Тема |
Г. Кружков «Ррры». Н. Артюхова «Саша-дразнилка» |
||||
Тип урока |
Изучение литературных произведений |
||||
УМК |
Школа России |
||||
Цель |
- познакомить с биографией Г. Кружкова, и его стихотворением «Ррры!» - познакомить с биографией Н. Артюховой, и ее произведением «Саша-дразнилка» - работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение. |
||||
Планируемые результаты |
Личностные |
- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); - показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия; - содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки; - воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям; - учить оценивать собственное поведение и поведение других людей. |
|||
|
Предметные |
- определять и формулировать цель деятельности на уроке; - учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами; - развивать воображение, фантазию, творческие способности; - совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения; - расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора; - учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
|||
|
Метапредметные |
- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; - развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения по ролям. |
|||
Оборудование |
Учебник (автор: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, с. 8 – 11), презентация, карточки для самооценивания ( на этапе рефлексия, предметы: тучки и солнышки). |
||||
Ход урока |
|||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||
1. Орг. момент |
-Здравствуйте, ребята! Станьте ровно, улыбнитесь, И тихонечко садитесь. -Меня зовут Мария Александровна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. |
Приветствуют учителя |
Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
||
2. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения
Слайд 2 (название раздела)
Слайд 3 (фотография Г. Кружкова) |
-Ребята, кто мне может сказать, с каким разделом вы недавно познакомились? Кто забыл, может посмотреть название раздела на странице 3. Прочитайте мне название раздела. -Верно! Раздел называется «И в шутку и всерьез». Ребята, а с какими произведениями вы уже познакомились в этом разделе? -Молодцы! Как вы думаете, почему эти произведения входят в этот раздел? -Как вы думаете, для чего сочиняют весёлые рассказы? -Чем помогают такие произведения? -Что такое юмор?
-Юмор – добродушно-насмешливое отношение к чему-нибудь, умение представить события, недостатки, слабости в комическом виде. - Какие произведения мы будем изучать? -Верно! Сегодня мы познакомимся с одним замечательным автором, который написал для нас одно интересное стихотворение. Григорий Михайлович Кружков - русский поэт, переводчик, изучает английскую и русскую литературу. Кружков известен как детский писатель. Наиболее полно детские стихи и сказки Кружкова представлены в его сборнике «Рукопись, найденная в капусте». -Сегодня мы с вами познакомимся с его произведением, которое называется «Ррры!» |
-Раздел и в шутку и всерьез.
-И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк».
-Они смешные, вызывают у нас улыбку и т.д. -Их сочиняют, чтобы людям не было грустно. -Они могут нас развеселить. -Юмор – это произведение, где можно посмеяться.
-Юмористические.
Слушают учителя |
Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения несовпадающих с его собственной. Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Личностные: Развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
||
3. Этап первичного восприятия |
-Сейчас я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте. -Подумайте, почему это стихотворение так называется?
Учитель читает стихотворение |
Слушают учителя |
Личностные: Развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
||
4. Этап выявления специфики восприятия (проверка первичного восприятия) |
-Понравилось ли вам стихотворение? -А чем оно вам понравилось? Назовите героев.
|
-Да, нет. -Ответы детей. |
Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
||
5. Этап перечитывания и анализа художественного произведения |
-Откройте учебник на с. 8. -Ребята, прочитайте это стихотворение про себя. -Почему поэт так необычно назвал своё произведение?
-Правильно! Давайте прочитаем слова, в которых повторяется это буквосочетание.
-Почему лев был «просто ррррад»?
-Какой звук передаёт рычание льва? -Ребята, как вы считаете, с какой интонацией мы будем читать это стихотворение? Какие знаки препинания чаще всего встречаются? Как мы будем читать данные предложения? -С какой интонацией мы будем читать слова какаду? Гневно, стараясь напугать или весело? -А как мы будем произносить слова льва? Строго, радостно или с укором? -Молодцы! -Сейчас мы с вами попробуем прочитать это стихотворение выразительно. Вызываю двух учащихся. Затем проводим конкурс чтения. Прошу остальных учащихся дать советы. |
Каждый ученик читает стихотворение про себя. -О льве и какаду. -«Ррры!» -Потому что в нем повторяется буквосочетание ррры, и такие звуки произносит лев, когда рычит. -Рразорву, ррастерзаю, рразнесу, рраскидаю, рраспугаю, ррад. -Он отдохнул или был доволен, что к нему подлетели какаду. -Звук «р» -С веселой. Чаще всего нам встречаются вопросительный знак препинания. Мы будем читать их с вопросительной интонацией. -Весело.
-Радостно.
Читают выразительно стихотворение |
Познавательные: допускать существование различных точек зрения, не совпадающих с его собственной. Формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения несовпадающих с его собственной. Формулировать собственное мнение и позицию.
|
||
Физ. мин. |
Хорошо мы здесь сидели, На вопросы отвечали. Не пора бы отдохнуть, Наши плечи развернуть.
