Тема урока |
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Истоки и мотивы преступления героя.
|
Место урока: 5 из 9 |
||||||||||||||
Тип урока |
урок открытия новых знаний. |
|
||||||||||||||
Форма урока |
урок-исследование. |
|
||||||||||||||
Цель |
выявление истоков и мотивов преступления героя , определение сущности антигуманистической теории Раскольникова и её крушение («разрешение крови по совести») воспитывать гуманизм, лучшие моральные качества. |
|
||||||||||||||
Планируемые результаты |
Предметные: определить причины совершения Раскольниковым преступления, развивать навыки работы с текстом, характеризовать образы в их динамике, умение выражать свои мысли, обосновывая их на основе жизненных наблюдений. Метапредметные: познавательные: владеть приемами отбора и систематизации материала, извлекать информацию из текста в соответствии с целью чтения; регулятивные: контролировать и корректировать свои действия, самостоятельно выполнять предложенные задания; коммуникативные: строить связное монологическое высказывание, вступать в диалог, умение работать в группе, в паре; личностные: оценивать поступки героя и высказывать свое
отношение к ним с точки зрения общепринятых норм и ценностей. |
|
||||||||||||||
Формы учебной работы |
- фронтальная; - парная, групповая; - индивидуальная. |
|
||||||||||||||
Методы обучения |
проблемная ситуация, презентация продукта деятельности, работа в пере и группе, анализ текста, обобщение информации. |
|
||||||||||||||
Педагогические технологии |
технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, исследовательские методы обучения. |
|
||||||||||||||
Оборудование |
доска, мультимедийный проектор, ПК, экран, тексты художественного произведения, тетради.
|
|
||||||||||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||
1.Организационно-мотивацион-ный этап
2. Формулирова-ние темы урока, постановка цели деятельности
3. Актуализация знаний |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает условия для формулирования цели урока, обеспечивает мотивацию обучения.
Пусть миром правит доброта. Жестокость же исчезнет, словно сон, А рядом с ней живет пусть красота, Как самый главный человеческий закон.
Есть один закон - закон нравственный. Достоевский - Что такое закон? Зако́н в юриспруденции — в узком смысле нормативно-правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке... Можно ли коротко ответить на вопрос: Что такое закон? Да, это некий набор обязательных норм и правил. Основная его роль – это регламентирование отношений между отдельными представителями общества, а также их взаимодействие с самой государственной властью. - Как вы понимаете слова писателя, которые служат эпиграфом урока? * Главное для каждой личности - это закон человеческой совести. Именно совесть диктует моральные принципы жизни.
- А что же диктовало Раскольникову? Почему он совершил преступление? - Попробуйте сформулировать тему урока. - Мудрец древних времен, баснописец Эзоп сказал: «Плохо станет всем людям, когда каждый потребует своего». Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников решил «спасти мир», создав теорию «сильной личности», которой позволено то, что запрещено остальным людям, и испытал ее на себе. Какими качествами должен быть наделен «сверхчеловек», чтобы иметь право распоряжаться жизнью других, судить виновных и невиновных? Над этим вопросом и многими другими мы и будем работать сегодня.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ - Попробуем выяснить значение слова «преступление». Преступить – самовольно нарушить, отступить от чего-то. Преступление – действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. Преступник – человек, который совершает преступление (С.И.Ожегов)
Презентация. Слайд №1. Пере-ступил через что? ПЕРЕСТУПИТЬ – через кровь, совесть, родных, через самого себя, если не серийный убийца. Убийство, воровство, насилие, взятка, травля человека человеком, обман, подкуп… Преступник – жестокий, бессердечный… - Какое преступление совершил Раскольников? УБИЙСТВО – право лишить жизни другого человека. Такого права нет ни у одного человека. (Просмотр эпизода из фильма)
-Каковы последствия преступления? Принять наказание: *понять и осознать свое преступление, *раскаяться и просить прощения. Что такое наказание? -Какие бывают виды наказаний? - Как преступник может принять наказание? Понять наказание? - Какое наказание, по-вашему, самое действенное, самое существенное и дает большую пользу? - Какие примеры наказаний в нашем мире вам известны? Прокомментируйте их. - Какова роль союза И?
|
Выполняют самооценку готовности к уроку. Настраиваются на предстоящую работу в классе, выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.
Читают первый эпиграф, отвечают на вопрос.
Читают второй эпиграф, рассуждают, высказывают свое мнение. Формулируют тему урока.( «Истоки и мотивы преступления героя.»), цель. * В течение урока будем исследовать путь героя от преступления к поступку, вызванного совестью, - раскаянию.
Работали дома с толковыми словарями, читают значение слова.
Называют виды преступлений, вступают в диалог.
Отвечают: «Убийство»
Отвечают: «Наказание», рассуждают.
|
||||||||||||||
4. Открытие новых знаний |
|
Вступают в диалог, участвуют в беседе.
Работают с текстом произведения.
Учащиеся называют качества героя, опираясь на текст.
Делают записи в тетрадях. Презентация продукта своей деятельности. Самопроверка. |
||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта |
|
Работа в паре, группе.
Сравнивают со своими записями в тетрадях. Самооцен- ка
Смотрят эпизод, делают записи в тетрадях.
Делают выводы.
Каждый высказывает свою точку зрения.
Рассуждают. |
||||||||||||||
6.Рефлексивно-оценочный этап |
Интерактивное упражнение «Микрофон» - Продолжите предложение:
- Вы согласны, что в произведении Достоевского правит закон? Закон нравственный? А в современном мире?
Чтение притчи. Однажды один старый мудрый индеец разговаривал со своим маленьким внуком.
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
И я вам всем желаю, чтобы вы кормили светлого волка. Не забывайте, что Любовь и Доброта должны восторжествовать.
|
Продолжают 1 из предложений, дают самооценку работе на уроке, оценивают достижение поставленных целей.
Слушают притчу, делают выводы. |
||||||||||||||
7.Домашнее задание |
1 группа – Лужин 2 группа – Свидригайлов 3 группа – Порфирий Петрович 4 группа – Соня Мармеладова |
Записывают домашнее задание |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.