Урок литературного чтения " Звук [у]. Буква Уу". квы У, у.
Оценка 4.7

Урок литературного чтения " Звук [у]. Буква Уу". квы У, у.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
1 кл
08.11.2020
Урок литературного чтения " Звук [у]. Буква Уу".                                                                                                                                                                                                                           квы У, у.
Урок "открытия нового знания" составлен в соответствии с ФГОС. Использованы технологии деятельностного подхода,,проблемного изложения, игровая,информационно-коммуникационная.
Звук [у]. Буквы У, у. Комина О.И..docx

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Энгельсского муниципального района

Саратовской  области

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта  урока

по литературного чтения

 в 1 классе

 

УМК «Перспектива»

 

 

 

 

Тема урока:

«Звук [у]. Буквы У, у

 

 

 

                                                                     

                                               подготовила

                                                        учитель начальных классов

                                                                        Комина О.и.

 

 

                                                                        2020 г.

 

 

 

Тема урока

Звук [у]. Буквы У, у.

Тип урока

урок – открытия нового знания

Педагогические технологии

игровая, ИКТ, проблемная, тестовая

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знакомство учащихся с буквой У и звуками, которые она обозначает, давать характеристику звука [у], различать твёрдые и мягкие согласные звуки, упражнять в делении слов на слоги, в составлении предложений.

 

П. 1.Развитие умения извлекать информацию из схем, текстов, иллюстраций.

2.Представлять информацию в виде схем.

3. Понимать соотношение между буквами и звуками.

4. Выполнять операции анализа, синтеза, обобщения.

5. На основе анализа делать выводы.

Р. 1.Понимать, принимать и удерживать задачу.

2.Контролировать свои действия, действия одноклассников .

3.Работать по плану.

К. 1.Участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения.

2.Осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

3. Осваивать различные способы взаимной помощи.

Формировать мотивацию к обучению.

 

Цель урока

Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [у], буквами У,у.

Задачи урока

а)развитие умения различать звук  [у] в словах в сопоставлении со звуком [о];

б)знакомство с условным значком звука [у]-буквой Уу; распознавание этой буквы в печатном тексте;

в)раскрытие выразительности звуков русской речи и формирование выразительного чтения;

г)освоение действия звукового анализа с помощью звуковых схем.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Звук, буква, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Загадки (составитель Т. Клименко), Волина Т. Г. «Стихи о буквах»,  индивидуальный набор карточек –звуков (красного, синего и зелёного цветов), изображение смайлика, лента букв,  буквы «У, у», рисунки к стихам про букву «У»,электронное  пособие «Уроки тетушки Совы», видео стихотворения А. Барто «Кто как кричит».

Организационная структура урока

Этап 1. Организационный момент

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

2 мин

Этап 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Слайд 2.

С детства мы любим играть и смеяться.
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить!

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

-С хорошим настроением приступаем к работе.

Слайд3.

 -На доске записаны пословицы «Умелые руки не знают скуки»,  «Умный себя винит, глупый – своего товарища», «Ученье-свет,а неученье-тьма».

–Как вы понимаете смысл пословиц? Какая пословица на ваш взгляд могла бы быть девизом урока? Почему?

Регулятивные УУД:

рефлексия своих чувств

 

Этап 2. Актуализация знаний

2 мин

- Ребята, давайте вспомним,с какими буквами мы  познакомились на предыдущих уроках?

Слайд 4

1) В море плавала акула

Ела все, что в нем тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву….(А).

2) Овечка, бледная овечка,

У нее болит сердечко.

Тихо стонет: «О-о-о!»

Ей знакома буква ….(О).

-Что общего у этих букв? (обозначают гласные звуки)

- Докажите, что это гласные звуки. (произносятся свободно, нет при произношении преград, поются).

-Чем отличаются гласные от согласных?

(гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград, образуют слог.  А согласные не тянутся, встречают во рту преграды)

-Вы уже не раз убеждались, что все многообразие звуков окружающего мира можно воспроизвести и передать с помощью звуков речи. Сегодня на уроке у вас появится возможность понаблюдать это еще раз.

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из схем, текстов, иллюстраций,

 

 

 

 

 

Этап 3. Постановка учебной задачи и фиксация затруднений в деятельности

3 мин

Фонетическая зарядка (учебник с.70)

-Кто был в лесу?

-Представьте, что мы попали в дремучий лес.

-Как кричит филин? (Ух-ух) Слайд 5

-Как кричит кукушка? (Ку-ку)Слайд 6

-Как плачет малыш в коляске? (Уа-уа) Слайд 7.

