Урок литературы на тему: "Уроки французского"
Оценка 4.6

Урок литературы на тему: "Уроки французского"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
15.08.2023
Урок литературы на тему: "Уроки французского"
Уроки французского.docx

 

Тема: В.Г. Распутин «Уроки французского»

Тип: урок открытия нового знания

УМК: Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, ч. 1. М.: «Просвещение», 2012 г.

Название раздела, темы: Произведения русской литературы XX века

Цель: создание условий для усвоения обучающимися новой темы – рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

 

Задачи:

 

·         Познавательные: знать основное содержание рассказа «Уроки французского» В.Г. Распутина; анализируя тематику и проблематику, доказать, что в рассказе присутствуют «уроки жизни».

 

·         Развивающие: развивать творческие способности, воображение обучающихся; развивать речевую культуру обучающихся.

 

·         Воспитательные: воспитывать чувства сотрудничества, пробуждать добрые чувства друг к другу.

 

Ход урока

 

 

I. Организационный момент.

 

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, включение учащихся в деятельность (1-2 мин.)


Учитель:

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

 

Учащиеся:

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

 

II. Формулировка темы урока.

 

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий (2-3 мин.)

 

Учитель:

 

Хоть в малой степени способствовать

правильному строительству человеческой души…

                                                                                    Из интервью В. Распутина

 

- Сегодня, на уроке мы будем анализировать рассказ В. Распутина «Уроки французского».

 

- Ребята, каждый день перед нами стоит выбор: чем заняться в свободное время, какой фильм посмотреть, позвонить или не позвонить другу… Но есть ситуации и посложнее, когда сделать выбор не так просто.

 

- Как вы думаете, в каких случаях перед человеком стоит серьёзный выбор?

(Когда в жизни человека возникает проблема).

 

- Дайте, пожалуйста, определение слову «проблема».

(Закрепляется на доске слово на листе «проблема»).

 

Значение слова ПРОБЛЕМА

 

Проблема — это в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения.

 

 

Виды проблем:

 

• нравственные;

• экологические;

• социальные;

• философские;

• психологические.

 

- Отчего, по-вашему, зависит выбор человека того или иного решения проблемы?

 (От его нравственных качеств).

 

- Дайте определение ещё одному слову (на доске прикрепляется слово «нравственность»).

 

Значение слова НРАВСТВЕННОСТЬ

 

Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

 

- Как можно назвать проблемы, при решении которых человек опирается на душевные качества?

 (Нравственные проблемы).

 

- Как это словосочетание соотносится с произведением, которое мы с вами изучаем?

(Автор в рассказе затрагивает, отображает ряд нравственных проблем).

 

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»).

 

- А кто может мне сейчас сказать, какие нравственные проблемы затрагивает автор в рассказе.

 

• жестокость среди сверстников;

• проблема одиночества;

• взаимоотношения детей и взрослых;

• проблема войны и детей;

• проблема человеколюбия, доброты;

• проблема нравственного выбора;

• проблема неуспеваемости в школе.

 

Учащиеся:

Отвечают на вопросы, обосновывая свой ответ. Записывают тему урока. Включаются в работу.

 

 

III. Изучение нового материала.

 

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности (4-5 мин.)

 

Учитель:

- Что мы будем делать на уроке?

(Определять нравственные проблемы, анализировать поведение героев, давать оценку их поступкам).

 

- Верно.

 

- Мы оставили нашего героя в очень сложной ситуации. Его жестоко и подло избили. Найдем отрывок, который начинается словами: «Они били меня…» и прочитаем выразительно.  Найдите отрывок на стр. 141, который начинается словами: «Не в склад! – объявил Вадик».  Прочитаем его по ролям. (Рассказчик, Вадик, Птаха) (до слов «…который вертелся тут же».)

 

- Почему Вадик и Птаха избили героя?

(Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.)

 

- Как ведет себя герой в драке и после неё?

(Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается. И всё равно кричит: «Перевернул», отстаивая справедливость).

 

- Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?

(Честным и принципиальным).

 

- Обратим внимание на то, что вступая в конфликт с Вадиком, герой ставит себя в трудное положение: он лишается источника денег и за игру на деньги его могли в два счёта выгнать из школы.

 

- Кто же приходит на помощь мальчику?

(Лидия Михайловна – главная героиня рассказа, её образ занимает центральное место в произведении – это авторский идеал учителя, но складывается он, как мы видим из рассказа, в результате полной переоценки первоначальных представлений мальчика об учителе).

 

- Каковы же черты этого идеала?

(Личность учителя лучше всего раскрывается в отношении его к ученикам. Сравним отношение к ученикам Лидии Михайловны и Василия Андреевича, директора школы, образ которого Распутин не случайно вводит в произведение).

 

 

- С какой целью он это делает?

(Распутин показывает два разных типа учителей, потому что всё познаётся в сравнении).

 

- Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду?

(Лидия Михайловна пытается выяснить всё шуткой. Герой же неумело врёт. Если бы дело дошло до директора, то герою грозило бы исключение из школы. Он боится не наказания, а позора, боится показаться ненадежным человеком).

 

- А каким вам представляется директор?

(Директор, видимо, бывший фронтовик, он сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой, допрашивает, пока дети не заплачут).

 

- А какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?

(«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…». Она была особенным, каким-то сказочным существом…).

 

- Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны и выпишите ключевые слова.

(Ключевые слова и словосочетания «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс» и т. д.).

 

- Обращаю внимание, что в тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом, в соседних абзацах, для того чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы он использовал антитезу. 

