«Григорий Мелехов - хозяин судьбы или заложник обстоятельств?»
Урок-исследование по роману М.Шолохова «Тихий Дон»
Фионова Наталья Валерьевна,
преподаватель русского языка и литературы
БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания»
Цели:
- построение знаний о причинах трагедии в судьбе Григория Мелехова;
- развитие исследовательских умений: сопоставлять, анализировать, характеризовать героев, выделять главное, делать аргументированные выводы;
- воспитание культуры чувств, серьёзного отношения к жизненным ценностям.
Оборудование: видеотехника, текст художественного произведения, иллюстрации к роману «Тихий Дон» худ. О.Верейского, Ю.Реброва, И.Пчелко.
Встреча с проблемой
1. Актуализация имеющегося знания и опыта. Учитель начинает урок с прослушивания песни Розенбаума «Вещая судьба», затем организует вступительную беседу с группой:
- Ребята, как вы поняли смысл песни, о чем она? – о человеке, о жизни, о судьбе…
Учитель записывает на доске слово «судьба» и просит обучающихся подобрать к нему ассоциации, а затем делает вывод, что все подобранные слова связаны с жизнью человека. Ассоциации будут самые разнообразные, но обязательно прозвучат слова «жизнь» и «выбор»
- Людей на свете много. А бывают люди одинаковые? – Только внешне, н-р, близнецы.
- А судьбы у людей могут быть одинаковые? Почему? – У каждого человека своя судьба.
- Как вы думаете, кем или чем определяется судьба человека? – Богом, человеком, его поступками, его выбором.
- Вам приходилось делать выбор? Легко ли это? – Трудно, если думаешь не только о себе…
- Подумайте, кто из героев романа «Тихий Дон» чаще других сталкивается с проблемой выбора? – Григорий Мелехов.
2. Создание проблемной ситуации. Учитель вновь обращается к классу с вопросом:
- Как сложилась судьба этого героя? – Он остался один, все потерял.
- Согласитесь, незавидная у Григория судьба. Почему? – делал неправильный выбор, так складывались обстоятельства …
3. Осознание и формулирование проблемы. У обучающихся возникает вопрос: «Григорий Мелехов – хозяин своей судьбы или заложник обстоятельств?»
4. Определение направления исследования
- Что нам нужно выяснить, чтобы ответить на этот вопрос? – Посмотреть, как действовал Григорий в разных жизненных ситуациях: делал выбор или мирился с предложенными обстоятельствами.
5. Выбор методов исследования
- Каким образом можно выяснить человек «хозяин» своей судьбы или ее «заложник»? Что нужно сделать? – Проанализировать его поступки, понять его чувства, сопоставить с обстоятельствами и сделать вывод. Значит, нужно проанализировать поступки и чувства Григория в разные периоды жизни, сопоставить их с обстоятельствами и сделать вывод.
Построение знаний
1. Сбор информации
Ученикам предлагается разделиться на 6 групп. Каждая анализирует свой эпизод, сыгравший важную роль в судьбе героя (Приложение 1). Группе предстоит эпизод озаглавить, т.е. определить его тему, увидеть поступок героя, назвать его чувства (найти в тексте внешние проявления этого чувства) и понять – делал ли Григорий выбор.
2. Обмен результатами работы, обобщение информации
Прежде чем представители групп сообщают о результатах работы, просматриваются эпизоды из фильма «Тихий Дон» (режиссеров С.Герасимова и С.Бондарчука). По итогам выступления каждой группы и последующего обсуждения эпизодов таблица заполняется полностью (Приложение 2).
№ эпизода |
Тема эпизода |
Поступок Григория |
Чувства Григория |
Вывод |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
3. Построение объяснения, предварительные выводы
- Итак, можно ли считать Григория «хозяином своей судьбы», раз во всех эпизодах выбор остается за ним? – Отчасти, потому что выбор он делает в предложенных обстоятельствах. Григорий не виноват, что ему было суждено жить в то время, когда случилась Революция, первая Мировая и гражданская войны…
- Можно ли Григория считать «заложником обстоятельств»? – Отчасти, потому что никто не принуждал его переходить от «красных» к «белым», затем к повстанцам. Это был его выбор.
- Чем вы можете объяснить метания Григория? – Искал правду.
- «…Я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался…» Как вы понимаете эти слова Григория? Что значит «дурная правда»? – Придуманная, ненастоящая, которая заводит человека в тупик.
4. Дальнейший поиск решения
- Какое чувство вы испытываете, когда находите то, что долго и упорно искали? – Радость, счастье.
- Посмотрите в таблицу, когда это чувство испытывает Григорий? – Когда возвращается домой, когда потерял всех родных, кроме сына.
- Раз Григорий, пережив столько потерь, радуется – это может означать только одно: он нашел нечто большее… Что? – Осознал истинную ценность жизни. Дом, семья, родные люди… – вот что делает человека счастливым.
5. Формулирование окончательных выводов
Получается, человек тогда осознает истинную ценность жизни, когда проходит через испытания, выдерживает удары судьбы. О том, кто справляется с ее ударами, и говорят: «он построил свою судьбу сам». Григорий справился с испытаниями, поэтому его можно считать «хозяином своей судьбы». Правда, за это ему пришлось очень дорого заплатить.
Учитель возвращается к строкам из прозвучавшей в начале урока песни:
Позамёрзшая
межа,
А метели всё кружат...
Я глазами провожал,
Слышал сердца стук.
Одинока и горба,
Не моя ли шла судьба?
Эх, спросить бы... Да губа
Онемела вдруг...
- Ребята, о чем хотел спросить герой песни и почему не спросил? – О будущем... Бессмысленно, потому что судьбу не спрашивают, ее проживают. Ответы дает только жизнь. Дает тому, кто ищет, преодолевая различные обстоятельства. Для Григория такими обстоятельствами стала война.
Рефлексия
Учитель организует беседу по вопросам:
- Удалось ли нам решить проблему, возникшую в начале урока?
- Все ли наши гипотезы подтвердились?
Приложение 1
№ эпизода |
Тема эпизода |
Поступок Григория |
Чувства Григория |
Вывод |
1. |
(кн. 1 ч. 2 гл. Х) Уход из дома |
Ослушался отца, оставил дом, хозяйство, жену. |
…скрипит зубами, раздувает ноздри.. - злость |
Делает выбор сам |
2. |
(кн. 1 ч. 3 гл. V) Убийство австрийца |
Вернулся к убитому солдату |
…гнусь и недоумение комкали душу… - переживание, смятение |
Делает выбор сам |
3. |
(кн. 2 ч. 5 гл. ХII) Расправа над пленными офицерами под Глубокой |
Защищает пленных, хотя сам ранен |
…дрожа ноздрями, налитые мутью глаза… - бешенство |
Делает выбор сам |
4. |
(кн. 2 ч. 5 гл. ХХХ) Казнь красноармейцев |
Уходит, не дослушав, не оглядываясь, не дожидаясь казни |
…синеватая бледность облила щеки, спросил, задыхаясь… - обида, угрызения совести |
Делает выбор сам |
5. |
(кн. 3 ч. 6 гл. ХLIV) Бой под Климовкой |
«в непостижимо короткий миг зарубил 4-х матросов» |
…скрипнул зубами, застонал, исказившееся лицо, сотрясаясь от рыданий… - боль |
Делает выбор сам |
6. |
(кн. 4 ч. 8 гл. ХVIII) Возвращение домой |
Выбросил оружие |
…сдавленный голос, горящие глаза… - радость, счастье |
Делает выбор сам |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.