Урок-исследование "Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок по Булгакову.doc

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?»

(по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

 

Цели:

Обучающая: понять суть сравнений и определений любви по Булгакову;

Развивающая: развитие навыков сопоставления, анализа, умения характеризовать героев, выделять в тексте главное, делать выводы,    аргументировать сказанное;

Воспитательная: воспитание культуры чувств, серьёзного отношения к жизненным ценностям.

 

 

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Оборудование: видеотехника, текст художественного произведения, иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» худ. П.Оринянского.

 

1. Орг. момент

- Здравствуйте, я рада всех вас видеть сегодня. Мы продолжаем работу над романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Работать будем на приготовленных листах, поэтому тетради можно отложить в сторону.

 

2. Вступительная беседа

- Сегодня необычный день, правда? А чем он необычен? (хотя бы потому, что открытый урок)

- Как вы думаете, что может сделать не только день, но и жизнь человека необычной – более яркой, красивой и интересной? (встреча с необычным человеком, любовь …)

- Ребята, какие определения мы чаще используем, говоря о любви? (любовь какая?)

 (романтичная, верная, страстная, безответная…)

- А с чем сравниваем это необыкновенное чувство? (любовь, как что?)

 (Солнце, цветок, …)                         

- Вспомните, пожалуйста, с чем сравнивает любовь в романе «Мастер и Маргарита» М.Булгаков. («убийца, молния, финский нож»


-А какое дает ей определение? (настоящая, верная, вечная) (зачитать эпизоды  из 19 и 13 гл. – представление Маргариты и ее встреча с мастером)

 

3. Постановка  проблемного вопроса:

- Почему такое необычное сравнение? Какой смысл автор в него вкладывает, а самое главное, что Булгаков понимает под любовью НАСТОЯЩЕЙ, ВЕРНОЙ, ВЕЧНОЙ?

На эти вопросы мы ответим в течение урока, который так и называется

 

« Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?»

 

4. Работа с текстом (анализ эпизода)

История любви мастера и Маргариты – одна из самых ярких историй в отечественной литературе. И эта история поможет нам сегодня понять, что автор подразумевает, говоря о настоящей, верной и вечной любви. Для этого нам нужно понять, как развиваются взаимоотношения мастера и Маргариты. Работать будем по эпизодам, а свои наблюдения заносить в таблицу.

Задание: определить в каждом эпизоде время года и внутреннее состояние героев.

         На то, что отношения героев будут складываться непросто, автор указывает сразу «Она несла в руках тревожные желтые цветы»

Итак, у вас 5 минут для работы с 1 эпизодом.

(устно учащиеся озвучивают свои наблюдения, учитель делает вывод)

- Почему Маргарита выбрала именно мастера, ведь «по Тверской шли тысячи…» (потому что он понял ее «необыкновенное одиночество»)

- Постойте, но ведь Маргарита была замужем. (Да, но она не была счастлива, жизнь ее была пуста, потому что не было … любви)

«Любовь поразила нас мгновенно, - говорит мастер… Майское солнце светило нам. И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой»

 

Вывод 1:  весна – любовь поразила их обоих

 

После весны, как водится, наступает лето. Что происходит с нашими героями? У вас 5 минут, чтобы продолжить свои наблюдения. Работаем со 2 эпизодом.

(- о ком роман мастера? (Иешуа и Понтии Пилате)

 - о чем роман? (П.П. приговаривает Иешуа к смерти)

 - за что? (за его убеждения: Иешуа верит, что все люди добрые, что наступит царство истины )

 

Вывод 2:   лето – роман поглотил их (стал частью их жизни)

 

Роман закончен в августе.

«Я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась».

- Как вы понимаете эти слова мастера? (ответ мы найдем в 3 эпизоде, у вас есть 7 минут)

Не понятый и гонимый критиками мастер заболевает и сжигает роман.

 

Вывод 3:    осень – уничтожение романа 

 

По доносу Магарыча, мастер арестован. Возвращается он только зимой.

4 эпизод – у вас есть 5 минут, чтобы понять состояние мастера.

