Урок літературного чтения в 4 классе Тема: А. Экзюпери «Маленький принц»
Оценка 4.8

Урок літературного чтения в 4 классе Тема: А. Экзюпери «Маленький принц»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
06.04.2020
Урок літературного чтения в 4 классе Тема: А. Экзюпери «Маленький принц»
Обучающая: создание условий для осознания и осмысления содержания новой главы (26) повести – сказки А. Экзюпери «Маленький принц». Развивающая: развитие мыслительных операций, привитие интереса к литературе, как к искусству художественного слова; формирование навыков осознанного продуктивного чтения, работы с различными источниками информации. Воспитательная: создание условий для развития воли, эмоциональной сферы и нравственных основ ребенка через включение его в учебную деятельность, не вредя здоровью.
38, куликовская т.г. лит чт.doc

Урок   литературного  чтения  в  4  классе

                                                                                                                Куликовская Т.Г.

 

Тема: А. Экзюпери «Маленький принц»

Цели:

Обучающая: создание условий  для осознания и осмысления содержания новой главы (26) повести – сказки А. Экзюпери «Маленький принц».

Развивающая:  развитие  мыслительных  операций, привитие  интереса к литературе, как к искусству художественного слова; формирование навыков   осознанного продуктивного  чтения, работы  с  различными  источниками   информации.

Воспитательная: создание условий для развития воли, эмоциональной сферы и нравственных основ ребенка через включение его в учебную деятельность, не вредя здоровью.

 

Тип урока: комбинированный.

Методы, применяемые на уроке:

наглядный;

проблемный;

проектный;

исследовательский.

Формы обучения:

индивидуальная

фронтальная;

 групповая;

парная.

Урок  направлен на формирование УУД:

Регулятивные -  умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.

Личностные -  самоопределяться в системе ценностей.

Коммуникативные - умение работать в парах и группах, доносить свою позицию, понимать других.

Познавательные - поиск информации, умение переработать её.

 

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение», О.В. Кубасова  Литературное чтение: Учебник для 4  класса: В 4 частях. - Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век», 2014.
  • портрет  А.Экзюпери, выставка книги «Маленький принц»;
  • раздаточный материал;
  • костюмы  для инсценировки, альбомный лист, клей, ножницы, степлер для оформления обложки (моделирования);
  • компьютер, презентация к уроку, выполненная в программе Microsoft Office Power Point, звуковое сопроводение.

План урока

 

Этап урока

Формируемые УУД

I. Организационный момент

 

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Коммуникативные: умение  видеть  эмоциональное  состояние  своего  партнёра, настраиваться  на  сотрудничество.

II. Стадия вызова:

1. Актуализация опорных знаний 

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению.

Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения.

Коммуникативные: формирование  умения оформлять свои мысли в устной форме.

  2. Проверка домашнего  задания

Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: умение на основе жизненного опыта делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

 3.  Целеполагание

Регулятивные:  целеполагание,  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;  саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии,  умение прогнозировать предстоящую деятельность.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи.

III.  Стадия осмысления содержания

Регулятивные: формирование  умения прогнозировать предстоящую работу; умение  контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму); контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

Личностные: умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Познавательные: формирование умения  извлекать информацию из  иллюстраций, текстов, подводить под понятие, применять новые знания на практике; построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, планировать совместную  деятельность, распределение  ролей, корректировка ошибок, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.

 IV.  Информация о домашнем задании

Регулятивные: овладение приёмами контроля  и самоконтроля усвоения изученного.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

  V.  Рефлексия 

(подведение  итога)

 

 

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

Деятельность

Формируемые УУД

Этап

учителя

обучающихся

1.

Организационный момент

Приём «Эмоциональное вхождение в урок»

 

 У.: - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и  пожелайте добра.

Я желаю тебе добра,

Ты желаешь мне добра

Мы желаем друг другу добра

Если тебе будет трудно

Я тебе помогу!

 

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Коммуникативные: умение  видеть  эмоциональное  состояние  своего  партнёра, настраиваться  на  сотрудничество.

Работа с планом урока.

Спланируем деятельность на урок. Итак, сегодня на уроке…

Составляют план урока

Регулятивные -  умение составлять план работы

2.

Стадия вызова

1. Актуализация опорных знаний

У.: - Ребята, помогите расшифровать эпиграф урока. Прочитайте  «У каждого человека свои звёзды».

У.: - Вспомним значения слова «звезда»?

Д.: -  раскалённый огненный шар

      -  морская звезда

       - звезда героя

        - звезда сцены

У.: -  О каких звёздах идёт речь в эпиграфе?             Не знаем

Предположите…

Я думаю, что у каждого человека свои звёзды – это интересы, мечты.

Формулирование   темы урока, постановка  целей.

На доске  портрет писателя, учитель обращается  к выставке книги «МП».

