Урок литературного чтения Г. Кружков «Ррры». Н. Артюхова «Саша-дразнилка», УМК "Школа России", 1 класс
Оценка 4.8

Урок литературного чтения Г. Кружков «Ррры». Н. Артюхова «Саша-дразнилка», УМК "Школа России", 1 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
1 кл
26.05.2020
Урок литературного чтения Г. Кружков «Ррры». Н. Артюхова «Саша-дразнилка», УМК "Школа России", 1 класс
конспект 2.docx

Тема

Г. Кружков «Ррры». Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

Тип урока

Изучение литературных произведений

УМК

Школа России

Цель

- познакомить с биографией Г. Кружкова, и его стихотворением «Ррры!»

- познакомить с биографией  Н. Артюховой, и ее произведением «Саша-дразнилка»

- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.

Планируемые результаты

Личностные

- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;       

- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки;

- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

 

Предметные

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;

- развивать воображение,  фантазию, творческие способности;

- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;

- расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 

Метапредметные

- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;

- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения по ролям.

Оборудование

Учебник (автор: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, с. 8 – 11), презентация, карточки для самооценивания ( на этапе рефлексия, предметы: тучки и солнышки).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.     Орг. момент

-Здравствуйте, ребята!

Станьте ровно, улыбнитесь,

И тихонечко садитесь. 

-Меня зовут Мария Александровна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Приветствуют учителя

Личностные: развитие эстетических чувств,

доброжелательности, установление связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом.

2.      Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

 

Слайд 2 (название раздела)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3 (фотография Г. Кружкова)

-Ребята, кто мне может сказать, с каким разделом вы недавно познакомились?  Кто забыл, может посмотреть название раздела на странице 3. Прочитайте мне название раздела.

-Верно! Раздел называется «И в шутку и всерьез».  Ребята,  а с какими произведениями вы уже познакомились в этом разделе?

-Молодцы! Как вы думаете, почему эти произведения входят в этот раздел?

-Как вы думаете, для чего сочиняют весёлые рассказы?

-Чем помогают такие произведения?

-Что такое юмор?

 

-Юмор – добродушно-насмешливое отношение к чему-нибудь, умение представить события, недостатки, слабости в комическом виде.

- Какие произведения мы будем изучать?

-Верно! Сегодня мы познакомимся с одним замечательным автором, который написал для нас одно интересное стихотворение. Григорий Михайлович Кружков - русский поэт, переводчик, изучает английскую и русскую литературу. Кружков известен как детский писатель. Наиболее полно детские стихи и сказки Кружкова представлены в его сборнике «Рукопись, найденная в капусте».

-Сегодня мы с вами познакомимся с его произведением, которое называется «Ррры!»

-Раздел и в шутку и всерьез.

 

 

 

 

 

-И. Токмакова «Мы играли в хохотушки»,  Я. Тайц «Волк».

 

-Они смешные, вызывают у нас улыбку и т.д.

-Их сочиняют, чтобы людям не было грустно.

-Они могут нас развеселить.

-Юмор – это произведение, где можно посмеяться.

 

 

 

 

-Юмористические.

 

Слушают учителя

Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения несовпадающих с его собственной. Формулировать собственное  мнение и позицию.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в  действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Личностные:

Развитие эстетических

чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом.

3.     Этап первичного восприятия

-Сейчас я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте.

-Подумайте, почему это стихотворение так называется?

 

Учитель читает стихотворение

 

 

 

 

Слушают учителя

Личностные:

Развитие эстетических

чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом.

4.     Этап выявления специфики восприятия

(проверка первичного восприятия)

-Понравилось ли вам стихотворение?

-А чем оно вам понравилось? Назовите героев.

 

-Да, нет.

-Ответы детей.

Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

5.     Этап перечитывания и анализа художественного произведения

-Откройте учебник на с. 8.

-Ребята, прочитайте это стихотворение про себя.

-Почему поэт так необычно назвал своё произведение?

 

 

-Правильно! Давайте прочитаем слова, в которых повторяется это буквосочетание.

 

-Почему лев был «просто ррррад»?

 

 

-Какой звук передаёт рычание льва?

-Ребята, как вы считаете, с какой интонацией мы будем читать это стихотворение? Какие знаки препинания чаще всего встречаются? Как мы будем читать данные предложения?

-С какой интонацией мы будем читать слова какаду? Гневно, стараясь напугать или весело?

