Урок литературного чтения : А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..."
Оценка 4.9

Урок литературного чтения : А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..."

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
27.08.2022
Урок литературного чтения :  А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..."
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: А. С. ПУШКИН «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ …»
А.С.Пушкин.У лукоморья дуб зеленый.docx

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема:  А. С. ПУШКИН «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ …»

 

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Регулятивные УУД:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Познавательные УУД:

 - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    - основам смыслового восприятия художественных текстов;

    - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: звукозапись актерского чтения произведения А. Пушкина; портрет А. Пушкина; выставка книг поэта; аудиозапись увертюры к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Перед началом урока звучит песня «В гостях у сказки», муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима, приглашая к уроку.

- Ребята, я надеюсь, что эта музыка подняла вам настроение и подсказала, что сегодня у нас непростой урок литературного чтения, а урок-путешествие в волшебную страну. Жителями этой страны являются дети, есть и взрослые, но только те, которые не забыли дорогу в эту замечательную страну. А как она называется, Вы уже, наверное, догадались.

- Мне кажется, что эта страна называется «Сказка».

- Совершенно верно! Я приглашаю вас отправиться в путешествие по стране сказок и волшебства.

Сообщение темы и цели урока (слайд)

Читайте почаще  Пушкина, это – основоположник поэзии нашей и всем нам всегда учитель.

(А. М. Горький)

 - Прочитайте на слайде высказывания известных писателей и поэтов. Как вы думаете, почему они так возвышенно говорят об Александре Сергеевиче Пушкине? /Ответы детей/

- Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают и перечитывают  и дети и взрослые. Почему?

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- А что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине? (высказывания детей)

- 6 июня 1799 год. Этот день подарил миру гения – Александра Сергеевича Пушкина. Короткой была жизнь поэта. Талант его неисчерпаем, творчество его неоценимо.

- Какие произведения великого русского поэта вам известны? (стихи, сказки, поэмы)

Викторина по сказкам Пушкина

-Отгадайте из какой сказки этот отрывок

Мультфильм «Сказка о царе Салтане»

Мультфильм «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях»

- Выставка книг:«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке».

- А что такое сказка? (Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил).

– В его сказках все волшебно. Они звучат как музыка.

- Пушкинские сказки очень близки к народным, потому что за основу своих  произведений  поэт  брал  народные  сказки. 

- И вот это мы сегодня должны будем исследовать и  доказать.

- Значит какую цель мы сегодня поставим на урок? (доказать что произведения А. С. Пушкина, являются сказками и основаны на народных сказках)

- Сегодня познакомимся  с произведением «У лукоморья дуб зеленый…»

Это произведение является  прологом к первому крупному произведению А.С. Пушкина -  поэме   «Руслан  и Людми­ла».(слайд)

- Прозвучали  новые  слова,  являющееся  литературным  терминами – «поэма»  и  «пролог».(слайд)

- Кто  из  вас  знает  значение  этих  слов? (ответы  учащихся)

- Для  того,  чтобы разобраться,  что обозначают эти слова, обратимся  к  толковому   словарю С.И. Ожегова.(слайд)

      Поэма – большое  стихотворное  произведение  на  историческую,  героическую или  возвышенную  лирическую  тему.

      Пролог – вступительная  часть  литературного,  театрального  или музыкального   произведения.

– Эта поэма повествует о том, как злой волшебник Черномор унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу, о том, как Руслан и еще три жениха отправились ее выручать, об их приключениях и счастливом конце. Эта поэма была написана в 1820 г., а вступление к ней – в 1824 г.

Работа с иллюстрацией в учебнике

– Рассмотрите иллюстрацию учебника (с. 112).

- Что вы можете о ней сказать?

Послушайте начало поэмы (аудиозапись)

- Что вам показалось удивительным? (Пушкин соединил сказочных героев из разных русских народных сказок, напевная интонация, постоянное ожидание чуда и т. д.)

П о в т о р н о е   ч т е н и е   и   р а б о т а  по содержанию.

– Давайте прочитаем пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом.

- Но прежде чем приступить к чтению, давайте потренируемся в чтении трудных слов:

У ЛУ-КО-МОРЬ-Я                             НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ

НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ                             ИЗ-БУШ-КА

ПРИ-ХЛЫ-НУТ                                  ТРИД-ЦАТЬ

ПРЕ-КРАС-НЫХ                                МИ-МО-ХО-ДОМ

Работа с текстом произведения, чтение с остановками

- Прочитайте первую строчку

«У лукоморья дуб зелёный…»

– Что такое – лукоморье? Каким вы его представляете? Обсудите в парах. (Выслушиваются предположения детей.)

