Урок литературы в 7 классе по теме "А.П.Чехов "Злоумышленник"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 37В.ч.чехов злоумышленник.doc

В.ч. А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

Урок 37

Цель и Задачи:

1) Организовать и направить деятельность учащихся на восприятие на слух художественного произведения, на понимание и формулирование темы, идеи, пафоса чеховского рассказа, на характеристику его героев, расширение представления о комическом и средствах его создания (речевая характеристика, художественная деталь), выявление заложенных в произведении вневременных ценностей;

2) Подвести учащихся к пониманию А.П.Чехова как писателя и как человека;

3) Развивать у учащихся умения выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, работать с разными источниками информации, вести диалог (с текстом, учителем, учениками)

Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться с особенностями рассказов Чехова

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы,  находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Тип урока: освоение новых знаний

Основные понятия: сатирический рассказ, художественная деталь, речевая характеристика, портрет, грустный юмор, «протокольность повествования».

Оборудование  урока:  картинки с изображением рыб, словарь В.И.Даля

Межпредметные связи: биология

Этапы

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

 

Этап 1. Организация урока – 2 минуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 2. 

(6 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 3.

(22 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 4.

(8 минут)

Медиа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 5.

(2 минуты)

 

1.      Постановка учебных задач

 

·    Узнать новые факты о жизни и творчестве А.П.Чехова;

·    Определить тему и идею рассказа «Злоумышленник»;

·    Постичь настроение произведения;

·    Учиться  давать характеристику главному герою на основе портрета и речи;

·    Понять особенности «юмора» в произведениях А.П.Чехова.

Подготовка к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний)

1. Беседа (проверка домашнего задания)

·         Ребята, на прошлом уроке мы вели разговор о рассказе «Хамелеон». Как вы поняли: что же такое хамелеонство и чем оно опасно?

·         Что высмеивает в указанном произведении А.П.Чехов? Какие средства для этого он использует?

·         Дома вы познакомились с рассказом «Злоумышленник». Каково было ваше первое впечатление после прочтения?

2. Создание проблемной ситуации.

- Как вы понимаете фразу Чехова: «Краткость- сестра таланта»? Как она соотносится с творчеством писателя?

Изучение нового учебного материала (чтение и анализ художественного произведения)

  1. Слово учителя

      Истинный писатель – это искусный художник. И чем художник «тоньше», тем более сложное и противоречивое чувство возникает при знакомстве с его произведениями. Так, например, у А.П. Чехова смешное грустно, а грустное смешно.

      А.П.Чехов создал картину всеобщей человеческой жизни. Он просветил всю толщу действительности. Чеховский «порыв»: «абсолютная свобода человека, свобода от насилия и предрассудков, невежества и т.д.» Всё его творчество – это идеал человеколюбия. Что помогло мастерски изображать правду жизни на страницах. Проследим это в рассказе «Злоумышленник».

2.Словарная работа.

А теперь давайте разберёмся со словами, которые могли вызвать у вас затруднение:

Шилишпёр (хищная пресноводная промысловая рыба семейства карповых )

 Уложение (устар. свод, собрание законов, положений о чём-либо).

Уклейка (распространённый вид рыб из семейства карповых)

3. Опровергните или подтвердите моё утверждение:

- Денис Григорьев отвинчивал от рельс болты.

- «Место преступления» находится на окраине села.

- Герой собирался ловить осетра.

- Денис – единственный в селе, кто занимался отвинчиванием гаек.

- В семье Дениса 4 брата.

- После разъяснения ситуации следователь отпускает крестьянина.

4. Беседа.

– Попробуйте дать толкование слова «злоумышленник»? (По В.Далю: или зломысленик, зломышленик или злоумышленик м. —ница ж. замышляющий зло, злонамеренный человек. Злонамеренный человек., у кого намеренье, цель действий дурная, злая, с умыслом делающий зло, сознательно вредящий; о поступке: с этою целью сделанный, допущенный.) Как построено повествование в рассказе (диалог -протокол)?

- Назовите главных персонажей. Выделите ключевые детали в портрете Дениса Григорьева, попробуйте объяснить их смысл (Например, «угрюмая суровость», «паучья суровость», глаза «едва видные из-за густых, нависших бровей» - скрывает истинные намерения, характер, душу.

