Урок математики в 1 классе.
Тема: Дециметр.
Тип урока: урок открытия нового знания. Технология деятельностного метода.
Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.
Задачи урока:
1. Образовательные: учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;
2. Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;
3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Планируемые результаты (предметные): ознакомятся с новой величиной; научатся измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закрепят знания о нумерации чисел, продолжат развивать умения решать задачи;
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
I. Организационный момент
- Какой урок начинается?
- Для чего человеку нужна математика?
- В нашем классе сегодня гости. Посмотрите на них, улыбнитесь и постарайтесь больше не оглядываться.
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.
- У вас на партах лежат «светофоры»: кружочки красного, желтого и зеленого цвета.
- зеленый обозначает, что у вас прекрасное настроение, желтый – хорошее, красный – не очень хорошее. Выберите тот сигнал светофора, который соответствует вашему настроению. Какое у вас сейчас настроение?
Молодцы! У всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу.
II. Мотивация к учебной деятельности
- Для чего все ребята приходят в школу?
- Что значит учиться? (делать самому)
- А что делает учитель? (помогает, руководит)
- И сегодня умение учится поможет нам сегодня ещё одно маленькое математическое открытие.
- Прежде чем приступить к новому, что необходимо сделать? (повторить то, что нам потребуется на уроке)
III. Актуализация знаний.
1) Порядок двузначных чисел
- Для начала. ребята, посчитайте хором от 1 до 20 и обратно.
- Молодцы!
- А сейчас, давайте поиграем. Я буду вам загадывать число, а вы мне его называть.
- Число, предыдущее числу 14?
- Число, следующее за числом 15?
- В этом числе 1 дес. и 4 единицы?
- Число больше 10 на 2?
- Число меньше 16 на 1?
- В этом числе 1 дес. и 7 единиц?
- Какое число стоит после числа 19?
- Какое число стоит между числами 19 и 20?
- Какие вы молодцы, не попали в ловушку.
- Число меньше 20 на 1?
2) Повторение знаний о величинах
На доске ряд чисел.
13, 16, 14, 12, 15, 17, 20, 19.
е, ч, л, в, и, и, а, н
- Расставьте эти числа в порядке увеличения.
- Ребята. если мы все сделали верно, то перевернув карточки, получим слово.
- Прочитайте слово, которое получилось.
- Вспомните, пожалуйста, что такое величина?
- Величина – это свойство (признак), который можно измерить.
- Какие величины вы знаете? (Карточки на доске)
3) Дополните предложение словами «килограмм», «литр», «сантиметр».
Папа держал чемодан, масса которого 11…(кг)
В ведро вмещается 10…(л) воды
Ученик начертил в тетради отрезок 1… (см) –
4) А сейчас соотнесите величины и их единицы измерения.
Единица измерения длины - сантиметр.
Единица измерения объема - литр.
Единица измерения массы - килограмм.
4. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации
- На доске осталась еще одна единица измерения.
Вы хотите узнать, к какой величине она относится и что измеряет?
- Давайте посмотрим фрагмент мультфильма.
Показ фрагмента мультфильма «38 попугаев».
- Ребята, что делали зверята?
- Как? При помощи кого?
- Одинаковые ли измерения получились? Почему?
- Прав ли удав в том, что в попугаях он длиннее? Почему?
Математики договорились использовать одинаковые единицы измерения и создали единую систему измерений.
- Какую же величину измеряли герои мультфильмов?
-Какую единицу измерения длины вы уже знаете? Это крупная или мелкая единица измерения? Удобно ли будет измерять длину удава см?
Итак: у нас возникла необходимость узнать новую единицу длину. Может быть, кто-то уже знает, как называется более крупная единица измерения длины?
- Назовем тему сегодняшнего урока.
Тема урока: дециметр.
Цель:
-Сегодня на уроке мы поговорим о единицах измерения длины, поможем известным героям мультфильма и познакомимся с новой единицей измерения.
IV. Формирование нового знания через деятельностный подход.
Наш друг Удав просит вас провести практическую работу. Только сначала нужно вспомнить правила дружной работы:
1. сначала слушай, потом делай.
2. Если хочешь посоветоваться, то нужно сказать шепотом.
3. Будь очень аккуратным – не урони ничего на пол.
-У вас на партах лежат конверты с мерками.
Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте измерить длину парты этой меркой. Удобно? (нет)
-Возьмите другую мерку и измерьте длину парты этой меркой. Удобно? (да)
-Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10)
Значит, большая мерка равна 10 см.
Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР.
На доске появляется карточка с названием единицы измерения.
Тема нашего урока: «Дециметр» (на доске таблица «ДЕЦИМЕТР»)
-Сколько в 1 дециметре сантиметров? (10см)
Табличка на доске
-Какова длина парты?
Записывается дециметр так (показ): 4 ДМ
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) - Откройте, пожалуйста, учебники на стр.51.
- Верно ли мы определили тему урока?
- Почему новая единица измерения имеет такое название?
- Эту единицу назвали ДЕЦИМЕТР, от латинского слова деци – десять (десяток)
- Как сокращенно записывается дециметр?
Возьмите полоску белого цвета, приложите к линейке в учебнике. Что можете сказать?
2) Мартышка просит вас выполнить задания № 1 в учебнике (измерения длины веревки). Нам понадобится мерка в 1 дм белого цвета.
Работаете в парах (измерение длины ленты). Выполним проверку: приложим веревочки, которые у вас получились друг к другу.
3) Попугай хочет озадачить вас: Задание без номера внизу страницы. Линейка. Запись на доске
Физминутка.
«Дождик»
VI. Включение в систему знаний.
- А Слоненок извиняется и хочет заглянуть вместе с вами в тетрадь.
- А теперь откроем рабочую тетрадь на стр. 25 задание № 1.
- Прочитайте задание.
- И так, вам нужно на красном луче отметить отрезок 1 дм, а на синем луче отрезок 1 дм и 2 см
- Попробуем начертить отрезок длиной в 1 дм 3см, (1 дм) самостоятельно.
- Задание № 4 поможет нам вспомнить состав двузначных чисел.
VII. Самостоятельная работа.
- Возьмите листочек с заданием. Измерьте отрезок. Начертите рядом такой же.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Итак, ребята, скажите, пожалуйста, с какой новой меркой мы сегодня познакомились? (дециметр)
- Так, а сколько в 1 дм см? (10)
-Так, хорошо, а если я сейчас возьму эту мерку – 1 дм и предложу вам измерить длину стены или длину коридора? (Возможно, но долго)
- Так, действительно. И о чем нам это говорит? Что существует какая-то мерка длиннее, но это наша с вами перспектива на будущее.
-Наш урок подходит к концу.
-Скажите, какую цель ставили? (Познакомиться с новой единицей измерения длины и научиться измерять длину с помощью новой мерки).
- Что узнали? (новую мерку – дециметр, и что 1 дм = 1 см)
- Чему научились? (чертить и измерять с помощью новой величины – дециметр)
-Для чего люди придумали такую единицу измерения? (Для удобства измерения длины).
-Оцените свою работу на уроке светофором:
Зеленый – Молодец! Все получилось!
Желтый – Старался! Но не всё получилось!
Красный – Не получилось!
- Ребята, кто желает, можете на «UCHI.RU» выполнить задание от учителя по нашей теме урока, тем самым закрепить полученные знания ещё раз.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.