Урок литературного чтения 3 класс по программе «Начальная школа 21века» Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»
Оценка 4.6

Урок литературного чтения 3 класс по программе «Начальная школа 21века» Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
09.01.2023
Урок литературного чтения    3 класс по программе «Начальная школа 21века» Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»
Данный урок является третьим уроком литературного чтения по изучению творчества К.Г. Паустовского. Тема: К.Г. Паустовский «Кот – ворюга». Тип: урок открытия новых знаний. Цель: создать условия для эффективной работы над произведением К. Паустовского: восприятия, осмысления и первичного закрепления. Достижение данной цели предполагает решение 1) образовательных задач: · развитие потребности читать текст через освоение приемов чтения, техник понимания произведения; · развитие способности творческого «видения» смысла художественного текста; · открытие и освоение учениками позиций читателя и автора; · формирование читательских умений (определять жанр, тему и идею произведения); . формирование в сознании читателя эмоционально-ценностных и образно-понятийных, смысловых установок для постижения сущности изучаемого предмета; 2) развивающих задач: · развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса; · развитиетворческих и коммуникативных способностей; · развитие речи, обогащение словарного запаса; 3) воспитательных задач: · воспитание культуры общения через анализ содержания художественного произведения, эстетического отношения к книге.
Урок литературного чтения в 3 классе Кот-ворюга К.Г.Паустовский.docx

Огневская средняя общеобразовательная школа

филиал МАОУ Новоселезневская СОШ

 

 

Урок литературного чтения

   3 класс

по программе «Начальная школа 21века»

Тема: К.Г. Паустовский

«Кот-ворюга»

 

 

 

Разработка Кисляк И.Ф.,

учителя начальных классов

 

 

 

 

 

Тема урока

К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» (2 урок)

Цель урока

Создание условий для знакомства детей с творчеством К. Паустовского, учить,  вслушиваясь в произведение, определять чувства и настроение автора к герою; умение сопереживать.

Задачи урока

1.     Формирование навыка выразительного чтения.

2.     Развитие и пополнение  словарного запаса.

3.     Воспитание чувства любви, сострадания у детей к животным через авторское слово.

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД

Предметные:

Умение выразительно читать произведение;

Находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героев;

Формулировать главную мысль текста.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;

осознавать сущность поведения героев произведения;

самостоятельно делать выводы;

соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Метапредметные:

Познавательные УУД:  умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения;

умение выстраивать логическую цепь рассуждений.

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок. 

Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание на заданную тему;

умение слушать других, принимать другую точку зрения, а также учиться отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;

освоение ряда логических действий, операций, приёмов для решения учебных задач (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка).

Тип урока:

изучение нового материала

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями для групп, выставки книг, рисунков

 

 

К. Г. Паустовский «Кот-ворюга».

(2 урок)

 

Этапы урока

Формирование УУД

Действия

Учителя

Ученика

1. Организа-ционный момент

 

Личностное УУД:

 - формирование внутренней позиции школьника на урок

Слайд 1.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок,

А девиз у нас такой:

«Будем думать, размышлять,

И друг другу помогать»

 

Дети настраиваются на урок

 

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Постановка темы и задач урока

 

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности;

умение высказывать свое предположение,  давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 

 

1. Речевая разминка Слайд 2.

- Прочитайте высказывания, что общего между ними?

ДОБРЫЕ ДЕЛА ЛУЧШЕ МЯГКОГО ПИРОГА.

ХУДО ТОМУ, КТО ДОБРА НЕ ДЕЛАЕТ НИКОМУ

ДОБРОМУ ЧЕЛОВЕКУ ПОМОЩЬ НЕ В УБЫТОК.

ДОБРО ВСЕГДА ДОБРОМ ВОЗВРАЩАЕТСЯ

- Какое ключевое слово в этих пословицах?

-А что такое доброта?

Сегодня на уроке чтения  мы не раз будем обращаться к этим словам.

- Пусть это высказывание станет эпиграфом нашего урока:  Добро всегда добром возвращается. Слайд 3.

