Урок литературы в 7 классе по теме "А.П.Чехов "Злоумышленник"
Оценка 4.7

Урок литературы в 7 классе по теме "А.П.Чехов "Злоумышленник"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
28.01.2020
Урок литературы в 7 классе по теме "А.П.Чехов "Злоумышленник"
37В.ч.чехов злоумышленник.doc

В.ч. А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

Урок 37

Цель и Задачи:

1) Организовать и направить деятельность учащихся на восприятие на слух художественного произведения, на понимание и формулирование темы, идеи, пафоса чеховского рассказа, на характеристику его героев, расширение представления о комическом и средствах его создания (речевая характеристика, художественная деталь), выявление заложенных в произведении вневременных ценностей;

2) Подвести учащихся к пониманию А.П.Чехова как писателя и как человека;

3) Развивать у учащихся умения выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, работать с разными источниками информации, вести диалог (с текстом, учителем, учениками)

Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться с особенностями рассказов Чехова

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы,  находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Тип урока: освоение новых знаний

Основные понятия: сатирический рассказ, художественная деталь, речевая характеристика, портрет, грустный юмор, «протокольность повествования».

Оборудование  урока:  картинки с изображением рыб, словарь В.И.Даля

Межпредметные связи: биология

Этапы

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

 

Этап 1. Организация урока – 2 минуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 2. 

(6 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 3.

(22 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 4.

(8 минут)

Медиа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 5.

(2 минуты)

 

1.      Постановка учебных задач

 

·    Узнать новые факты о жизни и творчестве А.П.Чехова;

·    Определить тему и идею рассказа «Злоумышленник»;

·    Постичь настроение произведения;

·    Учиться  давать характеристику главному герою на основе портрета и речи;

·    Понять особенности «юмора» в произведениях А.П.Чехова.

Подготовка к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний)

1. Беседа (проверка домашнего задания)

·         Ребята, на прошлом уроке мы вели разговор о рассказе «Хамелеон». Как вы поняли: что же такое хамелеонство и чем оно опасно?

·         Что высмеивает в указанном произведении А.П.Чехов? Какие средства для этого он использует?

·         Дома вы познакомились с рассказом «Злоумышленник». Каково было ваше первое впечатление после прочтения?

2. Создание проблемной ситуации.

- Как вы понимаете фразу Чехова: «Краткость- сестра таланта»? Как она соотносится с творчеством писателя?

Изучение нового учебного материала (чтение и анализ художественного произведения)

  1. Слово учителя

      Истинный писатель – это искусный художник. И чем художник «тоньше», тем более сложное и противоречивое чувство возникает при знакомстве с его произведениями. Так, например, у А.П. Чехова смешное грустно, а грустное смешно.

      А.П.Чехов создал картину всеобщей человеческой жизни. Он просветил всю толщу действительности. Чеховский «порыв»: «абсолютная свобода человека, свобода от насилия и предрассудков, невежества и т.д.» Всё его творчество – это идеал человеколюбия. Что помогло мастерски изображать правду жизни на страницах. Проследим это в рассказе «Злоумышленник».

2.Словарная работа.

А теперь давайте разберёмся со словами, которые могли вызвать у вас затруднение:

Шилишпёр (хищная пресноводная промысловая рыба семейства карповых )

 Уложение (устар. свод, собрание законов, положений о чём-либо).

Уклейка (распространённый вид рыб из семейства карповых)

3. Опровергните или подтвердите моё утверждение:

- Денис Григорьев отвинчивал от рельс болты.

- «Место преступления» находится на окраине села.

- Герой собирался ловить осетра.

- Денис – единственный в селе, кто занимался отвинчиванием гаек.

- В семье Дениса 4 брата.

- После разъяснения ситуации следователь отпускает крестьянина.

4. Беседа.

– Попробуйте дать толкование слова «злоумышленник»? (По В.Далю: или зломысленик, зломышленик или злоумышленик м. —ница ж. замышляющий зло, злонамеренный человек. Злонамеренный человек., у кого намеренье, цель действий дурная, злая, с умыслом делающий зло, сознательно вредящий; о поступке: с этою целью сделанный, допущенный.) Как построено повествование в рассказе (диалог -протокол)?

- Назовите главных персонажей. Выделите ключевые детали в портрете Дениса Григорьева, попробуйте объяснить их смысл (Например, «угрюмая суровость», «паучья суровость», глаза «едва видные из-за густых, нависших бровей» - скрывает истинные намерения, характер, душу.

