Урок литературного чтения, 2 класс. Тема: О братьях наших меньших. Б.С. Житков «Храбрый утенок».
Оценка 4.7

Урок литературного чтения, 2 класс. Тема: О братьях наших меньших. Б.С. Житков «Храбрый утенок».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
02.11.2023
Урок литературного чтения, 2 класс. Тема: О братьях наших меньших. Б.С. Житков «Храбрый утенок».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Задачи: -формировать умение определять жанр произведения; -формировать умение давать характеристику героям произведения; - формировать умение составлять картинный и словесный план.
лит чтение урок.docx

Хохлова Ирина Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 166

г.Новоалтайска Алтайского края»

 

Урок литературного чтения, 2 класс

Тема: О братьях наших меньших. Б.С. Житков «Храбрый утенок».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Задачи:

-формировать умение определять жанр произведения;

-формировать умение давать характеристику героям произведения;

- формировать умение составлять картинный и словесный план.

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать произведения о животных русских писателей и поэтов;

-характеризовать героев произведения;

-составлять план художественного текста.

Метапредметные:

-участвовать в работе пары, группы;

-восстанавливать причинно-следственные связи в сюжете произведения.

Личностные:

-проявлять интерес к чтению произведений о животных.

Оборудование: компьютер, аудиозапись рассказа, портрет писателя Б. Житкова, детские книги для выставки.

Ход урока.

I. Организационный момент.
- Чтобы урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее:
Мысли о перемене оставим позади и погрузимся в мир –литературного чтения.

II. Актуализация знаний.
Артикуляционная гимнастика.

а) Чистоговорки

За-са-за – это стрекоза.

За-са-за – летит стрекоза.

Зы-сы-зы – крылья есть у стрекозы.

Зой-зой-зой – я бегу за стрекозой.

Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу.

б) Интонирование. Логическое ударение

Уточка-вертихвостка

Ныряла да выныривала,

Выныривала да ныряла.

– Прочитайте с различными интонациями: удивления, раздражения, восхищения; весело; скороговоркой.

III. Постановка учебной задачи

А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке.

Но прежде угадайте, кто они?

а) Загадка.

У реки, над камышами,

Вот с та-а-а-акущими глазами,

Зависает вертолёт.

Пассажиров не берёт!

И пропеллер... И глаза...

Да ведь это - ... ! (Стрекоза)

-Что вы знаете о ней?

-Назовите произведение, в котором героиней является стрекоза? (Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)

-Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)

-Как вы думаете, какая же стрекоза на самом деле?

      Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками. Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.

б) Кто же второй герой?

Загадка.

Удивительный ребенок:

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Кто его родная мать?

Плавает, ныряет,

Крякать обожает.

(Утёнок)

-Почему сказали утенок?

Назовите произведение, в котором героями были утята? (М.М.Пришвин. Ребята и утята.)

-Как утята появляются на свет?

-Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)

-А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?

А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?

Дидактическая игра «Угадай, как правильно называют детенышей домашних животных».

Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а знаете ли вы, как правильно называют других детенышей домашних животных?

Если я права – хлопайте в ладоши.

У кошки- котенок,

У собачки – собачонок, (щенок)

У зайчихи – зайчонок,

У утки – утенок,

У овечки – овченок (ягненок)

У курочки – куренок (цыпленок)

У ежихи – ежонок.

У коровы – коровенок (теленок)

У свиньи – свиненок (поросенок)

У лисы – лисенок,

У рыбки – рыбенок (малек)

У лосихи – лосенок.

У волчицы – волчонок.

У голубки – голубенок (птенец)

IV. Этап изучения нового.

На доске мы видим картинки стрекозы и утенка.

Итак, наши гости - стрекоза и утенок. Они готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними,  и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.

1.Выставка книг Б. Житкова. Сообщение о писателе.

     Борис Степанович Житков /портрет/ Годы жизни 1882- 1938 год. Он переменил много профессий. Был рыбаком, охотником, строил корабли, был капитаном и дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Все что он увидел и узнал, он захотел рассказать другим. Он стал писателем. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат друг другу на помощь люди. Обо всем этом вы можете прочитать в книгах, которые у нас находятся на выставке /выставка/, а если они вас заинтересуют, то взять и прочитать вы можете в нашей школьной библиотеке. Борис Степанович Житков объездил полсвета - Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно изъяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. Весь свой опыт, знания и талант вложил в книги, создав в детской литературе новый жанр, получивший впоследствии название научно-художественного. Он писал о смелых, гордых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах.

       Житков создал около двухсот произведений и среди них -удивительную книгу «Что я видел». Герой ее - четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных приключений, рассказывает писатель детям. По объему эта книга не меньше романа. По многообразию заключенных в ней сведений - энциклопедия. Но написана она так интересно и захватывающе, что ребята слушают ее с огромным интересом. Несколько поколений детей воспитывалось на книгах Бориса Степановича Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

  Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и мужественных людей.