(Учитель объясняет,  рисуя схему на доске.) представьте себе лук и стрелы. Когда тетива натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря. Получается залив.

/Лукоморье (поэт.устар.), морская лука — морской залив, бухта, изгиб морского берега. Встречались и речные лукоморья./(слайд)

– Обратите внимание на звучание этого слова. Послушайте – «лукоморье». (Оно красивое, немного сказочное.)

Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место, где стоит мировое древо – дуб.

- Как вы думаете почему именно дуб? (могучее дерево, долго живет, имеет прочную древесину и не поддаётся гниению)

Настя

-Считалось, что дуб – это дорога, которая соединяла все миры: верхний, нижний и средний. (слайд). Таким образом, у многих народов мира появилось представление о Мировом дереве.

В среднем мире жили люди со своими домашними животными.

Верхний мир - небесный мир, в нем находились неподвластные стихии и небесные светила. Там живут птицы.

В нижнем мире обитали подземные звери и неведомые силы. Там живут змеи, лягушки, рыбы.

- Вот так схематично можно представить описанный автором мир. Сказочный мир живёт по своим особым законам. Давайте разбираться дальше.

- Прочитайте следующие строчки.

(Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.)

- Почему цепь золотая? (предположите).

- Оказывается, это символ Солнца, которое движется вокруг земного шара, это показывает нерушимость мира, и это символ волшебной силы, т. к. золотые предметы обладают особой силой.

(К стволу дерева на схему прикрепляется золотая цепь на слайде.)

-А почему именно кот ходит по цепи?(Предположения детей.)

Из всех домашних животных именно кот всегда считался не просто умным, но и связанным с миром предков. Можно сказать, что кот - это животное, умное не только тем умом, которое он получает от человека, но и умом, «другого» мира. Поэтому у народов всего мира кот – излюбленный персонаж, выступающий в сказках о животных ровней лисе по уму, в волшебных сказках - в роли волшебного помощника.

(Появляется кот)

- Продолжаем читать дальше.

(Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит).

- А почему кот ходит по цепи кругом: то направо, то налево? (предположения детей)

- Это не просто так: он символизирует смену для и ночи, смену правды и вымысла, а песнь - связана с правдой, с правой стороной; сказка – с левой стороной, с выдумкой.

- Как начинаются следующие строчки? (со слов «Там чудеса»?)

(Чудеса - это продолжение выдумки, сказки)

А какие именно чудеса происходят, вы узнаете самостоятельно прочитаете продолжение произведения, но по ходу чтения вам могут встретиться непонятные слова. Для этого возьмём карандаши и подчеркнём их.

Самостоятельное чтение отрывка «У лукоморья дуб   зеленый

– Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный? (Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т. д.)

- Какие чудеса встретились вам?

(Леший – хозяин леса и зверей.

 Русалка - представляли полуженщиной-полурыбой,  жила в воде

неведомых дорожках, следы невиданных зверей

избушка там на курьих ножках

ступа с Бабою-Ягой идёт-бредёт сама собой

там лес и дол видений полны

тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных

королевич мимоходом пленяет грозного царя

царь Кощей над златом чахнет)

Словарная работа

- Какие малознакомые слова вам встретились при чтении? Что они обозначают?

Давайте  попробуем объяснить их значение. Каждая группа объясняет свои слова

1 группа

Неведомые   (дорожки) – неизвестные,  незнакомые.

Невиданные   (звери) – неизвестные,  которых  никто  не  видел

Дол – долина,  равнина удлиненная впадина вдоль речного русла среди гор

видений полны - много призраков, привидений

 О заре – на заре

2 группа

Прихлынут - набегут на берег.

На брег песчаный – на берег из песка

Витязь – воин,  богатырь

Чредой - чередой, по очереди

Ясные воды – прозрачные

3 группа

Дядька -в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а морской

Мимоходом - по пути, проходя мимо

Пленяет - берет в плен.

Грозного– злого

Темница - темное помещение без окон

4 группа

Тужит– грустит, тяжело ей

Ступа - тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд в виде большого стакана, бочки.

Бредёт - медленно  идёт

Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.

Златом – золотом.

 - Прочитайте  последние 4 строчки?

- Что заметили? (оканчивается как сказка)

- Как вы думаете с какой интонацией нужно читать произведение, в котором описываются чудеса?

(Читать нужно негромко, не спеша, плавно, напевно, загадочно, таинственно, выделяя голосом каждое чудо)

- Как вы понимаете выражение «Там русский дух… там Русью пахнет!»

