Урок литературы в 7 классе.
Тема: ? (по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Юшка»).
Тип урока: урок открытия новых знаний с использованием технологии продуктивного чтения как средство формирования читательской грамотности обучающихся.
Цель: ознакомление и расширение знаний учащихся о А.П. Платонове; совершенствования умения анализа художественного произведения,
Задачи:
1. повторить и закрепить способы создания образа литературного героя
2. продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;
3. развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
4. воспитывать любовь и уважение к человеку, способствовать формированию положительных нравственных качеств личности: ответственности за поступки, уважения к чужому мнению, образу жизни, любовь к ближнему.
Планируемые результаты урока:
1. Определяют и тему и цель урока с помощью учителя.
2. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Ориентируются в своей системе знаний.
Формируемые УУД:
Предметные: формируют умения понимать смысл произведения.
Метапредметные:
Познавательные:
· формируют умение ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте);
· формируют умение строить устное речевое высказывание;
· формируют умение объяснять смысл слов и выражений с опорой на текст;
· формируют умение определять чувства, мысли, переживания лирического героя.
Личностные:
· формируют мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку;
· способствуют проявлению познавательной инициативы, высказывают оценочные суждения.
Коммуникативные:
· формируют умение слушать и понимать других;
· формируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
· формируют умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные:
· развивают умение с помощью учителя определять и формулировать тему и цель урока.
Методы: проблемно – поисковые (побуждающие и подводящие к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод ( презентация)
Приёмы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос.
Оборудование: мультимедийное оборудование, учебники,
Я всего лишь хочу быть человеком.
Человек для меня – это редкость и праздник.
АП Платонов
Ход урока.
Этап Работа с текстом до чтения.
I. Антиципация (предвосхищение)
· Автор этого произведения вам уже знаком (Слайд – АП Платонов 2)
· Вспомните, что вы о нем знаете из биографии?
· Какие рассказы читали? – (Слайд - 3 «Неизвестный цветок».)
· О чём он пишет?
· Чем интересны его произведения?
Сегодня мы познакомимся с новым его произведением, но название вы попробуете составить сами. На слайде - 4 вы видите буквы (шкюа)попробуйте из этих букв составить название рассказа. Предположите - может ли так называться рассказ?
Итак, что получилось? (юшка).
II. Постановка темы и цели урока.
· Прочитайте заглавие рассказа. Подумайте о ком или о чем будем читать.
· Почему не можете предположить о чем пойдет речь в рассказе? (не знаем, кто такой или что такое юшка).
· Откройте учебник на с 95 рассмотрите иллюстрацию («Юшка». Художник И,И, Пчелко)
· Кого изобразил художник?
· Что еще видите на иллюстрации? (умение работать с иллюстрацией)
· Скажите о чем или ком будем читать? (о людях), значит Юшка – это человек.
Итак, сегодня на уроке мы будем читать и обсуждать рассказ А. Платонова «Юшка». Тему урока я не озвучиваю, она у нас не записана, но я хочу, чтобы мы с вами в ходе нашего диалога сами сформулировали её.
· Прочитайте эпиграф к теме нашего урока. Это слова А. П. Платонова, рассказ которого мы будем сегодня читать: «Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник».
Вы заметили, что автор не говорит о человеке, каким он должен быть: добрым, смелым, справедливым.
· Почему? ( У этого слова нет эпитетов – в слове «человек» заложены все высокие нравственные понятия: доброта, справедливость, милосердие. Раз ты человек, ты не можешь быть другим.)
Молодцы, за этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.
· Что такое добро? ( Это всё хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.)
А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца?
· А что вы знаете об имени Юшка? Что оно обозначает? (слайд )
Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Пустить юшку – избить до крови.
Юшка – навар мясной, рыбный, жидкая часть всего кушанья.
· Этап Работа с текстом вовремя чтения. Осмысление содержания.
Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации
· Какие вопросы до чтения у вас возникли?
Проверим свои предположения, прочитаем текст (умение высказывать предложения на основе работы с учебником, умение работать с информацией). Читать рассказ будем с остановками.
1. Чтение с остановками по отрывкам рассказа. Выявление первичного восприятия с анализом текста.
