Урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб" технологическая карта
Оценка 4.6

Урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб" технологическая карта

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
20.05.2023
Урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб" технологическая карта
технологическая карта урока литературы в 5 классе
Урок в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского.docx

 

Технологическая карта урока   по литературе в 5 «А» классе

Ф.И.О. учитель русского языка и литературы Немчанинова Инна Виссарионовна

Предмет: литература

Класс: 5 класс 

Тема. «Добро и зло в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб»

Тип урока: комбинированный урок

Технология диалогового обучения, элементы ИКТ технологии

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, учебник В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин

Цель урока: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.

Задачи:

    - образовательные: формировать умение анализировать художественное произведение; расширить представление о жанре сказки;

    - развивающие: развивать умение мыслить (анализировать, выделять главную и второстепенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, обобщать), развивать речь учащихся, обогащать их словарный  запас;

    - воспитательные: воспитывать интерес к процессу чтения, доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения, ценностного отношения к слову.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знание содержания прочитанного произведения; умение воспринимать и анализировать текст, давать                      характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.

Метапредметные УУД:

Личностные: формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

Регулятивные: умение планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные: умение строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Методы и приемы обучения: устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, работа с текстом.

 

 

Этап урока, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

На базовом уровне

1. Организационно-мотивационный этап.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 

1. Приветствие. Рапорт. Проверка готовности.

2. Ребята, прочитайте пословицы

Добра желаешь – добро и делай!                                                Добрым словом и бездомный богат.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

 

Худо тому, кто добра не делает никому.

 

Гнило слово от гнила сердца.

Ответьте, какие два важных понятия противопоставлены в них?

 

Вы правильно ответили. В пословицах противопоставлены добро и зло.

 

 

 

 

 

Читают пословицы по цепочке

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать объект с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью

 

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

Личностные: Формирование мотивации и познавательного интереса.

2.Постановка цели и задач урока.

Цель: формулирование темы, целей, плана урока, формирование интереса к изучаемому материалу.

Вы познакомились с произведением К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

-  Как бы вы сформулировали тему урока?

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

 

Обратите внимание слова писателя: «Читайте, читайте и читайте. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг».

  Скажите, какие цели стоят перед нами на уроке?

  1. Познакомиться с автором произведения.
  2. Вчитаться в текст сказки и проследить путь    главного героя от зла к добру.
  3. Учиться видеть изобразительно-выразительные средства в тексте.
  4. Найти особенности, отличающие сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Значит, каким будет план урока?

План урока:

1. Биография Паустовского

2. Вспомнить события сказки и героев

3. Наблюдение за изменениями в природе и в душе Фильки

4. Определение сказочного и реального в произведении

 

Делают записи в тетрадях.

Формулируют тему урока и предполагают цели, которых должны достигнуть

 

 

Познавательные: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

 

3. Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии Цель: актуализировать знания о творчестве К.Г. Паустовского, выделить и фиксировать основные факты его жизни

 

Краткий рассказ учителя о Константине Георгиевиче Паустовском с опорой на знания учащихся о его произведениях.

Вспоминают произведения К.Г. Паустовского, слушают рассказ учителя

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков.

Личностные Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, формирование уважительного отношения к труду, мастерству человека

Регулятивные: развивать способности к регуляции деятельности по решению поставленных задач

4. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: проверить понимание текста, восстановить цепочку событий

Викторина

1. Где происходит действие сказки?                              

2. Кто взял раненого коня?                                                  

3. Какое прозвище имел Филька?                                      

4. Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня?

5. Что случилось в природе после этого?                                   

6. Сколько лет назад был такой же мороз?                      

7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?     

8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета?             

9. Что посоветовал Фильке Панкрат?               

10. Сколько времени дал Панкрат на размышление?     

11. Что придумал Филька?                                   

12. Кто был свидетелем разговора?                                         

13. Какую роль сыграла сорока в спасении людей?   

14. Что понес Филька раненому коню?              

15. Что конь сделал после того, как съел хлеб?  

16. Почему сердилась сорока?      

 

Устно полными предложениями отвечают на вопросы викторины, восстанавливая цепочку событий

Предметные

Научиться объяснять смысл названия рассказа, выявлять нравственные проблемы в рассказах, пересказывать текст

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Личностные Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания

5. Этап включения изученного в систему знаний

Цель: активизировать работу с текстом

Что же явилось причиной событий сказки?