(Пушкин рисует перед нами не только образы сказочной русской мифологии и фольклора (например, образы русалки, Баба-Яги), но и рождает образ самой Руси…читатель даже может её почувствовать, прикоснуться к ней. Образ дуба вместе с учёным котом – представление мудрости Руси. Образы 33 богатырей, Черномора, царей – заостряют внимание читателя на силе и могуществе. В этом и есть  Пушкин, в этом и есть настоящая Русь….)- Как нужно  читать эти строки?(торжественно, гордо)

Повторное чтение, закрепление во внешней речи.

Упражнения в выразительном чтении отрывка на фоне музыки (Отрывок из увертюры М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила».)

А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм  «У лукоморья дуб зеленый» для того чтобы ярче представить образы героев и чудеса, которые описаны автором. Ребята совпали ли ваши образы, то, как вы представили и как подносит нам их  режиссер данного мультфильма.

Итог урока.

- Как думаете, что выразил поэт в этом произведении?

- Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

Рефлексия

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Мы достигли поставленной цели?

- Как добивались поставленной цели? (изучали текст, работали над текстом)

 - У вас на партах лежат цветные карточки.

Зелёная – всё понятно, я знаю

Жёлтая – не совсем понятно, сомневаюсь

Красная – не понимаю, не знаю

Я буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия.

Я знаю, что такое сказка.

Я понимаю сказочный мир Пушкина.

Я сегодня в группе хорошо потрудился.

Я доволен своей работой на уроке.

Домашнее задание

- Выучите наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила, зарисовать чудеса.

Читайте Пушкина, друзья! 

Читайте сказки!  
И будет жизнь тогда полна  
Тепла и ласки.

Читайте Пушкина, друзья! – 

Вот вам подсказка!  
И пронесете сквозь года  
Вы радость сказки! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 группа

 

Неведомые   (дорожки) – неизвестные

Невиданные  – неизвестные,  которых  никто  не  видел

Дол – долина,  равнина удлиненная впадина вдоль речного   русла

видений полны - много призраков, привидений

 О заре – на заре

2 группа

Прихлынут - набегут на берег.

На брег песчаный – на берег из песка

Витязь  воин,  богатырь

Чредой - чередой, по очереди

Ясные воды – прозрачные

 

 

3 группа

Дядька -в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в дворянской семье

Мимоходом - по пути, проходя мимо

Пленяет - берет в плен.

Грозного– злого

Темница - темное помещение без окон

4 группа

Тужит– грустит, тяжело ей

Ступа - тяжелый металлический, деревянный или каменный   сосуд в виде большого стакана, бочки.

Бредёт - медленно  идёт

Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.

Златом – золотом.

   

 

Считалось, что дуб – это дорога, которая соединяла все миры: верхний, нижний и средний. (слайд).

    Таким образом, у многих народов мира появилось представление о Мировом дереве.

     В среднем мире жили люди со своими домашними животными.

     Верхний мир - небесный мир, в нем находились неподвластные стихии и небесные светила. Там живут птицы.

     В нижнем мире обитали подземные звери и неведомые силы. Там живут змеи, лягушки, рыбы.

 

    Из всех домашних животных именно КОТ всегда считался не просто умным, но и связанным с миром предков.

    Можно сказать, что кот - это животное, умное не только тем умом, которое он получает от человека, но и умом, «другого» мира.

    Поэтому у народов всего мира кот – излюбленный персонаж, выступающий в сказках о животных ровным лисе по уму, в волшебных сказках - в роли волшебного помощника.

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе

Ход урока. Организационный этап

Ход урока. Организационный этап

Это произведение является прологом к первому крупному произведению

Это произведение является прологом к первому крупному произведению

Как вы думаете почему именно дуб? (могучее дерево, долго живет, имеет прочную древесину и не поддаётся гниению)

Как вы думаете почему именно дуб? (могучее дерево, долго живет, имеет прочную древесину и не поддаётся гниению)

Какие чудеса встретились вам? (

Какие чудеса встретились вам? (

Читать нужно негромко, не спеша, плавно, напевно, загадочно, таинственно, выделяя голосом каждое чудо) -

Читать нужно негромко, не спеша, плавно, напевно, загадочно, таинственно, выделяя голосом каждое чудо) -

Неведомые (дорожки) – неизвестные

Неведомые (дорожки) – неизвестные

О заре – на заре 2 группа

О заре – на заре 2 группа

Темница - темное помещение без окон 4 группа

Темница - темное помещение без окон 4 группа

В нижнем мире обитали подземные звери и неведомые силы

В нижнем мире обитали подземные звери и неведомые силы

Урок литературного чтения : А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..."

Урок литературного чтения :  А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2022