Урок литературы в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"
Оценка 5

Урок литературы в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
14.01.2020
Урок литературы  в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"
Урок литературы в форме творческой мастерской-это такая форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию путём самостоятельного и коллективного открытия.
Носов Живое пламя.docx

 

Иркутская область

Братский район

МКОУ «Большеокинская СОШ»

 

 

 

          

Память,

опалённая войной

                                  

                                                                            

                                                  Разработал учитель

                                                                   русского языка и литературы

                                                                      Надежда Петровна Часовитина

                                   

 

 

 

 

 

                                                                                                      Евгений  Иванович  

                   Носов

                        1925-2002

 

 

                                                  Евгений Иванович Носов 

                                                                               принадлежит     к  поколению,

                                                           которое пришло в литературу,

                                                                               опалённую огнём войны.

                                                                                                    И.Баскевич.

 

 

           

                   На фронте  мне выпала тяжкая доля противотанкового  артиллериста.

Это постоянная дуэль с танками - кто кого… Или ты его, или, если промазал, он-

тебя… Уже в конце войны, в Восточной Пруссии, немецкий  «фердинанд» всё-таки поймал наше орудие  в прицел, и я полгода провалялся в госпитале в гипсовом панцире.

                 К сентябрю 1945 года врачи кое-как заштопали меня, и я вернулся в школу, чтобы продолжить прерванную учёбу. На занятия  я ходил в гимнастёрке (другой одежды не было), при орденах и медалях. Поначалу  меня принимали за нового учителя, и школьники почтительно здоровались со мной - ведь  я был старше многих из них на целую войну…

                Моей неизменной темой по-прежнему  остаётся  жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе  и ко всему современному бытию.

 

                                                                                       /Из автобиографии/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок  литературы в 7 классе

Тема:  Маки

Цели: 1.Увековечение  памяти о Победе  в Великой Отечественной войне, повышение

              исторической грамотности и патриотическое  воспитание молодежи.

            2. Развитие умений понимания и анализа   эпизода текста, высказывание 

                суждений, аргументаций. Умение подбирать  нужные слова в данном

                контексте рассуждения, выразительное  и смысловое   чтение.

            3.Воспитывать чуткое отношение к  художественному слову.

Уровень: повышенный.

Нравственный потенциал: идея синтеза  воспитания и обучения.

Теоретические понятия: нравственные категории - память, совесть.

Работа с художественным текстом: Е.И.Носов «Живое пламя», О. А. Маракаев

             «Первый букет», Ия Оранская «Красные маки войны», Николай Мшинский

             «Алые маки», Николай Агафонов «Маки-память о погибших».

 

Форма урока: мастерская - форма обучения  детей, которая создаёт условия для

              восхождения каждого участника  к новому знанию и новому опыту путём

              самостоятельного  или коллективного открытия.

 

Деятельность учителя  и обучающихся на уроке: атмосфера творческой 

              деятельности, создание условий для   саморазвития  индивидуальности

              ребёнка, диалог, сотворчество.

 

Творческая работа: индивидуальная, парная, групповая. Развитие воображения:

             рисование, составление  ассоциативных цепочек, написание эссе в форме

             письма в   прошлое.

Формы контроля: написание эссе, ответы на вопросы-размышления.

 

Наглядность: картины с изображением маков, творческие работы обучающихся,

             распечатанные  стихотворения и отрывки из художественных произведений.

 

 ТСО:  проектная установка для показа презентации, эпизода из кинофильма,

             музыкальные композиции.

 

Домашнее задание: написание эссе «Письмо  в прошлое» или «Что такое ПАМЯТЬ»?

 

 

 

                                                                                       Люди учатся  Знанию,

                                                                                       Люди учатся Памяти,

                                                                                       Люди  учатся Совести.

                                                                                                            Юрий Лотман.

  Этапы  урока

        Деятельность учителя

 Деятельность ученика

Организационный момент

          Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный  урок-мастерская. Мы будем  вести равноправный диалог и попытаемся на деле осуществить принцип

«все равны, все способны».

 

№ 1. Индуктор.

  Актуализация личного опыта каждого.

       Перед вами чистый лист бумаги.

Нарисуйте, пожалуйста, на нём цветы: маки.

      Попрошу вас откликнуться на рисунок своего одноклассника надписью или  символом, выразив  таким образом своё отношение.

