Урок литературы в 8-м классе«В чём загадка Мцыри? Особенности поэмы М.Ю. Лермонтова» с применением элементов кейс-технологии
Оценка 5

Урок литературы в 8-м классе«В чём загадка Мцыри? Особенности поэмы М.Ю. Лермонтова» с применением элементов кейс-технологии

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
05.12.2022
Урок литературы в 8-м классе«В чём загадка Мцыри? Особенности поэмы М.Ю. Лермонтова» с применением элементов кейс-технологии
Урок литературы в 8-м классе с применением элементов кейс-технологии.Цель урока: решение проблемного вопроса через групповую работу с кейсом, умение осознанно строить своё высказывание
План-конспект урока с использованием кейс-технологии.doc

Урок литературы в 8-м классе  с применением элементов кейс-технологии

Составила и провела

 учитель русского языка и литературы

 МАОУ «Сергинская СОШ»

Катаева Наталья Павловна

5.12.2022г.

 

Тема урока: «В чём загадка Мцыри? Особенности поэмы М.Ю. Лермонтова».

Цель урока: решение проблемного вопроса через работу с кейсом, умение осознанно строить своё высказывание

Задачи:

углубить знания учеников о творчестве М.Ю.Лермонтова;

воспитывать  любовь к Родине, к литературе;

обогащать внутренний мир учеников;

 расширять образное мышление, поэтическое видение мира;

развивать навык работы в группе, способность, умение и навык по анализу и переработке данной информации

Оборудование:

учебник литературы 8кл. под ред. В.Я.Коровиной, презентация с фотографиями Кавказа, кейс с заданиями и материалом для нахождения ответов на проблемные вопросы: статьи из разных словарей, раскрывающие  значение слова «свобода», выдержки из статьи «Романтизм в литературе - основные черты, признаки и жанры направления».

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

В 1839 году опубликованную поэму «Мцыри» Лермонтов сопроводил пояснением заглавия: «Мцыри на грузинском языке значит « неслужащий монах», нечто вроде послушника». Это нерусское слово имеет двойной смысл – пришелец, чужеземец и одинокий человек. 
В чём особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей? Сегодня мы постараемся ответить на этот непростой вопрос.

 

II. Работа с кейсом: выполнение  кейс-задания по группам.

Задание для 1-й  группы  Почему Мцыри-романтический герой? Докажите.

-Определите тему поэмы.

-Какие образы предстают в поэме. Назовите.

Примерный ответ учеников:

Мцыри одинок, его образ наделен некоторой таинственностью. Он смел и отважен. Но в отличие от байроновского героя он не был избалован вниманием женщин. Он вообще не знал женской ласки.

Романтическому герою присуща любовь к свободе, жажда свободы. И Мцыри полностью отвечает этому требованию образа романтического героя. Он с ранних лет вынашивал мечту о свободе, бежит из монастыря, чтобы обрести свободу.

Мцыри умеет любить. Он восторгается красотой природы, гор, водопадов, которые видит вокруг себя. Его восхищает молодая грузинка. В нем живет глубокое чувство любви и преданности к родным, которых, к сожалению, ему не суждено никогда увидеть.

Мцыри рад был бы показать свою удаль и бесстрашие, сразиться с врагами, любить женщину. Но это ему не суждено. Романтический герой Лермонтова почти идеален. Он страдает. И это не о нем говорит В. В. Набоков: «не в ладах и с раем, и с адом, и с богами, и с людьми». Тем не менее, Мцыри романтический герой. Он не в ладах лишь с самим собой.

 Главенствующей темой «Мцыри» является свобода физическая и духовная. Тема одиночества: именно одиночество среди чуждых по духу людей вынудило героя совершить побег из ненавистных стен монастыря. На втором плане остаются темы войны и любви: сиротой он стал по вине войны, а встреча с молодой девушкой разбудила в нём незнакомые чувства.

