Урок литературного чтения во 2 классе
с использованием ИКТ.
Тема урока: Шарль Перро «Красная Шапочка». Работа по содержанию
сказки через различные виды урочной деятельности.
Цели:
научить воспринимать произведение на слух и воспроизводить в собственной речи;
развивать умения учащихся понимать настроение и общий логический и интонационный рисунок произведения;
продолжать работу по формированию литературоведческих понятий, как жанр ,тема, автор, заглавие;
обогащать словарный запас и продолжить работу по развитию устной речи;
воспитывать нравственные качества;
совершенствовать психологический климат для укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
Оборудование к уроку: портрет Ш. Перро, , компьютерная презентация, конвертики с пословицами, план, цветочки.
1.Орг.момент
Прежде чем мы начнем урок чтения, повернитесь друг к другу и пожелайте самого хорошего, улыбнитесь, а теперь посмотрите на меня. Я вам дарю свою улыбку, и , надеюсь, что весь урок наш урок пройдет в таком прекрасном настроении.
-Ребята, вы хотите, чтобы урок получился интересным?
-Мне тоже так хочется, давайте сделаем так, чтобы у нас все получилось.
2.Ход урока-
-Произведения какого жанра мы с вами читаем?
- А какие произведения мы уже прочитали с вами?
- Сегодня мы продолжим читать сказки народов мира.
– Составьте из данных слов пословицу.(работа в группах)
Пословица: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.(слайд)
Эта пословица будет эпиграфом нашего урока
Какой смысл заключён в этой пословице?
– Почему сказка – это ложь?
(Потому, что в сказках очень много волшебства, того чего в реальной жизни существовать не может.)
– Дома вы читали сказку “Кот в сапогах ”. Скажите, а в этой сказке имеются элементы волшебства?
(Да, имеются.)
– Какие, назовите их.
(Кот разговаривает, людоед)
Сказка ложь, да в ней намек ... Как вы понимаете значение слова НАМЕК?
(Ответы детей).
Для того, чтобы мы точно знали значение слова НАМЕК, обратимся к словарю Ожегова Сергея Ивановича.
НАМЕК – слово или выражение, в котором не полностью высказанная мысль может быть понята только по догадке.
– Обратимся ко второй части пословицы. ... Добрым молодцам урок.
– Какое значение имеет слова УРОК в данном выражении?
УРОК – в данном случае- это то, что должны вынести для себя читатели. Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
3.Проверка домашнего задания
Какое домашнее задание вы получили по сказке Кот в сапогах?
- Расскажите словами сказки свой рисунок (диафильм)
4.Сообщение темы урока
Как заканчиваются все сказки?
Сегодня мы прочитаем сказку у которой конец не такой, как у всех. Её пересказал известный русский писатель И.С.Тургенев. Но перевод этой сказки вы можете встретить и у других русских писателей.
- С какой сказкой встретимся сегодня, узнаете, когда увидите героев.(1слайд)
. В какой сказке они встречаются?
-Какова тема нашего урока?
(Ш. Перро «Красная Шапочка»)
-Мы продолжим изучение сказок Ш.Перро (портрет на доске)
- Какую поставите цель перед собой? (ответы детей)
-В чем заключается главная мысль сказки?
- Приоткроем тайны сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».
Работа с текстом (чтение учителем)
При чтении этой сказки нам встретятся трудные для прочтения слова (слайд)
не-здо-ро-ви-лось ос-та-нав-ли-ва-ться
рас-та-ба-ры-вать по-на-ве-дать-ся
Смысл какого слова вы не поняли?
Значение слова «растабарывать» посмотрите в словарике.
-Прочитайте первое предложение. (2 слайд)
Как вы понимаете это выражение которое встретиться в сказке: «Мать любила Красную Шапочку без памяти…»,
(обратимся к словарю фразеологизмов)
-Прочитайте следующее предложение. Как понимаете это выражение?
«Волк побежал, что было духу по самой короткой дороге…»
(обратимся к словарю фразеологизмов)
ЗАДАНИЕ ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ
Внимательно послушайте сказку и попробуйте определить какова её главная мысль?
Чтение текста учителем
-Понравилась вам сказка?
- Какие чувства испытывали, когда слушали сказку?.
- Какова главная мысль сказки? (нельзя гулять по лесу одной, разговаривать с незнакомыми)
К этому вопросу мы вернёмся в конце урока и проверим правильно ли мы ответили на вопрос?
-Какие непонятные слова вам встретились.
Если бы мы с вами ставили спектакль по этой сказке, на сколько сюжетов разделил бы её.
Сказку мы сейчас зачитаем цепочкой и постараемся прочитать так, чтобы отрывок имел законченную мысль.
Делим текст на части.
- С одинаковой интонацией будем читать сказку?
-Как будем читать слова волка?
-Как прочитаем слова девочки?
