Урок литературы в 10 классе
Оценка 4.8

Урок литературы в 10 классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
07.05.2021
Урок литературы в 10 классе
Урок литературы, 10 класс.docx

Тема урока

 Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Истоки и мотивы преступления героя.

 

Место урока:

5 из 9

Тип урока

урок открытия новых знаний.

 

Форма урока

урок-исследование.

 

Цель

выявление истоков и мотивов преступления героя ,  определение сущности антигуманистической теории Раскольникова и её крушение («разрешение крови по совести»)

воспитывать гуманизм, лучшие моральные качества.

 

Планируемые  результаты

Предметные: определить причины совершения Раскольниковым преступления, развивать навыки работы с текстом, характеризовать образы в их динамике, умение выражать свои мысли,  обосновывая  их на основе жизненных наблюдений.

Метапредметные:

познавательные: владеть приемами отбора и систематизации материала, извлекать информацию из текста в соответствии с целью чтения;

регулятивные: контролировать и корректировать свои действия, самостоятельно выполнять предложенные задания;

коммуникативные: строить связное монологическое высказывание, вступать в диалог, умение работать в группе, в паре;

личностные: оценивать поступки героя и высказывать  свое отношение к ним с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

 

Формы учебной работы

- фронтальная;

- парная, групповая;

- индивидуальная.

 

Методы обучения

проблемная ситуация, презентация продукта деятельности, работа в пере и группе, анализ текста, обобщение информации.

 

Педагогические технологии

технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, исследовательские методы обучения.

 

Оборудование

доска, мультимедийный проектор, ПК, экран,  тексты художественного произведения, тетради.

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационно-мотивацион-ный этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формулирова-ние темы урока,

постановка цели деятельности

 

 

 

 

 

 

 

3. Актуализация знаний

 

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает условия для формулирования цели урока, обеспечивает мотивацию обучения.

 

 

 

 

 

Пусть миром правит доброта.

Жестокость же исчезнет, словно сон,

А рядом с ней живет пусть красота,

Как самый главный человеческий закон.

 

 

                                                                                               Есть один закон - закон нравственный.

Достоевский

- Что такое закон?

Зако́н в юриспруденции — в узком смысле нормативно-правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке...

Можно ли коротко ответить на вопрос: Что такое закон? Да, это некий набор обязательных норм и правил. Основная его роль – это регламентирование отношений между отдельными представителями общества, а также их взаимодействие с самой государственной властью.

- Как вы понимаете слова писателя, которые служат эпиграфом урока?

* Главное для каждой личности - это закон человеческой совести. Именно совесть диктует моральные принципы жизни.

 

-  А что же диктовало Раскольникову? Почему он совершил преступление?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

 - Мудрец древних времен, баснописец Эзоп сказал: «Плохо станет всем людям, когда каждый потребует своего». Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников решил «спасти мир», создав теорию «сильной личности», которой позволено то, что запрещено остальным людям, и испытал ее на себе. Какими качествами должен быть наделен «сверхчеловек», чтобы иметь право распоряжаться жизнью других, судить виновных и невиновных? Над этим вопросом и многими другими мы и будем работать сегодня.

 

 

 

 

                                             ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ

- Попробуем выяснить значение слова «преступление».

Преступить – самовольно нарушить, отступить от чего-то.

Преступление – действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

Преступник – человек, который совершает преступление (С.И.Ожегов)

 

Презентация. Слайд №1.

Пере-ступил через что? ПЕРЕСТУПИТЬ – через кровь, совесть, родных, через самого себя, если не серийный убийца.

Убийство, воровство, насилие, взятка, травля человека человеком, обман, подкуп…

Преступник – жестокий, бессердечный…

- Какое преступление совершил Раскольников?

УБИЙСТВО – право лишить жизни другого человека. Такого права нет ни у одного человека. (Просмотр эпизода из фильма)

 

-Каковы последствия преступления?

Принять наказание:

*понять и осознать свое преступление,

*раскаяться и просить прощения.

 Что такое наказание?

-Какие бывают виды наказаний?

- Как преступник может принять наказание? Понять наказание?