(от слов «Давно, в старинное время…» до слов «… вон Юшка уж спать пошел» - 1 остановка)
· Каким мы видим Юшку в начале произведения? («Старый на вид…мал ростом, худ, бедно одет»)
· Где жил и работал Юшка? (В кузнице при большой московской дороге)
Прогнозирование.
· Как вы думаете, что произойдет дальше? (предположения учеников)
Читаем от слов «А малые дети…» до слов. «что делать для любви, поэтому и терзают его» - 2 остановка.
· Как дети относились к Юшке? (бросали в него сухие ветки, камешки)
· Как Юшка реагировал на жестокость детей? (старик ничего не отвечал детям и не обижался на них)
Да, этот странный человек никогда не обижался на детей, а еще их жалел. Да и как их не жалеть, если это дети, в чьи чистые открытые сердца уже брошены семена ненависти и озлобления. И эти семена в детских сердцах дали свои страшные всходы. Дети больше всех обижали беззащитного, любящего их Юшку. Они хотели, чтобы тот на них разозлился, а он молчал, не отвечал детям, не трогал их. И только когда дети делали слишком больно, он говорил им: « Чего вы, родные мои, чего вы маленькие!.. Вы, должно быть любите меня!..» Но дети по – прежнему толкали его, смеялись над Юшкой. Они радовались тому, что можно с ним делать, что хочешь, а он им ничего не сделает.
· Почему Юшка верит, что дети любят его? (он нужен им , только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его. Зло для детей – источник радости и веселья, дети ждут зла в ответ на их зло. Это для них норма жизни.)
Прогнозирование
Предположите, что произойдет дальше.
Читаем от слов «Дома отцы и матери упрекали детей…» до слов «По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц» - 3 остановка.
· Как взрослые относились к Юшке? (тоже иногда обижали его)
· Как автор объясняет, почему взрослые обижали его? Докажите словами текста. (« У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью».)
· Почему Юшка безропотно переносит издевательства односельчан? Почему он их жалеет?
Юшка своим мудрым сердцем понял, как тяжело жить людям, им хотелось быть полезными и нужными, но где – то в глубине души они чувствовали, что разменяли, растратили свои душевные качества, что они никогда уже не ощутят полноты счастья и радости. Злые и жестокие односельчане не могут простить Юшке того, что он понимает их, жалеет их, и слепо мстят за свою пустую душу блаженному Юшке. Мстят за то, что он, бедный, увечный, больной, оказывается среди них счастливым. «Юшка жалел обидчиков за душевную слепоту, за их жестокое сердце, а не за зло, которое причиняли ему. Юшка понимал, что людям просто некуда приложить свои разум и силу. Люди умеют работать, а радоваться не умеют.
Прогнозирование
· Как вы думаете, что произойдет дальше?
Читаем от слов «По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц» до слов «Но год от года Юшка все белее слабел…»- 4 остановка.
· Юшке живётся тяжело. Но всё же есть место, где он вольнее начинает дышать. Где это происходит? (на природе)
· Прочитаем эпизод от слов «Уйдя далеко … » до слов «… шел весело дальше, как здоровый человек». Как вы можете прокомментировать эти слова? (Юшка тонко чувствует и любит природу. Он понимает то, что другие не видят и замечают. Оставшись наедине с природой, Юшка «целовал цветы», «гладил кору на деревьях», «чувствовал себя счастливым, здоровым человеком.»).
· Как этот эпизод помогает нам понять образ Юшки?
· Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое?
· Как изменяется Юшка на фоне природы?
Как все живущие, он хочет любви и сочувствия, но находит их только в мире природы, а не среди людей. Люди лишь потешаются, упрекают за безответную глупость и терзают его. Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью жуков, стрекоз, кузнечиков – живёт одним дыханием, одной живой радостью с этим миром.
· Изменяется ли стиль, язык рассказа здесь?
· Что появляется? (среди природы родилась мелодия – появились в тексте определения, эпитеты )
Прогнозирование
Что произойдет дальше?
Читаем от слов «Но год от года Юшка все более слабел… » до слов «К телу умершего…и мучил его при жизни» - 5 остановка
· Как приветствует прохожий Юшку? («Хотя бы ты помер», вместо «здравствуйте». «Веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться».)
· Как же можно обращаться к человеку с пожеланием смерти? Это ли не жестокость? (Люди боятся скуки, времени, когда они остаются наедине с собой, со своей совестью, которая их обличает).
