельства …

3. Осознание и формулирование проблемы. У обучающихся возникает вопрос: «Григорий Мелехов хозяин своей судьбы или заложник обстоятельств?»

4. Определение направления исследования

- Что нам нужно выяснить, чтобы ответить на этот вопрос? –  Посмотреть, как действовал Григорий в разных жизненных ситуациях: делал выбор или мирился с предложенными обстоятельствами.

5. Выбор методов исследования

- Каким образом можно выяснить человек «хозяин» своей судьбы или ее «заложник»? Что нужно сделать? – Проанализировать его поступки, понять его чувства, сопоставить с обстоятельствами и сделать вывод. Значит, нужно проанализировать поступки и чувства Григория в разные периоды жизни, сопоставить их с обстоятельствами и сделать вывод.

Построение знаний

1. Сбор информации

  Ученикам предлагается разделиться на 6 групп. Каждая  анализирует свой эпизод, сыгравший  важную роль в судьбе героя (Приложение 1). Группе  предстоит эпизод озаглавить, т.е. определить его тему, увидеть поступок героя, назвать его чувства (найти в тексте внешние проявления этого чувства) и понять – делал ли  Григорий выбор.

2. Обмен результатами работы, обобщение информации

Прежде чем представители групп сообщают о результатах работы,   просматриваются  эпизоды из фильма «Тихий Дон» (режиссеров  С.Герасимова и С.Бондарчука).  По итогам выступления каждой группы и последующего обсуждения эпизодов таблица заполняется полностью (Приложение 2).

№ эпизода

Тема эпизода

Поступок Григория

Чувства Григория

Вывод

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

3. Построение объяснения, предварительные выводы

- Итак, можно ли считать Григория «хозяином своей судьбы», раз во всех эпизодах выбор остается за ним?  – Отчасти, потому что выбор он делает в предложенных обстоятельствах.  Григорий не виноват, что ему было суждено жить в то время, когда случилась Революция, первая Мировая и гражданская войны…

- Можно ли Григория считать «заложником обстоятельств»? – Отчасти, потому что никто не принуждал его переходить от «красных» к «белым», затем к повстанцам. Это был его выбор.

- Чем вы можете объяснить метания Григория? – Искал правду.

- «…Я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался…» Как вы понимаете эти слова Григория?  Что значит «дурная правда»? –      Придуманная, ненастоящая, которая заводит человека в тупик.

4. Дальнейший поиск решения

- Какое чувство вы испытываете, когда находите то, что долго и упорно искали? – Радость, счастье.

-  Посмотрите в таблицу, когда это чувство испытывает Григорий? – Когда возвращается домой, когда потерял всех родных, кроме сына.

- Раз Григорий, пережив столько потерь, радуется – это может  означать только одно: он нашел нечто большее… Что? – Осознал истинную ценность жизни. Дом, семья, родные люди…  –  вот что делает человека счастливым.

5. Формулирование окончательных выводов

Получается, человек тогда осознает истинную ценность жизни, когда проходит через испытания, выдерживает удары судьбы. О том, кто справляется с ее ударами, и говорят: «он построил свою судьбу сам». Григорий справился с испытаниями, поэтому его можно считать «хозяином своей судьбы». Правда, за это ему пришлось очень дорого заплатить.

  Учитель возвращается к строкам из  прозвучавшей в начале урока песни:

Позамёрзшая межа, 
А метели всё кружат... 
Я глазами провожал, 
Слышал сердца стук. 
Одинока и горба, 
Не моя ли шла судьба? 
Эх, спросить бы... Да губа 
Онемела вдруг... 

- Ребята, о чем хотел спросить герой песни и почему не спросил? – О будущем... Бессмысленно, потому что  судьбу не спрашивают, ее проживают. Ответы дает только жизнь. Дает тому, кто ищет, преодолевая различные обстоятельства. Для Григория такими обстоятельствами стала война.

Рефлексия

 Учитель организует беседу по вопросам:

- Удалось ли нам решить проблему, возникшую в начале урока?

- Все ли наши гипотезы подтвердились?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  1

№ эпизода

Тема эпизода

Поступок Григория

Чувства Григория

Вывод

1.

(кн. 1 ч. 2 гл. Х)

Уход из дома

Ослушался отца, оставил дом, хозяйство, жену.

…скрипит зубами, раздувает ноздри..

- злость

Делает выбор сам

2.

(кн. 1 ч. 3 гл. V)

Убийство австрийца

Вернулся к убитому солдату

…гнусь и недоумение комкали душу…

- переживание, смятение

Делает выбор сам

3.

(кн. 2 ч. 5 гл. ХII)

Расправа над пленными офицерами под Глубокой

Защищает пленных, хотя сам ранен

…дрожа ноздрями, налитые мутью глаза…

- бешенство

Делает выбор сам

4.

(кн. 2 ч. 5 гл. ХХХ)

Казнь красноармейцев

Уходит, не дослушав, не оглядываясь, не дожидаясь казни

…синеватая бледность облила щеки, спросил, задыхаясь…

- обида, угрызения совести

Делает выбор сам

5.

(кн. 3 ч. 6 гл. ХLIV)

Бой под Климовкой

«в непостижимо короткий миг зарубил 4-х матросов»

…скрипнул зубами, застонал, исказившееся лицо, сотрясаясь от рыданий…

- боль

Делает выбор сам

6.

 (кн. 4 ч. 8 гл. ХVIII)

Возвращение домой

Выбросил оружие

…сдавленный голос, горящие глаза…

- радость, счастье

Делает выбор сам

 


 

Григорий Мелехов - хозяин судьбы или заложник обстоятельств?»

Григорий Мелехов - хозяин судьбы или заложник обстоятельств?»

Построение знаний 1. Сбор информации

Построение знаний 1. Сбор информации

Я глазами провожал, Слышал сердца стук

Я глазами провожал, Слышал сердца стук

Приложение 1 № эпизода

Приложение 1 № эпизода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2020