Композиция – Поэма разделена на две части. В первых двух главах дана экспозиция – рассказ о том, как Мцыри попал в монастырь, его жизнь в тех стенах. Затем происходит завязка сюжета – побег из плена. Во второй, большей части поэмы, звучит исповедь беглеца о его свободной жизни, продолжавшейся всего лишь несколько дней.

Задание для 2-й  группы: Три дня счастья на воле стоят целой жизни?

Биография Мцыри. Какой была жизнь Мцыри? Перечислите.(Гл.2,- 9,12,15,16,21)

Внутренний мир героя: о чём мечтает, какие чувства испытывает в монастыре и на свободе?

Примерный ответ учеников:

В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» трагическая судьба мальчика-горца. Оторванный в раннем детстве от семьи, он был вынужден жить в чужом краю, в монастыре, навсегда забыв о свободе и простом человеческом счастье. Характеристика Мцыри позволяет понять, насколько важными для главного героя являются такие понятия, как свобода, родина, семья. Желая хотя бы на мгновение почувствовать себя свободным человеком, вкусить всю полноту и разнообразие жизни, оказаться на родине, он без раздумий рискует собой и в итоге погибает.

Мцыри попадает в монастырь ещё ребенком, которого в качестве трофея вёз с собой русский генерал. Однако из-за болезни мальчика пришлось оставить на попечение монахам.

«Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути…»

«Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен».(Глава 2)

Мцыри был оторван от отчего дома в возрасте шести лет.

«Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник».

Мцыри родом из горного аула на Кавказе.

«Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил…» (Глава 6)

«И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул…» (Глава 7)

Семья героя была большой и дружной. Отец Мцыри был отважным воином. У мальчика также были старшие сёстры.

«А мой отец? он как живой
В своей одежде боевой
Являлся мне, и помнил я
Кольчуги звон, и блеск ружья,
И гордый непреклонный взор,
И молодых моих сестер…
«И вспомнил я наш мирный дом
И пред вечерним очагом
Рассказы долгие о том,
Как жили люди прежних дней,
Когда был мир еще пышней».(Глава 7)

В монастыре Мцыри крестят в православную веру. Повзрослев, он намеревается принять монашеский обет, полагая, что его жизнь погублена безвозвратно.

«Был окрещен святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет».

После побега из монастыря и трёхдневного блуждания Мцыри теряет последние силы, его находят при смерти.

 «Три дня все поиски по нем
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли». (Глава 2)

«Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли.
Он страшно бледен был и худ
И слаб, как будто долгий труд,
Болезнь иль голод испытал».

Черты характера и поступки

С раннего детства Мцыри отличается стойким, волевым, гордым характером — таким же, как и у всех горцев.

«…Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал». «И если б хоть минутный крик
Мне изменил — клянусь, старик,
Я б вырвал слабый мой язык». (Глава 15)

«Ты помнишь детские года:
Слезы не знал я никогда…» (Глава 16)

В монастыре Мцыри долгое время не может привыкнуть к своей неволе. Он избегает всякого общения, дичится людей. Монастырь для Мцыри является тюрьмой.

«Но, чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Томим неясною тоской
По стороне своей родной». (Глава 2)

«Я мало жил, и жил в плену».

 «Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах…» (Глава 4)

«На мне печать свою тюрьма
Оставила…» (Глава 21)

Несмотря на ненависть к своим похитителям, Мцыри сохраняет в себе человечность. Он никому никогда не причинил зла.

«Но людям я не делал зла».

Превыше всего Мцыри ценит свободу, ради которой готов отдать собственную жизнь. Он страстно мечтает о свободной, полной событиями жизни.

«Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог».

«Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы».  (Глава 3)

«Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил,— я также мог бы жить!»

Особенно сильно угнетает Мцыри тот факт, что он влачит жалкую жизнь пленника и не имеет даже малейшего шанса вновь вернуться в свою семью.

«И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой».

