Урок литературы в 6 классе. Тема: «Сатирическое изображение героев в сказке Салтыкова - Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Оценка 4.8

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Сатирическое изображение героев в сказке Салтыкова - Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл—8 кл
04.12.2022
Урок литературы в 6 классе. Тема: «Сатирическое изображение героев в сказке Салтыкова - Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
открытый урок литературы в 6 классе по произведению М.Е.Салтыкова-Щедрина. Тема урока:«Сатирическое изображение героев в сказке Салтыкова - Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Основным методом, используемым на уроке является метод проектов.
УРОК Салтыков-Щедрин.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учебное  заведение

Заветинская средняя общеобразовательная школа№2

 

 

 

 

 

 

Тема: «Сатирическое изображение героев в сказке Салтыкова - Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: учитель русского языка

и литературы

Киричкова Ольга Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         С.Заветное

                                                                2022г

 

 

«Сатирическое изображение героев в сказке Салтыкова - Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

Сказки сказками, но кроме

сказки вы найдете здесь кое-что

 и посерьёзнее.

Ф.Рабле

Учитель: Здравствуйте, ребята. Начнем наш урок.

(Слайд)

Что  мы изучали на прошлом уроке?

Дома вы прочитали сказку М.Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

-Какие вопросы у вас возникли в процессе чтения?

-Какое впечатление произвела сказка?

-Было ли вам  смешно, когда вы читали?

- А какой это был смех добрый, дружеский или злой, иронический?

- Как называется вид смешного, когда высмеиваются какие – то пороки человека или общества? (Сатира)

Кого же высмеивает в своем произведении писатель? (Героев)

Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

(Слайд)

Над чем нам сегодня необходимо задуматься?

 Цель: выявить, над какими недостатками общества смеется автор, какие средства сатиры использует.

 

Что мы должны с вами сделать? Выберите цели, которые вы перед собою ставите.

Итак, мы сегодня с вами подведем итог работы по творчеству М.Е.Салтыкова – Щедрина и в результате нашей работы создадим буклет – путеводитель в мастерскую писателя-сатирика.

-Почему Салтыков – Щедрин написал именно сказку? (Понятна простому народу, более доступна) 
-Какой подзаголовок  имеют его сказки ? Как вы понимаете его? («Сказки для изрядного возраста»)

 

  - Давайте вспомним, используя справочный материал,  что же такое сказка?

 (Сказка – повествовательное произведение устного    народного творчества о вымышленных лицах и  событиях.)

 

- Вы совершенно правы, в глубокой древности из уст в уста русский народ передавал вымышленные истории, их назвали сказками. С принятием христианства на Руси их записали на бумагу. Так, сказки стали нравоучительным жанром фольклора, устного народного творчества  о вымышленных событиях и лицах. Однако русские писатели гораздо позднее стали обращаться к этому жанру литературы. Вспомним тех авторов, которые использовали жанр  литературной сказки…

 (Литературную (авторскую) сказку впервые пробуют писать Василий Андреевич Жуковский  «Спящая царевна», Александр Сергеевич Пушкин «Золотой петушок», Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок», Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»,

(Слайд)

Обратимся к эпиграфу,  высказыванию известного французского писателя Франсуа Рабле , как вы его понимаете? Как он связан с темой нашего урока?

 

- Так, сказки Салтыкова-Щедрина высмеивают пороки людей,  живших в 19 веке. Правильно? (да)

- Правильно, а в каком веке живем мы с вами? (в 21 веке)

- А понятны ли нам, живущим в 21 веке сказки писателя, жившего 150 лет назад  (да)

- Так почему же нам в 21 веке так близки и понятны сказки Салтыкова-Щедрина?! (потому что они отражают идеал настоящего героя  времени: активного сильного

Пороки современного общества.)

 

- В том, что перед нами сказка сомнений нет, а какие сказочные элементы свидетельствуют об этом, вспомните, что есть в сказке?

Перечислите  приметы жанра сказки.

(Зачин – жили да были; Присказки – по щучьему велению, по моему хотению;

Музыкальная интонация; Просторечные слова  и поговорки – «С нами крестная сила», «Надобно пищу принять», «сыщут нумер», «Господи, да что же это такое!» ;

Волшебство – генералы чудесным образом оказались на острове, мужик в пригоршне суп варит, откусил генерал второму генералу орден и проглотил;

Сказочная концовка – «…и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»)

 

А  почему же Михаил Евграфович называет свою сказку повестью?

 

овесть– жанр прозы, воспроизводящий естественное течение жизни, в сюжете обычно нет интриги, все крутится вокруг одного главного героя, который раскрывается в ряде эпизодов.)

 

 - Конечно, делая акцент в названии на слово повесть, Салтыков-Щедрин хотел  указать, что за этими смешными образами генералов и покорного  мужика скрывается естественное течение жизни России середины 19го века, и нет интриги в том, чтобы угадать безвольный, покорный, но  талантливый народ в образе мужика и невежественных чиновников в образе генералов.

