Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Технологическая карта урока
по литературного чтения
в 1 классе
УМК «Перспектива»
Тема урока:
«Звук [у]. Буквы У, у.»
подготовила
учитель начальных классов
Комина О.и.
2020 г.
Тема урока |
Звук [у]. Буквы У, у. |
||||
Тип урока |
урок – открытия нового знания |
||||
Педагогические технологии |
игровая, ИКТ, проблемная, тестовая |
||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
Знакомство учащихся с буквой У и звуками, которые она обозначает, давать характеристику звука [у], различать твёрдые и мягкие согласные звуки, упражнять в делении слов на слоги, в составлении предложений.
|
П. 1.Развитие умения извлекать информацию из схем, текстов, иллюстраций. 2.Представлять информацию в виде схем. 3. Понимать соотношение между буквами и звуками. 4. Выполнять операции анализа, синтеза, обобщения. 5. На основе анализа делать выводы. Р. 1.Понимать, принимать и удерживать задачу. 2.Контролировать свои действия, действия одноклассников . 3.Работать по плану. К. 1.Участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения. 2.Осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем. 3. Осваивать различные способы взаимной помощи. |
Формировать мотивацию к обучению.
|
|||
Цель урока |
Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [у], буквами У,у. |
||||
Задачи урока |
а)развитие умения различать звук [у] в словах в сопоставлении со звуком [о]; б)знакомство с условным значком звука [у]-буквой Уу; распознавание этой буквы в печатном тексте; в)раскрытие выразительности звуков русской речи и формирование выразительного чтения; г)освоение действия звукового анализа с помощью звуковых схем. |
||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Звук, буква, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки. |
||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке |
Загадки (составитель Т. Клименко), Волина Т. Г. «Стихи о буквах», индивидуальный набор карточек –звуков (красного, синего и зелёного цветов), изображение смайлика, лента букв, буквы «У, у», рисунки к стихам про букву «У»,электронное пособие «Уроки тетушки Совы», видео стихотворения А. Барто «Кто как кричит». |
||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап 1. Организационный момент |
|||||
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
|||
2 мин |
Этап 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. Слайд 2. С детства мы
любим играть и смеяться. -Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? -С хорошим настроением приступаем к работе. Слайд3. -На доске записаны пословицы «Умелые руки не знают скуки», «Умный себя винит, глупый – своего товарища», «Ученье-свет,а неученье-тьма». –Как вы понимаете смысл пословиц? Какая пословица на ваш взгляд могла бы быть девизом урока? Почему? |
Регулятивные УУД: рефлексия своих чувств
|
|||
Этап 2. Актуализация знаний |
|||||
2 мин |
- Ребята, давайте вспомним,с какими буквами мы познакомились на предыдущих уроках? Слайд 4 1) В море плавала акула Ела все, что в нем тонуло. К нам акула приплыла – Превратилась в букву….(А). 2) Овечка, бледная овечка, У нее болит сердечко. Тихо стонет: «О-о-о!» Ей знакома буква ….(О). -Что общего у этих букв? (обозначают гласные звуки) - Докажите, что это гласные звуки. (произносятся свободно, нет при произношении преград, поются). -Чем отличаются гласные от согласных? (гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград, образуют слог. А согласные не тянутся, встречают во рту преграды) -Вы уже не раз убеждались, что все многообразие звуков окружающего мира можно воспроизвести и передать с помощью звуков речи. Сегодня на уроке у вас появится возможность понаблюдать это еще раз. |
Познавательные УУД: умение извлекать информацию из схем, текстов, иллюстраций,
|
|||
Этап 3. Постановка учебной задачи и фиксация затруднений в деятельности |
|||||
3 мин |
Фонетическая зарядка (учебник с.70) -Кто был в лесу? -Представьте, что мы попали в дремучий лес. -Как кричит филин? (Ух-ух) Слайд 5 -Как кричит кукушка? (Ку-ку)Слайд 6
