Урок. Литературное чтение. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России.
2 класс, 2 часть, с.197-199
Тема: Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»
На уроке мы познакомимся со сказкой Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине». Научимся определять героев сказки, характеризовать их; планировать и кратко пересказывать текст произведения. Сможем составить свою сказку.
Ганс Христиан Андерсен (1805—1875) — датский писатель, сказочник.
- Какие произведения Андерсена вы уже читали?
Крошечная прелестная девочка, выросла из ячменного зёрнышка. Она такая милая и добрая, что её все любят. ("Дюймовочка")
Волшебная история о том, как гадкий утёнок превратился в прекрасного лебедя («Гадкий утёнок")
В этой сказке мы можем найти ответ на вопрос: "Кто может бороться со страшной выдумкой тролля, с зеркалом, в котором отражается только плохое? ("Снежная королева")
Дрожал, но держался стойко и не изменился в лице; ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд. ("Стойкий оловянный солдатик")
В этой сказке говорится о весьма плодотворном методе тестирования с целью выявления принадлежности к королевской фамилии ("Принцесса на горошине")
- Какие они все по своему характеру, по настроению?
- Послушайте рассказ о жизни и творчестве этого автора.
- 2 апреля 1805 года в городе Оденсе, в небогатой семье башмачника и прачки родился мальчик, который через много лет стал известным детским писателем. Маленький Ганс рос очень пугливым ребёнком и его отдали в благотворительную школу. С раннего детства Ганс Христиан увлекался кукольным театром. Из всевозможных подручных материалов мастерил кукол и приглашал на представление соседских детей. Отец мальчика прожил недолго, и Гансу пришлось в раннем возрасте зарабатывать себе на пропитание. Сначала будущий писатель работает помощником портного, потом судьба заносит его на сигаретную фабрику. В 14 лет юноша едет покорять столицу Дании – Копенгаген. Он мечтает стать знаменитым. В 1833 году он выпускает свой первый фантастический рассказ, за который получает премию от самого короля. Это окрыляет Андерсена, и он решает связать свою жизнь с литературой.
Всю жизнь Андерсен был одиноким человеком. Но он всегда оставался добрым, весёлым и невероятным выдумщиком. В кувшинке он видел Дюймовочку, в морском царстве - влюблённую Русалочку. А сказку о гадком утёнке, как говорили его современники, он написал про себя. Это он - гадкий утёнок, превратившийся в прекрасного лебедя. Он - Андерсен - нищий сын башмачника, ставший всемирно известным сказочником. Всего им написано 156 сказок.
Сказка “Принцесса на горошине” написана в 1835 году.
Прочитайте учебник на с.197-199.
Посмотрите Урок РЭШ «Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине» по ссылке:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5071/main/199866/
Ответьте на вопросы:
- Назовите персонажи сказки. Сколько их?
- На ком хотел жениться принц?
- Какой должна быть принцесса?
- С какой проблемой столкнулся принц?
- Почему принц был огорчён?
- Какая погода была в тот вечер, когда появилась принцесса?
- Как выглядела эта принцесса?
- Кто решил проверить принцессу?
- Как она это сделала?
- В какой момент все поняли, что принцесса настоящая?
- Что было с принцессой той ночью?
- Куда попала горошина?
- А теперь объясним значение некоторых слов:
Принцесса — 1. Дочь короля и королевы. 2. (Иронич.) Капризный, изнеженный, привередливый человек.
Тюфяк – мешок, набитый сеном и служащий матрасом.
Перина – мешок, набитый пухом или перьями.
Почивала – спала
Гагачий пух – пух, собираемый в гнёздах утки гаги.
Кунсткамера – музей, собрание редкостей, диковинных предметов.
Принц, странствую по свету в поисках невесты, побывал во дворцах многих королей, повидал много принцесс и королевских дочек. Но ни одна из них ему не понравилась, чего-то в них не хватало. Вернулся принц домой в отчаянии найти настоящую принцессу. Королева решила проверить, насколько девушка настоящая принцесса и положила её спать на двенадцать перин и двенадцать тюфяков. Но под ними была спрятана …... Наутро девушка призналась, что не могла уснуть, что она лежала на чём-то твёрдом, всё тело в синяках. Все поняли, что она, действительно, настоящая принцесса.
Разгадайте ребус и узнаете, что помогло понять, что принцесса настоящая:
Проверьте, как вы запомнили сюжет сказки. Расставьте цифры в соответствии с содержанием:
ð Нежданная гостья.
ð Поиски настоящей принцессы.
ð Задумка старой королевы.
ð Счастливый принц.
ð Настоящая принцесса.
Подведём итоги урока.
- К какому типу сказок относится сказка «Принцесса на горошине»?
- Какой вы себе представили принцессу?
- А вы уверены в том, что принцесса была настоящей?
- Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой?
- Как вы думаете, какая история приключилась с принцессой до того, как она постучалась в ворота замка?
- В каких жизненных ситуациях можно употреблять выражение «принцесса на горошине»? (когда говорят о капризном, изнеженном человеке). Приведите примеры.
Чему учит сказка Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине»?
à Доброте и сочувствию всем, кому плохо.
à Уважать другого человека.
à Быть терпеливым, настойчивым в достижении цели.
Любая сказка нас учит мудрости. Сказка “Принцессе на горошине” бытовая, ироничная.
Автор говорит нам: Нельзя по внешнему виду определить сущность человека.
Нужно иметь верный способ узнать человека лучше. В сказке таким средством была горошина.
Никогда не нужно терять достоинства и терпения и тогда ваши старания будут награждены. Иногда настоящее сокровище, или удача, сами просятся к вам в руки и надо только не зевать и не упускать свой шанс.
Домашнее задание: Придумайте еще несколько способов определить, настоящая перед вами принцесса или настоящий перед вами принц. Составьте свою современную сказку.
Расскажите её своим родным.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.