Литературное чтение 4 класс
Урок №1
Тема: Введение. Знакомство с учебником
Цели: познакомить с новым учебником литературного чтения, с его содержанием, системой условных обозначений, словарем, с обращением авторов; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 3 классе.
Планируемые результаты: предметные: знание и умения называть элементы учебной книги, находить их, быстро в них ориентироваться, отвечать на вопросы: в чем заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, К - ответы на вопросы на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в ее использовании, знание правил выбора обложки и закладки для учебной книги.
Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка любимых книг учащихся, карточки со стихотворениями, магнитная азбука (из ее букв составлены название учебника, фамилии писателей).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
1. Вариативное чтение
— Прочитайте самостоятельно стихотворение.
Любят девчонки кукол и мишек,
Я же, признаться, в восторге от книжек.
С ними играю и с ними я сплю —
Книжки я больше игрушек люблю!
Книжки лежат у меня под кроватью,
В ванной, в комоде, на маминых платьях,
Книжки в буфете и книжки в прихожей —
Куча историй, ни капли не схожих!
Сотни сюжетов — красивых и разных –
Сказок и басен, стихов и рассказов...
И не устану всегда повторять я:
Чтение — лучшее в мире занятие.
С. Лопатина
— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.
- Прочитайте с интонацией удивления (еще: с интонацией раздражения, восхищения, утвердительно, весело).
- Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)
- Какие книги вы прочитали на каникулах? (Ответы детей.)
2. Выразительное чтение
- А сейчас прочитаем выразительно стихотворение.
Друзья мои! С высоких книжных полок
Приходите ко мне вы по ночам,
И разговор наш — краток или долог –
Всегда бывает нужен мне и вам...
Через века ко мне дошел ваш голос,
Рассеявшийся некогда, как дым,
И то, что в вас страдало и боролось,
Вдруг стало чудодейственно моим.
В. Рождественский
— Что хотел сказать нам автор? (Ответы детей.)
— Вы давно знаете все буквы и уже много книг успели прочитать. Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроках? (Мало просто уметь читать, надо понимать, о чем
читаешь.)
— Определите тему и цели нашего первого урока.
III. Работа по теме урока
— Мы с вами отправимся в замечательную страну, которая называется... Определите сами ее название, собрав рассыпавшиеся буквы.
ЕИЧНТЕ ОАНРТУЕРТИЕЛ
— Что у вас получилось? (Литературное чтение.)
— Совершенно верно. Так называется наш учебник. Вспомните, чему мы учились в 1—3 классах. Что вам особенно запомнилось? (Ответы детей.)
— У вас на столах лежат учебники. Нравятся ли они вам? Чем? (Да, они новые, красочные и, скорее всего, интересные.)
— Какие правила работы с учебной книгой вы знаете? Для чего они существуют? (Учебник нужно поместить в обложку, вложить закладку. Нельзя загибать уголки страниц. Листать книгу надо аккуратно. Эти правила созданы для того, чтобы сохранить книги для других учеников.)
— Назовите авторов учебника. На каких страницах учебника они указаны? (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Авторы указаны на обороте титульного листа и на концевой полосе учебника.)
— Возьмите учебник в руки и полистайте. Обратите внимание на иллюстрации. Что вы можете сказать о них? (Художники, работавшие над книгой, стремились показать красоту русской природы, оригинальность и своеобразие храмов Древней Руси, многие из которых сохранились до наших дней. На страницах учебника изображены герои литературных произведений.)
— Почему учебных книг две? (Учебник состоит из двух частей.)
— Что изображено на обложке первой части учебника и почему? (Новый учебник проведет нас по литературной стране от самых первых рукописных книг до произведений современных писателей, как российских, так и зарубежных.)
— Вспомните, какие элементы книги вы знаете, назовите их. (Обложка или переплетная крышка, титульный лист, оборот титульного листа, шмуцтитулы, страницы, развороты, иллюстрации, содержание, концевая полоса.)
— Определите назначение каждого элемента.
— Подумайте, зачем нам нужно знать элементы книги.
— А какие разделы указаны в содержании первой части учебника? Прочитайте. («Летописи. Былины. Жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», сказки».)
- Вспомните, какие произведения поэтов данного учебника мы читали в прошлые годы детей.)
- Проанализируйте условные обозначения, них новых знаков? Какие из них вы запомнили? (Работаем в паре, работаем в группе, работаем в рабочей тетради, задание повышенной сложности.)
- В каких случаях необходимо пользоваться в конце учебника? На каких страницах он расположен? (В первой части учебника словарик расположен во второй — на с. 218.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Литературная викторина
- Расшифруйте записанные на доске фамилии поэтов, писателей. (Есенин, Тютчев, Пушкин, Пришвин.)
СЕИНЕН ЕВЮЧТЕТ УПКИНШ ШПИРНИВ
- Угадайте верное название произведения, зная его автора.
• Ш. Перро «Синяя бейсболка». («Красная шапочка»)
• Русская народная сказка «Квадратик». («Колобок»)
• Г.Х. Андерсен «Ручные утята». («Дикие лебеди»)
• К. Чуковский «Подаренная луна». («Краденое солнце»)
- Отгадайте загадки-шутки.
• Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (Нос)
• Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши.)
• Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто не знает им цену.(Ветер)
• Его проглатывают, когда молчат, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет. (Язык.)
VI. Рефлексия
- Закончите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Как называется учебник, который мы будем изучать на уроках чтения?
- Каковы ваши впечатления от работы на уроке?
Домашнее задание
Принести наиболее понравившуюся книгу из прочитанных летом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.