-С помощью какого звука можно передать,как воет волчонок на луну? (У-у-у) Слайд 8 -Какой звук прозвучал всякий раз, как вы отвечали на мой вопрос? (Звук [у]) -Значит, с каким звуком сегодня познакомимся? -Сформулируйте тему урока. Слайд 9. -Какие задачи поставим перед собой? (научиться слышать новый звук в словах и отличать от других, строить схемы с новым звуком, обозначать буквой, учиться читать и писать слова с новой буквой) Слайд 10. -Итак, сегодня на уроке мы познакомимся со звуком [ у ] и буквами, которые его обозначают; будем учиться отличать звук [ у ] и буквы Уу от других звуков и букв, научимся читать слоги, слова и предложения с буквами Уу. |
Регулятивные УУД: активизация через проблемный вопрос |
|||
Этап 4. Построение проекта выхода из затруднений |
|||||
15 мин |
1. Выделение звука «у» из слова «улитка». Слайд 11 -Петрушка приготовил задание для смекалистых. Вы уже знаете, как разгадывать ребусы. Объясните,что нужно сделать,чтобы узнать загаданное слово? (изображена плитка шоколада, запятая впереди означает, что у слова «улитка» нужно отбросить 1 звук, заменив его на [ у ]) (улитка). -Что вы знаете об улитке? Слайд 12.(Медленно передвигается, любит жить во влажных местах. Она носит свой домик – раковину на себе. Раковина — это надежный домик для мягкого тела улитки. У людей опорой тела служит скелет: кости и позвоночник. А у улитки нет такой опоры надежной, они беспозвоночные животные. И раковина является для улиток опорой. Если мы возьмем в руки улитку, то она прячется в свою раковину, так ей надежней. У улитки всего одна нога.С помощью ноги улитка передвигается. Улитка — травоядное животное. Питается травой и растениями. Осенью улитки закапываются в почву на зимовку и покидают свое убежище весной.) -Посмотрите на рисунок улитки, найдите, где спряталась буква Уу. Слайд 13. -Почему именно улитка принесла на урок букву Уу? Для ответа на этот вопрос произнесите и послушайте это слово. -С какого звука оно начинается? ([ у ]) -Для чего же улитке нужна буква у? (чтобы с ее помощью писать слово улитка) 2. Артикуляция при произношении звука [у]. -Давайте поработаем в парах. Посмотрите друг на друга. Слайд 14. – Произносите звук [ у ] громко, тихо. - Когда мы произносим звук [ у ], каково расположение наших губ (губы вытягиваются в узкую трубочку. Воздух проходит свободно, произносится голосом.) - Как проходит воздух? Нет ли препятствий на пути? (нет) - Так какой же это звук? (гласный) - Охарактеризуйте новый звук (он гласный, так как не встречает преград при произношении, поется). -Электронное пособие «Уроки тетушки Совы» слайд 15 3. Игра «Новый звук» слайд 16 - Какие слова со звуком [ у ] вы сейчас услышали? -Сейчас, я буду называть слова, если в этих словах есть [ у ], то вы хлопаете в ладоши и называете место звука в слове: удочка, арбуз, губы, дыня, укроп, узел,утка, яблоко,утюг, слива,курочка. -Молодцы! Вы были очень внимательны! 4.Составим схему слова «улитка». Слайд 17 (1 ученик у доски работает с карточками синего, красного и зелёного цветов) -Дайте характеристику каждому звуку: -Первый звук [у]. Он гласный. На схеме обозначим красным цветом. -Второй звук [л,]. Он согласный, мягкий. На схеме обозначим зелёным цветом. -Третий звук [и]. Он гласный. На схеме обозначим красным цветом. -Четвертый [т]. Он согласный, твёрдый. На схеме обозначим синим цветом. -Пятый звук [к]. Он согласный, твёрдый. На схеме обозначим синим цветом. -Шестой звук [а]. Он гласный. На схеме обозначим красным цветом. -Разделим на слоги. Сколько слогов в слове «улитка»? (3) Почему? (3 гласных звука) -Поставьте ударение. Ударение падает на первый слог у, на гласный «у». Звук «у» ударный. -Сколько всего звуков в слове «улитка»? (5) -Сколько гласных? ( 2) -Сколько согласных (3) -Давайте сделаем вывод о звуке [у]. Вывод: Звук [у] - гласный, тянется, поётся, воздух во рту не встречает преграду, образует слог. Физминутка |
Регулятивные УУД: «Сбор информации» Познавательные УУД: умение представлять информацию в виде схем; понимать соотношение между буквами и звуками; выполнять операции анализа, синтеза, обобщения; на основе анализа делать выводы.