· Как назвал прохожий Юшку? (Юродивый) Что значит слово юродивый?
«Юродивых считали божьими людьми, но в то же время дразнили и унижали». «Юшку при жизни били, он умер от побоев, но к телу умершего пришли проститься все, кто знал его».
ЮРО'ДИВЫЙ и (обл.) ЮРОДИ'ВЫЙ, ая, ое. Глуповатый, чудаковатый, безумный.. Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания
· Чем помешал Юшка «веселому прохожему»? («А чего я тебе, чем я вам мешаю!…Без меня тоже, значит, нельзя! Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…»
· Почему впервые Юшка «осерчал», а не разгневался? Может, не надо было серчать? (Юшка не может гневаться, по характеру он очень добрый. Он осерчал-то впервые. Обязательно надо было осерчать, нельзя всё время молчать!)
Значит, Юшка и гневаться-то не мог, не умел, потому что был добрый, с мягким сердцем. Описывая Юшку, автор обращает наше внимание на его глаза, которые «у него были белые, как у слепца». Слепец, который видел всё, видел сердцем.
· Как можно назвать такое всевидящее сердце? (Зрячее сердце)
· А жители городка? Ведь они зрячие, но какое у них сердце? (Слепое сердце)
Итак, Юшка- «слепец» со зрячим сердцем, жители- зрячие со слепым сердцем. Потому- то они не видят подлинного Юшку, всякий считает вправе себя упрекнуть его за «безответную глупость», кинуть в него камень (в прямом смысле слова), жестоко ранить словом.
· Найдите, как Юшка говорит о людских сердцах? Он где-нибудь называет сердце жестоким? ( «Народ меня без понятия любит, сердце в людях бывает слепое).
· Что значит слепое сердце?
· Прочитайте отрывок о смерти и похоронах Юшки и ответьте на вопросы: Раскаялись ли люди? Что стало с людьми после смерти Юшки? Что изменилось в их жизни?
· Кто пришел проститься с Юшкой? (все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним, и мучил его при жизни)
Ребята, проститься, значит, попросить прощения, простить себя? (Суффикс –ся – возвратный, он показывает, что действие направлено на себя. Я думаю, люди пришли «проститься» – простить себя, попросить прощения у Юшки за себя
· Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная черствость может стоить человеку жизни? (Да, душевная черствость прохожего стоила Юшке жизни. Умирает Юшка, обиженный жестокостью людей, их равнодушием, погибает, как цветок, растоптанный бездушным человеком.
· Почему людям без Юшки стало грустно жить? Докажите словами текста. (Однако без Юшки людям стало хуже . теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними , потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство).
· Значит, прав был Юшка, когда говорил, что люди любят его, сами того не понимая, как он им нужен? ( Да, прав. Он был мудрее их).
Прогнозирование
Что произойдет дальше?
Читаем от слов «Потом Юшку похоронили и забыли о нем…» до конца.
· Ожидали ли вы такой развязки?
· Что мы узнаем о Юшке после его смерти (что он воспитал девочку – сироту, что это он к ней ездил каждое лето, ради нее он во всем отказывал себе.)
· Помнит ли девушка добро Юшки? (Да, это добро дало щедрые плоды, девочка – сирота, « окончив учение на врача», приехала, «чтобы лечить людей»)
· Случайно ли приехавшую девушку называют «дочерью доброго Юшки»? («Много лет она работала в больнице для чахоточных» , « ни с кого не брала платы за свой труд», весь день лечила и утешала людей, не утомлялась утолять страдания, отдаляя смерть от ослабевших людей», как и Ефим Дмитриевич, которого все называли блаженным Юшкой, она несла людям милосердие и сострадание)
· Почему к Юшке приложены слова блаженный, сострадание, милосердие?
· Объясните смысл этих слов.
Словарная работа:
Сострадание – сочувствие чужому страданию, участие, пробужденное горем, несчастьем чужого человека.
Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.
Милосердие – готовность помочь кому – либо или простить из сострадания, человеколюбия; милосердный – человек, проявляющий милосердие.
Гуманизм – человечность в отношении к людям; гуманный – направленный на благо других, человеколюбивый, отзывчивый.
Блаженный – 1. в высшей степени счастливый, 2. юродивый – чудаковатый, помешанный или безумец, обладающий даром прорицания.
