1. Оргмомент.
Здравствуйте! Я очень рада вас сегодня здесь видеть. Надеюсь, что вы пришли сюда в хорошем настроении. Я предлагаю поделиться друг с другом хорошим настроением и улыбнуться друг другу. У нас на уроке сегодня есть гости, давайте поздороваемся с ними и поделимся с ними своими улыбками.
Пожалуйста, прошу садиться.
2. Чтобы начать наш урок, я попрошу вас посмотреть на доску и послушать фрагмент произведения.
(СЛАЙД 1)
Определите, пожалуйста, что это за произведение. Сначала слушаем фрагмент, отвечать будем, когда он закончится.
(звучит 1 минута аудиокниги «Бежин луг» )
Кто узнал, что это за произведение?
(«Бежин луг»)
(СЛАЙД 2)
Кто автор этого произведения? О чем этот рассказ?
(Автор Иван Сергеевич Тургенев, это рассказ об охотнике, который заблудился во время охоты и провел ночь возле костра вместе с мальчиками в ночном)
Кого мы видим на иллюстрации? (мальчиков в ночном у костра)
Кто может сказать, почему я вам их показала? О чем мы будем говорить на уроке?
(Мы читали «Бежин луг», будем говорить о мальчиках, составлять их характеристику)
(СЛАЙД 3)
Сколько было мальчиков? Как их зовут?
(В рассказе 5 мальчиков: Федя, Костя, Павлуша, Илюша, Ваня)
Кто может сказать, как называется в литературе прием, с помощью которого автор помогает нам увидеть своего героя?
(Это портрет)
У вас на столах лежит определение литературного портрета. Давайте вспомним, что это такое. Кто готов прочитать определение?
(СЛАЙД 4)
(Портрет в литературе – средство художественной характеристики героя. Описывая внешность героев (лицо, одежду, фигуру, жесты, движения, манеры), писатель раскрывает характер героев и выражает свое отношение к ним).
Определим тему урока: «Портрет как средство характеристики героя».
(СЛАЙД 5)
Исходя из определения портрета, давайте поймем, какова будет цель сегодняшнего урока:
Определить с помощью портрета характер мальчиков и отношение к ним автора.
Работать будем по группам. У нас 5 мальчиков, 5 групп. Работать в группах будем, используя прием 6 шляп.
Этот прием помогает рассмотреть проблему с разных сторон. Человек, который надевает шляпу определенного цвета, должен выполнять только те задачи, которые определяет эта шляпа.
Познакомимся с этим приемом. Посмотрите, пожалуйста, на слайд.
(СЛАЙД 6)
1. СИНЯЯ – управление, постановка целей и задач, организация процесса мышления, оценка деятельности.
Синяя шляпа помогает ответить на вопрос: Что уже сделано? Что можно еще сделать?
Скажите, у нас на уроке синяя шляпа уже работала?
(Да, когда цели и задачи урока ставили).
Кто был в этой шляпе? (Все мы)
У вас в группах в ходе работы тоже будет необходимость координировать работу, управлять процессом. Оставляем шляпу синего цвета? (Да, оставляем)
БЕЛАЯ ШЛЯПА – конкретная информация и факты. Что в нашем случае поможет сделать белая шляпа?
(Собрать конкретные данные о мальчиках)
КРАСНАЯ ШЛЯПА – эмоции и чувства, эмоциональное отношение к предмету исследования.
(В нашем случае, эмоциональное отношение к мальчикам)
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА – критика, препятствие, риски, опасности, поиск возможных проблем.
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА – оптимизм, преимущества, польза, позитивные ожидания.
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА – креативность, творчество, исследование, полет мысли, поиск путей преодоления трудностей.
Каждая наша группа будет работать в шляпе определенного цвета.
НО скажите, пожалуйста, у нас целых 6 шляп, но групп всего 5. Шляпа какого цвета будет работать на каждом столе? (синяя – управление и оценка)
Для каждой группы предложены задания для конкретной шляпы, найдите их. Ознакомьтесь с заданиями своей группы.
Если вам все понятно, то нам остается только вспомнить основное правило работы в группах: работаем вполголоса, чтобы не мешать остальным. Желаю успеха в работе, если в ходе работы появятся вопросы, можете их задавать
На работу – 5 минут
Вы провели очень активную мыслительную работу, необходимо сменить вид деятельности.
(Физминутка )
Молодцы! А теперь садимся, вспомнили свои задания, взяли в руки план работы, приготовились к выступлению по плану. Пока одна группа будет выступать, остальные берут на своих столах листы оценивания и проставляют баллы. Выступающая группа тоже ставит себе оценку.
