Урок-исследование "Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?"
Оценка 4.7

Урок-исследование "Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
21.05.2020
Урок-исследование "Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?"
Урок по Булгакову.doc

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?»

(по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

 

Цели:

Обучающая: понять суть сравнений и определений любви по Булгакову;

Развивающая: развитие навыков сопоставления, анализа, умения характеризовать героев, выделять в тексте главное, делать выводы,    аргументировать сказанное;

Воспитательная: воспитание культуры чувств, серьёзного отношения к жизненным ценностям.

 

 

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Оборудование: видеотехника, текст художественного произведения, иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» худ. П.Оринянского.

 

1. Орг. момент

- Здравствуйте, я рада всех вас видеть сегодня. Мы продолжаем работу над романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Работать будем на приготовленных листах, поэтому тетради можно отложить в сторону.

 

2. Вступительная беседа

- Сегодня необычный день, правда? А чем он необычен? (хотя бы потому, что открытый урок)

- Как вы думаете, что может сделать не только день, но и жизнь человека необычной – более яркой, красивой и интересной? (встреча с необычным человеком, любовь …)

- Ребята, какие определения мы чаще используем, говоря о любви? (любовь какая?)

 (романтичная, верная, страстная, безответная…)

- А с чем сравниваем это необыкновенное чувство? (любовь, как что?)

 (Солнце, цветок, …)                         

- Вспомните, пожалуйста, с чем сравнивает любовь в романе «Мастер и Маргарита» М.Булгаков. («убийца, молния, финский нож»


-А какое дает ей определение? (настоящая, верная, вечная) (зачитать эпизоды  из 19 и 13 гл. – представление Маргариты и ее встреча с мастером)

 

3. Постановка  проблемного вопроса:

- Почему такое необычное сравнение? Какой смысл автор в него вкладывает, а самое главное, что Булгаков понимает под любовью НАСТОЯЩЕЙ, ВЕРНОЙ, ВЕЧНОЙ?

На эти вопросы мы ответим в течение урока, который так и называется

 

« Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?»

 

4. Работа с текстом (анализ эпизода)

История любви мастера и Маргариты – одна из самых ярких историй в отечественной литературе. И эта история поможет нам сегодня понять, что автор подразумевает, говоря о настоящей, верной и вечной любви. Для этого нам нужно понять, как развиваются взаимоотношения мастера и Маргариты. Работать будем по эпизодам, а свои наблюдения заносить в таблицу.

Задание: определить в каждом эпизоде время года и внутреннее состояние героев.

         На то, что отношения героев будут складываться непросто, автор указывает сразу «Она несла в руках тревожные желтые цветы»

Итак, у вас 5 минут для работы с 1 эпизодом.

(устно учащиеся озвучивают свои наблюдения, учитель делает вывод)

- Почему Маргарита выбрала именно мастера, ведь «по Тверской шли тысячи…» (потому что он понял ее «необыкновенное одиночество»)

- Постойте, но ведь Маргарита была замужем. (Да, но она не была счастлива, жизнь ее была пуста, потому что не было … любви)

«Любовь поразила нас мгновенно, - говорит мастер… Майское солнце светило нам. И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой»

 

Вывод 1:  весна – любовь поразила их обоих

 

После весны, как водится, наступает лето. Что происходит с нашими героями? У вас 5 минут, чтобы продолжить свои наблюдения. Работаем со 2 эпизодом.

(- о ком роман мастера? (Иешуа и Понтии Пилате)

 - о чем роман? (П.П. приговаривает Иешуа к смерти)

 - за что? (за его убеждения: Иешуа верит, что все люди добрые, что наступит царство истины )

 

Вывод 2:   лето – роман поглотил их (стал частью их жизни)

 

Роман закончен в августе.

«Я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась».

- Как вы понимаете эти слова мастера? (ответ мы найдем в 3 эпизоде, у вас есть 7 минут)

Не понятый и гонимый критиками мастер заболевает и сжигает роман.

 

Вывод 3:    осень – уничтожение романа 

 

По доносу Магарыча, мастер арестован. Возвращается он только зимой.

4 эпизод – у вас есть 5 минут, чтобы понять состояние мастера.

(Мастер раздавлен страхом. Он попадает в психиатрическую клинику и надеется, что Маргарита его забудет. Он не верит в свое выздоровление)

Вывод 4:    зима - разлука

5. Аналитическая беседа

         Пока мастер находился в психиатрической клинике, Маргарита не находит себе места. «Она сделала все, чтобы разузнать о нем хоть что-нибудь, и не разузнала ровно ничего».