- Какое наказание, по-вашему, самое действенное, самое существенное и дает большую пользу?

- Какие примеры наказаний в нашем мире вам известны? Прокомментируйте их.

- Какова роль союза И?

 

Выполняют самооценку готовности к уроку.

Настраиваются на предстоящую работу в классе, выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают первый эпиграф, отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

Читают второй эпиграф, рассуждают, высказывают свое мнение.

Формулируют тему урока.( «Истоки и мотивы преступления героя.»), цель.

* В течение урока будем исследовать путь героя от преступления к поступку, вызванного совестью, - раскаянию.

 

Работали дома с толковыми словарями, читают значение слова.

 

Называют виды преступлений, вступают в диалог.

 

 

Отвечают: «Убийство»

 

 

Отвечают: «Наказание», рассуждают.

 

4. Открытие новых знаний

Беседа о герое романа «Преступление и наказание».

Вопросы:

1.Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять

характер главного героя? (Слайд №2)

2.Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Досто

евского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

3.Выделите определяющие черты характера главного героя.

* Родион Романович Раскольников – бывший студент Петербургского юридического фа-

культета.

 Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования

фамилии героя. Происходит от слова раскол, что означает «раздвоение», другое связано со

 словом раскольничество, то есть это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя

свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента

Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем

страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи.

 В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол  между

гуманной, благородной целью (спасение человечества) и  безнравственными

 средствами (убийство «твари дрожащей») – так пишет Н. С. Прокурова [23].

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно

 хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и

строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы

днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая,

циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою

кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Это была

 крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими

желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Мебель соответствовала

помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу…

неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»

Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является,

 «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение

внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет у

Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен.

 Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет

человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский).

Герой Достоевского – Раскольников – сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга

Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный,

добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый,

 мнительный, непомерно гордый, надменный.

Вывод. Мы с вами видим, что герой противоречив. Какие противоречивые качества вы може-

те назвать?

 

«+»

«-»

Чуткость

Холодность

Отзывчивость

Осуждение своей отзывчивости, чуткости

Боль за человека

Равнодушие

Острая реакция на несправедливость и зло

Жестокость

А также быстрая смена настроений, переход от доброго к злому.

Вступают в диалог, участвуют в беседе.

 

Работают с текстом произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся называют качества героя, опираясь на текст.

 

 

Делают записи в тетрадях.

Презентация продукта своей деятельности.

Самопроверка.

5. Реализация построенного проекта

Работа в группах. Создание опорной схемы «Истоки и мотивы преступления героя».

Задание: представить свое понимание причин, которые привели главного героя к преступле-

нию.

При анализе причин писателя интересует: как родилось преступление? Что привело к нему

главного героя? Да и только ли главного героя? Ведь в романе каждый переступает определен

ную черту. Каковы причины? Их много, но можно обобщить их в четыре группы: нравствен-

ные, психологические, социальные и философские. И расчленение весьма условно, так как

они все тесно связаны.

Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве

старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки

ее состояний… Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития,

 готовясь к реализации». Что толкает Раскольникова на преступление?

Вопросы:

Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из

них можно считать основной?

В. Я. Кирпотин: «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде

всего, это бедность. Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он –

тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить пробле-

му, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью…

Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройствен-

ный характер мотивировки преступления Раскольникова».

-Проследите путь героя Достоевского к преступлению.

Убийство (Часть I, гл. 6–7.)

В тетрадях можно сделать записи.

Путь Раскольникова к преступлению:

а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;

б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;

в) разговор студента и офицера в распивочной;

г) теория о «двух разрядах»;

д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, пись

мо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Ли-

заветой);

е) мысль героя – решиться хоть на что-нибудь;

ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Он убивает про-

центщицу и Лизавету.

Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова

 о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой? (Слайд)

* Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необ

ходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы.

Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, – вздор! Не для

 того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества.

 Вздор! Я просто убил… мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все,

или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею».

Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные»,

 то есть живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «не-

обыкновенные», то есть имеющие «дар или талант сказать… новое слово». Это сильные

люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разре-

шить себе «кровь по совести».

Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И

кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.

 

Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступле-

ния?

* Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве

я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

Преступление, совершенное Раскольниковым, – это предельное испытание идеи. Он думал

убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна,

Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался».

К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, – вошь, «тварь дрожащая».

 

* Композиционная пропорция составляет 1:6; это подтверждает авторскую идею: по

 христианской доктрине и законам справедливости преступление должно быть наказано.

На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она вос­торжествовала?

* Теория Раскольникова - антигуманистическая по своей сути. В её основе заложены идеи био-

логического фатализма: судьба человека предопределена от рождения. Он или раб, или госпо-

дин. Рок возносит над людьми сильную личность, которой разрешено всё, даже преступление,

для достижения своих целей. Таким образом, теория Раскольникова об­рекла бы большую

часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия все

-общего преступления. Многие за­хотели бы доказать, что и они «наполеончики».

Эта теория привела бы к разобщению людей, к войне всех против всех, когда убивают,

терзают, режут друг друга. Почти так и случилось, когда Наполеон отправился

 завоёвывать мир, и когда к власти пришёл фашизм в Германии…

 

- Итак, мы с вами проанализировали ТЕОРИЮ Раскольникова и ответили на многие важные

вопросы по ПРЕСТУПЛЕНИЮ.

Работа в паре, группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают со своими записями в тетрадях. Самооцен-

ка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят эпизод, делают записи в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый высказывает

свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждают.

6.Рефлексивно-оценочный этап

Интерактивное упражнение «Микрофон»

- Продолжите предложение:

    • К Раскольникову я отношусь ...
    • Теория «сильной личности» в наше время ...
    • Меня удивляет (впечатляет) ...

- Вы согласны, что в произведении Достоевского правит закон? Закон нравственный?

А в современном мире?

 

Чтение притчи.

Однажды один старый мудрый индеец разговаривал со своим маленьким внуком.

  • Почему бывают плохие люди? – спросил его внук.
  • Плохих людей не бывает, ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и темная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – темный. Понимаешь?
  • Понятно,- сказал малыш.- Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

  • Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

И я вам всем желаю, чтобы вы кормили светлого волка. Не забывайте, что Любовь и Доброта должны восторжествовать.

 

 

 

Продолжают 1 из предложений, дают самооценку работе на уроке, оценивают достижение поставленных целей.

 

 

 

 

 

Слушают притчу, делают выводы.

7.Домашнее задание

  1. Дать письменный развернутый ответ на вопрос: Как вы понимаете слова Раскольникова: «Я себя убил, а не старушонку».
  2. Групповая работа. Сбор материала по теме «двойники» главного героя и его «антиподы».

1 группа – Лужин

2 группа – Свидригайлов

3 группа – Порфирий Петрович

4 группа – Соня Мармеладова

Записывают домашнее задание

 


 

Тема урока Ф.М. Достоевский

Тема урока Ф.М. Достоевский

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихся 1

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихся 1

Формулирова-ние темы урока, постановка цели деятельности 3

Формулирова-ние темы урока, постановка цели деятельности 3

Каковы последствия преступления?

Каковы последствия преступления?

Беседа о герое романа «Преступление и наказание»

Беседа о герое романа «Преступление и наказание»

Беседа о герое романа «Преступление и наказание»

Беседа о герое романа «Преступление и наказание»

Работа в группах. Создание опорной схемы «Истоки и мотивы преступления героя»

Работа в группах. Создание опорной схемы «Истоки и мотивы преступления героя»

Работа в группах. Создание опорной схемы «Истоки и мотивы преступления героя»

Работа в группах. Создание опорной схемы «Истоки и мотивы преступления героя»

Работа в группах. Создание опорной схемы «Истоки и мотивы преступления героя»

Работа в группах. Создание опорной схемы «Истоки и мотивы преступления героя»

Работа в группах. Создание опорной схемы «Истоки и мотивы преступления героя»

Работа в группах. Создание опорной схемы «Истоки и мотивы преступления героя»

Плохих людей не бывает, ответил вождь

Плохих людей не бывает, ответил вождь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2021