«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?»
(по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Цели:
Обучающая: понять суть сравнений и определений любви по Булгакову;
Развивающая: развитие навыков сопоставления, анализа, умения характеризовать героев, выделять в тексте главное, делать выводы, аргументировать сказанное;
Воспитательная: воспитание культуры чувств, серьёзного отношения к жизненным ценностям.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Оборудование: видеотехника, текст художественного произведения, иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» худ. П.Оринянского.
1. Орг. момент
- Здравствуйте, я рада всех вас видеть сегодня. Мы продолжаем работу над романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Работать будем на приготовленных листах, поэтому тетради можно отложить в сторону.
2. Вступительная беседа
- Сегодня необычный день, правда? А чем он необычен? (хотя бы потому, что открытый урок)
- Как вы думаете, что может сделать не только день, но и жизнь человека необычной – более яркой, красивой и интересной? (встреча с необычным человеком, любовь …)
- Ребята, какие определения мы чаще используем, говоря о любви? (любовь какая?)
(романтичная, верная, страстная, безответная…)
- А с чем сравниваем это необыкновенное чувство? (любовь, как что?)
(Солнце, цветок, …)
- Вспомните, пожалуйста, с чем сравнивает любовь в романе «Мастер и Маргарита» М.Булгаков. («убийца, молния, финский нож»
-А какое дает ей определение? (настоящая, верная, вечная) (зачитать эпизоды из 19 и 13 гл. – представление Маргариты и ее встреча с мастером)
3. Постановка проблемного вопроса:
- Почему такое необычное сравнение? Какой смысл автор в него вкладывает, а самое главное, что Булгаков понимает под любовью НАСТОЯЩЕЙ, ВЕРНОЙ, ВЕЧНОЙ?
На эти вопросы мы ответим в течение урока, который так и называется
« Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?»
4. Работа с текстом (анализ эпизода)
История любви мастера и Маргариты – одна из самых ярких историй в отечественной литературе. И эта история поможет нам сегодня понять, что автор подразумевает, говоря о настоящей, верной и вечной любви. Для этого нам нужно понять, как развиваются взаимоотношения мастера и Маргариты. Работать будем по эпизодам, а свои наблюдения заносить в таблицу.
Задание: определить в каждом эпизоде время года и внутреннее состояние героев.
На то, что отношения героев будут складываться непросто, автор указывает сразу «Она несла в руках тревожные желтые цветы»
Итак, у вас 5 минут для работы с 1 эпизодом.
(устно учащиеся озвучивают свои наблюдения, учитель делает вывод)
- Почему Маргарита выбрала именно мастера, ведь «по Тверской шли тысячи…» (потому что он понял ее «необыкновенное одиночество»)
- Постойте, но ведь Маргарита была замужем. (Да, но она не была счастлива, жизнь ее была пуста, потому что не было … любви)
«Любовь поразила нас мгновенно, - говорит мастер… Майское солнце светило нам. И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой»
Вывод 1: весна – любовь поразила их обоих
После весны, как водится, наступает лето. Что происходит с нашими героями? У вас 5 минут, чтобы продолжить свои наблюдения. Работаем со 2 эпизодом.
(- о ком роман мастера? (Иешуа и Понтии Пилате)
- о чем роман? (П.П. приговаривает Иешуа к смерти)
- за что? (за его убеждения: Иешуа верит, что все люди добрые, что наступит царство истины )
Вывод 2: лето – роман поглотил их (стал частью их жизни)
Роман закончен в августе.
«Я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась».
- Как вы понимаете эти слова мастера? (ответ мы найдем в 3 эпизоде, у вас есть 7 минут)
Не понятый и гонимый критиками мастер заболевает и сжигает роман.
Вывод 3: осень – уничтожение романа
По доносу Магарыча, мастер арестован. Возвращается он только зимой.
4 эпизод – у вас есть 5 минут, чтобы понять состояние мастера.
