Урок литературы в 5-м классе по теме «М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения»
Оценка 4.8

Урок литературы в 5-м классе по теме «М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
26.10.2024
Урок литературы в 5-м классе по теме «М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения»
Урок литературы в 5-м классе по теме «М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения»
Бородино 5 кл..doc

Урок литературы в 5-м классе

по теме «М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения»

(слайд)

Цели урока:

Ø Познакомить с детскими юношескими годами М.Ю.Лермонтова, условиями, в которых формировался его характер.

Ø Познакомить с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”.

Ø Дать первоначальное понятие слов: пафос, монолог, диалог.

Ø Показать отражение темы “Отечественная война 1812 года” в различных видах искусства (литература,  изобразительное искусство).

Ø Воспитывать любовь и уважения к великому прошлому России.

Ø Воспитание патриотических и героических чувств на основе произведения.

 

Словарная работа:  

(слайд)

бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.

добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.

картечь - артиллерийский снаряд.

драгун - солдат или офицер кавалерии.

улан - солдат или офицер легкой конницы, Особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом.

кивер - высокий головной убор у военных.

лафет - станок, на который укрепляется пушка.

редут - полевое укрепление, обнесенное валом.

 

 

 

 

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

2.     Повторение пройденного материала.

Мы с вами изучили произведение  А. Погорельского  «Черная курица», как вы думаете,  это  произведение относится к прозе или поэзии?

     3. Цель:

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о великом русском поэте 19 века М.Ю.Лермонтове, о его произведении “Бородино” и о том, что послужило толчком к написанию этого стихотворения.

А тема нашего урока:  М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.           ( в тетрадь)                                 (слайд)

- Историческая основа это то, на каких исторических событиях было написано это стихотворение, а пафос, ребята, это страстное воодушевление, восторженность, подъём. И сегодня на уроке попробуем выяснить пафос, тональность  стихотворения «Бородино».

4. Знакомство с фактами из жизни поэта.

- В любом произведении отражается личность автора, моменты его жизни и поэтому сейчас мы познакомимся с фактами биографии поэта.

Сообщение учащихся.                                                                                                (слайд)

1 ученик:

- М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя под конец.

В слезах угасла мать моя.

От них остался только я.

2  ученик:

Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты Гусарского полка.

3  ученик:

17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась.  На Кавказе он написал знаменитое «Бородино», в 1837 году. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли.

Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. 

Картины Лермонтова.                                                                                            (слайд)

Учитель:

- За свою короткую жизнь Лермонтов создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе. К числу самых знаменитых его стихотворений относится  “Бородино”.

5. Историческая справка.

- Прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте окунемся в те исторические события, которые описываются в нем.

- Итак, начало 19 века, а точнее 1812 год. Чем знаменит этот год? Почему он вошел в историю? (Ответы учащихся)                                                                                   (слайд)

4  ученик:

Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. Русские войска были разделены на три армии. Наполеон решил воспользоваться этим и разгромить их, зажав каждую по отдельности в тиски. Русские планировали заманить французскую армию в ловушку и уничтожить ее.  Но ни французскому, ни русскому планам не суждено было сбыться.

Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Его первый приказ был “Отступать!” в 125 км. От Москвы, близ села Бородино, Кутузов решил дать французам генеральное сражение, которое началось 26 августа.  Бородинская битва - одна из величайших в истории битв, самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского народа.  Бородино - великое поражение Наполеона, начало его заката и гибели его “непобедимой” армии. Огромный размах приобрело в России партизанское движение. Отступавшие французские войска подвергались нападению партизан, которые уничтожали врагов, брали их в плен.

Учитель:                                                                                                             (слайд)

На картине В. В. Верещагина “ Не замай - дай подойти!” изображена засада партизан, поджидающих отступающую вражескую колонну.

На другой картине этого же художника, которая называется “ На большой дороге. Отступление, бегство...”, мы видим, как остатки, отступавшей из России французской армии,  они подходили к границе.                                               (слайд)

И еще обратимся к одной картине. Это картина И. И. Прянишникова “В 1812 году”. Она посвящена действиям партизанских отрядов. Здесь художник подчеркнул величие и героизм русского народа, которые изгоняют  захватчиков.

Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость.  Москва досталась Французам. Войдя в город, наполеоновская армия увидела, что почти все население покинуло город вслед за армией, а следовательно французы не нашли здесь не пропитания, ни лошадей.

Теперь мы с вами знаем об исторических событиях, которые легли в основу произведения Лермонтова “Бородино”.  Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении. В результате этого Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-тилетия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение “Бородино”.

5. Работа над содержанием стихотворения.                                                       (слайд)

Чтение стихотворения учителем.

