Урок литературного чтения во 2м классе УМК «школа России»
Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Цель: ознакомить детей с новым видом сказок на примере русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Задачи
образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях; учить делить текст на части, обогащать речь учащихся.
развивающая: развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление; формировать коммуникативные навыки.
воспитательная: воспитывать уважение к истокам культуры своего народа.
Планируемые результаты
предметные: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному
личностные: уметь мотивировать свои действия, оценивать свои действия, считаться с мнением других.
Метапредметные
регулятивные: уметь ставить цель; удерживать её до получения результатов; контролировать и оценивать уровень владения учебными действиями.
коммуникативные: уметь слушать и слышать учителя; работать в группах; уметь согласовывать свои действия с партнёрами
познавательные: уметь работать с источником информации; уметь доносить информацию в доступной форме; сравнивать, анализировать, обобщать, давать определения
Ход урока
Организационный момент
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Слушайте внимательно.
Обещаю, наш урок - будет увлекательным!
Актуализация знаний: виды сказок
- Рассмотрите домики, о чем они нам напоминают?
- В сказках о животных главными персонажами являются животные. В бытовых сказках действуют люди.
Проверка дз
· Работа с пословицами
— Расшифруйте пословицы. Для этого нужно прочитать только русские буквы.
• WCMETRK1A ДОQWZPOWFЖIЕ
DБWOFГALZGTCTWBIA. (Сметка дороже богатства.)
• QWECRЛИ RWVCИFЛIA HGE LBOZ3ЬMET, QSCMEFKWALЛVKA GLBЫZPWУSЧИZT. (Если сила не возьмет, смекалка выручит.)
• ГWДRE QSCMEFKWHELT YБROFENЦ, WTRAM QBWPAFГУ DKOSHЕJЦ. (Где смекнет боец, там врагу конец.)
• QБWЫЛ R WCVMEIЛ, KQOLГZДA DKlVAQШУ EGЛ. (Был смел, когда кашу ел.)
— Смысл какой сказки в них содержится? (Сказки, которую читали лома «Каша из топора»)
- К какому виду сказок она относится? (Бытовая)
· Чтение по ролям сказки «Каша из топора»
Самоопределение к деятельности
- Сегодня мы побываем в гостях у новой сказки, которая относится к волшебным. В волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи - люди, но если в бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью чуда, чародейства.
- Угадайте сказку по иллюстрациям Слайд
- Сегодня мы будем читать сказку “Гуси-лебеди”.
- Поставим цель на наш урок. А помогут вам в определении цели опорные слова. Слайд
Познакомиться с….
Научиться читать…
Понимать смысл….
Узнать значения….
Найти какова главная…
Учиться характеризовать…
Извлечь …
Знакомство со сказкой
https://audioskazki-online.ru/narodnye/russkie/gusi-lebedi?ysclid=m1x6okj7ak883013842
- Прослушаем сказку в исполнении актёров.
Словарная работа
- Все ли слова сказки были вам понятны? Давайте разберём значение непонятных слов. Подберите синонимы.
«кликала» - звала
«причитывала» - говорила с плачем
«покуда» - пока
«худо будет» - плохо
- Как вы понимаете: «Сидит ни жива, ни мертва» - очень испугалась.
- «Зачем на глаза явилась? – зачем пришла?
Слайд
«кудель» - пучок льна, приготовленный для пряжи
«веретено» - приспособление для ручного прядения, стержень для навивания нити.
«устьице» - выходное отверстие печи
- Эти слова не употребляются в современной речи и называются устаревшими. Почему в сказке так много устаревших слов? (Сказки знали ещё наши бабушки и прабабушки).
Физкультминутка
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Я как печь пыхчу:
- Пых! Пых! Пых!
Чтение сказки по частям
- Какая беда приключилась у сестрицы? (Гуси-лебеди унесли брата.)
- Почему же с детьми случилась беда? (Девочка не послушалась старших.)
- Как сестра догадалась, кто унёс братца? («Про гусей давно шла дурная слава, что они пошаливали...)
- Прочитаем вторую часть.
-О чём девочку просили печка, яблонька, речка? Как она им отвечала?
- Где встречается троекратный повтор? (Печка, яблонька, река.)
-Почему в первый раз они не помогли девочке? (Не выполнила их просьбу.)
- Прочитаем третью часть сказки.
- Где же нашла сестра своего брата? (У Бабы-Яги.)
- Что мышка попросила у девочки?
- Как мышка отблагодарила девочку?
- Прочитаем последнюю часть сказки.
- Кому больше всего сочувствуешь? Кто главный герой?
- Кто помог сестрице во 2раз?
- Как яблонька помогла девочке?
- Как заканчивается сказка? (Добро побеждает зло.)
- Какой урок вы вынесли из сказки? (Надо слушаться старших, быть скромным и вежливым, на добро отвечать добро.)
Итог (работа в парах)
- Выберите из признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке.
События повторяются три раза (+)
На долю главного героя выпадают тяжёлые испытания и невероятные приключения. (+)
Лисица в этих сказках – хитрая, волк – глупый и жадный, заяц – трусливый, петух – самоуверенный. ( –)
Зло воплощают в сказках Баба-яга, Кощей Бессмертный...(+)
Герои сказок – солдат, крестьянин или барин живут в реальном мире. (–)
Героям помогают волшебные предметы, которые могут разговаривать. (+)
- Проверка со слайда
Рефлексия
- Оценим свою работу. Ребята, у вас на парте лежит смайлик, раскрасьте его
Красным цветом - урок прошел плодотворно, всё понятно. зеленым - есть небольшие проблемы. желтый - скучно, неинтересно.
- А теперь покажите, что у вас поучилось….
Домашнее задание: прочитать сказку
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.