-С помощью какого звука можно передать,как воет волчонок на луну?  (У-у-у) Слайд 8

-Какой звук прозвучал всякий раз, как вы отвечали на мой вопрос? (Звук [у])

-Значит, с каким звуком сегодня познакомимся? -Сформулируйте тему урока. Слайд 9.

-Какие  задачи поставим перед собой?

(научиться слышать новый звук в словах и отличать от других, строить схемы с новым звуком, обозначать буквой, учиться читать и писать слова с новой буквой) Слайд 10.

-Итак, сегодня на уроке мы познакомимся со звуком [ у ] и буквами, которые его обозначают; будем учиться отличать звук [ у ] и буквы Уу от других звуков и букв, научимся читать слоги, слова и предложения с буквами Уу.

Регулятивные УУД:

активизация через проблемный вопрос

Этап 4. Построение проекта выхода из затруднений

15 мин

1. Выделение звука «у» из слова «улитка». Слайд 11

-Петрушка приготовил задание для смекалистых. Вы уже знаете, как разгадывать ребусы. Объясните,что нужно сделать,чтобы узнать загаданное слово? (изображена плитка шоколада, запятая впереди означает, что у слова «улитка» нужно отбросить 1 звук, заменив его на [ у ])  (улитка).

-Что вы знаете об улитке? Слайд 12.(Медленно передвигается, любит жить во влажных местах. Она носит свой домик – раковину на себе. Раковина — это надежный домик для мягкого тела улитки. У людей опорой тела служит скелет: кости и позвоночник. А у улитки нет такой опоры надежной, они беспозвоночные животные. И раковина является для улиток опорой. Если мы возьмем в руки улитку, то она прячется в свою раковину, так ей надежней. У улитки всего одна нога.С помощью ноги улитка передвигается. Улитка — травоядное животное. Питается травой и растениями. Осенью улитки закапываются в почву на зимовку и покидают свое убежище весной.)

-Посмотрите на рисунок улитки, найдите, где спряталась буква Уу. Слайд 13.

-Почему именно улитка принесла на урок букву Уу? Для ответа на этот вопрос произнесите и послушайте это слово.

-С какого звука оно начинается?   ([ у ])

-Для чего же улитке нужна буква у? (чтобы с ее помощью писать слово улитка)

2. Артикуляция при произношении звука [у].

-Давайте поработаем в парах. Посмотрите друг на друга. Слайд 14.

– Произносите звук [ у ] громко, тихо.

- Когда мы произносим звук [ у ], каково расположение наших губ (губы вытягиваются в узкую трубочку. Воздух проходит свободно, произносится голосом.)

- Как проходит воздух? Нет ли препятствий на пути? (нет)

- Так какой же это звук? (гласный)

- Охарактеризуйте новый звук (он гласный, так как не встречает преград при произношении, поется).

-Электронное пособие «Уроки тетушки Совы» слайд 15

3. Игра «Новый звук» слайд 16

- Какие  слова со звуком  [ у ] вы сейчас услышали?

-Сейчас, я буду называть слова, если в этих словах есть  [ у ], то вы хлопаете в ладоши и называете место звука в слове: удочка, арбуз, губы, дыня, укроп, узел,утка, яблоко,утюг, слива,курочка.

-Молодцы! Вы были очень внимательны!

4.Составим схему слова «улитка». Слайд 17

(1 ученик у доски работает с карточками синего, красного и зелёного цветов)

-Дайте характеристику каждому звуку:

-Первый звук [у]. Он гласный. На схеме обозначим красным цветом.

-Второй звук [л,]. Он согласный, мягкий. На схеме обозначим зелёным цветом.

-Третий звук [и]. Он гласный. На схеме обозначим красным цветом.

-Четвертый [т]. Он согласный, твёрдый. На схеме обозначим синим цветом.

-Пятый звук [к]. Он согласный, твёрдый. На схеме обозначим синим цветом.

-Шестой звук [а]. Он гласный. На схеме обозначим красным цветом.

-Разделим на слоги. Сколько слогов в слове «улитка»? (3) Почему? (3 гласных звука)

-Поставьте ударение. Ударение падает на первый слог у, на гласный «у». Звук «у» ударный.

-Сколько всего звуков в слове «улитка»? (5)

-Сколько гласных? ( 2)

-Сколько согласных (3)

 -Давайте сделаем вывод о звуке [у].

Вывод: Звук [у] - гласный, тянется, поётся, воздух во рту не встречает преграду, образует слог.

Физминутка

Регулятивные УУД:

«Сбор информации»

Познавательные УУД:

умение представлять информацию в виде схем;

понимать соотношение между буквами и звуками; выполнять операции анализа, синтеза, обобщения; на основе анализа делать выводы.

