План-конспект урока литературного чтения в 3 классе
по учебнику «Родная речь». Авторы: Л. Ф. Климанова и др.
УМК «Школа России»
Тема: М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко»
Цель: знакомство учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова
Оборудование: ПК, колонки, проектор, экран, авторская презентация
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть басни И.А.Крылова «Ворона и лисица»
III.Введение в тему, сопровождается показом презентации.
1. Слово учителя о М. Ю. Лермонтове
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве. Его отец – армейский капитан. Мать – единственная наследница богатой и влиятельной семьи. Брак был неравным и несчастливым. Мальчик рос в атмосфере семейных несогласий. На экране вы видите портрет Михаила Юрьевича в детстве.
После ранней смерти матери ребёнка взяла на воспитание бабушка Арсентьева Елизавета Алексеевна Женщина умная, твёрдая, властная.
Проживала в селе Тарханы Пензенской губернии. В усадьбе «Тарханы» ныне находится Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова.
Михаил Юрьевич получил домашнее образование. Лермонтов с детства свободно владел французским и немецким языками.
В одиннадцать лет бабушка повезла его на Кавказ. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в ранем творчества Лермонтова.
Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он писал стихи, прозу, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
Давайте прочитаем о нём текст на страницах 142-143 учебника.
2.Чтение учениками текста о поэте.
3. Беседа после чтения.
Учитель: что нового узнали о поэте?
Дети: в детстве уже говорил в рифму, все этому удивлялись. Маленького Михаила называли Мишелем. Когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта» и прославился.
Физкультминутка
Как живешь? Вот так!
(Дети встают, показывают большой палец)
Как идешь? Вот так!
(Шаги на месте)
Как бежишь? Вот так!
(Бег на месте)
Как летишь? Вот так!
(Махи кистями)
Как плывешь? Вот так!
(Маха руками)
Как шалишь? Вот так!
(Прыжки с поворотами)
Как сидишь? Вот так!
(Садятся за парты).
IV.Изучение новой темы.
1.Чтение и обсуждение стихотворения «Горные вершины»
Учитель: прочитайте стихотворение «Горные вершины» про себя. Подумайте, какую интонацию выбрать при чтении.
Учитель: Ваши впечатления от прочитанного стихотворения?
Дети: стало хорошо, спокойно.
Учитель: что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно?
Дети: понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, представить эту картину, о чем нам хочет сказать поэт.
Учитель: найдите рифмующиеся слова. Как надо читать это стихотворение?
Дети: медленно, торжественно.
Учитель: почему?
Учитель: какой художественный приём поэт использует в стихотворении?
Дети: олицетворение
Учитель: найдите олицетворение в этом стихотворении
Дети: вершины спят
Учитель: какую музыку вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины?»
Дети: печальную, грустную, протяжную.
Учитель: послушаем романс «Горные вершины»
2.Слушание » (слайд 5)
Звук включается автоматически!
3.Работа с репродукцией И.И. Шишкина «На севере диком» (слайд 6)
Учитель: рассмотрите репродукцию картины художника Ивана Ивановича Шишкина. Что вы на ней видите? Как вы назвали бы эту картину?
Дети: «Одиночество», «Одинокая сосна», «Ночь», «Грусть»
Учитель: послушайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «На севере диком стоит одиноко»
4.Чтение учителем стихотворения «На севере диком стоит одиноко»
Учитель: совпадают ли по настроению стихотворение и картина Ивана Ивановича Шишкина?
Дети: Они совпадают по настроению. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению
5.Словарная работа (слайд 7)
Учитель: какие незнакомые слова встретились в стихотворении «На севере диком стоит одиноко»?
Дети: риза, утёс
Учитель: попробуйте объяснить их значение
Риза – облачение, одежда священника при богослужении
Утёс – высокая скала
6.Выразительное чтение стихотворения учащимися
Учитель: как нужно читать это стихотворение?
V.Итог урока.
Учитель: с творчеством какого поэта познакомились сегодня на уроке?
Дети: Михаила Юрьевича Лермонтова
Учитель: понравились ли вам его стихи?
VI.Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения ««На севере диком стоит одиноко»
План-конспект урока литературного чтения
в 3 классе
по учебнику «Родная речь». Авторы: Л. Ф. Климанова и др.
УМК «Школа России»
Тема: М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины»,
«На севере диком стоит одиноко»
Цель: знакомство учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с биографией и стихами М. Ю. Лермонтова «Горные вершины», «На
севере диком стоит одиноко»
2.Учить видеть скрытый смысл стихотворений М. Ю. Лермонтова.
3.Совершенствовать навык чтения: правильность, беглость, скорость, осознанность,
выразительность.
4.Формировать читательские умения у детей при работе с текстом, умение логично
и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
Развивающие:
1.Развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный
аппарат, дикцию, словарный запас учащихся, мышление, фонематический слух.
2.Формировать читательскую самостоятельность.
3.Расширять кругозор детей.
Воспитательные:
1.Прививать любовь к русской поэзии и приучать к слушанию классической музыки.
2.Воспитывать интерес к творчеству талантливых людей.
3.Воспитывать взаимоуважение к одноклассникам.