Мцыри страдает от того, что лишен родительской любви, родных, друзей.

« Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!»

«Я никому не мог сказать
Священных слов “отец” и “мать”» ( Глава 4)

Жизнь в ненавистном монастыре, вдали от родины, так сильно угнетает Мцыри, что он даёт себе клятву вырваться из неволи.

«Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной».( Глава 4)

«Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы». ( Глава 8)

«Я цель одну —
Пройти в родимую страну —
Имел в душе…» (Глава 14)

Мцыри — бесстрашный юноша, который не боится смерти.

«Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине». (Глава 5)

«Но страх не сжал души моей…»(Глава 9)

«Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна!» (Глава 11)

Свободолюбивая, неспокойная душа Мцыри ликует, когда ему удаётся бежать из монастыря. Он всем сердцем радуется грозе, ненастью, которое олицетворяет для него истинную, свободную жизнь.

«Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…» Источник: Глава 8

«Мне было весело вдохнуть
В мою измученную грудь
Ночную свежесть тех лесов…» Источник: Глава 9

В попытке отыскать дорогу домой Мцыри блуждает по окрестностям в течение трёх дней. И эти дни становятся для него самыми счастливыми.

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей».
(Глава 8)

Юное, пылкое сердце Мцыри готово любить. При виде красавицы-грузинки в нём просыпаются ранее неведомые чувства.

Задание для 3-й  группы:  Мцыри- свободная, сильная личность?

-Установите понятие «свобода» по словарным статьям.

-В чём состоит свобода Мцыри?

-Какова идея произведения?

Примерный ответ учеников:

С философской точки зрения  свобода-это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке значение слова- отсутствие внешнего принуждения, ограничений.

Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

Мцыри хотел быть свободным и независимым человеком.

Монастырь так и не стал ему домом, что родных душ здесь нет,и это всё кажется добровольным пленом. Мальчик хотел увидеть место, где родился. Мальчик видел горы, безмятежное небо, солнце, реки. Он хотел увидеть вольную жизнь и увидел, но это стоило ему жизни. В схватке с барсом Мцыри получил смертельные раны, которые ничем нельзя залечить. Всё-таки человек рождённый на воле, на свободных просторах становится диким, даже если он прожил достаточное время в социальном обществе.  Это ощущение свободы невозможно купить или продать. Никакие деньги не смогут вернуть её. Мцыри умирает непобеждённым и это его главная заслуга. Быть стойким, целеустремлённым, верным, отважным, быть приверженцем одной идеологии и никогда не сдаваться.

Для Мцыри свобода была всем. Ради неё он не побоялся рискнуть собственной жизнью. Герой борется за свободу, он бегает, дерётся на смерть и рискует всем, чем может, чтобы добыть свою свободу. К сожалению, этого сделать не удалось, и герой умирает. Смерть – лучший выход в данной ситуации, поскольку она сделает Мцыри свободным, осуществив его мечту.

 Основная мысль этой поэмы в том, что счастье человека в свободе. Пусть эта свобода будет недолгой, но она всё равно лучше многих лет, прожитых в неволе. Человек не должен смириться с тем, что кто-то выбирает судьбу за него.

III. Выступления  учеников по группам. Заслушиваются развёрнутые ответы на проблемные  вопросы.

Ответ на вопрос, заданный в начале урока.

-В чём особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей?

ВЫВОД: Мцыри дано было пережить несколько мгновений подлинной жизни. Эти три дня перечеркнули жизнь в монастыре. Жизнь на свободе – это пример героического поведения, жажды иной жизни, несовместимой с прошлым. Лермонтов рассказывал о трагических метаниях по кругу к обретению недостижимой цели, об обречённости героя, но, тем не менее, он с уважением относился к своему герою, к его стремлению изменить свою жизнь.
В поэме «Мцыри» поставлены серьёзные моральные и философские вопросы о смысле жизни, о любви и смерти, о человеке и обществе. Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из это окружения люде, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях.
Когда Мцыри задал вопрос:

… прекрасна ли земля.
… для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?

Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.

 

IV.Рефлексия(незаконченное предложение)

Сегодня я

 -узнал…

-понял…

-повторил…

-учился…

-было трудно…

-теперь я могу

V. Домашнее задание: написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»

 

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1.Г.И. Беленький «От наблюдений над композицией к постижению идейного смысла произведения», М., «Просвещение», 1968г.

2.Д.Е. Максимов «Поэзия Лермонтова» М-Л., «Наука», 1964 г

3.https://obrazovaka.ru/sochinenie/mcyri/analiz-poemy-lermontova.html

4. https://glosum.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0

 

5. https://scienceforum.ru/2013/article/2013007555

 

6. https://nauka.club/literatura/romantizm.html

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Романтизм в литературе - основные черты, признаки и жанры направления

В конце XVIII — начале XIX вв. в Европе происходили большие социальные потрясения, которые затронули все сферы жизни общества. Этот период запомнился Великой французской революцией и началом национально-освободительного движения. События отразились на творческих личностях, что привело к возникновению романтизма в литературе и других видах искусства. История возникновения и определение

В начале XIX века философы открыто выражали сомнения в идеальности преобразованного мира. Они пытались осмыслить происходящее и в то же время уйти от действительности, что привело к формированию нового идейного направления — романтизма. Это определение возникло в Германии. С 1798 года немецкие писатели стали применять новое понятие в своих произведениях. Слово «романтизм» происходит от французского romantisme, что в переводе означает «романтика», «романтичный». В XVIII веке понятие использовали, чтобы описать что-то странное и фантастическое. Именно эти слова отражали суть новой эпохи. Романтизм быстро распространился по всей Европе и Америке.

Главные признаки романтизма:

Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу. Романтическое двоемирие.

Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни.

 Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.

Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности.

Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия.

 Романтики старались переосмыслить религию. Они называли её ощущением бесконечности.

В литературе мировоззрение романтиков отражено в образе героев. Главное действующее лицо представлено сложной личностью с глубоким внутренним миром и стремлением к свободе. Яркая натура противостояла мрачной реальности. В этом проявлялся образ «лишнего человека» и раскрывалась тема одиночества. В романтических произведениях авторы призывали восстановить единство человека с природой.

Герой, не испорченный цивилизацией, характеризовался простодушием и самоотверженностью.

Он также мог быть сильной личностью с необузданной энергией. В произведениях такая натура выступала против несправедливого общества, которое она считала «мировым злом».

 Но судьба таких личностей обычно заканчивалась трагично: им приходилось подчиняться законам мира, чтобы выжить. Следует отметить, что романтический герой не обязательно выступал положительным персонажем. Русские писатели-романтики

В русском романтизме писатели утвердили новую сущность и значение поэзии, которая стала самостоятельной областью искусства. В произведениях выражались высшие стремления и идеалы личности. Поэзия уже не казалась простым и забавляющим развлечением. Этот вид искусства начали воспринимать серьёзно, когда русские поэты начали писать об одиночестве и страданиях главных героев. Основоположником романтизма в России стал В. А. Жуковский.

Вершиной этого направления в России считались работы М. Ю. Лермонтова, которого называли «русский Байрон». Работы писателей-романтиков заставили общество признать чувства и мысли отдельного человека высшей ценностью жизни. В середине XIX века романтизм уступил место реализму. Однако до конца этого столетия многие литераторы продолжали писать в жанрах этого направления. К началу XX века сформировался неоромантизм.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задание

Прочитайте, что такое свобода и проанализируйте, какое значение этого слова отражено в  поэме «Мцыри»

Значение слова «Свобода»

В словаре Ожегова

СВОБОДА, -ы, х. 1. В философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. С. воли (философская категория, отражающая понятие свободы или предопределенности действий, поступков субъекта).