Сокровенный – 1. Нечто сокрытое до поры, дорогое, что открывается лишь самым близким, 2. Сокровище – большая ценность.
Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.
Смирный – покорный, тихий, спокойный.
· Есть ли среди них синонимы? (сочувствие – сострадание, кроткий - смирный).
· Работа с текстом после чтения.
Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
1. Концептуальная (смысловая беседа по тексту). Формирование основной идеи рассказа.
Давайте вернемся к началу рассказа.
· С чего начинается рассказ? (рассказывается о Юшке)
· Как звучит полное имя Юшки? (Ефим Дмитриевич)
· Обратимся к словарю имен. Читаем, что означает имя Ефим. (слайд Ефим – благочестивый, благожеланный, священный).
· Какой основной прием построения рассказа использует автор? (Антитеза) И в лексике, и в поведении героев, и в их описании. В «Юшке» Платонов воспевает добро, которое побеждает зло.
· Как этой мысли подчинена композиция рассказа? Давайте вспомним начальную сцену и финальную.
· Перекликаются ли они? (ДА) Такой прием называется обрамление, (Добро Юшки продолжила его приемная дочь, которой он помог получить образование).
· Какова на ваш взгляд тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми)
· А идея? (Сотвори добро в душе своей. )
· Как вы думаете, ребята, почему рассказ назван именно так? (Рассказ назван по имени его главного героя - Юшки. Значит, герой рассказа А.П. Платонова был дорог автору)
· Давайте сформулируем тему урока? Прочитайте следующие выражения, какая из них, по вашему мнению, больше всего подойдет к теме нашего урока: (слайд)
· «Сотвори добро в душе своей»,
· « Добро из добра является»,
· «Формула жизни по Платонову»,
· «Жить по законам человечности»,
· «Жизнь дана на добрые дела»,
· «Что значит быть человечным»,
· « Побеждай зло добром»,
· « Дорога добра»,
· «Все начинается с любви»,
· «Возлюби ближнего своего»,
· «Сострадание и уважение к человеку»,
· «Большое сердце Юшки»,
· « Прости нас, Юшка!»,
· « Будь человеком, человек!»
Проверка знания текста.
Тест по рассказу А. Платонова «Юшка».
1. Почему взрослого человека и взрослые , и дети называли по прозвищу (Юшкой)?
а) из-за пренебрежительного отношения к нему
б) относились к нему, как к ребёнку
в) не знали его настоящего имени
2. Каково авторское отношение к главному герою?
а) пренебрежительное
б) сострадательное
в) восхищённое
г) уважительное
3. Почему Юшка считал, что и дети, и взрослые его любят?
а) не допускал мысли о жестокости людей
б) был религиозным человеком
в) был глупым и ничего не понимал
4. Почему все были так жестоки с Юшкой?
а) он не мог постоять за себя
б) им было легко вымещать зло на безответном человеке
в) так они самоутверждались, ощущали себя сильными и властными
5. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?
а) им не на ком стало вымещать свою злобу
б) он был незаменим в кузнице
в) он был сельским праведником
6. Почему жизнь Юшки нельзя назвать бесполезной?
а) он учил людей доброте и терпимости
б) он поставил на ноги девушку-сироту
в) он помогал кузнецу
г) его приёмная дочь стала помогать больным людям
7. Почему Юшка никогда не пил чаю и не покупал себе новую одежду?
а) не имел денег
б) мог обходиться без этого
в) был скупым
г) копил деньги на доброе дело
Взаимопроверка. (слайд) Ответы к тесту по рассказу А. Платонова «Юшка».
1 – а
2 – б
3 – в
4 - б, в
5 – а
6 – б, в
7 – г
8 – г
Оценивание (слайд)
Итого:
«5» - 7 баллов
«4» - 5 баллов
«3» - 3 баллов
«2» - меньше 3 баллов
Знакомство с писателем.
Давайте познакомимся с биографией писателя, прослушав сообщение ученика.
Сообщение.
Детство и юность Платонова прошли на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Его отец работал слесарем в железнодорожных мастерских, семья была многодетная, бедная. Незадолго до революции умерла мать Андрея Платонова. Он остался старшим среди десяти сестер и братьев, поэтому в 14 лет был вынужден поступить на работу.
