Урок литературы в 5 классе. Красоты Мещерской стороны (очерк К.Д.Паустовского «Леса»)..
Оценка 4.9

Урок литературы в 5 классе. Красоты Мещерской стороны (очерк К.Д.Паустовского «Леса»)..

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
10.10.2022
Урок литературы в 5 классе.  Красоты Мещерской стороны (очерк К.Д.Паустовского «Леса»)..
Цели и задачи урока: • Научить следить за мыслью автора, воспринимать его чувства, настроения. • Показать, как с помощью языковых средств раскрывается содержание произведения. • Обратить внимание учащихся на красоту и поэтичность описаний природы, учить видеть прекрасное в обыкновенном. • Воспитывать наблюдательность и любовь к родной природе. Красоты Мещерской стороны (очерк К.Д.Паустовского «Леса»)..
урокпо мещёрской стороне.docx

Урок литературы в 5 классе.

Красоты Мещерской стороны (очерк К.Д.Паустовского «Леса»)..

Цели и задачи урока:

  • Научить следить за мыслью автора, воспринимать его чувства, настроения.
  • Показать, как с помощью языковых средств раскрывается содержание произведения.
  • Обратить внимание учащихся на красоту и поэтичность описаний природы, учить видеть прекрасное в обыкновенном.
  • Воспитывать наблюдательность и любовь к родной природе.


Ход урока.

Слово учителя:

Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас в необычное увлекательное путешествие по Мещерскому краю. Мы еще раз вместе с автором пройдем неприметными лесными тропами, полюбуемся рассветом, увидим Черное озеро, погрузимся в очаровательный мир русской природы. А нашими помощниками в этом путешествии станут слова и обороты речи, которые использует К.Г.Паустовский в своих очерках, чтобы создать незабываемые картины природы средней полосы России, «тихой, немудрой земли под неярким солнцем».


^ Сегодня мы обратимся к первому очерку.
 -  Вы дома создали рисунок-ассоциацию, рассказывающий о том, с чем у вас ассоциируется Мещёрский край , нарисованный Паустовским .
^ Проверка домашнего задания.


^ Слово учителя. Вы рисовали , и вашим орудием была кисть, краски. А чтобы защитить ваш рисунок вам понадобилось орудие - ……… (СЛОВО). Этим же орудием пользуется и писатель, чтобы раскрыть тему и главную мысль.

- Какова тема очерка?

- Попробуйте определить основную мысль.
 - Чтобы выразить писателю главную мысль и раскрыть тему, писателю понадобилось СЛОВО.

 - Какие части речи наиболее часто использует автор текста? (Существительные, прилагательные, глаголы.

Работа в группах. Назвать основные, на ваш взгляд, в данном тексте  существительные, прилагательные, глаголы и указать их роль.

      Имя существительное – наиболее древняя часть речи.   Ученые установили, что существительные составляют примерно 40% всех слов в русском языке, то есть почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.Имя существительное – очень важная часть речи, с помощью которой мы называем окружающие нас предметы и явления. В этом очерке автор ставит цель показать все многообразие природы Мещерского края. Существительные называют предметы и придают описанию точность.

Глагол – по мнению языковеда А.М.Пешковского, глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему приложены.

Прилагательное -  Академик Виноградов говорил, что прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Они могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении.  помогает автору создать такую разнообразную цветовую гамму . Посмотрите, ребята, какое разнообразие красок и оттенков, с помощью которых Паустовский создает зримую картину лучшего времени суток. Темные краски сменяются бледно- голубыми, светло – зелеными, белыми – «голубым хрусталем» загорается Венера, «зеленеет» небо и, наконец, «поднимается огромное белое солнце». Здесь много прилагательных. Они придают тексту точность и меткость, образность и яркость, передают настроение писателя

 - Какой стиль выбрал писатель для своего очерка? (Литературно-художественный). Почему вы так решили?  (В очерке «Леса» К.Г.Паустовский проявляет себя прежде всего как писатель – художник.)

 - Как автору удается достичь выразительности этого текста? Какие художественные средства он использует? (Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).

Работа в группах. Найти в тексте  эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и указать их роль.

 


^ Слово учителя:

(Отразить на экране высказывание и портрет).


^  - Рассмотрим отрывок из текста. Он очень музыкален.