(Мастер раздавлен страхом. Он попадает в психиатрическую клинику и надеется, что Маргарита его забудет. Он не верит в свое выздоровление)
Вывод 4: зима - разлука
5. Аналитическая беседа
Пока мастер находился в психиатрической клинике, Маргарита не находит себе места. «Она сделала все, чтобы разузнать о нем хоть что-нибудь, и не разузнала ровно ничего».
«Нужно было или забыть его, или самой умереть. Ведь нельзя же влачить такую жизнь. Нельзя! Забыть его, чего бы ни стоило — забыть! Но он не забывается, вот горе в чем.
— Да, да, да, такая же самая ошибка! — говорила Маргарита зимою, сидя у печки и глядя в огонь, зажженный в память того огня, что горел тогда, когда он писал Понтия Пилата. — Зачем я тогда ночью ушла от него? Зачем? Ведь это же безумие! Я вернулась на другой день, честно, как обещала, но было уже поздно. Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!»
(Глава 19. Маргарита)
- Кто такой Левий Матвей? (ученик Иешуа)
- Кто такой Иешуа, и чем вам запомнился этот герой? (Иешуа – герой романа мастера. Философ. Верит, что все люди добрые, что настанет царство истины)
-Ребята, скажите, пожалуйста, веру можно считать проявлением любви? (да)
- Значит, Иешуа любит…(людей)
……………………………………………………………………………………….
- В какие годы живут герои М.Булгакова? (30-е годы 20 века, они современники писателя, значит, историю любви мастера и Маргариты можно считать современной историей, а историю любви Иешуа – библейской, потому что этот герой напоминает нам Иисуса Христа)
……………………………………………………………………………………….
- Иешуа приговорен к смерти, за что? (он не отказался от своих убеждений, в основе которых любовь к людям)
6. Просмотр эпизода и его анализ
- Итак, «история любви библейская».
Смотрим эпизод «Казнь Иешуа»
- Ребята, в начале урока мы задались вопросом: «Почему Булгаков сравнивает любовь с убийцей, молнией, ножом?» Сейчас вы готовы на него ответить? (когда человек любит, он слепо доверяет, но не перевелись еще Иуды, предательство которых также внезапно, как молния, и так же смертельно, как удар ножа)
- Теперь давайте попробуем объяснить смысл определений настоящая, верная, вечная.
(Настоящая – во время казни Иешуа готов славить Игемона(правителя) ради спасения преступника, т.е. пожертвовать своими убеждениями;
Верная – но когда отказаться от своих убеждений предлагал Понтий Пилат, обещая сохранить ему жизнь, Иешуа отказался, т.е. остался верным;
Вечная – более 2-х тысячелетий назад Иисус принял мученическую смерть, потому что верил людям, любил их. Эту историю любви к людям будут помнить вечно)
- Получается, история любви библейская – это пример любви настоящей, верной и вечной по отношению ко всем людям, т.е общечеловеческой.
- А как же история любви современная? (это история частная)
- Можно ли ее считать настоящей, верной и вечной? (да, но только любовь Маргариты)
7. Обобщение материала
Задание:
Объясните, почему любовь Маргариты – это любовь настоящая, верная и вечная.
Настоящая – жертвует собой, идет на сделку с дьяволом
Верная – не оставляет мастера. Став свободной на балу, она могла бы забыть о нем…
Вечная – герои умирают в одно время, мастер – в клинике, Маргарита – в своей квартире. Но это смерть физическая. Их души отправляются в путешествие
- Куда? (в вечность)
Мы знаем, что тленно только тело, а любовь живет в душе человека. Значит, пока жива душа – будет жить любовь!
8. Вывод:
Тема сегодняшнего урока звучит так: « Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?»
- Как вы думаете, кому адресован этот вопрос? (тому, кто перестал верить в нее)
- Кто из героев романа потерял веру? (мастер)
- Что с ним произошло? (сошел с ума)
Говорят, если бог хочет наказать человека, он лишает его рассудка. Получается, самое страшное наказание для человека – потерять веру.
(веру в любовь, в людей, в себя … )
Надеюсь, этот урок поможет нам понять не только гениальное произведение Булгакова, но и кое-что в жизни, особенно тем, кто разуверился, засомневался, растерялся…
9. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Есть ли на свете настоящая любовь?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.