Урок литературного чтения в 4 классе
Куликовская Т.Г.
Тема: А. Экзюпери «Маленький принц»
Цели:
Обучающая: создание условий для осознания и осмысления содержания новой главы (26) повести – сказки А. Экзюпери «Маленький принц».
Развивающая: развитие мыслительных операций, привитие интереса к литературе, как к искусству художественного слова; формирование навыков осознанного продуктивного чтения, работы с различными источниками информации.
Воспитательная: создание условий для развития воли, эмоциональной сферы и нравственных основ ребенка через включение его в учебную деятельность, не вредя здоровью.
Тип урока: комбинированный.
Методы, применяемые на уроке:
наглядный;
проблемный;
проектный;
исследовательский.
Формы обучения:
индивидуальная
фронтальная;
групповая;
парная.
Урок направлен на формирование УУД:
Регулятивные - умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.
Личностные - самоопределяться в системе ценностей.
Коммуникативные - умение работать в парах и группах, доносить свою позицию, понимать других.
Познавательные - поиск информации, умение переработать её.
Оборудование:
План урока
Этап урока |
Формируемые УУД |
I. Организационный момент
|
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Коммуникативные: умение видеть эмоциональное состояние своего партнёра, настраиваться на сотрудничество. |
II. Стадия вызова: 1. Актуализация опорных знаний |
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению. Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения. Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. |
2. Проверка домашнего задания |
Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: умение на основе жизненного опыта делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. |
3. Целеполагание |
Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, умение прогнозировать предстоящую деятельность. Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи. |
III. Стадия осмысления содержания |
Регулятивные: формирование умения прогнозировать предстоящую работу; умение контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму); контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта. Личностные: умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов, подводить под понятие, применять новые знания на практике; построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, планировать совместную деятельность, распределение ролей, корректировка ошибок, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность. |
IV. Информация о домашнем задании |
Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. Коммуникативные: объективно оценивать себя. |
V. Рефлексия (подведение итога)
|
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) |
Ход урока:
|
Деятельность |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||||
Этап |
учителя |
обучающихся |
|||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент |
Приём «Эмоциональное вхождение в урок»
У.: - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте добра. Я желаю тебе добра, Ты желаешь мне добра Мы желаем друг другу добра Если тебе будет трудно Я тебе помогу! |
|
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Коммуникативные: умение видеть эмоциональное состояние своего партнёра, настраиваться на сотрудничество. |
||||||||||||||||||||||||
Работа с планом урока. Спланируем деятельность на урок. Итак, сегодня на уроке… |
Составляют план урока |
Регулятивные - умение составлять план работы |
|||||||||||||||||||||||||
2. Стадия вызова |
1. Актуализация опорных знаний У.: - Ребята, помогите расшифровать эпиграф урока. Прочитайте «У каждого человека свои звёзды». У.: - Вспомним значения слова «звезда»? Д.: - раскалённый огненный шар - морская звезда - звезда героя - звезда сцены У.: - О каких звёздах идёт речь в эпиграфе? Не знаем Предположите… Я думаю, что у каждого человека свои звёзды – это интересы, мечты. Формулирование темы урока, постановка целей. На доске портрет писателя, учитель обращается к выставке книги «МП». У.: - Что можете сказать, о представленных книгах? Д.: - На выставке представлены «МП». У.: - Сформулируйте тему урока. Д.: Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц». У.: Определите цель урока. Д.: Цель: научиться быть грамотными читателями. Задачи: Учитель использует приём «Домысливание» Дети определяют задачи урока. Обучащиеся высказывают мнения: продолжим … повторим… узнаем…. |
Формулирование темы урока, постановка целей.
Дети определяют задачи урока. Обучащиеся высказывают мнения: продолжим … повторим… узнаем…. |
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению. Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения. Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. |
||||||||||||||||||||||||
|
2. Проверка домашнего задания: Были предложены дифференцированные задания на дом. 1) Обучающиеся Никита Б., Артём Ш. работают в парах: выразительное чтение.
2) Работа у доски: распредели слова в 2 группы. Объясни свой выбор. Лис, стрелочник, змея, делец, король, фонарщик, торговец, географ.
3) Инсценирование отрывка «Приручи меня» - Оценивание работы Организация работы в группах: - Учимся высказываться. Составьте высказывания из личного опыта «Я в ответе за всех, кого приручил» |
1) Обучающиеся Никита Б., Артём Ш. работают в парах: выразительное чтение.
2) Работа у доски: распредели слова в 2 группы. Объясни свой выбор.
3) Инсценирование отрывка «Приручи меня»
|
Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: умение на основе жизненного опыта делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. |
||||||||||||||||||||||||
Словарная работа Оледенило – стало холодным Оледенило предчувствие - Утешишься Утешаешься Бубенцы Бубенцами |
|
||||||||||||||||||||||||||
Самомассаж |
Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак». Массаж указательных пальцев – активизация речевых зон. |
Выполняют самомассаж. |
Личностные: формирование навык ЗОЖ |
||||||||||||||||||||||||
3. Стадия осмысления содержания |
1. Первичное воспроизведение текста с последующей беседой У.: - Откройте учебник на с. 178 Комбинированное чтение: учитель читает вместе с хорошо читающими детьми. Чтение с остановками (диалог с текстом) · до слов «Знаешь… сегодня ночью… лучше не приходи». У.: - Как вы считаете, чем закончится диалог? (Высказывания детей) · чтение до слов «он вдруг успокоился» У.: - Чем могла закончиться история? Д.: (мнения детей) Чтение до конца. У.: - Понравилось глава? Какое настроение вызвала? Д.: - Грустное. (Жалко расставаться с маленьким принцем). |
|
Регулятивные: формирование умения прогнозировать предстоящую работу; умение контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму); контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта. Личностные: умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов, подводить под понятие, применять новые знания на практике; построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, планировать совместную деятельность, распределение ролей, корректировка ошибок, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.