 

«Нужно было или забыть его, или самой умереть. Ведь нельзя же влачить такую жизнь. Нельзя! Забыть его, чего бы ни стоило — забыть! Но он не забывается, вот горе в чем.

— Да, да, да, такая же самая ошибка! — говорила Маргарита зимою, сидя у печки и глядя в огонь, зажженный в память того огня, что горел тогда, когда он писал Понтия Пилата. — Зачем я тогда ночью ушла от него? Зачем? Ведь это же безумие! Я вернулась на другой день, честно, как обещала, но было уже поздно. Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!»

                                                                                               (Глава 19. Маргарита)

 

- Кто такой Левий Матвей? (ученик Иешуа)

- Кто такой Иешуа, и чем вам запомнился этот герой? (Иешуа – герой романа мастера. Философ. Верит, что все люди добрые, что настанет царство истины)

-Ребята, скажите, пожалуйста, веру можно считать проявлением любви? (да)

- Значит, Иешуа любит…(людей)

……………………………………………………………………………………….

- В какие годы живут герои М.Булгакова? (30-е годы 20 века, они современники писателя, значит, историю любви мастера и Маргариты можно считать современной историей, а историю любви Иешуа – библейской, потому что этот герой напоминает нам Иисуса Христа)

……………………………………………………………………………………….

- Иешуа приговорен к смерти, за что? (он не отказался от своих убеждений, в основе которых любовь к людям)

 

6. Просмотр эпизода и его анализ

- Итак, «история любви библейская».

Смотрим эпизод «Казнь Иешуа»

- Ребята, в начале урока мы задались вопросом: «Почему Булгаков сравнивает любовь с убийцей, молнией, ножом?» Сейчас вы готовы на него ответить? (когда человек любит, он слепо доверяет, но не перевелись еще Иуды, предательство которых также внезапно, как молния, и так же смертельно, как удар ножа)

- Теперь давайте попробуем объяснить смысл определений настоящая, верная, вечная.

(Настоящая – во время казни Иешуа готов славить Игемона(правителя) ради спасения преступника, т.е. пожертвовать своими убеждениями;

Верная – но когда отказаться от своих убеждений предлагал Понтий Пилат, обещая сохранить ему жизнь, Иешуа отказался, т.е. остался верным;

Вечная – более 2-х тысячелетий назад Иисус принял мученическую смерть, потому что верил людям, любил их. Эту историю любви к людям будут помнить вечно)

- Получается, история любви библейская – это пример любви настоящей, верной и вечной по отношению ко всем людям, т.е общечеловеческой.

- А как же история любви современная? (это история частная)

- Можно ли ее считать настоящей, верной и вечной? (да, но только любовь Маргариты)

 

7. Обобщение материала

Задание:

Объясните, почему любовь Маргариты – это любовь настоящая, верная и вечная.

Настоящая – жертвует собой, идет на сделку с дьяволом

Верная – не оставляет мастера. Став свободной на балу, она могла бы забыть о нем…

Вечная – герои умирают в одно время, мастер – в клинике, Маргарита – в своей квартире. Но это смерть физическая. Их души отправляются в путешествие

- Куда? (в вечность)

 Мы знаем, что тленно только тело, а любовь живет в душе человека. Значит, пока жива душа – будет жить любовь!

 

8. Вывод:

Тема сегодняшнего урока звучит так: « Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?»

- Как вы думаете, кому адресован этот вопрос? (тому, кто перестал верить в нее)

- Кто из героев романа потерял веру? (мастер)

- Что с ним произошло? (сошел с ума)

Говорят, если бог хочет наказать человека, он лишает его рассудка. Получается, самое страшное наказание для человека – потерять веру.

(веру в любовь, в людей, в себя … )

Надеюсь, этот урок поможет нам понять не только гениальное произведение Булгакова, но и кое-что в жизни, особенно тем, кто разуверился, засомневался, растерялся…

 

9. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Есть ли на свете настоящая любовь?»

 

 


Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» (по роману

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» (по роману

Работа с текстом (анализ эпизода)

Работа с текстом (анализ эпизода)

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Верная – но когда отказаться от своих убеждений предлагал

Верная – но когда отказаться от своих убеждений предлагал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2020