|
|||
|
5. Соотнесение букв У, у со звуком [у]. Знакомство с буквами У,у. -Где стоит [ у ]? (в начале слова) -Какой буквой мы обозначим новый звук? - На письме звук [у] обозначается буквой «У» (вывешивается печатная заглавная и строчная буква У).Слайд 18 - Ребята, а чем эти буквы различаются между собой? (одна буква строчная, а другая заглавная) -Зачем нужна заглавная буква? (для написания начала предложений, имён, фамилий, кличек животных) -Куда же мы «поселим» букву У на ленте букв? ( в домик красного цвета) Слайд 19 -Почему поселим в домик красного цвета? (буква обозначает гласный звук) -А почему на верхний этаж? (делает предшествующий согласный твёрдым. - Действительно, буква У обозначает твердость предшествующего согласного звука. - Этот гласный звук дает команду согласным: «Будь твердым!» -Печатание букв Уу. 6. Игра «Вообразилия» Слайд 20 - Давайте пофантазируем и поиграем в игру «Вообразилию».На что похожа печатная буква У? (На сучок, вешалку, рогатку, рожки улитки) Показывает на слайды и читает стихи. 1. У – сучок . В любом лесу Ты увидишь букву у. (В. Степанов) 2. Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто. (Е. Тарлапан) 3. Буква у совсем проста: Тянет ушки из хвоста (Г. Ванюхина) 4.Буква У напоминает ушки У зайчонка на макушке. У улитки рожки тоже Так на букву у похожи. (Б.Заходер) |
Познавательные УУД: умение выполнять операции анализа, синтеза, обобщения; на основе анализа делать выводы.
|
|||
Этап 5. Первичное закрепление |
|||||
3 мин |
1. Работа со схемами слов, составление предложений из слов. Работа с текстом учебника на с. 70. а)Какие слова спрятались в схемах? (луна, туча). -Звуковой анализ слов «луна», «туча». -Где находится [ у ] в этих словах? (в середине слова) б)Посмотрите на картинку.Слайд 21 -Кто на ней изображён? (волк) -Что делает волчонок? ( воет на луну) -Составьте предложение по схеме. - Сколько слов в этом предложении? (4) -Какое слово должно быть первым, а какое – последним? (Волчонок, луна) -Какое предложение из текста подойдёт к этой схеме? (первое) -Какое маленькое слово обозначено отдельно? (на) -Почему воет волчонок. (грустно одному) -Все вместе прочитайте «речь» волчонка, передав его грустное настроение. -А где здесь речь волчонка? (у-у-у) 2. Гимнастика для глаз. |
Коммуникативные УУД: участие в диалоге, выполняя нормы речевого поведения; осуществление совместной деятельности с одноклассника-ми и учителем; освоение различных способов взаимной помощи.
Личностные УУД: формирование мотивации к обучению.