Оборудование: ПК, колонки, проектор, экран, авторская
презентация
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть басни И.А.Крылова «Ворона и лисица»
III.Введение в тему, сопровождается показом презентации.
1. Слово учителя о М. Ю. Лермонтове
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве. Его отец –
армейский капитан. Мать – единственная наследница богатой и влиятельной семьи.
Брак был неравным и несчастливым. Мальчик рос в атмосфере семейных несогласий.
На экране вы видите портрет Михаила Юрьевича в детстве. Художник
неизвестен (слайд 2)
После ранней смерти матери ребёнка взяла на воспитание
бабушка Арсентьева Елизавета Алексеевна (слайд 3) Женщина
умная, твёрдая, властная.
Проживала в селе Тарханы Пензенской губернии. В усадьбе «Тарханы» ныне
находится Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова.
Михаил Юрьевич получил домашнее образование.
Лермонтов с детства свободно владел французским и немецким языками (слайд
4)
В одиннадцать лет бабушка повезла его на Кавказ. Детские
впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались
в раннем творчества Лермонтова.
Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он писал стихи, прозу,
пел, сочинял музыку на собственные стихи.
Давайте прочитаем о нём текст на страницах 142-143 учебника.
2.Чтение учениками текста о поэте.
3. Беседа после тения.
Учитель: что нового узнали о поэте?
Дети: в детстве уже говорил в рифму, все этому
удивлялись. Маленького Михаила называли Мишелем. Когда вся Россия оплакивала
гибель великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, Михаил Юрьевич Лермонтов
написал стихотворение «На смерть поэта» и прославился.
Физкультминутка
Как живешь? Вот так!
(Дети встают, показывают большой палец)
Как идешь? Вот так!
(Шаги на месте)
Как бежишь? Вот так!
(Бег на месте)
Как летишь? Вот так!
(Махи кистями)
Как плывешь? Вот так!
(Маха руками)
Как шалишь? Вот так!
(Прыжки с поворотами)
Как сидишь? Вот так!
(Садятся за парты).
IV.Изучение новой темы.
1.Чтение и обсуждение стихотворения «Горные вершины»
Учитель: прочитайте стихотворение «Горные вершины» про
себя. Подумайте, какую интонацию выбрать при чтении.
Учитель: Ваши впечатления от прочитанного стихотворения?
Дети: стало хорошо, спокойно.
Учитель: что нужно, чтобы прочитать стихотворение
выразительно?
Дети: понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку
зрения автора, представить эту картину, о чем нам хочет сказать поэт.
Учитель: найдите рифмующиеся слова. Как надо читать это
стихотворение?
Дети: медленно, торжественно.
Учитель: почему?
Учитель: какой художественный приём поэт использует в
стихотворении?
Дети: олицетворение
Учитель: найдите олицетворение в этом
стихотворении
Дети: вершины спят
Учитель: какую музыку вы могли бы подобрать к стихотворению
«Горные вершины?»
Дети: печальную, грустную, протяжную.
Учитель: послушаем романс «Горные вершины»
2.Слушание романса А. Варламова «Горные вершины» (слайд 5)
Звук включается автоматически!
3.Работа с репродукцией И.И. Шишкина «На севере диком» (слайд 6)
Учитель: рассмотрите репродукцию картины художника
Ивана Ивановича Шишкина. Что вы на ней видите? Как вы назвали бы эту картину?
Дети: «Одиночество», «Одинокая сосна», «Ночь», «Грусть»
Учитель: послушайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова
«На севере диком стоит одиноко»
4.Чтение учителем стихотворения «На севере диком стоит одиноко»
Учитель: совпадают ли по настроению стихотворение и картина
Ивана Ивановича Шишкина?
Дети: Они совпадают по настроению. Можно подумать, что
картина написана специально к этому стихотворению
5.Словарная работа (слайд 7)
Учитель: какие незнакомые слова встретились в стихотворении
«На севере диком стоит одиноко»?
Дети: риза, утёс
Учитель: попробуйте объяснить их значение
Риза – облачение, одежда священника при богослужении
Утёс – высокая скала
6.Выразительное чтение стихотворения учащимися
Учитель: как нужно читать это стихотворение?
V.Итог урока.
Учитель: с творчеством какого поэта
познакомились сегодня на уроке?
Дети: Михаила Юрьевича Лермонтова
Учитель: понравились ли вам его стихи?
VI.Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения ««На севере диком стоит одиноко»
Материал для раздачи.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве. Его отец – армейский капитан. Мать – единственная наследница богатой и влиятельной семьи. Брак был неравным и несчастливым. Мальчик рос в атмосфере семейных несогласий. На экране вы видите портрет Михаила Юрьевича в детстве.
После ранней смерти матери ребёнка взяла на воспитание бабушка Арсентьева Елизавета Алексеевна Женщина умная, твёрдая, властная.
Проживала в селе Тарханы Пензенской губернии. В усадьбе «Тарханы» ныне находится Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова.
Михаил Юрьевич получил домашнее образование. Лермонтов с детства свободно владел французским и немецким языками.
В одиннадцать лет бабушка повезла его на Кавказ. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве Лермонтова.
Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он писал стихи, прозу, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.