 

 

 

 

5.   Соотнесение букв У, у со звуком [у]. Знакомство с буквами У,у.

-Где стоит [ у ]? (в начале слова)

-Какой буквой мы обозначим новый звук?

- На письме звук [у] обозначается буквой «У» (вывешивается печатная заглавная и строчная буква У).Слайд 18

- Ребята, а чем эти буквы различаются между собой? (одна буква строчная, а другая заглавная)

-Зачем нужна заглавная буква? (для написания начала предложений, имён, фамилий, кличек животных)

-Куда же мы «поселим» букву У на ленте букв? ( в домик красного цвета) Слайд 19

-Почему поселим в домик красного цвета? (буква обозначает гласный звук)

-А почему на верхний этаж? (делает предшествующий согласный твёрдым.

- Действительно, буква У обозначает твердость предшествующего согласного звука.

- Этот гласный звук дает команду согласным: «Будь твердым!»

-Печатание букв Уу.

6. Игра «Вообразилия» Слайд 20

- Давайте пофантазируем и поиграем в игру «Вообразилию».На что похожа печатная буква У? (На сучок, вешалку, рогатку, рожки улитки)

Показывает на слайды и читает стихи.

1. У – сучок . В любом лесу

Ты увидишь букву у. (В. Степанов)

2. Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто. (Е. Тарлапан)

3.  Буква у совсем проста:

Тянет ушки из хвоста (Г. Ванюхина)

4.Буква У напоминает ушки

У зайчонка на макушке.

У улитки рожки тоже

Так на букву у похожи. (Б.Заходер)

Познавательные УУД:

умение выполнять операции анализа, синтеза, обобщения; на основе анализа делать выводы.

 

Этап 5. Первичное закрепление

3 мин

1. Работа со схемами слов,   составление предложений из слов.

Работа с текстом учебника на с. 70.

а)Какие слова спрятались в  схемах? (луна, туча).

-Звуковой анализ слов «луна», «туча».

-Где находится  [ у ] в этих словах? (в середине слова)

б)Посмотрите на картинку.Слайд 21

-Кто на ней изображён? (волк)

-Что делает волчонок? ( воет на луну)

-Составьте предложение по схеме.

- Сколько слов  в этом предложении? (4)

 -Какое слово должно быть первым, а какое – последним? (Волчонок, луна)

 -Какое предложение из текста подойдёт к этой схеме? (первое)

-Какое маленькое слово обозначено отдельно? (на)

-Почему воет волчонок. (грустно одному)

-Все вместе прочитайте «речь» волчонка, передав его грустное настроение.

-А где здесь речь волчонка? (у-у-у)

2. Гимнастика для глаз.

Коммуникативные УУД:

 участие в диалоге, выполняя нормы речевого поведения;

осуществление совместной деятельности с одноклассника-ми и учителем; освоение различных способов взаимной помощи.

 

Личностные УУД:

формирование мотивации к обучению.

 

 

Этап 6  «Самостоятельная работа с самопроверкой»

3 мин

1.Распознавание в тексте изученных букв. Раскрытие звукописи как художественного приема.

Работа в паре: «Волчонок воет на луну. Волчонку грустно одному»

-Посчитайте,сколько раз в словах этого стихотворения встретились буквы о и у. Один ученик считает буквы о, другой буквы у. Проверим, чья пара справится с заданием быстрее. ( на доске эталон: о-9,у-5)

-Почему же так много букв о и у в этом стихотворении (они помогают озвучивать описываемую картину, передавая ее настроение) .

- Повторите еще раз все вместе этот текст, выделяя протяжным произношением в словах ударные звуки [о] и [у].

Коммуникативные УУД: умение работать в малой группе; умение определять общую цель и достигать ее, умение согласовывать свои действия с другими людьми

Регулятивные УУД: активизация через проблемный вопрос

 

Этап 7. Включение в систему знаний

5 мин

1.Рассмотрение иллюстраций, озвучивание схем звукоподражательных слов.

Работа по учебнику с.71

-Нужно учиться создавать при чтении звуковые картины. Для этого прочитаем строчки  их стихотворения А.Барто. Как оно называется? («Кто как кричит») Слайд 22

-Озвучьте схему, обозначающую крик петуха (Ку-ка-ре-ку)

-Где в схеме стоит звук [у]?

-О чем кричит петушок?(просыпайтесь)

-А как считает А.Барто? («Кур стерегу»)

-В каком из этих слов слышится петушиное «ку»? (кур)

-Перечитаем еще раз все вместе слова петушка выразительно.