|
|||
Этап 6 «Самостоятельная работа с самопроверкой» |
|||||
3 мин |
1.Распознавание в тексте изученных букв. Раскрытие звукописи как художественного приема. Работа в паре: «Волчонок воет на луну. Волчонку грустно одному» -Посчитайте,сколько раз в словах этого стихотворения встретились буквы о и у. Один ученик считает буквы о, другой буквы у. Проверим, чья пара справится с заданием быстрее. ( на доске эталон: о-9,у-5) -Почему же так много букв о и у в этом стихотворении (они помогают озвучивать описываемую картину, передавая ее настроение) . - Повторите еще раз все вместе этот текст, выделяя протяжным произношением в словах ударные звуки [о] и [у]. |
Коммуникативные УУД: умение работать в малой группе; умение определять общую цель и достигать ее, умение согласовывать свои действия с другими людьми Регулятивные УУД: активизация через проблемный вопрос
|
|||
Этап 7. Включение в систему знаний |
|||||
5 мин |
1.Рассмотрение иллюстраций, озвучивание схем звукоподражательных слов. Работа по учебнику с.71 -Нужно учиться создавать при чтении звуковые картины. Для этого прочитаем строчки их стихотворения А.Барто. Как оно называется? («Кто как кричит») Слайд 22 -Озвучьте схему, обозначающую крик петуха (Ку-ка-ре-ку) -Где в схеме стоит звук [у]? -О чем кричит петушок?(просыпайтесь) -А как считает А.Барто? («Кур стерегу») -В каком из этих слов слышится петушиное «ку»? (кур) -Перечитаем еще раз все вместе слова петушка выразительно. -Модель какого слова вы видите? -Почему это слово «куры»,а не «курицы»?( 2 слога) -Выделите ударный слог в этом слове, назовите ударный гласный звук. -Рассмотрите рисунок домашнего животного. Как мычит корова? -Прочитайте выразительно стихотворение с протяжным выделением звука [у]. -Как вы считаете, удалось ли вам создать при чтении звуковые картины? -Чтение учителем стихотворения «Кто как кричит» (https://youtu.be/rpM4lV-3XiE) -Каких еще животных и птиц вы услышали в этом стихотворении? (курица, цыплята, кошка, утята) 2.Игра «Третий лишний» Слайд 23 -Петрушка приготовил загадку: «С крыльями,а не поет, не кричит-молчит» (рыба) -Что в загадке названо крыльями? (плавники) -Игра, которую приготовил Петрушка тоже о тех, кто с крыльями. Кто разгадает название игры? (третий лишний).Как вы догадались? -Модели каких слов участвуют в игре? (жуки, голуби, журавли) -Кто будет лишний по значению? (жуки-насекомые) -А если сравнить слова по звучанию? Что вам подсказывают звуковые схемы? (жуки-2 слога) -Что общего в звучании всех трех слов? ( [у]) |
|
|||
Этап 7. Рефлексия деятельности. |
|||||
2 минуты |
-С какой новой буквой вы познакомились? -Какой звук обозначается этой буквой? -Давайте вспомним всё, что мы узнали на уроке про эту букву и звук. Тест «Да – нет» -Приготовьте «Светофоры». Если вы согласны с утверждением, то показываете зелёный сигнал светофора, а если не согласны- красный. 1) Буква у обозначает согласный звук? 2)Буква у обозначает гласный звук [у]? 3) Буква у обозначает мягкость предшествующего согласного? 4)Буква у обозначает твердость предшествующего согласного? 5) Буква у в предложении может быть отдельным словом? -Молодцы. Рефлексия. Слайд 24 -У вас на партах лежат смайлики-солнышки. -Чего не хватает смайликам? (улыбки) -Удалось ли нам сохранить хорошее настроение до конца урока? (да) -Тогда нарисуйте улыбку на смайлике. -Кроме улыбок, я вам желаю ещё успехов, удачи, успешной учёбы. -Что интересного заметили в моих пожеланиях? (все слова на букву у) -А почему все пожелания были на букву у? ( буква у – тема нашего урока) -Спасибо всем за урок. Вы молодцы! Благодарю вас за замечательную работу на уроке. |
Личностные компетенции: «Позитивная установка».
|
|||
Литература:
1. Никифорова В. В., Короткова А. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс. – М.: ВАКО, 2017.
2. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. 1 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: просвещение, 2017.
3. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
4. Речевые уроки: Книга для учителя начальных классов/ Т. А. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1995.
5. Успенская Л. П.. Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. В 2 ч. – М.: Просвещение, 1992.
6. Синицына Е. И. Умные загадки. - М.: « Лист», 1997
7. 1000 пословиц, поговорок, загадок для самых умных малышей / сост. Т. Клименко. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008
Приложение 1.
Группа № 1
У |
утки |
появились |
утята. |
Группа № 2
У |
курицы |
появились |
цыплята. |
Приложение 2.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.