Прогнемся назад поскорее, Нагнемся вперед веселее, Присядем и встанем опять, Теперь будем дальше читать. |
-круговые движения плечами вперед, назад. -наклоны в стороны - наклон вперед -присед -садятся на свои места. |
|
||
6. Подготовка к восприятию.
Слайд 4 (слова)
Слайд 5 ( задачи на урок)
Слайд 6 ( фотография Н. Артюхиной)
|
- Прочитайте слова, напечатанные на доске. Как вы думаете, что обозначают эти слова? -Можно ли отнести все эти качества характера человека к одной группе? Почему? На сколько групп вы бы разделили данные слова? Трудолюбие, упрямство, честность, прилежание, зависть, доброта, скромность, злость, благодарность, скука, радость, унижение, порядочность, наглость. - На какие группы разделили слова?
-Какие качества отнесены к 1 группе? Как их назвать?
- Какие качества остались во 2 группе? Кого они характеризуют? - Какая группа подходит для вас? -Сегодня утром на адрес нашего класса пришло письмо. Позвольте я вам его зачитаю: - Здравствуйте, дети! В нашем классе случилась беда – девчонки и мальчишки дразнят друг друга и придумывают клички, из-за этого часто ссорятся и обижаются. Помогите справиться с нашей бедой! Возможно, это крик души не только этого класса. - Что посоветуете?
- Как вы думаете, чему посвящен рассказ, который мы будем читать на уроке?
-Давайте определим задачи урока: -учимся
читать правильно, осознанно, выразительно;
-Сегодня мы познакомимся с еще одним замечательным автором, а именно с Ниной Михайловной Артюховой. Детская писательница Нина Михайловна Артюхова. Посмотрите на её портрет на слайде. родилась в 1901 году. Она была дочерью известного купца, книгоиздателя Михаила Ивановича Сабашникова. Большинство её произведений о том, что важно для каждого человека: о доброте, честности, желании помочь слабому, об умении по-настоящему дружить. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому среди таких наук как химия, история, она выбрала детскую литературу. Свои рассказы Нина Михайловна печатала в детских журналах «Затейник», «Мурзилка», а также есть замечательный сборник рассказов «Саша-дразнилка». - Рассказ, который мы будем читать, так и называется «Саша - дразнилка». - Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”? - Как вы думаете, о чем рассказ? А как вы понимаете смысл слова ДРАЗНИТЬ? - Давайте посмотрим, как объясняет это
слово толковый словарь: - Сейчас я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте. Учитель читает рассказ Н. Артюховой «Саша - дразнилка». |
Читают слова - Качества характера человека
-Нет, т.к. одни обозначают хорошие качества, а другие плохие качества.
-Группа хороших качеств и группа плохих качеств. -Трудолюбие, честность, прилежание, доброта, скромность, благодарность, радость, порядочность. -Упрямство, зависть, злость, скука, унижение, наглость. - ответы детей.
Слушают учителя
- быть добрым и не дразнить своих одноклассников и т.д. - он будет посвящен тому, что нельзя дразнить друг друга.
Определяют задачи урока
Слушают учителя
- Саша – это мальчик, который всех дразнит. - как Саша дразнил всех.
Дразнить – это шутить над кем-то, обижать, задевать.
|
Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения несовпадающих с его собственной. Формулировать собственное е мнение и позицию. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные: допускать существование различных точек зрения, не совпадающих с его собственной. Формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
|
||
7. Этап выявления специфики восприятия
|
- Какое настроение вызвало у вас это произведение? - Почему вам было весело?
- Назовите героев. Кто вам больше симпатичен? Почему? |
- веселое настроение.
- потому что Ляля проучила своего брата. - ответы детей. |
Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
||
Речевая разминка. Слайд 7 (слова) |
-Посмотрите на доску. Давайте прочитаем слова: оби-жа-лась - обижалась по-про-бо-ва-ла - попробовала за-сме-я-лась - засмеялась по-перх-нул-ся - поперхнулся дро-жа-щим - дрожащим про-го-во-рил – проговорил -Эти слова встретятся в рассказе, который мы будем сегодня читать. |
Читают слова по слогам, затем полностью. |
Познавательные: допускать существование различных точек зрения, не совпадающих с его собственной. Формулировать собственное мнение и позицию. |
||
8. Этап перечитывания и анализа художественного произведения
Слайд 8 (иллюстрация к произведению)
Вторичный синтез. |
-Ребята, откройте страницу 9. -Давайте попробуем перечитать этот рассказ. ( чтение маятником) -Как вы считаете, на сколько частей можно разделить этот рассказ? Верно! Чтение 1 части. - Что о Саше узнали? Что о Ляле узнали?