|
||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка
|
Гимнастика для глаз |
Выполняют упражнения по зрительно – двигательным траекториям |
|||||||||||||||||||||||||
|
2. Повторное чтение с применением приёма «разведка с пометками на полях». Учитель даёт задание перед текстом: - Внимательно читайте, как разведчики, если вам встретятся непонятные слова – ставьте на полях «V» – уже знал; «?» – не понял, есть вопросы. Дети читают разным способом: «жужжащее» чтение шёпотом губами взглядом |
Читают с применением приёма «разведка с пометками на полях
|
|||||||||||||||||||||||||
- Это как с цветком. Если любишь цветок, что растёт где – то на далёкой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звёзды расцветают. - Ночью ты посмотришь на звёзды. Моя звезда очень маленькая, я не могу тебе её показать. Так лучше. Она будет для тебя просто одна из звёзд. И ты полюбишь смотреть на звёзды… - У каждого человека свои звёзды. Одним – тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для учёных они – как задача, которую надо решить. Для моего дельца они золото. Но для всех этих людей звёзды немые. А у тебя будут совсем особенные звёзды… - Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звёзды смеются. У тебя будут звёзды, которые умеют смеяться! |
Читают повторно тест, выбирая строки о звёздах. |
||||||||||||||||||||||||||
У.: - «Точно жёлтая молния мелькнула у его ног. Мгновение оп остался недвижим». О ком говорится в цитате? Найдите и зачитайте отрывок? У.: - Продолжите цитату; «Этот смех для меня – (точно родник в пустыне) У.: - Как называется этот литературный приём? Д.: - Сравнение. У.: - Какие слова текста можно подобрать к этому рисунку? Д.: - Сегодня ночью исполнится год. Моя звезда станет как раз над тем местом, где я упал год назад… - Ночью ты посмотришь на звёзды. Моя звезда очень маленькая, я не могу тебе её показать. Так лучше. Она будет для тебя просто одна из звёзд. И ТЫ ПОЛЮБИШЬ СМОРЕТЬ на звёзды… Они станут тебе друзьями. |
Читают текст выборочно. |
||||||||||||||||||||||||||
|
Работают в парах, используя приём «Тонкие вопросы» |
||||||||||||||||||||||||||
Самое главное – то, чего глазами не увидишь… У каждого человека свои звёзды… - Как поняли? - Какое высказывание созвучно вам? |
Выбирают «Мудрые мысли» из прочитанного текста. |
||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа в группах Класс делится на группы
|
1 группа: «Оформители» - оформить обложку к самодельной книжке. Вырежьте и наклейте полоски и картинку в нужном порядке, чтобы получилась обложка к сказке. Вспомнить правила оформления. 2 группа: «Биографы» - оформить страницы к самодельной книжке «Звезда А.Экзюпери»
3 группа: «Исследователи» - оформить страницу к самодельной книжке «У каждого человека свои звёзды» Определите обитателей планет по описанию и их «звёзды».
. 4 группа: «Поэты» оформить страницу к самодельной книжке «Пятистишие»
1. _____________________ (тема). 2. ___________, ___________(2 прилагательных). 3. _________, __________, __________ (3 глагола). 4. ________ __________ ________ _________. (предложение из 4-х слов). 5. __________ (синонимическое понятие).
Результат практической работы: командиры оформляют книжку А.Экзюпери "Маленький принц" |
Создают проект по группам.
Оформляют книжку А.Экзюпери "Маленький принц" |
Звучит музыка
Регулятивные: формирование умения прогнозировать предстоящую работу; умение контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму); контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта. Личностные: умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов, подводить под понятие, применять новые знания на практике; построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, планировать совместную деятельность, распределение ролей, корректировка ошибок, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.
|
||||||||||||||||||||||||
|
Тест по произведению «Маленький принц». Какой результат теста? «5» - «4» - «3» - |
Выполняют тест по изученной теме. |
|||||||||||||||||||||||||
Мониторинг результативности |
У. – показывает на слайде. Выставление отметок в дневник. |
Выставляют отметки в дневник. |
|
||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
1 уровень – Чтение гл.27.с. 2 уровень – написать мини – сочинение «Мои звёзды» |
Записывают домашнее задание. |
Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. Коммуникативные: объективно оценивать себя. |
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия (подведение итога)
|
Как вы считаете, цель урока достигнута? Мы были грамотными внимательными читателями. Приём «Дополни предложение». Своей работой на уроке я… На уроке я работал (а)… Какое задание понравилось? Что было трудным в уроке? Чему научил Вас Маленький принц? Дружбе, любви, доброте и радости,… |
Подводят итог уроку. |
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование( |
||||||||||||||||||||||||
«У каждого человека свои звёзды» … Ребята я желаю Вам, чтобы по жизни вам светили звёзды радости, любви и добра. Предлагаю вам зажечь свою звезду… Спасибо за урок… |
|
Звучит музыка
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.