 У.:  - Что можете сказать, о представленных книгах?

 Д.:  - На выставке  представлены  «МП».

 У.:  - Сформулируйте тему урока.

Д.: Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц».

У.:  Определите цель урока.

Д.: Цель: научиться  быть грамотными читателями.

Задачи:

Учитель использует приём  «Домысливание»

Дети определяют задачи  урока.

 Обучащиеся высказывают мнения:

 продолжим …

 повторим…

 узнаем….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование   темы урока, постановка  целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети определяют задачи  урока.

 Обучащиеся высказывают мнения:

 продолжим …

 повторим…

 узнаем….

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению.

Личностные: действие смыслообразования,  то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения.

Коммуникативные: формирование  умения оформлять свои мысли в устной форме.

 

2. Проверка домашнего  задания:

 Были  предложены  дифференцированные  задания на дом.

  1) Обучающиеся Никита Б., Артём  Ш. работают в парах: выразительное чтение.

 

 2) Работа у доски: распредели слова в 2 группы. Объясни свой выбор.

Лис, стрелочник, змея, делец, король, фонарщик, торговец, географ.

 

3) Инсценирование  отрывка «Приручи меня»

- Оценивание работы

Организация работы в группах:

- Учимся высказываться.

Составьте высказывания из личного опыта «Я в ответе за всех, кого приручил»

1) Обучающиеся Никита Б., Артём  Ш. работают в парах: выразительное чтение.

 

 

2) Работа у доски: распредели слова в 2 группы. Объясни свой выбор.

 

 

 

 

3) Инсценирование  отрывка «Приручи меня»

 

Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: умение на основе жизненного опыта делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Словарная работа

Оледенило – стало холодным

Оледенило предчувствие -

Утешишься

Утешаешься

Бубенцы

Бубенцами

 

Самомассаж

Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак». Массаж указательных пальцев – активизация речевых зон.

Выполняют самомассаж.

Личностные: формирование навык ЗОЖ

3.

Стадия осмысления содержания

   1.  Первичное воспроизведение текста с последующей беседой

  У.:  - Откройте  учебник на с. 178

Комбинированное чтение: учитель  читает вместе с хорошо читающими детьми.

Чтение с остановками (диалог  с текстом)

·  до слов «Знаешь… сегодня ночью… лучше не приходи».

У.:  - Как  вы считаете, чем закончится диалог? (Высказывания детей)

·  чтение до слов  «он вдруг успокоился»

У.:  - Чем могла закончиться история?

Д.:   (мнения детей)

Чтение до конца.

У.:  - Понравилось глава? Какое настроение вызвала?

Д.:  - Грустное. (Жалко расставаться с маленьким принцем).

 

Регулятивные: формирование  умения прогнозировать предстоящую работу; умение  контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму); контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

Личностные: умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Познавательные: формирование умения  извлекать информацию из  иллюстраций, текстов, подводить под понятие, применять новые знания на практике; построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, планировать совместную  деятельность, распределение  ролей, корректировка ошибок, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

Гимнастика для глаз

Выполняют упражнения по зрительно – двигательным траекториям

 

2. Повторное чтение  с применением приёма  «разведка с пометками на полях».

Учитель даёт задание перед текстом:

- Внимательно читайте, как разведчики, если вам встретятся непонятные слова – ставьте на полях «V» – уже знал; «?» – не понял, есть вопросы.

 Дети читают  разным способом:

 «жужжащее»

 чтение шёпотом

                   губами

 взглядом

Читают  с применением приёма  «разведка с пометками на полях

 

  1. Проверка повторного воспроизведения текста:

- Это как с цветком. Если любишь цветок, что растёт где – то  на далёкой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звёзды расцветают.

- Ночью ты посмотришь на звёзды. Моя звезда очень маленькая, я не могу тебе её показать. Так лучше. Она будет для тебя просто одна из звёзд. И ты полюбишь смотреть на звёзды…

- У каждого человека свои звёзды. Одним – тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки.  Для учёных они – как задача, которую надо решить. Для моего дельца они золото. Но для всех этих людей звёзды немые. А у тебя будут совсем особенные звёзды…

- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звёзды смеются. У тебя будут звёзды, которые умеют смеяться!

Читают повторно тест, выбирая строки о звёздах.

  1. Выборочное чтение.

У.: -  «Точно жёлтая молния мелькнула у его ног. Мгновение оп остался недвижим». О ком  говорится в цитате? Найдите  и зачитайте отрывок?

У.: -  Продолжите цитату; «Этот смех для меня – (точно родник в пустыне)

У.:  - Как называется этот литературный приём?

Д.: - Сравнение.

У.: - Какие слова текста можно подобрать к этому рисунку?

