Урок литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения
Разработала Дюдина Наталья Анатольевна
Схема конспекта урока
Класс: 2
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Цель урока: к концу урока ученик знает главную мысль рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ» - береги животных, будь к ним добрым и смелым.
Задачи:
Обучающая:
· Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
· Формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям произведения. Развивать умение аргументировать свою точку зрения;
Развивающая:
· Учить самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
· Развивать умение самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении.
Воспитательная:
· Воспитывать гуманное отношения к животным, к родной природе.
Планируемые результаты:
· Продолжить формирование типа правильной читательской деятельности;
· Совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух;
· Совершенствовать приемы выразительного чтения;
Тип урока: изучение нового материала
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент/Самоопределение к деятельности |
Речевая разминка. -Что ж ты еж такой колючий? -Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи. Б. Заходер -Прочитайте стихотворение медленно. -Прочитайте с сердитой интонацией (весело, с удивлением, сожалением). -Прочитайте выразительно. -Какой раздел мы изучаем? - Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они? – В этот раздел включено и произведение Е. Чарушина. Как вы думаете, почему? О ком он писал?
|
О братьях наших меньших
О животных
О животных |
Работа с текстом до начала чтения |
-Можете определить жанр произведения? -Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком будет текст? -Что вы знаете о ежах? -Прочитайте название. Можно по нему определить, какие события будут происходить в рассказе? -Прочитайте опорные слова (дача, вечер, шаги, ёжик). Предположим, о чем мог написать автор? |
Сказка, рассказ?
О еже |
Работа с текстом во время чтения |
«Чтение вслух с остановками». После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий. - Почему мальчики остались одни? - Для чего автор описывает место, где происходило событие? - Сколько лет было мальчикам? -Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? -Кто по стене может ползать? - Как вы думаете, дети сразу уснули? - Представьте, что ваши родители ушли, и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? Прочитайте разговор мальчиков. - О чём говорили дети? - На самом деле им было страшно? - Какой вопрос хочется задать автору? Словарная работа (по ходу чтения): - Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах -Как бы вы повели себя на месте мальчиков? - Как повели себя мальчики? Прочитайте. - Почему мальчики спрятались? -Почему же детям было страшно? - И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Какой вопрос хочется задать автору? Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос. - Кто испугал ребят? - Кто из вас видел ежа? (Показываю изображение ежа) - Что вы знаете о ежах? - Чем полезны ежи? - Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой. Прочитаем вслух цепочкой. Чтение двух абзацев цепочкой с остановками. Да это ёжик! Как мы будем читать это предложение? Выберите варианты: Радость, грусть, испуг, удивление, злость, облегчение - Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?
- Почему ёж навестил ребят ночью? -Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему? - Как бы вы поступили с ежом? Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики. - Какие непонятные слова встретились? Словарная работа ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой. Показываю картинку чулана Чтение текста вслух с остановками до конца - Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему? -Почему ёж свернулся шариком? Замените выражение «свернулся в углу шариком» близким по значению - Как поступили с ежом мальчики? - Почему его уже потом никто не боялся? - Почему ёж остался жить с ребятами на даче? Физкультминутка: Хитрый ёжик-чудачок Сшил колючий пиджачок: Сто булавок на груди, Сто иголок позади. Ходит ёж в саду по травке, Натыкает на булавки Грушу, сливу - всякий плод, Что под деревом найдёт, И с подарочком богатым Возвращается к ежатам.
|
Чтобы мы лучше могли представить состояние мальчиков
Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки
Разговаривать
Что случилось вдруг?
Они не знали, кто топает
Кто напугал мальчиков?
Ёжик
Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить
Ночной житель
Свернулся клубком
делают вид, что шьют повороты туловища наклоны влево – вправо шаги на месте
приседания
прыжки |
Работа с текстом после чтения |
- Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы не правы? - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые - Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? - Как же автор относится к своим героям?
-Что такое смелость?
-Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль? - Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ? - Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся. - Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? -Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали? - Соответствует ли название рассказа его содержанию? - Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так? - Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались?
-Соответствует иллюстрация прочитанному тексту? Какой момент изображён? Подберите и зачитайте строки к иллюстрации на с.137
|
Они храбрятся, не показывают страх
Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.
Смелость – это способность перебороть страх.
Нужно беречь животных, быть к ним добрым и смелым.
Наблюдательным
Мальчики очень испугались |
Рефлексия деятельности/Подведение итогов урока |
Составление коллективного синквейна «Ёжик»
- Где бы вы могли найти и прочитать другие произведения Е. И. Чарушина? Домашнее задание: домашнее задание и задание по желанию. 1. Выразительно читать текст - Учебник с 136- 138., 2. По желанию: – Подготовить краткий пересказ. – Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту. – Подобрать к прочитанному тексту пословицы,загадки. – Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа
|
Ёжик Круглый, колючий. Пыхтит, шуршит, топает. Ёжик охотится по ночам. Хищник.
В библиотеке |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.