       Посмотрите внимательно на

обновленный рисунок и проанализируйте: что  изменилось? Вас поняли? Не обидели?

1.Ребята рисуют на листах карандашом  или  в цвете.

2.Передают по часовой стрелке друг другу  листы  с изображением маков  и  оставляют надпись или рисунок-отклик.

3. Работа должна вернуться   к его художнику.

№ 2. Деконструкция

    Древняя легенда гласит, что многие люди продолжали работать ночью. Тогда мудрая Природа придумала сон, чтобы он успокаивал и заставлял спать. Однако,ему повиновались не все. Природе пришлось позаботиться о сновидениях, которые смогли бы отвлечь и заставить  забыться. И всё-таки ни Ночь, ни Сон, ни Сновидения  не смогли усыпить человека. Рассердился Сон и воткнул в землю царственный жезл. Сновидения окутали  жезл грёзами. Ночь вдохнула в него жизнь, и жезл  пустил корни, зазеленел и покрылся красивыми  цветами. Так появился на  земле мак. Его коробочки выделяют  млечный сок, который обладает снотворным  действием.

2. Подойдите к  столу и выберете для себя  карточку - информатор. Поработайте в паре.

1.Ребята  расширяют представление о маках, пользуясь  карточками, дописывают себе информацию  на   второй лист из выбранных текстов.

2.Работают в паре  распределяя, кто читает выразительно отрывок,  а  кто комментируют.

 (стихи, рассказы, легенды,

   картины с изображением

    маков).      

Вот маки бутоны  раскрыли

 И жадно на небо  глядят,

 И машут, как бабочки,

                           крыльями.

Того и гляди улетят.

№ 3 Социализация

      А сейчас вы должны  рассказать ребятам о том, что нового  узнали  об этом цветке, готовясь к выступлению.

 

  Какие ассоциации (спонтанные  идеи, образы) возникают у вас, когда предоставляете   информацию?

1. Рассказывают участникам группы, что нового узнали из карточки-информатора.

2. Понравившиеся мысли других  выступающих мастерской могут записы-вать, обогащая тем самым словарный запас.

 

   Обратите внимание на окраску цветов, она имеет особое истолкование.

     Красный цвет   самый яркий,  он символизирует  жизнь,  кровь, любовь, страсть,  свободу, огонь, праздник.

3. У ребят начинают появляться  ассоциации с огнем, пламенем, факелом.

Цветопись (факелы зажженные,  языки пламени, алые  лепестки,              

 вспыхивали    трепетно-                                                                                 ярким огнем, то густым багрянцем, слепили яркостью.                    

 

    А сейчас мы распределимся на 3 группы и прочитаем    три разных  отрывка из одного и того же произведения.  В группах  подготовите ответы.

      Раздаю ребятам  отрывки  из рассказа И.И.Носова «Живое пламя».

Работают  в   трех группах: читают отрывки, отвечают на вопросы, подбирают цитаты. Готовят защиту своего выступления.

№ 4

Реконструкция

Презентация выступлений в группах

Составление ассоциативных кругов «Жизнь мака  и жизнь человека».

№ 5 Рефлексия

Написание творческого продукта

 «Письмо в прошлое» или

 «Что такое память?»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

   

           Звучит песня  «Маки, маки, красные маки» (https://yadi.sk/i/AtOwoKrg2obEhA ).  Написал поэт-фронтовик Григорий Поженян. Впервые композиция Юрия Антонова о цветах, окрашенных в  цвет крови павших солдат, прозвучала в 1982 году в кинофильме «Взять живым». Красные маки  ассоциируются  с горькой памятью и с совестью  Земли.

1. На Федюнинских  холмах тишина.                        2. Над Сапун-горой цветут тополя.

    Над Малаховым курганом сны.                                  Над Сапун-горой летят журавли,

    Будто  не было  войны, но война                                И плывут из края в край  по полям

    Похоронена на  дне тишины.                                      Маки, маки-совесть Земли.

    И, казалось бы, всему  вышел  срок.                          И, казалось бы, ну что  в том за страсть?

    Много лет  менялась в море  вода.                             Много лет они пылают в траве.

    А как выйдешь, как шагнёшь  за порог-                    Ах, как  хочется в те травы  упасть,

    И от маков  не уйти никуда.                                        В красных маках  полежать на земле.