Работал Платонов «во многих местах, у многих хозяев» - разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтером. Он прошел суровую школу труда, на своей спине испытал «почем фунт лиха», и все это укрепило его веру в людей, закалило характер, научило многое в жизни понимать, сделало сердце чутким и отзывчивым. Платонов много читает, самостоятельно изучает основы наук, увлекается техникой, трудится над изобретениями. В это время, то есть в 15 – 16 лет, он впервые пробует свои силы в поэзии. Серьезное, уважительное отношение к настоящему художественному слову, к правдивой и умной книге Платонов пронес через всю свою жизнь.
В тяжелые для народа 20 – е годы Андрей Платонов бросился на борьбу с голодом в Поволжье. Отправился в далекие степные села. Голодал со всеми, как все, работал, не покладая рук.
В 1924 году Платонов оканчивает Политехнический институт и несколько лет работает инженером – мелиоратором и специалистом по электрификации сельского хозяйства Воронежской и Тамбовской губерниях. В 1927 году он переезжает в Москву, где вскоре оставляет службу, чтобы целиком отдаться литературной работе.
Скоро Платонов определился как вполне зрелый мастер, со своеобразным видением мира, только ему присущей манере письма. Платонов прожил недолгую жизнь. Он умер в 1951 году, а родился в 1899 году. Посчитайте, сколько лет он прожил? (около 2 лет). Умер в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулезом, наследием фронтовых дорог и сверхнапряжений. Настоящая его фамилия Клементьев.
· Что вас поразило в биографии писателя?
V. Рефлексия.()
· Какую важнейшую тему поднимает А.П. Платонов? (Тему милосердия, сострадания к людям, добра).
· Какие чувства у вас вызвал рассказ А. Платонова «Юшка»? (рассказ вызывает чувство жалости к Юшке, поражает бездушие, черствость односельчан к помощнику кузнеца, запомнилось чуткое сердце маленького незаметного человека)
· Над чем писатель заставил задуматься? (автор старается пробудить интерес и уважение к человеку, учит беречь человека, видеть хорошее в любом человеке, убеждает в том, что любой человек неповторим. Юшка говорит своему обидчику: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже свету нужен, без меня тоже нельзя»)
· Кому из вас хотелось в конце урока сказать герою произведения «Прости нас, Юшка»?
В Библии сказано: "Побеждай зло ДОБРОМ", именно так мы сформулировали тему нашего урока. . Главный герой рассказа А. Платонова "Юшка" жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий.
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали, а сейчас я хочу дать вам наказ, который вы должны пронести через всю свою жизнь.
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Еще печалью мир простужен,
Исподтишка грозит беда,
Ты должен быть кому-то нужен-
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти ее из клетки ввысь.
Ребята, я благодарю вас за урок и желаю каждому из вас иметь большое и доброе сердце и всегда сохранять человеческое достоинство
Список литературы:
1. Злыгостева Н.И. «Странный человек» в русской литературе//Литература в школе. – 1990. - №6,
2. Коровина В.Я. Литература в 7 классе. Методические советы. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995.
3. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e
Слайды для презентации.
Слайд 1
Портрет Платонова.
Слайд 2
«Неизвестный цветок».
Слайд 3
Составь слово из букв.
шкюа
Слайд 4
«Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник». А Платонов.
Слайд 5
Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Пустить юшку – избить до крови.
Юшка – навар мясной, рыбный, жидкая часть всего кушанья.
Слайд 6
«Юродивых считали божьими людьми, но в то же время дразнили и унижали». «Юшку при жизни били, он умер от побоев, но к телу умершего пришли проститься все, кто знал его».
ЮРО'ДИВЫЙ и (обл.) ЮРОДИ'ВЫЙ, ая, ое. Глуповатый, чудаковатый, безумный.. Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания
Слайд 7
Словарная работа:
Сострадание – сочувствие чужому страданию, участие, пробужденное горем, несчастьем чужого человека.
Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.
Милосердие – готовность помочь кому – либо или простить из сострадания, человеколюбия; милосердный – человек, проявляющий милосердие.
Гуманизм – человечность в отношении к людям; гуманный – направленный на благо других, человеколюбивый, отзывчивый.
Блаженный – 1. в высшей степени счастливый, 2. юродивый – чудаковатый, помешанный или безумец, обладающий даром прорицания.