2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-н. класса, всего общества или его членов. С. совести (право исповедовать любую религию или не придерживаться никакого вероисповедания). С. слова. С. печати. С. личности (неприкосновенность личностижилищатайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений, свобода совести). С. собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Борцы за свободу народа. Завоевать свобо-o ду. 3. Вообще - отсутствие каких-н. ограничений, стеснений в чем-н. Дать детям || больше свободы. 4. Состояние того, кто не находиться в заключении, в неволе. Выпустить на свободу. * На свободе - на досуге, в свободное от работы, занятий время. Побеседуем как-н. на свободе, не торопясь. Свобода рук (книжн.) - ничем не ограниченная возможность действовать.

В словаре Ефремовой

Ударение: свобо́да ж.

1.     Отсутствие политического и экономического гнета, стеснений и ограничений в общественной жизни.

2.     Государственная независимость, суверенитет.

1.     Отсутствие крепостной зависимости, рабства.

2.     Освобождение от крепостной зависимости, рабства.

3.     Состояние того, кто не находится в заключении, под арестом, в неволе.

4.     Отсутствие зависимости от кого-л., возможность располагать собою по собственному усмотрению, желанию.

5.     Отсутствие запретов, ограничений.

6.     Избавление от чего-л. стесняющего, связывающего, тяготеющего над кем-л.

7.     Возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества (в философии).

9)

1.     Легкость, отсутствие затруднений.

2.     Естественность, непринужденность (в позе, движениях и т.п.).

10)

3.     Простота, непринужденность, отсутствие натянутости (в поведении, обращении и т.п.).

4.     Излишняя непринужденность, развязность.

8.     разг. Раздольепростор, воля.

9.     разг. Незаполненное трудом, занятиями время; досуг.

В словаре Д.Н. Ушакова

СВОБО́ДА, свободы, ·жен.
1. 
только ед. Возможность проявления субъекта своей воли (см. воля в 1 ·знач.; филос.). «- Энгельс говорит: "Гегель первый правильно представил соотношение свободы и необходимости. Для него Свобода есть познание необходимости".» Ленин. Свобода воли.
2. 
только ед. Положение, при котором отсутствуют ограничения и стеснения, связывающие общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса или всего общества. Свобода в буржуазном обществе является свободой только для господствующих, эксплуататорских классов. "Свобода, равенство и братство" (лозунг французской буржуазной революции 1789 ·г. - лозунг формальной буржуазной демократии). Укрепить свободу. Завоевать свободу. Борец за свободу. «Вы, жадною толпой стоящие у трона, свободы, гения и славы палачи.» Лермонтов. «Во прахе царский труп лежал, и день великий, неизбежный, свободы яркий день вставал.» Пушкин. «В мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал.» Пушкин.
| Вообще - отсутствие каких-нибудь стеснений, ограничений в чем-нибудь. Дать полную свободу кому-нибудь. Дети у них в семье пользуются 
только относительной свободой. «Привычке милой не дал ходу; свою постылую свободу я потерять на захотел.» Пушкин.
3. чего. Возможность беспрепятственно, без стеснения и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни (полит.). «В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам ·СССР гарантируется законом: а) Свобода слова, б) Свобода печати, в) Свобода собраний и митингов, г) Свобода уличных шествий и демонстраций.» Конституция ·СССР. «За всеми гражданами признается Свобода совести и Свобода антирелигиозной пропаганды.» История ·ВКП(б). Политические свободы. Гражданские свободы. Демократические свободы.
4. 
только ед. Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе, кто не лишен возможности передвигаться по собственной воле. «Темницы рухнут, и Свобода вас примет радостно у входа.» Пушкин (декабристам). Выпустить узника, пленника, птицу (из клетки) на свободу. Лишить свободы. Вернуть кому-нибудь свободу. Очутиться на свободе.
 На свободе (·разг.) - в свободное время. Займитесь этим на свободе. Свобода морей (полит.) - отсутствие ограничений для плавания судов различных государств в открытых морях. Свобода рук (полит.) - возможность беспрепятственно действовать, проводить свою политику где-нибудь. Империалистические страны всегда добивались свободы рук в Китае.