                                           Припев: Маки, маки, красные маки,

                                                          Горькая память  Земли,

                                                          Неужели  вам снятся атаки,

                                                          Неужели  вам снятся атаки

                                                         Тех, кто с этих холмов не пришли?

 

        № 1. Индуктор. Актуализация личного опыта каждого.

 

 

№ 2. Деконструкция

  

       № 3 .Социализация

                        Ия Оранская                                      Красные маки войны

      И маки красные цветут
На землях скорбных там и тут.      
Откуда в августе они?
Спроси об этом у войны…            
    Спроси об этом у войны
У тех героев, что страны
Отныне верные сыны,
Что полегли в тот красный мак
И кровью обагрили стяг.
И в землю кровь проникла так,
Что вырос там лишь красный мак.
   Цветет. И память там живет
О тех, лежит кто без тревог,
Кто жизнь отдал без лишних слов
Кто защитил земли остОв.
   Опавших маков лепестки
Закрыли взоры от тоски.
Те лепестки горят как кровь
И память проливают вновь
На подвиги сынов чужих,
Что сохранили жизнь моих.

                     Николай Мшинский

          Алые маки
Вспыхнут, вспыхнут алые маки
На полях ушедшей войны,
Где солдаты после атаки
Спят и видят вечные сны.

Снится им родная сторонка.
Снится им родительский дом.
И летит, летит "похоронка"
Треугольным синим письмом.

Не спеши, бумажный листочек.
Беспощадный горя клочок.
Приговор из нескольких строчек.
Задержись в пути на чуток.                     
На войне ведь всяко бывает.
"Похоронки" тоже ведь врут...
В небе звезды вспыхнут и тают.
День Победы... Майский салют

 

На полях былых сражений
Распустились маки,
Распустились для солдат,
Пока нет атаки
       А, атак уж, нет давно,
И войны, тем боле:
Это тысячи солдат
Обступили поле
      Защищая, край родной,
Землю обнимали,
А погибшие в бою,
Маками вставали
     Маки-мужества цветы
Поле обступили
И от скорби тех потерь,
Головы склонили...
       И стоят цветок-к цветку,
Полыхает поле:
То, солдатские сердца,
Рдеют на просторе
      Поле памяти войны,
НЕТ! Кричит — атакам,
Просит поле у людей:
Поклонитесь, макам…

               Агафонов Николай  

Маки - память о погибших
Версия для печати
В тех местах, где шла жестокая война,
Спят бойцы, что защитили честь страны,
Стережёт покой их мёртвый тишина
С той победной и волнующей весны.
     И, казалось бы, давно уж вышел срок,
Протекло сквозь пальцы время, как вода,
Но жестокий преподали нам урок -
Не забыть пролитой крови никогда!
     На полях, где шли тяжёлые бои,
Захлестнёт нас маков красная волна,
И поют погибшим снова соловьи,
Чтит их память наша гордая страна.
   Смирно, словно в карауле, тополя,
И летят, курлыча, клином журавли,
И цветут, без края, маки по полям -
Кровь солдат, что там когда - то полегли.
    Маки красные свою имеют власть:
Так взывают к нам солдаты из земли,
Чтобы снова тишина не взорвалась,
Чтобы память о погибших пронесли...

 

   Карточки-информаторы

           Мак - мифопоэтический образ - знак сна и смерти, а цветущий - небывалой красоты, также символ неувядаемой молодости и женского очарования. Символ Великой Матери, означающий Мать-Деву, ночь. Посвящен всем лунным и ночным божествам. Символизирует плодовитость, плодородие, забвение, праздность .Кроваво-красный мак олицетворяет страдания Христа и сон смерти. Греко-римская традиция: период сна и смерти растительного мира, эмблема Деметры (Цереры), Персефоны, Венеры, Гипноса и Морфея.


     Есть несколько легенд и мифов, связанных с появлением мака. Когда Господь создал землю, животных и растения, все были счастливы, кроме Ночи. Как ни старалась она при помощи звезд и светящихся жучков рассеять свой глубокий мрак, слишком много красот природы она скрывала, чем всех отталкивала от себя. Тогда Господь создал Сон, сновидения и грезы, и вместе с Ночью они стали желанными гостями. Со временем в людях пробудились страсти, один из людей даже задумал убить своего брата. Сон хотел остановить его, но грехи этого человека мешали ему подойти. Тогда Сон в гневе воткнул свой волшебный жезл в землю, а Ночь вдохнула в него жизнь. Жезл пустил корни, зазеленел и, сохраняя свою вызывающую сон силу, превратился в мак.

