В.ч. А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».
Урок 37
Цель и Задачи:
1) Организовать и направить деятельность учащихся на восприятие на слух художественного произведения, на понимание и формулирование темы, идеи, пафоса чеховского рассказа, на характеристику его героев, расширение представления о комическом и средствах его создания (речевая характеристика, художественная деталь), выявление заложенных в произведении вневременных ценностей;
2) Подвести учащихся к пониманию А.П.Чехова как писателя и как человека;
3) Развивать у учащихся умения выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, работать с разными источниками информации, вести диалог (с текстом, учителем, учениками)
Планируемые результаты:
Предметные: познакомиться с особенностями рассказов Чехова
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Тип урока: освоение новых знаний
Основные понятия: сатирический рассказ, художественная деталь, речевая характеристика, портрет, грустный юмор, «протокольность повествования».
Оборудование урока: картинки с изображением рыб, словарь В.И.Даля
Межпредметные связи: биология
Этапы |
Основные виды деятельности учителя. Методы и приемы обучения |
|
Этап 1. Организация урока – 2 минуты. |
|
|
Этап 2. (6 минут)
Этап 3. (22 минуты)
Этап 4. (8 минут) Медиа
Этап 5. (2 минуты)
|
1. Постановка учебных задач
· Узнать новые факты о жизни и творчестве А.П.Чехова; · Определить тему и идею рассказа «Злоумышленник»; · Постичь настроение произведения; · Учиться давать характеристику главному герою на основе портрета и речи; · Понять особенности «юмора» в произведениях А.П.Чехова. Подготовка к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний) 1. Беседа (проверка домашнего задания) · Ребята, на прошлом уроке мы вели разговор о рассказе «Хамелеон». Как вы поняли: что же такое хамелеонство и чем оно опасно? · Что высмеивает в указанном произведении А.П.Чехов? Какие средства для этого он использует? · Дома вы познакомились с рассказом «Злоумышленник». Каково было ваше первое впечатление после прочтения? 2. Создание проблемной ситуации. - Как вы понимаете фразу Чехова: «Краткость- сестра таланта»? Как она соотносится с творчеством писателя? Изучение нового учебного материала (чтение и анализ художественного произведения)
Истинный писатель – это искусный художник. И чем художник «тоньше», тем более сложное и противоречивое чувство возникает при знакомстве с его произведениями. Так, например, у А.П. Чехова смешное грустно, а грустное смешно. А.П.Чехов создал картину всеобщей человеческой жизни. Он просветил всю толщу действительности. Чеховский «порыв»: «абсолютная свобода человека, свобода от насилия и предрассудков, невежества и т.д.» Всё его творчество – это идеал человеколюбия. Что помогло мастерски изображать правду жизни на страницах. Проследим это в рассказе «Злоумышленник». 2.Словарная работа. А теперь давайте разберёмся со словами, которые могли вызвать у вас затруднение: Шилишпёр (хищная пресноводная промысловая рыба семейства карповых ) Уложение (устар. свод, собрание законов, положений о чём-либо). Уклейка (распространённый вид рыб из семейства карповых) 3. Опровергните или подтвердите моё утверждение: - Денис Григорьев отвинчивал от рельс болты. - «Место преступления» находится на окраине села. - Герой собирался ловить осетра. - Денис – единственный в селе, кто занимался отвинчиванием гаек. - В семье Дениса 4 брата. - После разъяснения ситуации следователь отпускает крестьянина. 4. Беседа. – Попробуйте дать толкование слова «злоумышленник»? (По В.Далю: или зломысленик, зломышленик или злоумышленик м. —ница ж. замышляющий зло, злонамеренный человек. Злонамеренный человек., у кого намеренье, цель действий дурная, злая, с умыслом делающий зло, сознательно вредящий; о поступке: с этою целью сделанный, допущенный.) Как построено повествование в рассказе (диалог -протокол)? - Назовите главных персонажей. Выделите ключевые детали в портрете Дениса Григорьева, попробуйте объяснить их смысл (Например, «угрюмая суровость», «паучья суровость», глаза «едва видные из-за густых, нависших бровей» - скрывает истинные намерения, характер, душу. - За что Дениса Григорьева привели к следователю? Какие аргументы он приводит в оправдание своего поступка? - Обратите внимание на речь героя и описание его действий во время разговора (перечитывание отрывков). («Чаво?», «ейного пути», «идтить» и т.