Запишем в тетрадях два понятия - «добро» и «зло» и дополним их словами – синонимами, которые нам помогут на уроке.

     У меня в руках два сердца: белое и красное. Где мы их разместим? Белое – под злыми словами- зло леденит сердце, давит на него, а красное – над добрыми словами – они греют сердце

Чьё же это холодное сердце? (Фильки), а ещё? У злого мужика, который умер от охлаждения сердца.

- Найдите в тексте эпизод, когда у Фильки холодное сердце, прочитайте (стр. 69, 3 абзац)

Как он произносит свои злые безжалостные слова? Передайте голосом

- Если бы вы могли сказать в этот момент что-то Фильке, что бы вы сказали?

- Почему всё так изменилось в природе? (Филька обидел беззащитного коня «слеза скатилась…)

- Когда Филька понял, что ему нужно поправлять дело (услышав рассказ бабки про солдата и злого мужика)

(стр. 71 сверху – чтение по ролям) ОСОЗНАНИЕ (на доске)

- Что сделал Филька, осознав свою вину?

(Стр.72 сверху) (пошёл к Панкрату за советом)

ПРЕОДОЛЕЛ СЕБЯ,

- Изменилось ли отношение Фильки к ребятам? (Я их умолю. Наши ребята хорошие)

Филька иначе стал относиться к другим, сердце его потеплело!

РАСКАЯЛСЯ

Чего добились ребята дружной работой?

Как изменилась жизнь в деревне? (стр.74 последний абзац)

- Почему конь не сразу принял хлеб из рук Фильки? (не доверяет)

ИСПРАВИЛСЯ

 

Записывают в тетрадях понятия «добро» и «зло», подбирают синонимы.

Рассуждают, отвечают на вопросы;

Читают эпизоды, в которых проявляется злое в характере Фильки, а также этапы изменения героя

 

 

 

Предметные Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя, анализировать язык пейзажных фрагментов

Личностные. Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные: развивать способности к регуляции деятельности по решению поставленных задач.

 

6. Первичная проверка понимания и закрепления знаний

Цель: формировать умение классифицировать жанровые признаки произведения

Паустовский назвал своё произведение сказкой

На самом ли деле это сказка?

Давайте попробуем разделить реальные и сказочные мотивы

Реальные мотивы

1. Война, раненый конь, голод, людская злоба, равнодушный озлобленный мальчик.

2.Инвалид, просящий подаяние.

3. Решение Фильки идти за помощью к людям.

4.Совместная работа, растопившая льды, возвращение к жизни мельницы и деревни.

Сказочные мотивы

1.Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека.

2.Рассказ бабки (легенда).

3.Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру.

Почему реальных мотивов больше?

Работают в группах. Разделяют карточки, где записаны реальные и сказочные мотивы.

Отвечают на вопрос

Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Личностные

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества, развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Регулятивные: развивать способности к регуляции деятельности по решению поставленных задач.

 

7. Применение знаний в новых условиях

Цель: осуществить перенос полученных знаний в новые условия

Ребята, мы живем в большом и неспокойном мире, где сегодня происходят великие события. Как вы думаете, влияют ли маленькие добрые и злые дела на жизнь всей Земли?

Отвечают на вопрос

Регулятивные: совместно с учителем решает учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала.

Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания

 

8. Домашнее задание

Цель: мотивировать на творческое выполнение домашнего задания

На выбор:

- Написать письмо от имени Фильки своему однокласснику

- Нарисовать свой вариант обложки для книги «Тёплый хлеб»

Всем.

 

Записывают домашнее задание

Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

 

9. Рефлексия.

Цель: организовать самооценку деятельности на уроке

Представьте себе, что вы сегодня можете обратиться к автору сказки.

Что бы выему сказали?

Продолжите предложение.

Уважаемый Константин Георгиевич,

я понял Вас…

я хочу сказать…

я почувствовал…

я узнал…

 

Продолжают незаконченное предложение, оценивают своё понимание и чувства

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока по литературе в 5 «А» классе

Технологическая карта урока по литературе в 5 «А» классе

Этап урока, цель этапа Деятельность учителя

Этап урока, цель этапа Деятельность учителя

Вспомнить события сказки и героев 3

Вспомнить события сказки и героев 3

Цель: активизировать работу с текстом

Цель: активизировать работу с текстом

Цель: формировать умение классифицировать жанровые признаки произведения

Цель: формировать умение классифицировать жанровые признаки произведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2023