2. Проверка домашнего задания

Показ рисунков и чтение синквейнов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

добро, добрый, доброта

 

 

 

 

 

Дети показывают рисунки кота, прочитывают составленный синквейн. Обосновывают свой выбор.

 

Личностные УУД:формирование интереса к учебной деятельности.

Регулятивные УУД:ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного), добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы всего класса

 

- Кот в ваших рисунках был разным. Почему?

Тема урока “Преображение кота". Слайд 4.

- Как вы думаете, над чем предстоит сегодня работать? Какую цель поставим?

Мы с вами должны разгадать тайну преображения кота.

И сегодня  мы проведем урок - расследование.  Нам предстоит разобраться, в каком преступлении обвиняет своего героя  К.Паустовский. 

 

3.Работа с текстом.

- Для начала проведем «следственный эксперимент». Автор намеренно «запутывает следы»: он  перенес завязку сюжета в какое-то другое место. Именно поэтому начало истории такое необычное. Попытайтесь отыскать завязку.

 Это то, без чего не было бы всей истории, всего действия.

- Найдите этот эпизод и зачитайте.

Слайд 5

 

 

 

 

Дети высказывают мысли о том, что они хотели бы узнать на уроке, формулируют тему, цель  урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данном рассказе завязкой является тот эпизод, когда кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, его, наверное, и не поймали бы. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие события.

Открытие «нового» знания детьми

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками;

оформление своей мысли, слушание, понимание  речи других

 

Регулятивные

УУД:обеспечить организацию своей учебной деятельности;

внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Самостоятельная работа в группах.

 Сейчас «оперативные»  группы продолжат  самостоятельное расследование.

1 группа  исследует место преступления.

Слайд 6.

1) Где происходили  события? 

2) Кто проживал в доме.  Чем они занимались?

3) Есть ли связь между описанием дома и главным героем?

 

- Когда о коте вспоминали, когда он «досаждал», а о доме – когда нужно было переночевать.

- Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом – дом шумел.

- Какие художественные средства использует автор в данном эпизоде?

Подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с  природой и всем окружающим миром.

2  группа анализирует мотивы и поведение кота. Слайд 7.

- Каков образ жизни и  поступки кота?  Как себя ведёт?

1)  Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их?

2) Какие чувства у вас вызывают его поступки? Как вы относитесь к коту?

3 группа составляет словесный   «портрет» преступника. Слайд 8.

1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги.  Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

2) О чем говорит такая деталь портрета: «разорванное ухо и обрубленный хвост»?

3) Объясните выражение  «босяцкие выходки»

 

Группы работают 2-3 мин, затем идёт обсуждение

 

ФИЗМИНУНТКА нам нужна?

Бодрость придает она!

 Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. И покачайте головой. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту и отрицательно качаем головой..

·         -У него бесшумная походка.

·         -Прекрасный нюх.

·         -Умывается собственной лапой.

·         - Любит плавать.

·         -Хорошо видит в темноте.

·         -Называют другом человека.

·         -Любит гулять сам по себе.

·         -Дружит с собаками.

 

3. Игра - драматизация: «Работа с «потерпевшими». Слайд 9. 

- Что ж, картину « преступлений кота – ворюги», восстановленная   «следователями»  довольно ясна. И все же я склонна считать, что «потерпевшие» оговаривают кота!  Не мог он так дерзко себя вести!

Давайте проверим личности  «потерпевших».

(Приглашаются «потерпевшие»: рассказывают о себе.)

Опрашиваем потерпевших

- Что с ними постоянно происходило? 

- Какие преступления совершил кот? 

- Что делать с котом?

-  Мы видим, что «потерпевшие» оказались  хорошими и  добрыми людьми, значит, все  рассказанное о коте  – правда. Перед нами действительно «дерзкий преступник» -кот – ворюга, добывающий пропитание не подачками, а разбоем.

- Но есть ли у кота «смягчающие вину обстоятельства»?

4. Анализ эпизода  «Задержание  преступника».

4.1.          Кульминация рассказа

- Какой эпизод в рассказе является кульминационнымСлайд 10.

- Почему это важное дело было поручено Лёньке?