 


Мак служил символом плодородия из-за своей большой плодовитости. Поэтому он является постоянным атрибутом Геры (Юноны) - богини плодородия и супружества. Храм и статуя богини плодородия и супружества - Геры (Юноны) на острове Самос украшались маковыми головками. С маком в руке всегда изображалась богиня жатвы - Церера (Демитра). Из цветков мака и хлебных колосьев плели венки, которыми украшали ее статуи. Часто саму богиню называли Меконой (от греческого mecon, makon - мак).

Древние греки считали, что этот цветок был сотворен богом сна Гипносом для Деметры, когда она настолько устала в поисках своей пропавшей дочери Персефоны, которую украл Аид, повелитель подземного царства мертвых, что не могла более обеспечивать рост хлебов. Тогда Гипнос дал ей мака, чтобы она заснула и отдохнула.
С маком иногда изображали Персефону - ее представляли обвитой гирляндами маковых цветов - как символ спускающегося на землю в это время покоя. По древнеримской легенде - он вырос из слез Венеры, которые она проливала, узнав о смерти прекрасного юноши Адониса. Согласно буддийской легенде, мак вырос на земле, которую коснулись ресницы засыпающего Будды.


      Мак называют "слепой удар", поскольку яркий красный цвет мака действует ослепляюще, и "слабая голова", т.к. запах его цветов вызывает головную боль. Этот цветок является атрибутом Гипноса. Его изображали в виде лежащего или сидящего юноши или ангела с опущенными крыльями, несущего в руках маковые головки, иногда с венком из маковых головок на голове.
"Прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон..."
Он был атрибутом бога смерти - Танатоса, поэтому его изображали в виде юноши с венком из мака, но с черными крыльями, в черном одеянии и гасящего опрокинутый горящий факел. Царство сна Морфея было засажено маками.


        Мак так же считается цветком ангелов, так как его употребляют для украшения церквей в день Сошествия Святого Духа. Маленькие дети, одетые ангелочками, идут в этот день в процессии перед священником, несущим Святые дары, и осыпают дорогу перед ним маковыми цветками.
Усыпляющие и обезболивающие свойства мака были хорошо известны во времена античности. Теофраст, которого называют "отцом ботаники", дал весьма чёткое описание мака и его целебных свойств. В древних медицинских рукописях маковый сок упоминается как напиток, погружающий человека в сон на время хирургических операций. Гомер писал, что Елена Прекрасная облегчала маковым соком страдания воинов, раненных во время Троянской войны. Вергилий назвал мак "lathean" - "дающий забвение". Гиппократ говорил, что маковый сок может служить питательным и укрепляющим средством. Диоскорид предупреждал, что сок мака может убить, если его выпить слишком много.

          

           Существующее во многих местностях поверье, будто мак растет всегда в обилии на полях битв. Главным основанием этого народного поверья послужила, конечно, красно-кровавая окраска его цветов. Но на самом деле обилие здесь мака легко объясняется тем, что на этих полях обыкновенно не пускают пастись скот, вследствие чего мак имеет больше времени для вызревания и, рассевая ежегодно многочисленные семена, со временем чуть не сплошь покрывает эти поля своими ярко-красными цветами. Народ, однако, уверен, что это не цветы, это кровь убитых, которая поднимается из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит живых молиться об упокоении грешных душ погибших. Детей запугивают тем, чтобы они не ходили на поля мака, так как цветы его высасывают кровь. И называют их "sprokelloem" -"цветы привидений".

I  группа

II  группа

III группа

1.Прочитать отрывок

1.Прочитать отрывок

1.Прочитать отрывок

2.Ответить на вопросы:

 - как главные герои оценивают

    образ мака?

-выписать и прокомментировать

  цитату из отрывка.

2.Ответить на вопросы:

- как  образ мака отражен в

    данном отрывке?

- изменилось ли  отношение тети Оли  к цветам?