-Модель какого слова вы видите?

-Почему это слово «куры»,а не «курицы»?( 2 слога)

-Выделите ударный слог в этом слове, назовите ударный гласный звук.

-Рассмотрите рисунок домашнего животного. Как мычит корова?

-Прочитайте выразительно стихотворение с протяжным выделением звука [у].

-Как вы считаете, удалось ли вам создать при чтении звуковые картины?

-Чтение учителем стихотворения «Кто как кричит» (https://youtu.be/rpM4lV-3XiE)

-Каких еще животных и птиц вы услышали в этом стихотворении? (курица, цыплята, кошка, утята)

2.Игра «Третий лишний» Слайд 23

-Петрушка приготовил загадку: «С крыльями,а не поет, не кричит-молчит» (рыба)

-Что в загадке названо крыльями? (плавники)

-Игра, которую приготовил Петрушка тоже о тех, кто с крыльями. Кто разгадает название игры? (третий лишний).Как вы догадались?

-Модели каких слов участвуют в игре? (жуки, голуби, журавли)

-Кто будет лишний по значению? (жуки-насекомые)

-А если сравнить слова по звучанию? Что вам подсказывают звуковые схемы? (жуки-2 слога)

-Что общего в звучании всех трех слов? ( [у])

 

Этап 7. Рефлексия деятельности.

2 минуты

-С какой новой буквой вы познакомились?

-Какой звук обозначается этой буквой?

-Давайте вспомним всё, что мы узнали на уроке про эту букву и звук.

Тест «Да – нет»

-Приготовьте «Светофоры». Если вы согласны с утверждением, то показываете зелёный сигнал светофора, а если не согласны- красный.

1) Буква у обозначает согласный звук?

2)Буква у обозначает гласный звук  [у]?

3) Буква у обозначает мягкость предшествующего согласного?

4)Буква у обозначает твердость предшествующего согласного?

5) Буква у в предложении может быть отдельным словом?

-Молодцы.

Рефлексия. Слайд 24

-У вас на партах лежат смайлики-солнышки.

-Чего не хватает смайликам? (улыбки)

-Удалось ли нам сохранить хорошее настроение до конца урока? (да)

-Тогда нарисуйте улыбку на смайлике.

-Кроме улыбок,  я вам желаю ещё успехов, удачи, успешной учёбы.

-Что интересного заметили в моих пожеланиях? (все слова на букву у)

-А почему все пожелания были на букву у? ( буква у – тема нашего урока)

-Спасибо всем за урок. Вы молодцы! Благодарю вас за замечательную работу на уроке.

Личностные компетенции:

«Позитивная установка».

 

 

 

Литература:

1. Никифорова В. В., Короткова А. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс. – М.: ВАКО, 2017.

2. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. 1 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: просвещение, 2017.

3. Волина В. В.  Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

4. Речевые уроки:  Книга для учителя начальных классов/ Т. А. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1995.

5. Успенская Л. П.. Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для  учащихся. В 2 ч. – М.: Просвещение, 1992.

6. Синицына Е. И. Умные загадки. - М.: « Лист», 1997

7. 1000 пословиц, поговорок, загадок для самых умных малышей / сост. Т. Клименко. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Группа № 1

 

 

У

утки

появились

утята.

 

Группа № 2

У

курицы

появились

цыплята.

Приложение 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»

Тема урока Звук [у]. Буквы

Тема урока Звук [у]. Буквы

Этап 1. Организационный момент

Этап 1. Организационный момент

Как кричит кукушка? ( Ку-ку) Слайд 6 -

Как кричит кукушка? ( Ку-ку) Слайд 6 -

Слайд 14. – Произносите звук [ у ] громко, тихо

Слайд 14. – Произносите звук [ у ] громко, тихо

Соотнесение букв У, у со звуком [у]

Соотнесение букв У, у со звуком [у]

Работа со схемами слов, составление предложений из слов

Работа со схемами слов, составление предложений из слов

Где в схеме стоит звук [у]? -О чем кричит петушок?(просыпайтесь) -А как считает

Где в схеме стоит звук [у]? -О чем кричит петушок?(просыпайтесь) -А как считает

С какой новой буквой вы познакомились? -Какой звук обозначается этой буквой? -Давайте вспомним всё, что мы узнали на уроке про эту букву и звук

С какой новой буквой вы познакомились? -Какой звук обозначается этой буквой? -Давайте вспомним всё, что мы узнали на уроке про эту букву и звук

Приложение 1. Группа № 1

Приложение 1. Группа № 1

Приложение 2.

Приложение 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2020