- За что Дениса Григорьева привели к следователю? Какие аргументы он приводит в оправдание своего поступка?

- Обратите внимание на речь героя и описание его действий во время разговора (перечитывание отрывков). («Чаво?», «ейного пути», «идтить» и т.д.; его реакция на обвинения «Ты людей убил бы» - смена интонации и говора героя; хрипит, бормочет, зевает и крестит рот). Какую характеристику вы можете дать, проанализировав особенности его речи?

- Действительно ли Денис не понимает суть происходящего или «дураком прикидывается, точно вчера родился или с неба упал»? Можно ли сказать, что герой в своё оправдание «плетёт хитрую паутину» (про Игнашку и Митрофана, «шилишпер» и недоимки, про старосту и покойника барина-генерала)?

- Почему автор не даёт следователю имя и портрет?

- Справедлив ли следователь в выборе «статьи Уложения о наказаниях», приговаривающего виновного «к ссылке в каторжные работы»? («+»: Денис понимал, что наносит вреда железной дороге; «-»: виновный не знал, что последствием сего должно быть несчастье).

- Анализ последних слов Григорьева: «Надо судить умеючи, не зря… Хоть высеки, но чтоб за дело по совести…»

- Понял ли Денис, за что его осуждают? Он один такой или его можно назвать представителем народа? («непроходимо ограничен», невежествен, туп и глуп, безграмотен; «все в деревне гайки отвинчивают, а судят его одного»). Каков русский народ? К чему может привести безграмотность и невежество?

- Что нужно сделать, чтобы поступок Дениса Григорьева был невозможным? (уменьшение разрыва между слоями населения, просветительские работы, равенство пред законом).

- Каков смысл названия рассказа? Можно ли однозначно назвать Дениса Григорьева злоумышленником, виноват ли он?

– Какова основная мысль рассказа?

- Обратимся к статье Максима Горького «А.П.Чехов». В чём значение следующей фразы и как она соотносится с ситуацией в рассказе: «А я терпеть не могу граммофонов!.. Они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И всё у них карикатурно выходит, мёртво…»

- Как автор относится к своему герою, какова степень знания и понимания им своего героя? (“Если бы я был судьёй, я бы оправдал Дениса… Я сказал бы ему: «Ты, Денис, ещё не созрел до типа сознательного преступника, ступай – и дозрей!»”).

5. Прослушивание фрагмента произведения из фонохрестоматии (читает О.Куценко), работа с иллюстрацией к рассказу (худ. В.Пономорёв).

– Какие приёмы актёр использует в создании характера героев: следователя и Дениса Григорьева? (Смена интонаций, различная эмоциональная окраска речи, смена силы звучания, повышение или понижение звука).

- Какое впечатление на вас произвела работа Пономорёва? Какие детали вы бы отметили?

– Совпадает ли созданный актером и художниками образ с вашим представлением о персонажах?

Обобщающий этап. Рефлексия.

1.  Творческая интерпретация учащимися рассказа. Импровизированный суд над Денисом Григорьевым.

       Задание выполняется парами: варианты позиций – речь адвоката героя и речь прокурора (не менее 3-х аргументов с обеих сторон). Затем к доске выходят по представителю от каждой стороны. Остальные учащиеся играю роль присяжных.

       Клише: «Господа присяжные…», «Обвиняемый виновен, потому что…», «Мой подзащитный не виновен, потому что…».

  1.  Развернутый ответ на вопрос.

«Чехов – несравненный художник… Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное…».(Л.Н.Толстой) Приведите аргументы в подтверждение данных слов. Справедливо ли Чехов здесь называется «художником жизни»?

 

3.                  Рефлексия. Ответ на вопрос: «Что сближает рассказы «Хамелеон» и «Злоумышленник»? Какие проблемы завуалированы в строках произведений?

 

Задание на дом.

1. Творческое задание

– Отзыв на один из изученных ранее рассказов А.П.Чехова: «Хамелеон» или «Злоумышленник» (на выбор).

2. Ознакомиться с фактами из биографии И.А.Бунина.

3. Прочитать рассказ И.А.Бунина «Цифры».

 

 


Посмотрите также