(Мастер раздавлен страхом. Он попадает в психиатрическую клинику и надеется, что Маргарита его забудет. Он не верит в свое выздоровление)

Вывод 4:    зима - разлука

5. Аналитическая беседа

         Пока мастер находился в психиатрической клинике, Маргарита не находит себе места. «Она сделала все, чтобы разузнать о нем хоть что-нибудь, и не разузнала ровно ничего».

 

«Нужно было или забыть его, или самой умереть. Ведь нельзя же влачить такую жизнь. Нельзя! Забыть его, чего бы ни стоило — забыть! Но он не забывается, вот горе в чем.

— Да, да, да, такая же самая ошибка! — говорила Маргарита зимою, сидя у печки и глядя в огонь, зажженный в память того огня, что горел тогда, когда он писал Понтия Пилата. — Зачем я тогда ночью ушла от него? Зачем? Ведь это же безумие! Я вернулась на другой день, честно, как обещала, но было уже поздно. Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!»

                                                                                               (Глава 19. Маргарита)

 

- Кто такой Левий Матвей? (ученик Иешуа)

- Кто такой Иешуа, и чем вам запомнился этот герой? (Иешуа – герой романа мастера. Философ. Верит, что все люди добрые, что настанет царство истины)

-Ребята, скажите, пожалуйста, веру можно считать проявлением любви? (да)

- Значит, Иешуа любит…(людей)

……………………………………………………………………………………….

- В какие годы живут герои М.Булгакова? (30-е годы 20 века, они современники писателя, значит, историю любви мастера и Маргариты можно считать современной историей, а историю любви Иешуа – библейской, потому что этот герой напоминает нам Иисуса Христа)

……………………………………………………………………………………….

- Иешуа приговорен к смерти, за что? (он не отказался от своих убеждений, в основе которых любовь к людям)

 

6. Просмотр эпизода и его анализ

- Итак, «история любви библейская».

Смотрим эпизод «Казнь Иешуа»

- Ребята, в начале урока мы задались вопросом: «Почему Булгаков сравнивает любовь с убийцей, молнией, ножом?» Сейчас вы готовы на него ответить? (когда человек любит, он слепо доверяет, но не перевелись еще Иуды, предательство которых также внезапно, как молния, и так же смертельно, как удар ножа)

- Теперь давайте попробуем объяснить смысл определений настоящая, верная, вечная.

(Настоящая – во время казни Иешуа готов славить Игемона(правителя) ради спасения преступника, т.е. пожертвовать своими убеждениями;

Верная – но когда отказаться от своих убеждений предлагал Понтий Пилат, обещая сохранить ему жизнь, Иешуа отказался, т.е. остался верным;

Вечная – более 2-х тысячелетий назад Иисус принял мученическую смерть, потому что верил людям, любил их. Эту историю любви к людям будут помнить вечно)

- Получается, история любви библейская – это пример любви настоящей, верной и вечной по отношению ко всем людям, т.е общечеловеческой.

- А как же история любви современная? (это история частная)

- Можно ли ее считать настоящей, верной и вечной? (да, но только любовь Маргариты)

 

7. Обобщение материала

Задание:

Объясните, почему любовь Маргариты – это любовь настоящая, верная и вечная.

Настоящая – жертвует собой, идет на сделку с дьяволом

Верная – не оставляет мастера. Став свободной на балу, она могла бы забыть о нем…

Вечная – герои умирают в одно время, мастер – в клинике, Маргарита – в своей квартире. Но это смерть физическая. Их души отправляются в путешествие

- Куда? (в вечность)

 Мы знаем, что тленно только тело, а любовь живет в душе человека. Значит, пока жива душа – будет жить любовь!

 

8. Вывод:

Тема сегодняшнего урока звучит так: « Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?»

- Как вы думаете, кому адресован этот вопрос? (тому, кто перестал верить в нее)

- Кто из героев романа потерял веру? (мастер)

- Что с ним произошло? (сошел с ума)

Говорят, если бог хочет наказать человека, он лишает его рассудка. Получается, самое страшное наказание для человека – потерять веру.

(веру в любовь, в людей, в себя … )

Надеюсь, этот урок поможет нам понять не только гениальное произведение Булгакова, но и кое-что в жизни, особенно тем, кто разуверился, засомневался, растерялся…

 

9. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Есть ли на свете настоящая любовь?»

 

 


Посмотрите также