Д.: -  Сегодня ночью исполнится год. Моя звезда станет как раз над тем местом, где я упал год назад…

- Ночью ты посмотришь на звёзды.  Моя звезда очень маленькая, я не могу тебе её показать. Так лучше. Она будет для тебя просто одна из звёзд. И ТЫ ПОЛЮБИШЬ СМОРЕТЬ на звёзды… Они станут тебе друзьями.

Читают текст выборочно.

  1. Приём тонкие вопросы.

Работают в парах, используя приём «Тонкие вопросы»

  1. Выберите «мудрые мысли» из прочитанного.

Самое главное – то, чего глазами не увидишь…

У каждого человека свои звёзды…

- Как поняли?

- Какое высказывание созвучно вам?

Выбирают «Мудрые мысли» из прочитанного текста.

Практическая  работа  в  группах

Класс делится на группы

 

1 группа: «Оформители» -  оформить обложку к самодельной книжке.

Вырежьте  и наклейте полоски и картинку  в нужном порядке, чтобы получилась   обложка к сказке. Вспомнить правила оформления.

2 группа:  «Биографы» - оформить страницы  к самодельной книжке           «Звезда А.Экзюпери»     

 

3  группа: «Исследователи» - оформить страницу к самодельной книжке          «У каждого человека свои звёзды»     

 Определите обитателей планет по описанию и их «звёзды».

У каждого человека свои звёзды

Описание

Обитатели планет

Главная черта характера

пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия

Король

властолюбие

забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди

Честолюбец

тщеславие

пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга

Пьяница

пьянство

пятьсот миллионов, серьёзный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ

Деловой человек

жадность

меньше всех, как будто рождается звезда, уговор, вращается всё быстрее.  

Фонарщик

верность уговору

толстенный, путешественник, вечные вещи, кабинет, справки, учебник

Географ

ограниченность, обо всём знает лишь понаслышке

.

4  группа: «Поэты» оформить страницу к самодельной книжке «Пятистишие»       

 

1.  _____________________   (тема).

2. ___________, ___________(2 прилагательных).

3. _________, __________, __________ (3 глагола).

4. ________    __________   ________ _________.  (предложение из 4-х слов).

5. __________           (синонимическое понятие).

 

Результат практической работы: командиры  оформляют  книжку А.Экзюпери  "Маленький принц"

Создают проект по группам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформляют  книжку А.Экзюпери  "Маленький принц"

 

Звучит музыка

 

Регулятивные: формирование  умения прогнозировать предстоящую работу; умение  контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму); контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

Личностные: умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Познавательные: формирование умения  извлекать информацию из  иллюстраций, текстов, подводить под понятие, применять новые знания на практике; построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, планировать совместную  деятельность, распределение  ролей, корректировка ошибок, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по произведению «Маленький принц».

Какой результат теста?

«5» -

«4» -

«3» -

Выполняют тест по изученной теме.

Мониторинг

результативности

У. – показывает на слайде.

Выставление отметок в дневник.

Выставляют отметки в дневник.

 

Домашнее задание

1 уровень – Чтение гл.27.с.

2 уровень – написать  мини – сочинение «Мои звёзды»

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: овладение приёмами контроля  и самоконтроля усвоения изученного.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Рефлексия  (подведение   итога)

 

Как вы считаете, цель урока достигнута?

Мы были грамотными  внимательными читателями.

Приём «Дополни предложение».

Своей работой на уроке я…

На уроке я работал (а)…

Какое задание понравилось?

Что было трудным в уроке?

Чему научил Вас Маленький принц?

Дружбе, любви, доброте и радости,…

Подводят итог уроку.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование(

 

«У каждого человека  свои звёзды» … 

Ребята я желаю Вам, чтобы  по жизни вам светили звёзды радости, любви и добра. 

 Предлагаю вам зажечь свою звезду…

Спасибо за урок…

 

       Звучит музыка

 

 

 

                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Урок литературного чтения в 4 классе

Урок литературного чтения в 4 классе

Литературное чтение», О.В. Кубасова

Литературное чтение», О.В. Кубасова

III . Стадия осмысления содержания

III . Стадия осмысления содержания

Ход урока: Деятельность

Ход урока: Деятельность

У.: - Сформулируйте тему урока

У.: - Сформулируйте тему урока

Самомассаж Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак»

Самомассаж Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак»

Самомассаж Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак»

Самомассаж Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак»

ТЫ ПОЛЮБИШЬ СМОРЕТЬ на звёзды…

ТЫ ПОЛЮБИШЬ СМОРЕТЬ на звёзды…

Король властолюбие забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди

Король властолюбие забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди

Географ ограниченность, обо всём знает лишь понаслышке

Географ ограниченность, обо всём знает лишь понаслышке

Рефлексия (подведение итога)

Рефлексия (подведение итога)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020