 

- Какой прием применяет автор в описании Лидии Михайловны?

 (В описании Лидии Михайловны автор применяет приём антитеза. Описание учительницы является противопоставлением описания самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена директору, и не только в описании внешности).

 

- Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? И почему для мальчика это были мучительные дни?

(Она решила таким образом отвлечь героя от игры в деньги, спасти от издевательств и избиений. Мальчик этого не понимал. А рассказчик, уже взрослый человек, вспоминая события своего детства, понимает, что учительница спасла его, помогла ему).

 

- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?

(Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию Андреевичу. Учительница подзадоривает мальчика безотказными приемами: «Неужели боишься»; поддаётся ему, а когда он разоблачает нечестную игру, то делает вид, что бессовестно обманывает героя. Так она добилась, что мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко).

- Педагогично ли она поступила?

(Нет. Она хотела помочь мальчику выдержать испытания голодом, и она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от нее не примет).

 

- Как вы расцениваете этот поступок?

(Как доброту, отзывчивость).

 

- А как повел себя директор?

(Директор, не разобравшись, обвинил Лидию Михайловну в самых страшных грехах и выгнал из школы. В этой сцене мы видим доброту, чуткость, отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и черствость, невнимательность директора. Хотя директор должен был знать о бедственном положении своего ученика).

 

- Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору?

(Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается, не оправдывается. Её растерянность выдают первые секунды после «разоблачения»: она «медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная…». Учительница ничего не стала объяснять директору потому, что он бы ничего не понял – не такой он человек. Оправдываться ей было не в чем).

 

- Какие поступки Лидии Михайловны свидетельствуют о том, что в ней присутствует добро?

(Она пытается накормить мальчика, присылает посылку, затевает с ним игру, наконец, добивается своего, и мальчик снова может покупать молоко).

 

- В чем смысл концовки рассказа?

 (Она подчеркивает ответственность, доброту, чуткость учительницы).

 

- Как вы думаете, какой урок преподала Лидия Михайловна герою? 

(Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).

 

- Сделаем вывод: «Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты. Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки.  Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души.  Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».

 

Учащиеся:

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

IV. Динамическая пауза

 

Цель: повышение мотивации к обучению, снятие перенапряжения в ходе учебного процесса (2 мин.)

 

Физкультминутка: (Грамматическая зарядка)

 

Учитель:

А теперь давайте встанем,

Руки к потолку потянем.

Покажите мне, где дверь?

Смотрим все в окно теперь.

В синем небе летит птица,

Ну а нам пора учиться...

 

Учащиеся:

Выполняют физические упражнения вместе с учителем

 

 

VI. Подведение итогов.

 

Цель: закрепление полученных знаний (4-5 мин.)

 

Учитель:

 

- Ребята, если мы вернемся к предисловию, то увидим, что оно придает описанному случаю из жизни обобщающее, философское значение. Это мысли уже взрослого человека, его духовная память. Истинное добро не требует награды, оно бескорыстно. И я думаю, что добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку.

 

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)

 

Разноуровневые задания:

 

На «3» и «4» - составить цитатный план рассказа.

На «5» - (по выбору)

1. Написать письмо Лидии Михайловне от лица главного героя.

2. Написать письмо директору от лица главного героя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока

 

Класс: 6

 

Предмет: литература

 

ФИО педагога – Бабков Андрей Борисович

 

Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, ч. 1. М.: «Просвещение», 2015 г.

 

Тема занятия: В.Г. Распутин «Уроки французского»

 

УМК: Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, ч. 1. М.: «Просвещение», 2012 г.

 

Цели урока:

 

·         Познавательные: знать основное содержание рассказа «Уроки французского» В.Г. Распутина; анализируя тематику и проблематику, доказать, что в рассказе присутствуют «уроки жизни».

 

·         Развивающие: развивать творческие способности, воображение обучающихся; развивать речевую культуру обучающихся.

 

·         Воспитательные: воспитывать чувства сотрудничества, пробуждать добрые чувства друг к другу.

 

Тип урока - урок открытия новых знаний.

 

Описание деятельности и результаты:

Этапы занятия последовательны, по времени соответствуют содержанию урока. Для мотивации школьников была использована презентация. 

 

Урок соответствует требованиям ФГОС, позволяет формировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные навыки учащихся. 

 

Материал урока подобран правильно с научной точки зрения, в полной мере соответствует возрастным особенностям школьников.

 

Теория подкрепляется жизненным опытом детей, используется связь с ранее изученным материалом.

 

Все цели и задачи реализованы в полном объеме, на уроке была создана комфортная атмосфера для самореализации каждого ребенка.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: В.Г. Распутин «Уроки французского»

Тема: В.Г. Распутин «Уроки французского»

Сегодня, на уроке мы будем анализировать рассказ

Сегодня, на уроке мы будем анализировать рассказ

Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Нравственные проблемы в рассказе

Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Нравственные проблемы в рассказе

Герой знает, что за него никто не заступится

Герой знает, что за него никто не заступится

Обращаю внимание, что в тексте описание мальчика и учительницы

Обращаю внимание, что в тексте описание мальчика и учительницы

В чем смысл концовки рассказа? (Она подчеркивает ответственность, доброту, чуткость учительницы)

В чем смысл концовки рассказа? (Она подчеркивает ответственность, доброту, чуткость учительницы)

V II . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин

V II . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин

ФИО педагога – Бабков Андрей

ФИО педагога – Бабков Андрей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2023