Хохлова Ирина Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 166
г.Новоалтайска Алтайского края»
Урок литературного чтения, 2 класс
Тема: О братьях наших меньших. Б.С. Житков «Храбрый утенок».
Тип урока: урок изучения и первичного
закрепления нового материала.
Задачи:
-формировать умение определять жанр произведения;
-формировать умение давать характеристику героям произведения;
- формировать умение составлять картинный и словесный план.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать произведения о животных русских писателей и поэтов;
-характеризовать героев произведения;
-составлять план художественного текста.
Метапредметные:
-участвовать в работе пары, группы;
-восстанавливать причинно-следственные связи в сюжете произведения.
Личностные:
-проявлять интерес к чтению произведений о животных.
Оборудование: компьютер, аудиозапись рассказа, портрет писателя Б. Житкова, детские книги для выставки.
Ход урока.
I. Организационный
момент.
- Чтобы урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее: Мысли о перемене оставим позади и
погрузимся в мир –литературного чтения.
II. Актуализация знаний.
Артикуляционная
гимнастика.
а) Чистоговорки
За-са-за – это стрекоза.
За-са-за – летит стрекоза.
Зы-сы-зы – крылья есть у стрекозы.
Зой-зой-зой – я бегу за стрекозой.
Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу.
б) Интонирование. Логическое ударение
Уточка-вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала да ныряла.
– Прочитайте с различными интонациями: удивления, раздражения, восхищения; весело; скороговоркой.
III. Постановка учебной задачи
А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке.
Но прежде угадайте, кто они?
а) Загадка.
У реки, над камышами,
Вот с та-а-а-акущими глазами,
Зависает вертолёт.
Пассажиров не берёт!
И пропеллер... И глаза...
Да ведь это - ... ! (Стрекоза)
-Что вы знаете о ней?
-Назовите произведение, в котором героиней является стрекоза? (Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)
-Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)
-Как вы думаете, какая же стрекоза на самом деле?
Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками. Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.
б) Кто же второй герой?
Загадка.
Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Кто его родная мать?
Плавает, ныряет,
Крякать обожает.
(Утёнок)
-Почему сказали утенок?
Назовите произведение, в котором героями были утята? (М.М.Пришвин. Ребята и утята.)
-Как утята появляются на свет?
-Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)
-А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?
А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?
Дидактическая игра «Угадай, как правильно называют детенышей домашних животных».
Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а знаете ли вы, как правильно называют других детенышей домашних животных?
Если я права – хлопайте в ладоши.
У кошки- котенок,
У собачки – собачонок, (щенок)
У зайчихи – зайчонок,
У утки – утенок,
У овечки – овченок (ягненок)
У курочки – куренок (цыпленок)
У ежихи – ежонок.
У коровы – коровенок (теленок)
У свиньи – свиненок (поросенок)
У лисы – лисенок,
У рыбки – рыбенок (малек)
У лосихи – лосенок.
У волчицы – волчонок.
У голубки – голубенок (птенец)
IV. Этап изучения нового.
На доске мы видим картинки стрекозы и утенка.
Итак, наши гости - стрекоза и утенок. Они готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними, и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.
1.Выставка книг Б. Житкова. Сообщение о писателе.
Борис Степанович Житков /портрет/ Годы жизни 1882- 1938 год. Он переменил много профессий. Был рыбаком, охотником, строил корабли, был капитаном и дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Все что он увидел и узнал, он захотел рассказать другим. Он стал писателем. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат друг другу на помощь люди. Обо всем этом вы можете прочитать в книгах, которые у нас находятся на выставке /выставка/, а если они вас заинтересуют, то взять и прочитать вы можете в нашей школьной библиотеке. Борис Степанович Житков объездил полсвета - Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно изъяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. Весь свой опыт, знания и талант вложил в книги, создав в детской литературе новый жанр, получивший впоследствии название научно-художественного. Он писал о смелых, гордых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах.
Житков создал около двухсот произведений и среди них -удивительную книгу «Что я видел». Герой ее - четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных приключений, рассказывает писатель детям. По объему эта книга не меньше романа. По многообразию заключенных в ней сведений - энциклопедия. Но написана она так интересно и захватывающе, что ребята слушают ее с огромным интересом. Несколько поколений детей воспитывалось на книгах Бориса Степановича Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и мужественных людей.