Первой мы слушаем группу, которая работала в белой шляпе.
Слушаем выступления групп, оцениваем.
(Для выступления зеленой шляпы включаем СЛАЙД 7, по мере определения имени героя выводим имя на экран)
После выступления:
Большое спасибо! Я благодарю вас за работу! Вы все большие молодцы!
Теперь нужно оценить свою работу. На слайде представлена разбаловка. (СЛАЙД 8)
Посчитайте поставленные баллы по группам, определите оценку.
Итак, какую оценку за работу сегодня получает белая шляпа?
(по группам получаем ответ)
Аналогично все остальные группы.
Оценки показывают, что вы достаточно серьезно подошли к этому вопросу, я вижу, что вы их ставили объективно и обоснованно.
Давайте теперь обобщим, что мы с вами сегодня делали и определим, достигли ли поставленной цели?
(СЛАЙД 9)
Первое, что мы сделали – (мы вспомнили, что такое портрет)
Все верно! Какую информацию дает нам портрет героя?
(внешность, характеристика, отношение автора)
Дальше мы работали по шляпам и рассматривали характеристики мальчиков с разных сторон. Мы увидели, как автор относится к своим героям? Определите это отношение.
У вас на столах лежат листы для составления синквейна. Вспомним, что такое синквейн, обратите внимание на слайд.
(СЛАЙД 10)
Составьте синквейн на мальчика.
Зачитайте, что у вас получилось.
Как вы думаете, может ли умение составлять характеристику человека по его внешнему виду помочь нам где-то в жизни? Если может, то где?
Посмотрите, пожалуйста на слайд! (СЛАЙД 11)
В завершение нашего урока я предлагаю вам каждому выбрать себе любое облако и продолжить фразу.
Кто хочет поделиться своими мыслями?
(Делятся своими фразами)
Я благодарна вам за откровенность, спасибо большое вам за работу! Надеюсь, что сегодня мы с вами преодолели еще одну ступеньку в уникальный мир художественной литературы. Поэтому в заключение хотелось бы вам пожелать:
Читайте! Читайте больше разных книг, читайте вдумчиво, и книга подарит вам огромный мир! Я желаю вам дальнейших успехов в постижении интереснейшего мира литературы! Спасибо вам за урок! До свидания!
Раздаточный материал на открытый урок:
5 столов, на каждый стол + на стол комиссии:
1. Определение литературного портрета
Портрет в литературе – средство художественной характеристики героя. Описывая внешность (лицо, одежду, фигуру, жесты, движения, манеры), писатель раскрывает характер героев и выражает свое отношение к ним.
2. комплекты шляп (36 штук)
3. портреты-иллюстрации мальчиков
4. распечатки текстов «Бежина луга» по шляпам
План работы по шляпам:
Белая шляпа – конкретная информация и факты
Белая шляпа (цель: собрать факты)
1. Имя.
2. Возраст.
3. Внешний вид.
4. О чем рассказывает?
5. Что делает?
Синяя шляпа – управление, постановка целей и задач, организация процесса мышления, оценка работы.
Красная шляпа – эмоции и чувства, эмоциональное отношение к предмету исследования.
1. Проанализировать имена мальчиков, обратить внимание на форму имени. О чем она говорит?
2. Найти в тексте оценочные слова, объяснить их.
Черная шляпа – критика, препятствия, риски, опасности, поиск возможных проблем.
1. Какие опасности, по мнению мальчиков, окружают их?
2. Какие жизненные трудности они испытывают?
3. Можем ли мы определить те проблемы, которые эти мальчики вынуждены решать?
Желтая шляпа – оптимизм, преимущества, польза, позитивные ожидания.
1. Что положительного увидел автор в своей встрече с мальчиками?
2. Что в образах мальчиков дает нам возможность увидеть в их жизни что-то положительное?
Зеленая шляпа – креативность, творчество, исследование, полет мысли, поиск путей преодоления трудностей.
1. Соотнести портреты – иллюстрации мальчиков с текстом и определить, где какой герой изображен.
2. Среди мальчиков найти наиболее творчески одаренного, объяснить свой выбор.
ЛИСТЫ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЙ ГРУПП
Критерии оценивания выступления (От 0 до 5) |
Белая шляпа |
Красная шляпа |
Черная шляпа |
Желтая шляпа |
Зеленая шляпа |
Раскрытие темы |
|
|
|
|
|
Опора на текст |
|
|
|
|
|
Речь |
|
|
|
|
|
Выразительность |
|
|
|
|
|
Умение донести свое мнение до аудитории |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.