д.; его реакция на обвинения «Ты людей убил бы» - смена интонации и говора героя; хрипит, бормочет, зевает и крестит рот). Какую характеристику вы можете дать, проанализировав особенности его речи? - Действительно ли Денис не понимает суть происходящего или «дураком прикидывается, точно вчера родился или с неба упал»? Можно ли сказать, что герой в своё оправдание «плетёт хитрую паутину» (про Игнашку и Митрофана, «шилишпер» и недоимки, про старосту и покойника барина-генерала)? - Почему автор не даёт следователю имя и портрет? - Справедлив ли следователь в выборе «статьи Уложения о наказаниях», приговаривающего виновного «к ссылке в каторжные работы»? («+»: Денис понимал, что наносит вреда железной дороге; «-»: виновный не знал, что последствием сего должно быть несчастье). - Анализ последних слов Григорьева: «Надо судить умеючи, не зря… Хоть высеки, но чтоб за дело по совести…» - Понял ли Денис, за что его осуждают? Он один такой или его можно назвать представителем народа? («непроходимо ограничен», невежествен, туп и глуп, безграмотен; «все в деревне гайки отвинчивают, а судят его одного»). Каков русский народ? К чему может привести безграмотность и невежество? - Что нужно сделать, чтобы поступок Дениса Григорьева был невозможным? (уменьшение разрыва между слоями населения, просветительские работы, равенство пред законом). - Каков смысл названия рассказа? Можно ли однозначно назвать Дениса Григорьева злоумышленником, виноват ли он? – Какова основная мысль рассказа? - Обратимся к статье Максима Горького «А.П.Чехов». В чём значение следующей фразы и как она соотносится с ситуацией в рассказе: «А я терпеть не могу граммофонов!.. Они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И всё у них карикатурно выходит, мёртво…» - Как автор относится к своему герою, какова степень знания и понимания им своего героя? (“Если бы я был судьёй, я бы оправдал Дениса… Я сказал бы ему: «Ты, Денис, ещё не созрел до типа сознательного преступника, ступай – и дозрей!»”). 5. Прослушивание фрагмента произведения из фонохрестоматии (читает О.Куценко), работа с иллюстрацией к рассказу (худ. В.Пономорёв). – Какие приёмы актёр использует в создании характера героев: следователя и Дениса Григорьева? (Смена интонаций, различная эмоциональная окраска речи, смена силы звучания, повышение или понижение звука). - Какое впечатление на вас произвела работа Пономорёва? Какие детали вы бы отметили? – Совпадает ли созданный актером и художниками образ с вашим представлением о персонажах? Обобщающий этап. Рефлексия. 1. Творческая интерпретация учащимися рассказа. Импровизированный суд над Денисом Григорьевым. Задание выполняется парами: варианты позиций – речь адвоката героя и речь прокурора (не менее 3-х аргументов с обеих сторон). Затем к доске выходят по представителю от каждой стороны. Остальные учащиеся играю роль присяжных. Клише: «Господа присяжные…», «Обвиняемый виновен, потому что…», «Мой подзащитный не виновен, потому что…».
– «Чехов – несравненный художник… Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное…».(Л.Н.Толстой) Приведите аргументы в подтверждение данных слов. Справедливо ли Чехов здесь называется «художником жизни»?
3. Рефлексия. Ответ на вопрос: «Что сближает рассказы «Хамелеон» и «Злоумышленник»? Какие проблемы завуалированы в строках произведений?
Задание на дом. 1. Творческое задание – Отзыв на один из изученных ранее рассказов А.П.Чехова: «Хамелеон» или «Злоумышленник» (на выбор). 2. Ознакомиться с фактами из биографии И.А.Бунина. 3. Прочитать рассказ И.А.Бунина «Цифры». |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.