2.Работа с учебником с.139.
Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать. (Б.С. Житков. Храбрый утенок.)
Попробуйте предположить, о чем пойдет речь в рассказе? (предположения детей)
Скоро проверим. Верны ли ваши предположения. Но прежде сейчас мы объясним значение слов для того, чтобы лучше понять содержание рассказа.
Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.
Рубленые яйца – мелко нарублены.
Храбрец – смелый человек.
Хвастун – хвастает, что любого поборет.
Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.
Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.
Поломанным – место повреждения.
Наедались - быть сытым.
3. Первичное восприятие текста.
(аудиозапись) https://yandex.ru/video/preview/15729572820719813483
4.Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа.
а) - Поделитесь своими впечатлениями о прослушанном.
- Какие чувства, эмоции у вас возникли после прослушивания этого текста.
– О чем этот рассказ?
– Как хозяйка кормила утят?
– Почему утята не ели? Кого они боялись?
– Почему утята боялись стрекозу?
– О чем думала хозяйка, когда убирала тарелку?
– Кто пришел в гости к утятам?
– Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?
– Как ему это удалось?
– Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
– Прилетела ли стрекоза еще раз?
б) Определение жанра произведения.
- Попробуйте определить жанр этого произведения.
(предположения детей)
- Какой сказочный элемент присутствует в этом произведении? (герои наделены речью)
- Что могло произойти в обычной жизни? (хозяйка выносит утятам корм, они его едят,… )
- Это рассказ с элементами сказки.
Физкультминутка
V. Закрепление знаний и способов действий.
– Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:
руб-ле-ных – рубленых
стре-ко-та-ла – стрекотала
расс-ка-за-ли – рассказали
ис-пу-га-ешь-ся – испугаешься
за-жуж-жа-ла – зажужжала
по-ло-ман-ным – поломанным
– Прочитайте целыми словами:
бег – подбегали, убегали
рассказ – рассказали
испуг – испугаешься
еда – наедались
1.Выразительное чтение.
2.Составление картинного плана.
-Давайте нарисуем иллюстрацию к каждому эпизоду рассказа.
-С чего начинается рассказ? (Хозяйка кормит своих утят.)
-Какую иллюстрацию можно нарисовать к этому эпизоду?
-Почему утята не ели? (Боялись стрекозы.)
-Как они себя вели? Что можно нарисовать? (Боялись и прятались в траве.)
-Чему удивлялась хозяйка? Какую иллюстрацию нарисуем?
-Кто к ним приходит в гости? Какую иллюстрацию нари¬суем? (Разговор Алеши с утятами.)
-Какой следующий эпизод? (Алеша прогоняет стрекозу.)
-Как мы это изобразим?
-Чем заканчивается рассказ? Что можно нарисовать к этому эпизоду? (Довольные утята кушают и угощают Алешу.)
VI. Итог урока. Рефлексия
-С каким рассказом познакомились сегодня?
-Кто его автор?
-Можно ли назвать рассказ Б.С. Житкова сказкой? Почему вы так считаете?
-Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?
-Стоило ли утятам бояться стрекозу?
-На доске 2 русские народные пословицы. Прочитайте.
ГДЕ СМЕЛОСТЬ, ТАМ И ПОБЕДА.
ГДЕ СТРАХ, ТАМ И КРАХ.
-Объясните смысл первой. (смелый всегда побеждает)
- Как понимаете слово «крах»? (неудача, провал)
-Кому бы из героев вы могли бы подарить эти пословицы в качестве совета?
- А какую вы бы взяли на вооружение?
- У каждого человека, а особенно ребёнка, могут быть свои страхи. Кто-то боится больших собак, кому-то страшно оставаться дома одному, кто-то боится отвечать на уроке. Но преодолеть свой страх, победить его, это очень важно. Стать смелым - это значит уметь преодолеть свой страх. Какова главная мысль этого рассказа? Что вы вынесли с урока? (не надо бояться пустых страхов)
Чему ещё научились на уроке? (Выручать друзей из беды)
- А сейчас оцените свою работу на уроке.
Под руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ на выбор
1) пересказ текста
2) Творческое задание: сделайте главным героем мальчика Алешу и придумайте рассказ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.