 Как же удается автору достичь этого ?

Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

( В этом отрывке нарушен порядок слов. Сказуемое и подлежащее поменялись местами. Это инверсия.
Одновременно с инверсией автор использует повтор. Какова его роль? (Он помогает читателю почувствовать тишину, природу, погруженную в сон).


 Слово учителя:

Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним всё, что мы делали сегодня на уроке. (Мы вместе с автором всматривались и вслушивались в окружающую нас природу).

Что же мы увидели, путешествуя по Мещерской стороне?


( Мы увидели красоту русской природы. Она живет: движется, она полна звуков и запахов.


  - Чтобы увидеть красоту и прелесть какого-то края, что для этого нужно? ( быть внимательным и наблюдательным)..


^ Слово учителя:

Очерки К.Г Паустовского «Мещерская сторона» наполнены любовью к родной природе. «Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к родной стране»,- говорил писатель. Свой взгляд он обратил на природу средней полосы России, внешне ничем не примечательную, и всей душой полюбил ее.

«Я люблю Мещерский край, пишет Паустовский,- за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.

На первый взгляд – это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где – то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было».


Домашнее задание: Год назад в нашей школе проходил  фотоконкурс «Поселок Вильва  глазами детей». На своих фотографиях ребята сумели запечатлеть чудесные картины нашего посёлка. Я предлагаю вам ещё раз рассмотреть внимательно эти фотографии и написать очерк «Вильвенкий край».



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






Добавить документ в свой блог или на сайт


Обсудить данную работу

 

Урок по теме: "Путешествие по Мещерской стороне". 5-й класс

·         Михайлова Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание русского языка, Преподавание литературы


Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

·         Дать представление о художественном мире писателя К.Г. Паустовского, познакомить с термином - метафора;

·         Закрепить знания о жанре литературный очерк, о тропах: эпитеты, сравнения, олицетворение;

·         Прививать чувство любви к родному краю и ответственности за него.

Межпредметные связи: география, русский язык, ботаника, рисование.

Оборудование:

·         портрет К. Паустовского (Приложение 1),

·         иллюстрация к произведениям К. Паустовского (Приложение 2),

·         карточки с названием очерка (Приложение 3),

·         таблица (Приложение5),

·         рисунки учащихся (домашняя работа (д/р)),

·         карта – схема путешествия (д/р),

·         толковые словари С.И.Ожегова,

·         пословицы и поговорки (Приложение 6).

Форма работы: групповая

·         I группа – “Мшары”;

·         II группа – “Лесные реки и каналы”;

·         III группа – “Леса”;

·         IV группа – “Луга”.

Предварительная подготовка учащихся к уроку:

I группа – знакомство с очерком “Мшары” и подготовка иллюстрации к нему, чтение наизусть отрывка текста;

II группа – знакомство с очерком “Лесные реки и каналы” и подготовка иллюстрации к нему, биографическая справка о К. Паустовском, чтение наизусть отрывка текста;

III группа – знакомство с очерком “Леса” и подготовка иллюстрации и карты – схемы путешествия, чтение наизусть отрывка текста;

IV группа – знакомство с очерком “Луга”, подготовка иллюстрации к нему, чтение наизусть отрывка текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организаци-онный момент

- Тема сегодняшнего урока “Путешествие в Мещерскую сторону” (по Мещерской стороне). Вы вспомните о К.Паустовском, о его литературных очерках, мы с вами будем зачитывать полюбившиеся строки текста, запишем термины и примеры и все вместе увидим и убедимся, что Мещерский край действительно удивительное место.

Запись числа, темы урока.

Эпиграф не записывают:

…каждая моя книга – это поездка.
Или, вернее, каждая поездка – это книга…
(К. Паустовский)

II. Проверка домашнего задания

- Давайте себе напомним о К. Паустовском. Что вы помните о нем?

Послушаем информацию группы.

Обратите внимание на эпиграф.

- Спасибо II группе. На доске записаны произведения К.Паустовского. Это не все, но самые распространенные: “Кара-Бугаз”, “Черное море”, “Беспокойная юность”, “Далекие годы”, “Сказки для детей”.

- Ребята, вы любите путешествовать? Мы отправляемся с вами в неведомый незнакомый край вслед за К.Паустовским – в Мещерский край. Что нам еще необходимо для путешествия?