- За что Дениса Григорьева привели к следователю? Какие аргументы он приводит в оправдание своего поступка?

- Обратите внимание на речь героя и описание его действий во время разговора (перечитывание отрывков). («Чаво?», «ейного пути», «идтить» и т.д.; его реакция на обвинения «Ты людей убил бы» - смена интонации и говора героя; хрипит, бормочет, зевает и крестит рот). Какую характеристику вы можете дать, проанализировав особенности его речи?

- Действительно ли Денис не понимает суть происходящего или «дураком прикидывается, точно вчера родился или с неба упал»? Можно ли сказать, что герой в своё оправдание «плетёт хитрую паутину» (про Игнашку и Митрофана, «шилишпер» и недоимки, про старосту и покойника барина-генерала)?

- Почему автор не даёт следователю имя и портрет?

- Справедлив ли следователь в выборе «статьи Уложения о наказаниях», приговаривающего виновного «к ссылке в каторжные работы»? («+»: Денис понимал, что наносит вреда железной дороге; «-»: виновный не знал, что последствием сего должно быть несчастье).

- Анализ последних слов Григорьева: «Надо судить умеючи, не зря… Хоть высеки, но чтоб за дело по совести…»

- Понял ли Денис, за что его осуждают? Он один такой или его можно назвать представителем народа? («непроходимо ограничен», невежествен, туп и глуп, безграмотен; «все в деревне гайки отвинчивают, а судят его одного»). Каков русский народ? К чему может привести безграмотность и невежество?

- Что нужно сделать, чтобы поступок Дениса Григорьева был невозможным? (уменьшение разрыва между слоями населения, просветительские работы, равенство пред законом).

- Каков смысл названия рассказа? Можно ли однозначно назвать Дениса Григорьева злоумышленником, виноват ли он?

– Какова основная мысль рассказа?

- Обратимся к статье Максима Горького «А.П.Чехов». В чём значение следующей фразы и как она соотносится с ситуацией в рассказе: «А я терпеть не могу граммофонов!.. Они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И всё у них карикатурно выходит, мёртво…»

- Как автор относится к своему герою, какова степень знания и понимания им своего героя? (“Если бы я был судьёй, я бы оправдал Дениса… Я сказал бы ему: «Ты, Денис, ещё не созрел до типа сознательного преступника, ступай – и дозрей!»”).

5. Прослушивание фрагмента произведения из фонохрестоматии (читает О.Куценко), работа с иллюстрацией к рассказу (худ. В.Пономорёв).

– Какие приёмы актёр использует в создании характера героев: следователя и Дениса Григорьева? (Смена интонаций, различная эмоциональная окраска речи, смена силы звучания, повышение или понижение звука).

- Какое впечатление на вас произвела работа Пономорёва? Какие детали вы бы отметили?

– Совпадает ли созданный актером и художниками образ с вашим представлением о персонажах?

Обобщающий этап. Рефлексия.

1.  Творческая интерпретация учащимися рассказа. Импровизированный суд над Денисом Григорьевым.

       Задание выполняется парами: варианты позиций – речь адвоката героя и речь прокурора (не менее 3-х аргументов с обеих сторон). Затем к доске выходят по представителю от каждой стороны. Остальные учащиеся играю роль присяжных.

       Клише: «Господа присяжные…», «Обвиняемый виновен, потому что…», «Мой подзащитный не виновен, потому что…».

  1.  Развернутый ответ на вопрос.

«Чехов – несравненный художник… Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное…».(Л.Н.Толстой) Приведите аргументы в подтверждение данных слов. Справедливо ли Чехов здесь называется «художником жизни»?

 

3.                  Рефлексия. Ответ на вопрос: «Что сближает рассказы «Хамелеон» и «Злоумышленник»? Какие проблемы завуалированы в строках произведений?

 

Задание на дом.

1. Творческое задание

– Отзыв на один из изученных ранее рассказов А.П.Чехова: «Хамелеон» или «Злоумышленник» (на выбор).

2. Ознакомиться с фактами из биографии И.А.Бунина.

3. Прочитать рассказ И.А.Бунина «Цифры».

 

 


В.ч. А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»

В.ч. А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»

Этап 3. (22 минуты)

Этап 3. (22 минуты)

Этап 4. (8 минут) Медиа

Этап 4. (8 минут) Медиа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2020