Сокровенный – 1. Нечто сокрытое до поры, дорогое, что открывается лишь самым близким, 2. Сокровище – большая ценность.
Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.
Смирный – покорный, тихий, спокойный.
Слайд 8
1. «Сотвори добро в душе своей»,
2. « Добро из добра является»,
3. «Формула жизни по Платонову»,
4. «Жить по законам человечности»,
5. «Жизнь дана на добрые дела»,
6. «Что значит быть человечным»,
7. « Побеждай зло добром»,
8. « Дорога добра»,
9. «Все начинается с любви»,
10. «Возлюби ближнего своего»,
11. «Сострадание и уважение к человеку»,
12. «Большое сердце Юшки»,
13. « Прости нас, Юшка!»,
14. « Будь человеком, человек!»
Слайд 9
Ответы к тесту по рассказу А. Платонова «Юшка».
1 – а
2 – б
3 – в
4 - б, в
5 – а
6 – б, в
7 – г
8 – г
Слайд 10
Критерии оценивания теста.
«5» - 7 баллов
«4» - 5 баллов
«3» - 3 баллов
«2» - меньше 3 баллов
Карточка .
Тест по рассказу А. Платонова «Юшка».
2. Почему взрослого человека и взрослые , и дети называли по прозвищу (Юшкой)?
а) из-за пренебрежительного отношения к нему
б) относились к нему, как к ребёнку
в) не знали его настоящего имени
2. Каково авторское отношение к главному герою?
а) пренебрежительное
б) сострадательное
в) восхищённое
г) уважительное
3. Почему Юшка считал, что и дети, и взрослые его любят?
а) не допускал мысли о жестокости людей
б) был религиозным человеком
в) был глупым и ничего не понимал
4. Почему все были так жестоки с Юшкой?
а) он не мог постоять за себя
б) им было легко вымещать зло на безответном человеке
в) так они самоутверждались, ощущали себя сильными и властными
5. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?
а) им не на ком стало вымещать свою злобу
б) он был незаменим в кузнице
в) он был сельским праведником
6. Почему жизнь Юшки нельзя назвать бесполезной?
а) он учил людей доброте и терпимости
б) он поставил на ноги девушку-сироту
в) он помогал кузнецу
г) его приёмная дочь стала помогать больным людям
7. Почему Юшка никогда не пил чаю и не покупал себе новую одежду?
а) не имел денег
б) мог обходиться без этого
в) был скупым
г) копил деньги на доброе дело
Сообщение.
Краткая биография АП Платонова.
Детство и юность Платонова прошли на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Его отец работал слесарем в железнодорожных мастерских, семья была многодетная, бедная. Незадолго до революции умерла мать Андрея Платонова. Он остался старшим среди десяти сестер и братьев, поэтому в 14 лет был вынужден поступить на работу.
Работал Платонов «во многих местах, у многих хозяев» - разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтером. Он прошел суровую школу труда, на своей спине испытал «почем фунт лиха», и все это укрепило его веру в людей, закалило характер, научило многое в жизни понимать, сделало сердце чутким и отзывчивым. Платонов много читает, самостоятельно изучает основы наук, увлекается техникой, трудится над изобретениями. В это время, то есть в 15 – 16 лет, он впервые пробует свои силы в поэзии. Серьезное, уважительное отношение к настоящему художественному слову, к правдивой и умной книге Платонов пронес через всю свою жизнь.
В тяжелые для народа 20 – е годы Андрей Платонов бросился на борьбу с голодом в Поволжье. Отправился в далекие степные села. Голодал со всеми, как все, работал, не покладая рук.
В 1924 году Платонов оканчивает Политехнический институт и несколько лет работает инженером – мелиоратором и специалистом по электрификации сельского хозяйства Воронежской и Тамбовской губерниях. В 1927 году он переезжает в Москву, где вскоре оставляет службу, чтобы целиком отдаться литературной работе.
Скоро Платонов определился как вполне зрелый мастер, со своеобразным видением мира, только ему присущей манере письма. Платонов прожил недолгую жизнь. Он умер в 1951 году, а родился в 1899 году. Посчитайте, сколько лет он прожил? (около 2 лет). Умер в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулезом, наследием фронтовых дорог и сверхнапряжений. Настоящая его фамилия Клементьев.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.