Технологическая карта урока по литературе в 5 «А» классе
Ф.И.О. учитель русского языка и литературы Немчанинова Инна Виссарионовна
Предмет: литература
Класс: 5 класс
Тема. «Добро и зло в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб»
Тип урока: комбинированный урок
Технология диалогового обучения, элементы ИКТ технологии
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, учебник В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин
Цель урока: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.
Задачи:
- образовательные: формировать умение анализировать художественное произведение; расширить представление о жанре сказки;
- развивающие: развивать умение мыслить (анализировать, выделять главную и второстепенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, обобщать), развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
- воспитательные: воспитывать интерес к процессу чтения, доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения, ценностного отношения к слову.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знание содержания прочитанного произведения; умение воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.
Метапредметные УУД:
Личностные: формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.
Регулятивные: умение планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные: умение строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.
Методы и приемы обучения: устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, работа с текстом.
Этап урока, цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
На базовом уровне |
|||
1. Организационно-мотивационный этап. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
|
1. Приветствие. Рапорт. Проверка готовности. 2. Ребята, прочитайте пословицы Добра желаешь – добро и делай! Добрым словом и бездомный богат. Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Гнило слово от гнила сердца. Ответьте, какие два важных понятия противопоставлены в них?
Вы правильно ответили. В пословицах противопоставлены добро и зло.
|
Читают пословицы по цепочке
Отвечают на вопрос |
Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Личностные: Формирование мотивации и познавательного интереса. |
2.Постановка цели и задач урока. Цель: формулирование темы, целей, плана урока, формирование интереса к изучаемому материалу. |
Вы познакомились с произведением К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». - Как бы вы сформулировали тему урока? Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Обратите внимание слова писателя: «Читайте, читайте и читайте. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг». Скажите, какие цели стоят перед нами на уроке?
Значит, каким будет план урока? План урока: 1. Биография Паустовского 2. Вспомнить события сказки и героев 3. Наблюдение за изменениями в природе и в душе Фильки 4. Определение сказочного и реального в произведении
|
Делают записи в тетрадях. Формулируют тему урока и предполагают цели, которых должны достигнуть
|
Познавательные: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.
|
3. Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии Цель: актуализировать знания о творчестве К.Г. Паустовского, выделить и фиксировать основные факты его жизни
|
Краткий рассказ учителя о Константине Георгиевиче Паустовском с опорой на знания учащихся о его произведениях. |
Вспоминают произведения К.Г. Паустовского, слушают рассказ учителя |
Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Личностные Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, формирование уважительного отношения к труду, мастерству человека Регулятивные: развивать способности к регуляции деятельности по решению поставленных задач |
4. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: проверить понимание текста, восстановить цепочку событий |
Викторина 1. Где происходит действие сказки? 2. Кто взял раненого коня? 3. Какое прозвище имел Филька? 4. Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? 5. Что случилось в природе после этого? 6. Сколько лет назад был такой же мороз? 7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? 8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета? 9. Что посоветовал Фильке Панкрат? 10. Сколько времени дал Панкрат на размышление? 11. Что придумал Филька? 12. Кто был свидетелем разговора? 13. Какую роль сыграла сорока в спасении людей? 14. Что понес Филька раненому коню? 15. Что конь сделал после того, как съел хлеб? 16. Почему сердилась сорока?
|
Устно полными предложениями отвечают на вопросы викторины, восстанавливая цепочку событий |
Предметные Научиться объяснять смысл названия рассказа, выявлять нравственные проблемы в рассказах, пересказывать текст Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Личностные Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания |
5. Этап включения изученного в систему знаний Цель: активизировать работу с текстом |
Что же явилось причиной событий сказки? Запишем в тетрадях два понятия - «добро» и «зло» и дополним их словами – синонимами, которые нам помогут на уроке. У меня в руках два сердца: белое и красное. Где мы их разместим? Белое – под злыми словами- зло леденит сердце, давит на него, а красное – над добрыми словами – они греют сердце Чьё же это холодное сердце? (Фильки), а ещё? У злого мужика, который умер от охлаждения сердца. - Найдите в тексте эпизод, когда у Фильки холодное сердце, прочитайте (стр. 69, 3 абзац) Как он произносит свои злые безжалостные слова? Передайте голосом - Если бы вы могли сказать в этот момент что-то Фильке, что бы вы сказали? - Почему всё так изменилось в природе? (Филька обидел беззащитного коня «слеза скатилась…) - Когда Филька понял, что ему нужно поправлять дело (услышав рассказ бабки про солдата и злого мужика) (стр. 71 сверху – чтение по ролям) ОСОЗНАНИЕ (на доске) - Что сделал Филька, осознав свою вину? (Стр.72 сверху) (пошёл к Панкрату за советом) ПРЕОДОЛЕЛ СЕБЯ, - Изменилось ли отношение Фильки к ребятам? (Я их умолю. Наши ребята хорошие) Филька иначе стал относиться к другим, сердце его потеплело! РАСКАЯЛСЯ Чего добились ребята дружной работой? Как изменилась жизнь в деревне? (стр.74 последний абзац) - Почему конь не сразу принял хлеб из рук Фильки? (не доверяет) ИСПРАВИЛСЯ
|
Записывают в тетрадях понятия «добро» и «зло», подбирают синонимы. Рассуждают, отвечают на вопросы; Читают эпизоды, в которых проявляется злое в характере Фильки, а также этапы изменения героя
|
Предметные Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя, анализировать язык пейзажных фрагментов Личностные. Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок. Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: развивать способности к регуляции деятельности по решению поставленных задач.
|
6. Первичная проверка понимания и закрепления знаний Цель: формировать умение классифицировать жанровые признаки произведения |
Паустовский назвал своё произведение сказкой На самом ли деле это сказка? Давайте попробуем разделить реальные и сказочные мотивы Реальные мотивы 1. Война, раненый конь, голод, людская злоба, равнодушный озлобленный мальчик. 2.Инвалид, просящий подаяние. 3. Решение Фильки идти за помощью к людям. 4.Совместная работа, растопившая льды, возвращение к жизни мельницы и деревни. Сказочные мотивы 1.Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека. 2.Рассказ бабки (легенда). 3.Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру. Почему реальных мотивов больше? |
Работают в группах. Разделяют карточки, где записаны реальные и сказочные мотивы. Отвечают на вопрос |
Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Личностные Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества, развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Регулятивные: развивать способности к регуляции деятельности по решению поставленных задач.
|
7. Применение знаний в новых условиях Цель: осуществить перенос полученных знаний в новые условия |
Ребята, мы живем в большом и неспокойном мире, где сегодня происходят великие события. Как вы думаете, влияют ли маленькие добрые и злые дела на жизнь всей Земли? |
Отвечают на вопрос |
Регулятивные: совместно с учителем решает учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания
|
8. Домашнее задание Цель: мотивировать на творческое выполнение домашнего задания |
На выбор: - Написать письмо от имени Фильки своему однокласснику - Нарисовать свой вариант обложки для книги «Тёплый хлеб» Всем.
|
Записывают домашнее задание |
Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
|
9. Рефлексия. Цель: организовать самооценку деятельности на уроке |
Представьте себе, что вы сегодня можете обратиться к автору сказки. Что бы выему сказали? Продолжите предложение. Уважаемый Константин Георгиевич, я понял Вас… я хочу сказать… я почувствовал… я узнал…
|
Продолжают незаконченное предложение, оценивают своё понимание и чувства |
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.