-Каким голосом показать, что говорит бабушка?
Чтение цепочкой и оглавление частей
Вы с ним согласны?
Как можно озаглавить эту часть?
Что мы с вами составили?
1.Мама провожает девочку к бабушке.(слайд)
2.Встреча с волком.
3.Бабушка в опасности.
4.Волк нападает на Красную Шапочку
Работаем на уроке по этому плану. (раздаю каждому на парту)
1 часть ответы на вопросы См на 1 пункт плана
Скажите – Почему сказка называется «Красная Шапочка»?
-Почему мама отправила Красную Шапочку к бабушке
Назовите действующих лиц 2 части. Как нужно читать слова К.ш. и С.в.
Назовите действующих лиц.
Кого встретила в лесу Красная Шапочка?
-Почему Волк ее сразу не съел?
-Какой план созрел у Волка?
-Почему он отправил девочку длинной дорогой?
3 часть вернёмся к плану. (Выборочное чтение)
Давайте зачитаем, как Волк обманул бабушку ( он изменил голос)
-Почему же бабушка не проверила с кем она говорила?
-(Она была добрая, доверчивая старушка)
-Какая беда с ней произошла?
-Какой совет вы могли бы ей дать? (прежде чем впустить человека, посмотрите кто это)
А если незнакомец будет настаивать? Что нужно делать в такой ситуации? (обратить внимание на цель на доске сделайте для себя вывод )
Обратимся к 4 части сказки
4 часть по ролям
Как здесь будет говорить волк и К.Ш?
Подтвердите словами из текста.
, Как Волку удалось обмануть Красную Шапочку?
-Прочитайте, что Волк попросил ее сделать?
-Из-за какой ошибки Красной Шапочки сказка заканчивается трагически?
(Красная Шапочка очень невнимательна.Нужно рассмотреть получше с кем разговариваешь.)
(Разговаривать с незнакомцами (подозрительными типами)нельзя,тем более что-то ему рассказывать,нельзя быть такой доверчивой)
Характеристика героев
-Напомните, кто является главными героями сказки?
-Попробуем описать их.
-Из слов выберите те, которые характеризуют Волка и Красную Шапочку (слайд)
Доверчивая, добрая, злой , коварный , красивая,
бездушный, хорошая, плохой ,чуткая ,безобразный.
чуткая бездушный (слайд)
хорошая плохой
добрая злой
красивая безобразный
доверчивая коварный
-Как можно назвать эти слова по отношению друг к другу?
-Так кто же из героев сказки, по-вашему олицетворяет , зло а кто- добро?
В каждом из нас есть маленькое солнышко-доброта.
Добрый человек-это тот, кто любит людей, помогает им, совершает добрые поступки и никогда не причинит зла, поэтому всегда старайтесь дарить свою доброту людям.
Итог урока
В начале урока мы поставили вопрос
-В чем заключается главная мысль сказки? И несколько раз к вопросу возвращались давали первоначальные ответы. Теперь обобщите свои рассуждения, рассуждеия своих товарищей и ответьте на поставленный вопрос .
(Не быть такой доверчивой, не доверять злым, разбираться в людях, видеть, кто перед тобой стоит.)
(О что надо быть добрым. заботиться о близких .)
Вернёмся к эпиграфу прочитайте (слайд)
– Какой урок мы с вами получили прочитав сказку “Красная Шапочка”?
Домашнее задание: придумать счастливый конец сказки, но с условием, что в лесу нет дровосеков.
Тест
1.Куда Красная Шапочка отправилась?
А) к тёте в соседнее село
Б) к дяде в город
В) к бабушке в лесную сторожку
2.Что она несла?
А)корзинку с пирожками
Б)пирожок и горшочек масла
В) крупу, ветчину, сыр
3.Почему волк не съел девочку сразу?
А)рядом были слышны дровосеки
Б)хотел съесть ещё и бабушку
В) был сыт
4.Что он ей предложил?
А)пойти разными дорогами, кто быстрее дойдёт
Б)поиграть в прятки
В)показать ей дорогу
5.Как волк смог попасть в дом, чтобы съесть бабушку?
А)запрыгнул в дом через окно
Б)притворился Красной шапочкой, и бабушка его впустила
В)бабушка забыла запереть дверь
-А сейчас, ребята, давайте украсим дорогу, по которой шла Красная Шапочка цветами.
На столе лежат три цветка. Если вы довольны своей работой на уроке - прикрепите красный цветок, если не очень – желтый, а если совсем не довольны – синий.
Сначала выйдут девочки. Теперь мальчики прикрепят свои цветы.
-Посмотрите на украшенную дорогу и сделайте вывод, (вы остались собой довольны) урок получился интересным?
-Разрешите и мне поучаствовать в украшении дороги. Мне с вами тоже было интересно работать на уроке, я рада, что у нас все получилось. Я прикреплю красный цветок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.