- Противопоставляются друг другу два равных соперника – кот и Лёнька. Но мальчик оказывается сильнее в этой борьбе.  Когда кота вытащили, каким его увидели люди?

- Какой приговор вынесли преступнику? Почему?

Зачитайте.

- Прочитайте, как он реагирует на столь неожиданное «наказание»?

 

-Расследование проведено, кот наказан. А почему автор пишет ещё одну часть?

- Ребята, во время чтения, вы смеялись, почему? Что вас так рассмешило? Слайд 11.

- Как ведёт себя кот?

- За какие дела кот получит кличку  Милиционер? Ваше мнение: подходит ли новая кличка коту?

 

 

 

 

 

 

 

4.2.Выявление авторской позиции Слайд 12.

- Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения ворюги и бандита в благородного кота?

-  Как связано     произведение и эпиграф? Бывший ворюга добром платит за добро: за воровство его не наказали, его накормили и попытались перевоспитать. Мудрым в этой ситуации оказался мальчик Лёнька. Он понимает, что наказание кота не исправит, и предлагает путь добра.

- Актуальна ли проблема, о которой говорит автор в рассказе, сегодня?  Автор  хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь, какую? Зло можно остановить только добром.

 

1 группа

1)«Дом был маленький. Он стоял в глухом заброшенном саду… Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. В старом доме, около которого много озер

2)Автор-рассказчик и  Рувим. Ловили рыбу.

3)Писатель проводит параллель: заброшенный дом – никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга.

 

 

Сравнение- воет как подземный дух и олицетворение

 

2 группа

Поведение, характер

Обворовывал, ловко прятался, воровал всё, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался

ü    Кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет.

3 группа

Портрет

ü  Рыжий кот, разорвано

ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.

ü  Этот кот – задира,

забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома. Он вызывает чувство жалости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают своё мнение

Дети выборочно читают отрывки из рассказа, объясняя свою позицию

 

 

Им досаждал кот

 

 

 

 

 

Стремление поймать  и наказать кота

 

Кот никому не нужный, бездомный, вынужден вести бродячий, воровской  образ жизни – другого пути у него не было

 

Кот попался

 

Он славился своей ловкостью и бесстрашием

 

Жалкий, тощий, голодный

«Лучше попробуйте его накормить как следует.»

«Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин… Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас…».

 

Кот не только перестал воровать сам, но и не позволял этого делать другим.

Прижился, его стали кормить.

Кот стал чувствовать хозяином. Следит за порядком в доме.

Милиционер – новая кличка кота, подходит нашему герою. Милиционер следит за порядком, сам не нарушает и другим не даёт.

 

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота «отозвалось», «оттаяло», и произошло его чудесное превращение совсем в другого кота – преданного, благородного, ласкового

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

Личностные

УУД: рефлексия  контроля и оценка процесса и результатов деятельности

 

Регулятивные УУД:  умение работать по предложенному учителем плану.

Право свободного выбора

- Наш урок подошел к концу. Слайд 13.

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке…

Я понял, что…

Мне захотелось…

Трудно было…

Я научился…

Слайд 14.

1.     Подготовить выразительное чтение самого,

на ваш взгляд, смешного эпизода.

2.     Творческий пересказ рассказа от имени

кота (автора, Рувима или Лёньки)

ПЕСНЯ кота Леопольда «Если добрый ты…»

Слайд 15.

Самооценка своей деятельности на уроке, деятельности своих товарищей. Личностная значимость каждого ученика на уроке

 


 

 

 

 

 


 

Огневская средняя общеобразовательная школа филиал

Огневская средняя общеобразовательная школа филиал

Тема урока К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» (2 урок)

Тема урока К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» (2 урок)

К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»

К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»

Личностные УУД: формирование интереса к учебной деятельности

Личностные УУД: формирование интереса к учебной деятельности

Открытие «нового» знания детьмиКоммуникативные

Открытие «нового» знания детьмиКоммуникативные

УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме 1

УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме 1

И все же я склонна считать, что «потерпевшие» оговаривают кота!

И все же я склонна считать, что «потерпевшие» оговаривают кота!

Расследование проведено, кот наказан

Расследование проведено, кот наказан

Рефлексия

Рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2023