- Почему папа не стал ругать Сашу?
- Какой совет дал отец Ляле? - Как можно озаглавить первую часть, взяв для заголовка предложение из текста Чтение второй части текста вслух
маятником. - Изменялось ли его настроение? Что он
чувствовал в начале диалога? А в конце?
- А в каком настроении была Ляля? Найдите слова, которые это показывают.
- Что она отвечала Саше? Найдите и прочитайте её слова. - Как бы вы озаглавили эту часть? Чтение 3 части. - Почему Саша заплакал? Почему ему было обидно? Прочитайте.
- Как бы вы озаглавили эту часть? Какие слова здесь главные, опорные? - В каком порядке происходили события? Я её дразню, а она не дразнится. Ребята сидели за столом и завтракали. Меня Саша дразнит. - Какой совет дает ребятам Артюхова? Как нужно вести, когда тебя дразнят? - А в вашей жизни был такой случай? Как вы себя вели? Расскажите. Помог вам совет писательницы? -Рассмотрите иллюстрацию, с. 11. -Кто изображён на рисунке? Обратите внимание на мимику и жесты героев. - Как художник нарисовал маму? - Как выглядит Саша? - Какая на иллюстрации Ляля? -К какому эпизоду относится рисунок?
- Подготовьтесь к чтению по ролям в парах. Сколько действующих лиц в третей части? - Найдите слова мамы. Как их нужно читать?
- Найдите слова Саши. Как их нужно читать? - Какие слова это показывают? - Разделите между собой роли. Потренируйтесь в чтении. Чтение у доски 2-3 пар. Оценка чтения. Прочитайте пословицы на странице 10. Объясните смысл каждой. В каком случае употребляют каждую пословицу?
- Какая, на ваш взгляд, раскрывает главную мысль рассказа? Объясните. - Будет ли Саша в следующий раз дразнить сестру? Почему вы так думаете? -Бываете ли вы похожи на Сашу -дразнилку? |
- На три части. Обида Саши, Совет папы Ляле, Ляля разозлила Сашу.
- О Саше мы узнали, что он любит дразнить свою сестру, а та плачет. - Потому что Саша должен сам понять свою ошибку. - Не дразниться. - Совет папы.
- он дразнил ее обидными словами. - да, изменялось. В начале диалога он чувствовал злобу и удовлетворение. А в конце, ему стало обидно. Слова: «поперхнулся, дрожащим голосом» - Ляля была в веселом настроении. Слова» засмеялась Ляля», спокойно». - Ответы детей.
- Ляля разозлила Сашу.
- Он начал плакать. Потому что ему было обидно, что Ляля не обращала на него внимания. - Обида Саши. - Меня Саша дразнит. Ребята сидели за столом и завтракали. Я её дразню, а она не дразнится.
- Не обращать на это внимание, отвечать спокойно.
Рассматривают иллюстрацию - Саша, Ляля и их мама.
- спокойной. - взволновано, обижено. - спокойная, счастливая. -он относится к третей части рассказа. - два лица: Саша и мама.
- с вопросительной, волнующейся интонацией. -обиженно. - слово «всхлипывая».
Если ты над кем-то шутишь, то потом не обижайся на того, кто пошутил над тобой. выводы( т.е. смеяться), следует делать, когда работа уже завершена, а не когда ты только начал. - Первая, Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой. -нет, не будет. Он получил хороший урок. -ответ детей. |
Познавательные: допускать существование различных точек зрения, не совпадающих с его собственной. Формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения несовпадающих с его собственной. Формулировать собственное е мнение и позицию. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
|
||
9. Этап обобщения |
-Давайте проверим ваши знания: 1. С каким произведением мы познакомились на уроке? 2.Кто автор этого произведения? 3.Каков жанр произведения? 4. От удивления Саша … 5. Саша заплакал потому, что было … 6.Ребята сидели за столом и … 7. Мальчик считал. Что у него больше … 8. По мнению Саши, девчонки … 9. Саша хотел подвесить куклу к … 10. Какой совет дал папа дочке?
|
- Саша - дразнилка
- Н. Артюхова - Рассказ - поперхнулся - Обидно - завтракали - апельсин - трусихи и плаксы - люстре - не дразнись |
Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
||
10. Этап рефлексии
Слайд (картинка солнца) |
- Ребята, наш урок подошел к концу. - Что больше всего вам понравилось на уроке? - О чем бы вы хотели еще поговорить, и какие задания выполнить? - У вас на партах лежат тучки и солнышки. Солнышко значит то, что вам было интересно на уроке, все понятно. Тучка означает, что вам нужно еще что-то узнать, еще прочитать стихотворения. -Спасибо за урок! До свидания! |
- читать, отвечать на вопросы и т.д. - ответы детей.
Оценивают свою деятельность |
Личностные: Адекватное принятие и понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.