- Давайте посмотрим, как построено стихотворение?

(Первая и вторая строфа стихотворения представляет собой диалог. Молодой солдат-новобранец задает вопрос старому солдату).

- Что вы можете сказать об этом солдате?

- Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва)

- Нелегко слышать скрытый упрек ветерану. С чего начинает солдат свой ответ?

- Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием? (Он гордостью говорит о славных людях - богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с “нынешним племенем”). Чтобы подтвердить свой ответ он обращается к картинам прошлого.

- Молодой солдат уверен, что сдача Москвы не является следствием поражения русской армии. Какими словами это выражается? Найдите в тексте? (“ведь не даром”, “ведь были схватки боевые, да говорят, еще какие”) 

- Во второй строфе заключается ответ ветерана. Теперь это монолог. Старый солдат погружен в воспоминания. Как это можно отразить интонационно? (Речь становится замедленной)

- Какова основная мысль этой строфы? (“Да, были люди в наше время”) с каким чувством он это произносит? (героизма)

- Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Кратко излагается ход Отечественной войны и дана исторически верная характеристика настроений русской армии во время отступления).

Четвертая строфа начинается со слов: “И вот нашли большое поле” .  Где оно? (Это Бородинское поле, близ села Бородино)

-Как характеризует русского солдата эта фраза? “Есть разгуляться где на воле” (широту русской души и мощь русской армии).

“Забил снаряд я в пушку туго...”- впервые солдат-рассказчик упоминает о себе. До этих слов и дальше он не отделяет себя от народной массы.

- Кем служил молодой солдат, судя по его словам? (Артиллеристом).

- А каких ребят брали в артиллерию? (Невысоких, кряжистых, сильных). Верно, ведь это очень тяжелая работа.

- В седьмой строфе Лермонтов рисует два лагеря накануне главного сражения - русский и французский. Давайте их сравним: ликование у французов, т.к. они привыкли к легким победам и считали себя уже победителями. А в лагере русской армии царит тишина. Солдаты сосредоточены, серьезны, заняты подготовкой к предстоящему сражению. В этой строфе большую роль играют прилагательные “бивак открытый”, “кивер избитый” и др.

- А вот следующая строфа, здесь уже чувствуется движение проснувшегося и готовящегося к бою лагеря. Обратите внимание, с какой теплотой солдат-ветеран вспоминает своего командира. Как вы понимаете слова: “рожден был хватом”? (Это человек ловкий, умный, удалой, герой).

- Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на призыв своего командира- “отца” отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это.

    И умереть мы обещали

            И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой.

 - И вот бой начался. Как отражена динамичность боя? (Автор использует большое количество глаголов). Давайте их перечислим.                                 (слайд)

- Как передана ожесточенность боя, какими выражениями (“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное перечислением (“смешались в кучу кони, люди”, звуки орудий).

- Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление голоса, нагнетающая интонация)

- Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает свое сообщение. Прочитайте их: “Ну, ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”, “Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!”

- С какой цель  автор использует такой прием?

С одной стороны, создается впечатление диалога, а с другой - показывает, что участник Бородина заново переживает бой. (Рассматриваем иллюстрации к стихотворению.) Рассказ заканчивается словами, рисующими настроение армии после боя, ее уверенность в одержанной победе и готовность возобновить бой. Какими словами это выражено?                                                                           (слайд)

Были все готовы

                                                      Заутра бой затеять новый

                                                     И до конца стоять.

- Как вы понимаете выражение “до конца стоять”? В последних строках этой строфы вновь меняется интонация. Мы как бы слышим тяжелый вздох ветерана. Пауза. Понурив голову, старый солдат грустно произносит: “Тогда считать мы стали раны, товарищей считать”.

- Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика, поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро, сильно он произносит: “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”.

6. Подведение итогов.

-Каким чувством проникнуто это стихотворение?

(Любовью к своим товарищам, любовью к Родине, героизмом. Бой во имя Родины, России. Отступать нельзя, лучше умереть. Гордость за русскую армию).

- Вот мы пришли к выводу.  В чем же заключается пафос этого стихотворения, т.е. что воспевает автор? (героизм)

7. Домашнее задание.  Отрывок наизусть.


Урок литературы в 5-м классе по теме «М

Урок литературы в 5-м классе по теме «М

Ход урока 1. Организационный момент

Ход урока 1. Организационный момент

В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года

В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года

Учитель: (слайд)

Учитель: (слайд)

Молодой солдат уверен, что сдача

Молодой солдат уверен, что сдача

И вот бой начался. Как отражена динамичность боя? (Автор использует большое количество глаголов)

И вот бой начался. Как отражена динамичность боя? (Автор использует большое количество глаголов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2024