В словаре Синонимов

независимость, воля; приволье, раздолье; вольность, покаяние, простор; нескованность, свободомыслие, раскованность, привольность, карт-бланш, необязательность, непосредственность, волюшкабеглостьнезатрудненностьбеспрепятственность, простота, легкость, непринужденность, бесцеремонность, натуральность, развязность, естественность, лиски, вольная волюшка, произвольность. Ant. зависимость, кабала

В словаре Энциклопедии

способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выборЛюди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность в выборе санкционируемых нормами и ценностями данного общества целей или средств их достижения.

В словаре Синонимов 3

Воля, вольность, приволье, раздолье.
Отпускать на свободу (на волю). Отпустить душу на покаяние. ..
Ср. 
простор" title='просторпростор синонимысинонимы к просторсловарь русских синонимов'>просторСм. воля, простор
давать полную свободу, 
лишить свободы, предоставлять полную свободу...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЗАДАНИЯ  ДЛЯ ГРУПП:

Задание для 1-й  группы

 Почему Мцыри-романтический герой? Докажите.

-Определите тему поэмы.

-Какие образы предстают в поэме. Назовите.

 

Задание для 2-й  группы:

Три дня счастья на воле стоят целой жизни?

Биография Мцыри. Какой была жизнь Мцыри? Перечислите. (Гл.2,- 9,12,15,16,21)

Внутренний мир героя: о чём мечтает, какие чувства испытывает в монастыре и на свободе?

Задание для 3-й  группы:

Мцыри- свободная, сильная личность?

-Установите понятие «свобода» по словарным статьям.

-В чём состоит свобода Мцыри?

-Какова идея произведения?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 8-м классе с применением элементов кейс-технологии

Урок литературы в 8-м классе с применением элементов кейс-технологии

II. Работа с кейсом: выполнение кейс-задания по группам

II. Работа с кейсом: выполнение кейс-задания по группам

Внутренний мир героя: о чём мечтает, какие чувства испытывает в монастыре и на свободе?

Внутренний мир героя: о чём мечтает, какие чувства испытывает в монастыре и на свободе?

И вспомнил я отцовский дом ,

И вспомнил я отцовский дом ,

Черты характера и поступки С раннего детства

Черты характера и поступки С раннего детства

Превыше всего Мцыри ценит свободу, ради которой готов отдать собственную жизнь

Превыше всего Мцыри ценит свободу, ради которой готов отдать собственную жизнь

Тогда, пустых не тратя слез,

Тогда, пустых не тратя слез,

В попытке отыскать дорогу домой

В попытке отыскать дорогу домой

Основная мысль этой поэмы в том, что счастье человека в свободе

Основная мысль этой поэмы в том, что счастье человека в свободе

V . Домашнее задание: написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня

V . Домашнее задание: написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня

В XVIII веке понятие использовали, чтобы описать что-то странное и фантастическое

В XVIII веке понятие использовали, чтобы описать что-то странное и фантастическое

Он также мог быть сильной личностью с необузданной энергией

Он также мог быть сильной личностью с необузданной энергией

Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-н

Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-н

СВОБО́ДА, свободы, ·жен. 1. только ед

СВОБО́ДА, свободы, ·жен. 1. только ед

Ant. зависимость, кабала В словаре

Ant. зависимость, кабала В словаре

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП:

Урок литературы в 8-м классе«В чём загадка Мцыри? Особенности поэмы М.Ю. Лермонтова» с применением элементов кейс-технологии

Урок литературы в 8-м классе«В чём загадка Мцыри? Особенности поэмы М.Ю. Лермонтова» с применением элементов кейс-технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2022