2.Работа с учебником с.139.

Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать. (Б.С. Житков. Храбрый утенок.)

Попробуйте предположить, о чем пойдет речь в рассказе? (предположения детей)

Скоро проверим. Верны ли ваши предположения. Но прежде сейчас мы объясним значение слов для того, чтобы лучше понять содержание рассказа.

Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.

Рубленые яйца – мелко нарублены.

Храбрец – смелый человек.

Хвастун – хвастает, что любого поборет.

Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.

Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.

Поломанным – место повреждения.

Наедались - быть сытым.

3. Первичное восприятие текста.

(аудиозапись) https://yandex.ru/video/preview/15729572820719813483

4.Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа.

а) - Поделитесь своими впечатлениями о прослушанном.

- Какие чувства, эмоции у вас возникли после прослушивания этого текста.

– О чем этот рассказ?

– Как хозяйка кормила утят?

– Почему утята не ели? Кого они боялись?

– Почему утята боялись стрекозу?

– О чем думала хозяйка, когда убирала тарелку?

– Кто пришел в гости к утятам?

– Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?

– Как ему это удалось?

– Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?

– Прилетела ли стрекоза еще раз?

б) Определение жанра произведения.

- Попробуйте определить жанр этого произведения.

(предположения детей)

- Какой сказочный элемент присутствует в этом произведении? (герои наделены речью)

- Что могло произойти в обычной жизни? (хозяйка выносит утятам корм, они его едят,… )

- Это рассказ с элементами сказки.

Физкультминутка

V. Закрепление знаний и способов действий.

– Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:

руб-ле-ных – рубленых

стре-ко-та-ла – стрекотала

расс-ка-за-ли – рассказали

ис-пу-га-ешь-ся – испугаешься

за-жуж-жа-ла – зажужжала

по-ло-ман-ным – поломанным

 

– Прочитайте целыми словами:

бег – подбегали, убегали

рассказ – рассказали

испуг – испугаешься

еда – наедались

1.Выразительное чтение.

2.Составление картинного плана.

-Давайте нарисуем иллюстрацию к каждому эпизоду рассказа.

-С чего начинается рассказ? (Хозяйка кормит своих утят.)

-Какую иллюстрацию можно нарисовать к этому эпизоду?

-Почему утята не ели? (Боялись стрекозы.)

-Как они себя вели? Что можно нарисовать? (Боялись и прятались в траве.)

-Чему удивлялась хозяйка? Какую иллюстрацию нарисуем?

-Кто к ним приходит в гости? Какую иллюстрацию нари¬суем? (Разговор Алеши с утятами.)

-Какой следующий эпизод? (Алеша прогоняет стрекозу.)

-Как мы это изобразим?

-Чем заканчивается рассказ? Что можно нарисовать к этому эпизоду? (Довольные утята кушают и угощают Алешу.)

VI. Итог урока.  Рефлексия 

-С каким рассказом познакомились сегодня?

-Кто его автор?

-Можно ли назвать рассказ Б.С. Житкова сказкой? Почему вы так считаете?

-Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?

-Стоило ли утятам бояться стрекозу?

-На доске 2 русские народные пословицы. Прочитайте.

ГДЕ СМЕЛОСТЬ, ТАМ И ПОБЕДА.

ГДЕ СТРАХ, ТАМ И КРАХ.

-Объясните смысл первой. (смелый всегда побеждает)

- Как понимаете слово «крах»? (неудача, провал)

-Кому бы из героев вы могли бы подарить эти пословицы в качестве совета?

- А какую вы бы взяли на вооружение?

- У каждого человека, а особенно ребёнка, могут быть свои страхи. Кто-то боится больших собак, кому-то страшно оставаться дома одному, кто-то боится отвечать на уроке. Но преодолеть свой страх, победить его, это очень важно. Стать смелым - это значит уметь преодолеть свой страх. Какова главная мысль этого рассказа? Что вы вынесли с урока? (не надо бояться пустых страхов)

Чему ещё научились на уроке? (Выручать друзей из беды)

- А сейчас оцените свою работу на уроке.

      Под руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ на выбор

1) пересказ текста

2) Творческое задание: сделайте главным героем мальчика Алешу и придумайте рассказ

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Хохлова Ирина Борисовна, учитель начальных классов

Хохлова Ирина Борисовна, учитель начальных классов

Назовите произведение, в котором героиней является стрекоза? (Басня

Назовите произведение, в котором героиней является стрекоза? (Басня

Борис Степанович Житков объездил полсвета -

Борис Степанович Житков объездил полсвета -

Прочитайте целыми словами: бег – подбегали, убегали рассказ – рассказали испуг – испугаешься еда – наедались 1

Прочитайте целыми словами: бег – подбегали, убегали рассказ – рассказали испуг – испугаешься еда – наедались 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2023