- Слово предоставляется III группе.

Дети отвечают.

Информация II группы (Приложение 4)

Запись, работа с эпиграфом.

 

 

 

 

 

Карта (план-схема).

- На карте изображен путь, обозначены основные пункты. Мещерская сторона - это место между Рязанью и Владимиром. Мы не пройдем мимо Мшаров, побываем на лесных реках и каналах, зайдем в леса, прогуляемся по лугам. Возьмите с собой воображение и в путь!

III. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий

- Дома вы прочитали группами каждый свой очерк. Докажите, что это литературный очерк.

- Чем отличается литературный очерк от новеллы?

- I группа, проведите нас через Мшары (самое запоминающееся).

II, III, IV группы (то же ).

Беседа:

·         Что можно услышать в Мещерском крае?

·         Что увидеть?

·         Какие там запахи?

·         Какие краски?

Это богатый край, естественные природные запахи, краски радуют, притягивают нас, и мы начинаем жить жизнью Мещеры. Каждое место хорошо по-своему (Обратить внимание на рисунки учащихся).

Дети приводят примеры

(1 реальные события;
2 сам был;
3 автор спрашивает и сам отвечает…)

Краткий пересказ (на столах карточки с названием очерков (Приложение3)). После пересказа – рисунок на доску.

Дети в своих литературных очерках, выискивают интересные места, зачитывают или просто говорят.

IV. Самостоятельное выполнение задания (с помощью учителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, отчеты, протоколы, заявления, статистические данные, газетные заметки тоже о реальных людях и событиях, но литературные очерки читать приятнее.

- В чем отличие?

(В поэтичности, образности, лиричности текстов).

- Найдите в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения.

Самое сложное - найти метафоры. Это новое для вас слово.

Найдите в словаре термин.

Найдите метафоры в указанных абзацах очерков (групповая работа):

I гр. – “Прошел второй час…”

II гр. – первый абзац;

III гр. – “В просветах между сосна-ми…”

IV гр. – второй абзац.

Вечер, костер. Все вместе, отдыхают.

Какие строки из текстов (литературных очерков) вам показались самыми лиричными, красивыми.

Давайте послушаем друг друга.

 

 

Это достигается с помощью эпитетов, метафор, олицетворения, сравнений.

Устная работа с текстами.

 

Работа со словарем:

Метафора – переносное значение слова, скрытое сравнение, сближение явлений по зависимости их значений.

Ребята ищут вместе с учителем, записывают:

Серая стена – туча;

Яркая изумрудная пыль – споры кукушкиного льна;

Голубой хрусталь – Венера;

Живой серебряный блеск – плоский лещ на крючке.

Дети наизусть читают отрывки из литературных очерков (конкурс).

V. Обобщение и системати-зация

Вывод: За что же любит мещерский край К. Паустовский?

- “Мещера стала моей второй Родиной”, - писал Паустовский. Ничто так не обогатило меня, как этот скромный и тихий край. Там впервые я понял, что образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотаньем родников, криком журавлиных стай, с угасающими закатами, отдаленной песней девушек в лугах и тянущим издалека дымком от костра.

Ответы детей.

VI. Подведение итогов урока, оценивание

- Подошел к концу наш урок, но, думаю, путешествие в мир литературы и природы будет продолжаться всю жизнь.

К следующему уроку подберите материал для литературных очерков. Мы попробуем сами написать его (событие, местечко, где вы сами были, впечатления)

- Рефлексия урока.

- Спасибо за урок.

 

 

 

Самооценка урока.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 5 классе.

Урок литературы в 5 классе.

Глагол – по мнению языковеда А

Глагол – по мнению языковеда А

Мы увидели красоту русской природы

Мы увидели красоту русской природы

Урок литературы в 5 классе.

Урок литературы в 5 классе.

Разделы: Преподавание русского языка ,

Разделы: Преподавание русского языка ,

С.И.Ожегова, · пословицы и поговорки (

С.И.Ожегова, · пословицы и поговорки (

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

Ребята, вы любите путешествовать?

Ребята, вы любите путешествовать?

IV. Самостоятельное выполнение задания (с помощью учителя) -

IV. Самостоятельное выполнение задания (с помощью учителя) -

Ответы детей.

Ответы детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2022