ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Урок 1.
«Сивка-бурка». Русская народная сказка
Цели уроков: ознакомить детей с русской народной сказкой «Сивка» бурка»; учить анализировать поступки героев; вспомнить элементы сказки. Работать над развитием устной речи, внимания, памяти. Расширять кругозор, обогащать словарный запас.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Речевая разминка
На доске пословицы:
Кашу кушай, а сказку слушай:
Умом-разумом смекай да на ус мотай.
- Прочитайте «жужжащим» чтением. Что это? (Это пословица.)
-Ребята, назовите знакомые части
речи, которые здесь встретились. (Имя
существительное: кашу, сказку,
умом, разумом, ус.
Глаголы: кушай, слушай, смекай, мотай. Союзы: а, да. Предлог: на.)
- Молодцы. Д сейчас прочитайте эту
пословицу, выделяя голосом глаголы, т. е.
произнося их с
силой, а остальные слова более спокойно. (Дети читают: Кашу кушай, а
сказку слушай: умом-разумом
смекай да на ус мотай.)
- А сейчас прочитайте, выделяя
голосом имена существительные. (Кашу кушай, а
сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.)
- Прочитайте быстро.
- Прочитайте пословицу выразительно.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Что хотел нам сказать человек, сложивший ее? (Нам хотели сказать, что сказки читать полезно. В них обязательно есть какое-то поучение. Мы можем многое узнать, читая их.)
III.Проверка домашнего задания
- Дома вы должны были подготовить
краткий пересказ сказки «Иван-царевич и серый
волк» от лица любого героя. Обратите внимание на слово «краткий». Это означает,
что
вы должны
пересказать только самое важное. (Ответы детей. Учитель спрашивает
четырех учеников,
чтобы выслушать рассказы от разных лиц героев.)
IV.Изучение нового материала
1. Первичное чтение.
- Сегодня мы ознакомимся с еще одной русской народной сказкой - «Сивка-бурка».
2. Первичная проверка понимания и словарная работа. (Учитель спрашивает после чтения)
- Понравилась вам сказка?
Какие чувства вы испытали, слушая ее? (Чувство радости, чувство тревоги, огорчения и т. д.)
- Смысл каких слов был неясен?
ВЕЩИЙ КАУРКА - вещий (предсказывает будущее); каурка (масть лошади, светло-каштанового, рыжеватого цвета);
ХУДАЯ ОДЕЖОНКА - старая одежонка;
КЛИКАТЬ - звать;
ДОБРАЯПШЕНИЦА –хороший урожай был;
БАЛОВАТЬ - (обратить внимание на правильную постановку ударения в слове).
- Ребята, на странице 40, перед названием этой сказки, есть слова. Прочитайте их хором. (Как хорошо уметь читать.)
- Как вы думаете, что хотели сказать нам авторы учебника этими словами? (Конечно, хорошо уметь читать. Мы можем эту сказку и другие сказки, рассказы, прочитать сами.)
3. Работа над первой частью сказки.
- Сейчас вы будете сами читать ее.
А также мы поработаем над ее содержанием, чтобы
сказка была более понятна.
- Попробуйте определить первую
часть сказки. (Детям дается несколько минут для
чтения и нахождения этой части.)
- Прочитайте ее. (Дети читают до слов «Скоро после того разослал царь гонцов...»)
- Что мы узнаем из зачина сказки? (Мы узнаем, что у старика было 3 сына. Младшего все звали Иванушкой-дурачком.)
- Какая беда постигла старика? (Он
посеял пшеницу. А ее кто-то стал мять да
топтать.)
- Что решил старик предпринять, чтобы поймать вора? (Он велел своим сыновьям по очереди стеречь пшеницу.)
- Не напоминает ли вам этот эпизод какую-нибудь из прочитанных сказок? (Похоже на сказку «Иван царевич и серый волк». Только в ней был вор в саду, а не в поле. Там братья тоэюе по очереди стерегли сад.)
- Как каждый из братьев стерег поле? (Старший сын пошел стеречь, да захотелось ему
спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра. А дома он сказал, что всю ночь не
спал, а вора не видел. Средний сын тоже всю ночь проспал на сеновале. А вот
Иванушка всю ночь не спал, сидел на камне, вора дожидался.)
Кто же оказался вором? Расскажите о нем. (Вором оказался конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)
- Расскажите, как Иванушка поймал вора. (Подкрался он к коню и разом накинул ему на шею веревку. Вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Конь хотел его сбросить, но Иванушка не отпускал.)
- Почему конь стал служить Ивану? (Он сам предложил это Ивану за то, чтобы он отпустил его.)
- Сразу ли Иванушка отпустил коня? (Нет. Он сначала спросил, как его потом найдет. И, только узнав слова вызова, отпустил, взяв с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.)
- Какой вывод из этого эпизода мы можем сделать? (Иван был не дурак, как его все звали. Он делал все правильно.)
- Что же было дома, когда Иван вернулся поутру? (Он рассказал правду, но ему никто не поверил, а все только посмеялись.)
- Перестал ли конь вытаптывать пшеницу? (Да, он перестал топтать пшеницу. Ведь он дал слово.)
- Да, это очень важно, когда кто-то дает слово, его надо держать. С такими людьми надежно, им верят. Давайте вспомним пословицы:
1) Будь своему слову хозяин.
2) Не бросай слов на ветер.
3) Не слово хозяин хозяину, а хозяин слову хозяин.
VI. Итог урока
- Назовите героев сказки «Сивка-бурка».
Домашнее задание
1. Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок.
2. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.