-выписать и прокомментировать

  цитату из отрывка.

2.Ответить на вопросы:

- как изменилась клумба?

- отношение тети Оли  к макам?

 

-выписать и прокомментировать

  цитату из отрывка

 

№ 4 .Реконструкция                        

Работа в группах

I  группа

II  группа

III группа

1.Прочитать отрывок

(с.183 со слов «Ольга Петровна, а что это?..»  до «..А остальные все выполола».)

1.Прочитать отрывок

(с.183 со слов «Когда  я снимал..» до слов « И у людей так бывает».)

1.Прочитать отрывок

(с.185 «Мне уже рассказывали.» до  слов «Чтобы не дать погаснуть живому огню».)

            Ответить на вопросы и из каждой части выписать основную цитату и прокомментировать её.

2.Как главные герои оценивают

   образ мака?

!!! «Вспыхнул и сразу  сгорел».

«А лоб у нее, точно мрамор,бел. А щёки  горят, будто маков  цвет».

2.Как  образ мака отражен в

  данном отрывке? Изменилось ли  отношение тети Оли  к цветам.

!!! «Короткая у него жизнь.   Зато без оглядки, в полную силу прожита».

2.Какие изменения произощли ? Как тетя Оля стала относиться к макам?

!!! «Не дать погаснуть живому огню».

                                                                   Комментарий учителя

В начале рассказа  маки выступают предметом спора  главных героев: для повествователя в маках -живая красота, он говорит это через народную песню. Для хозяйки мак - цветок недолговечный, который  «Для клумбы  никак не подходит».

«Всё лето  торчит колотушка, только вид портит».

Упоминание о маках появляется в самом конце, но вся часть пронизана ощущением жизни: прохлада в домике,  образ жасминового куста, воспоминания  хозяйки о сыне Алексее, который любил квас и жил в комнате, где сейчас висит его портрет, и в словах: «Живи на здоровье».

Описание пёстрой  красоты  цветущей клумбы динамично за счёт глаголов: расстилался, опоясывала, пестрели, раскачивались.

 Маки сразу выделяются положением в центре и над остальными цветами.

Кульминация рассказа - цветение маков- семантика огня.

                                   Смысловые цепочки, средства выразительности

Сравнение.

Сын Алексей- комната  была его- располагайся, живи -маки твои поднялись.

Эпитеты со значением  различных оттенков красного цвета: алый, трепетно-яркий, густой багрянец.

 

Метафоры:

«Издали маки походили на зажженные факелы», «С живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени».

Цветопись.

Динамизм образа: цветение маков как горение. «Лёгкий ветер  чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные  алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым румянцем».

Метафора: «Казалось, что, стоит только прикоснуться- сразу опалят !»

Соотношение жизни маков  и человека. Сгорел (отцвел) о цветке и  сгорел(ярко прожил жизнь) по отношению к человеку.

Судьба сына  тети Оли, военного летчика-героя, образно передаётся словом СГОРЕЛ, которое прочитывается м в прямом и в переносном смысле (сгорел в самолёте, совершив подвиг; сгорел, то есть прожил короткую жизнь, но «без оглядки, в полную силу» - героически).

   Мотив памяти - развитие образа огня  («лепестки, точно искры», «огненные языки») и  жизни («из влажной, полной  жизненной  силы земли, подымались все новые и новые  туго свернутые бутоны»).

   Маки -ключевой образ  рассказа: он проходит  через всё повествование и приобретает особый смысл в метафорическом названии рассказа «Живое пламя»: это и  цветущие маки, и жизнь человека, подобная им, и вечная память о людях, проживших короткую, яркую жизнь.

        

 

1 группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группа

                    

                

 

3 группа

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   с днем победы.jpg                                                                                                                                   

 

  маки войны.jpg            https://www.stihi.ru/pics/2014/09/15/4001.jpg

 

https://i.mycdn.me/image?id=854725426250&t=3&plc=WEB&tkn=*cp4z-jwn2Ilb8l--X9T14SUqaYk             article170063.jpg

 

 

                            

                    

 

 

Урок литературы в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы  в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы  в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы  в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы  в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы  в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы  в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы  в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы  в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы  в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы  в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы  в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы  в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"

Урок литературы  в 7 классе в форме творческой мастерской по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2020