-А как мы будем произносить слова льва? Строго, радостно или с укором?

-Молодцы!

-Сейчас мы с вами попробуем прочитать это стихотворение выразительно.

Вызываю двух учащихся. Затем проводим конкурс чтения. Прошу остальных учащихся дать советы.

 

Каждый ученик читает стихотворение про себя.

-О льве и какаду.

-«Ррры!»

-Потому что в нем повторяется буквосочетание ррры, и такие звуки произносит лев, когда рычит.

-Рразорву, ррастерзаю, рразнесу, рраскидаю, рраспугаю, ррад.

-Он отдохнул или был доволен, что к нему подлетели какаду.

-Звук «р»

-С веселой. Чаще всего нам  встречаются вопросительный знак препинания. Мы будем читать их с вопросительной интонацией.

-Весело.

 

 

-Радостно.

 

 

 

 

Читают выразительно стихотворение

Познавательные: допускать существование различных точек зрения, не совпадающих с его собственной. Формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения несовпадающих с его собственной. Формулировать собственное  мнение и позицию.

 

Физ. мин.

Хорошо мы здесь сидели,

На вопросы отвечали.

Не пора бы отдохнуть,

Наши плечи развернуть.

 

Прогнемся назад поскорее,

Нагнемся вперед веселее,

Присядем и встанем опять,

Теперь будем дальше читать.

 

 

 

-круговые движения плечами вперед, назад.

-наклоны в стороны

- наклон вперед

-присед

-садятся на свои места.

 

6.     Подготовка к восприятию.

 

 

 

 

Слайд 4 (слова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5 ( задачи на урок)

 

 

 

 

 

Слайд 6

( фотография Н. Артюхиной)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прочитайте слова, напечатанные на доске.                                                                                   Как вы думаете, что обозначают эти слова?

-Можно ли отнести все эти качества характера человека к одной группе? Почему? На сколько групп вы бы разделили данные слова?                                                 

Трудолюбие, упрямство, честность, прилежание, зависть, доброта,          скромность,  злость,  благодарность, скука, радость, унижение, порядочность, наглость.

- На какие группы разделили слова?       

                                                                             

-Какие качества отнесены к 1 группе? Как их назвать?                                    

 

 

- Какие качества остались во 2 группе? Кого они характеризуют?           

- Какая  группа  подходит для вас?

-Сегодня утром на адрес нашего класса пришло письмо. Позвольте я вам его зачитаю:

- Здравствуйте, дети! В нашем классе случилась беда – девчонки и мальчишки  дразнят друг друга и придумывают клички, из-за этого часто ссорятся и обижаются. Помогите справиться с нашей бедой! Возможно, это крик души не только этого класса.

- Что посоветуете?

 

- Как вы думаете, чему  посвящен рассказ, который мы будем читать на уроке?

 

-Давайте определим задачи  урока:

 -учимся читать правильно, осознанно, выразительно;
-учимся анализировать произведение;
-учимся быть воспитанными.

 

-Сегодня мы познакомимся с еще одним замечательным автором, а именно с Ниной Михайловной Артюховой. Детская писательница Нина Михайловна Артюхова. Посмотрите на её портрет на слайде. родилась в 1901 году.  Она была дочерью   известного купца, книгоиздателя  Михаила Ивановича Сабашникова.

Большинство её произведений о том, что важно для каждого человека: о доброте, честности, желании помочь слабому, об умении по-настоящему дружить. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому среди таких наук как химия, история, она выбрала детскую литературу. Свои рассказы Нина Михайловна печатала в детских журналах «Затейник», «Мурзилка», а также есть замечательный сборник рассказов «Саша-дразнилка».

- Рассказ, который мы будем читать, так и называется «Саша - дразнилка».

- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?      

- Как вы думаете, о чем рассказ? А как вы понимаете смысл слова ДРАЗНИТЬ? 

- Давайте посмотрим, как объясняет это слово толковый словарь:
ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.
ДРАЗНИЛКА – человек, который дразнит другого.

- Сейчас я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте.

Учитель читает рассказ Н. Артюховой «Саша - дразнилка».

Читают слова

- Качества характера человека

 

-Нет, т.к. одни обозначают хорошие качества, а другие плохие качества.

 

 

 

 

 

-Группа хороших качеств и группа плохих качеств.

-Трудолюбие,  честность, прилежание, доброта,          скромность,  благодарность, радость, порядочность.

-Упрямство, зависть, злость,  скука, унижение, наглость.

- ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

- быть добрым и не дразнить своих одноклассников и т.д.

- он будет посвящен тому, что нельзя дразнить друг друга.

 

Определяют задачи урока

 

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Саша – это мальчик, который всех дразнит.

- как Саша дразнил всех.

 

Дразнить – это шутить над кем-то, обижать, задевать.

 

Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения несовпадающих с его собственной. Формулировать собственное е мнение и позицию.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в  действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные: допускать существование различных точек зрения, не совпадающих с его собственной. Формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

 

7.     Этап выявления специфики восприятия

 

- Какое настроение вызвало у вас это произведение?

- Почему вам было весело?

 

- Назовите героев. Кто вам больше симпатичен? Почему?

- веселое настроение.

 

- потому что Ляля проучила своего брата.

- ответы детей.

Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Речевая разминка.

Слайд 7 (слова)

-Посмотрите на доску. Давайте прочитаем слова:

оби-жа-лась - обижалась

по-про-бо-ва-ла - попробовала

за-сме-я-лась - засмеялась

по-перх-нул-ся - поперхнулся

дро-жа-щим - дрожащим

про-го-во-рил – проговорил

-Эти слова встретятся в рассказе, который мы будем сегодня читать.

Читают слова по слогам, затем полностью.

Познавательные: допускать существование различных точек зрения, не совпадающих с его собственной.

Формулировать собственное мнение и позицию.

8.      Этап перечитывания и анализа художественного произведения

 

Слайд 8

(иллюстрация к произведению)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторичный синтез.

-Ребята, откройте страницу 9.

-Давайте попробуем перечитать этот рассказ.

( чтение маятником)

-Как вы считаете, на сколько частей можно разделить этот рассказ?

Верно!

Чтение 1 части.

- Что о Саше узнали? Что о Ляле узнали?

 

 

- Почему папа не стал ругать Сашу?

 

- Какой совет дал отец Ляле?

- Как можно озаглавить первую часть, взяв для заголовка предложение из текста

Чтение второй части текста вслух маятником.
- Как Саша пытался разозлить Лилю? Найдите и прочитайте его слова.

- Изменялось ли его настроение? Что он чувствовал в начале диалога? А в конце?
Найдите слова, которые это показывают.

 

 

 

- А в каком настроении была Ляля? Найдите слова, которые это показывают.

 

- Что она отвечала Саше? Найдите и прочитайте её слова.

- Как бы вы озаглавили эту часть?

Чтение 3 части.

- Почему Саша заплакал? Почему ему было обидно? Прочитайте.              

                                                                       

- Как бы вы озаглавили эту часть? Какие слова здесь главные, опорные?

- В каком порядке происходили события?

Я её дразню, а она не дразнится.

Ребята сидели за столом и завтракали.

Меня Саша дразнит.       

- Какой совет дает ребятам Артюхова? Как нужно вести, когда тебя дразнят?

- А в вашей жизни был такой случай? Как вы себя вели? Расскажите.  Помог вам совет писательницы?    

-Рассмотрите иллюстрацию, с. 11.

-Кто изображён на рисунке? Обратите внимание на мимику и жесты героев. 

- Как художник нарисовал маму?

- Как выглядит Саша?                                                                                                          

- Какая на иллюстрации Ляля?

-К какому эпизоду относится рисунок?

 

- Подготовьтесь к чтению по ролям в парах. Сколько действующих лиц в третей части?

- Найдите слова мамы. Как их нужно читать?

 

- Найдите слова Саши. Как их нужно читать? - Какие слова это показывают?

- Разделите между собой роли. Потренируйтесь в чтении.

Чтение у доски 2-3 пар. Оценка чтения.

Прочитайте пословицы на странице 10.

Объясните смысл каждой. В каком случае употребляют каждую пословицу?

 

 

 

- Какая, на ваш взгляд, раскрывает главную мысль рассказа? Объясните.

- Будет ли Саша в следующий раз дразнить сестру? Почему вы так думаете?

-Бываете ли вы похожи на Сашу -дразнилку? 

 

 

 

- На три части. Обида Саши, Совет папы Ляле, Ляля разозлила Сашу.

 

- О Саше мы узнали, что он любит дразнить свою сестру, а та плачет.

- Потому что Саша должен сам понять свою ошибку.

- Не дразниться.

- Совет папы.

 

 

 

- он дразнил ее обидными словами.