 

Задание : Поработаем в группах. Каждая группа получила задание,  на выполнение которого 5 минут, выберите также, кто будет отвечать. Перед вами  таблица: Составить таблицу «Сказочное и реальное в «Повести…»

 

 

 

             Сказочное

                 реальное

1.Сказочные формулы: жили-были; по щучьему велению, по моему хотению; сказано-сделано; ухом не ведешь; долго ли , коротко ли; он там был, мед-пиво пил, по усам текло,

в рот не попало; ни в сказке сказать, ни пером описать.
2.Действия: необитаемый остров, суп в пригоршне, выстроил корабль.
Три раза плакали.

Регистратура, Петербург, Нева, Фонтанка, Подьяческая улица, Московские ведомости.

Генералы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Почему не повесть?

(Цензура, поэтому эзопов язык)

 

(Слайд)

А теперь обратимся к образам героев.
Чтобы лучше разобраться в образах героев, мы с вами отправимся на необитаемый остров.

Скажите, что такое необитаемый остров? Закройте глаза и представьте, что вы на необитаемом острове. Что вы будете делать?

Задание: Давайте составим схему –ассоциограмму наших действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Молодцы. Скажите, а есть в литературе пример произведения, в котором рассказывается о судьбе человека, попавшего на необитаемый остров?

(роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»)

-Чем отличаются герои этих произведений? ( И там, и там борьба за выживание, но поведение героев различно: Робинзон с честью выдерживает все испытания, а генералы чуть не погибают). Какими изобразил героев автор, доказывая, обращайтесь к тексту.

Все ли хорошо в изображении мужика? Как к нему относится автор?

 

Что высмеивает автор? Почему нет имен генералов и мужика? 
Нет имен, так как типичные представители общества.

 

Задание:  Работаем в парах:

(Слайд)

Перед вами  на слайде  слова, характеризующие героев.  Выберите черты характера,  которые   присущи генералам и  которые принадлежат мужику

Легкомысленность

Ловкость

Мастерство

 Беспомощность

 Необразованность

Смекалка

Лень

Глупость

Жадность

Грубость  
Трудолюбие

Покорность

Зависимость

 

 

Художник изображает картину при помощи  краски, ракурса, света.

У композитора это ритм,  мелодия, а  при помощи чего писатель создает картину? (Слово, изобразительные средства).

 

Салтыков-Щедрин прибегает к сатире, чтобы ярко показать пороки общества. Давайте обратимся к словарику нашего урока, чтобы определить при помощи каких изобразительно-выразительных средств, приемов сатиры  автор характеризует героев.

(Слайд)

АллегорияТроп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность — в обличий волка, коварство — в виде змеи и т. д.

 

Гипербола – преувеличение (росли, воспитались, состарились в регистратуре; уверены, что булки в готовом виде растут; «видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит»).

Гротеск – чрезмерное преувеличение, придающее уродливо-комический характер (остервенение генералов).

Ирония – скрытая насмешка (во внешности, речах, поступках генералов; «Однако и об мужике не забыли – выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»).

Сатира – резкое осмеяние отрицательных явлений, пороков, недостатков (никаких слов не знали, кроме…).

 

Обратимся к тексту и найдем примеры .

 

Подведем итог: Вернемся к целям нашего урока.  выявить, над какими недостатками общества смеется автор, какие средства сатиры использует

Автор высмеивает лень, неприспособленность, неблагодарность, рабскую покорность.

Сатира и злая ирония по отношению к генералам – симпатия, но горечь и недоумение по отношению к мужику.

 

Составляем синквейн: Смех


- Ну вот буклет и готов… ребята, получился у нас краткий путеводитель по творчеству Салтыкова-Щедрина?
Рефлексия: Что нового для себя вы открыли на уроке?

 

Книга щедринских сказок — это живая картина российского общества, раздираемого противоречиями и по сей день. Но финал сказки оптимистичен, ведь «человеческое никогда не погибало… И впредь оно не погибнет… Необходимо только одно: осветить сердца и умы сознанием…». Так считал М.Е.Салтыков -  Щедрин. он верил в торжество разума и справедливости.

 

Домашнее задание: 1. Составьте краткий  словарик выражений  генералов.

2. Напишите письмо литературному герою.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учебное заведение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учебное заведение

Сатирическое изображение героев в сказке

Сатирическое изображение героев в сказке

Вспомним тех авторов, которые использовали жанр литературной сказки… (Литературную (авторскую) сказку впервые пробуют писать

Вспомним тех авторов, которые использовали жанр литературной сказки… (Литературную (авторскую) сказку впервые пробуют писать

Сказочные формулы: жили-были; по щучьему велению, по моему хотению; сказано-сделано; ухом не ведешь; долго ли , коротко ли; он там был, мед-пиво пил, по усам…

Сказочные формулы: жили-были; по щучьему велению, по моему хотению; сказано-сделано; ухом не ведешь; долго ли , коротко ли; он там был, мед-пиво пил, по усам…

Что высмеивает автор? Почему нет имен генералов и мужика?

Что высмеивает автор? Почему нет имен генералов и мужика?

Подведем итог: Вернемся к целям нашего урока

Подведем итог: Вернемся к целям нашего урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2022