- да, изменялось. В начале диалога он чувствовал злобу и удовлетворение. А в конце, ему стало обидно. Слова: «поперхнулся, дрожащим голосом»

- Ляля была в веселом настроении. Слова» засмеялась Ляля», спокойно».

- Ответы детей.

 

- Ляля разозлила Сашу.

 

- Он начал плакать. Потому что ему было обидно, что Ляля не обращала на него внимания.

- Обида Саши.

- Меня Саша дразнит. Ребята сидели за столом и завтракали. Я её дразню, а она не дразнится.

 

- Не обращать на это внимание, отвечать спокойно.

 

 

 

Рассматривают иллюстрацию

- Саша, Ляля и их мама.

 

- спокойной.

- взволновано, обижено.

- спокойная, счастливая. 

-он относится к третей части рассказа.

- два лица: Саша и мама.

 

- с вопросительной, волнующейся интонацией.

-обиженно.

- слово «всхлипывая».

 

 

 

Если ты над кем-то шутишь, то потом не обижайся на того, кто пошутил над тобой. выводы( т.е. смеяться), следует делать, когда работа уже завершена, а не когда ты только начал.

- Первая, Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.

-нет, не будет. Он получил хороший урок.

-ответ детей.

Познавательные: допускать существование различных точек зрения, не совпадающих с его собственной. Формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения несовпадающих с его собственной. Формулировать собственное е мнение и позицию.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в  действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

 

9.      Этап обобщения

-Давайте проверим ваши знания:

1. С каким произведением мы познакомились на уроке?                                                          2.Кто автор этого произведения?                                                                                           3.Каков жанр произведения?                                                                                              4. От удивления Саша …                                                                                                         5. Саша заплакал потому, что было …                                                                                   6.Ребята сидели за столом и …

7. Мальчик считал. Что у него больше …

8.  По мнению Саши, девчонки …

9. Саша хотел подвесить куклу к …

10. Какой совет дал папа дочке?

 

 

- Саша - дразнилка

 

- Н. Артюхова

- Рассказ

- поперхнулся 

- Обидно

- завтракали

- апельсин

- трусихи и плаксы

- люстре

- не дразнись 

Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

10.  Этап рефлексии

 

 

 

Слайд (картинка солнца)

- Ребята, наш урок подошел к концу.

- Что больше всего вам понравилось на уроке?

- О чем бы вы хотели еще поговорить, и какие задания выполнить?

- У вас на партах лежат тучки и солнышки. Солнышко значит то, что вам было интересно на уроке, все понятно. Тучка означает, что вам нужно еще что-то узнать, еще прочитать стихотворения.

-Спасибо за урок! До свидания!

 

- читать, отвечать на вопросы и т.д.

- ответы детей.

 

Оценивают свою деятельность

Личностные:

Адекватное принятие и понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 


 

Тема Г. Кружков «Ррры». Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

Тема Г. Кружков «Ррры». Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

Оборудование Учебник (автор:

Оборудование Учебник (автор:

Слайд 3 (фотография Г. Кружкова) -Ребята, кто мне может сказать, с каким разделом вы недавно познакомились?

Слайд 3 (фотография Г. Кружкова) -Ребята, кто мне может сказать, с каким разделом вы недавно познакомились?

Сегодня мы с вами познакомимся с его произведением, которое называется «Ррры!»-Раздел и в шутку и всерьез

Сегодня мы с вами познакомимся с его произведением, которое называется «Ррры!»-Раздел и в шутку и всерьез

Откройте учебник на с. 8. -Ребята, прочитайте это стихотворение про себя

Откройте учебник на с. 8. -Ребята, прочитайте это стихотворение про себя

Вызываю двух учащихся. Затем проводим конкурс чтения

Вызываю двух учащихся. Затем проводим конкурс чтения

Слайд 5 ( задачи на урок)

Слайд 5 ( задачи на урок)

Слайд 5 ( задачи на урок)

Слайд 5 ( задачи на урок)

Прочитайте слова, напечатанные на доске

Прочитайте слова, напечатанные на доске

Сейчас я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте

Сейчас я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте

Читают слова по слогам, затем полностью

Читают слова по слогам, затем полностью

Вторичный синтез. -Ребята, откройте страницу 9

Вторичный синтез. -Ребята, откройте страницу 9

Какой совет дает ребятам Артюхова?

Какой совет дает ребятам Артюхова?

Чтение у доски 2-3 пар. Оценка чтения

Чтение у доски 2-3 пар. Оценка чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2020