МКОУ «Песковская основная общеобразовательная
школа №2 имени Героя Советского Союза Д.А.Теплякова»
Урок мужества, посвященный
дню военного разведчика
Подготовила и провела: Петрова И.Е.
учитель русского языка и литературы
Цель урока: познакомить учащихся с историей праздника, с военной профессией разведчика.
Задачи урока: воспитывать патриотизм, уважение к военнослужащим, ответственность за свои поступки, понимание долга перед Отечеством; расширять кругозор детей.
Подготовка: подготовлена компьютерная презентация о военных разведчиках, где представлены их фотографии, архивные данные, кадры из кинофильмов о разведчиках, разучены песни «В холода, холода…»,«Разведка», «Кони привередливые»
Оборудование: оборудование для мультимедийной презентации, аудиопроигрыватель, кадры из художественных фильмов.
Подготовительная работа:
Эпиграфы:
Информация, которую посредством секретных операций смогли добыть советские
разведчики во время Второй мировой войны, содействовала военным усилиям Советови представляла собой такого рода материал, который является предметом мечтанийдля разведки любой страны.
А. Даллес, директор ЦРУ.
Что касается моих информаторов, то, уверяю вас, это очень честные и скромные
люди, которые выполняют свои обязанности аккуратно и не имеют намерения
оскорбить кого-либо. Эти люди многократно проверены нами на деле...»
Ю. Семёнов
«Семнадцать мгновений весны».
Первый ведущий: История разведки насчитывает не одно тысячелетие. Она появилась на заре человечества, когда люди начали вести войны друг против друга. Военная хитрость всегда рассчитана на обман противника, но, чтобы обмануть и победить врага, надо его хорошо знать. Разведка действует и весьма успешно, но как - практически неизвестно. Очень немногие посвящённые знают то, что мы не узнаем никогда. В этом её суть. До нас изредка долетают лишь обломки этой гигантской тайны.
Разведка невозможна без тех. кто ею занимается. Это всеми признанные, но чаще неведомые герои. В одних случаях они, как учёные, обладая огромными знаниями по самым различным отраслям, цепко удерживают их в памяти, в других - подобны актёрам, перевоплощаясь и проживая чужие жизни как свои.
Николай Кузнецов, Вильям Фишер (Рудольф Абель), Геворк Вартанян, Конон Молодый, Александр Коротков, разведчики «Красной капеллы», «Кембриджской пятёрки» и другие легендарные имена - это колоссальные фигуры. Их поступки, совершённые ради Родины, неоценимы.
ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА.
Второй ведущий: В 1946 г. на Киевской киностудии начались съёмки фильма «Подвиг разведчика». Так в советском кинематографе был открыт новый жанр, и на экран пришёл герой неизвестной профессии. Об идее создания этой картины её авторы Михаил Блейман и Михаил Маклярский вспоминают...
Первый чтец: «В дни победы мы не хотели забывать о тех, кто её завоевал. Их знают все - пехотинцев и колхозниц, горняков и лётчиков, текстильщиков и сапёров, инженеров и моряков. Но мы ещё знали людей, о боевом опыте которых не говорили, портреты которых не помещали в газетах. О них не писали во фронтовых сводках, хотя их работа нередко обеспечивала боевые успехи. Их знали немногие. Эти люди не выходили из боя ни на минуту, ни на секунду. В одиночку они воевали впереди армий. Героизм был для них обязательным, профессиональным признаком, нормой поведения. Дождливой весной 1945 г. мы решили написать о наших неизвестных друзьях, о людях советской разведки, о героях, подвиг которых остались неизвестными».
Первый ведущий: Долгое время считалось, что прообразом главного героя Алексея Федотова был Николай Иванович Кузнецов.
Тем более что в некоторых деталях история экранного и реального разведчиков совпадают. Например, эпизод, связанный с похищением
немецкого генерала. Но Федотов - обобщённый образ, Основными моментами его биографии стали подлинные истории, услышанные авторами от разных разведчиков.
Второй ведущий: Фильм вышел на экраны 19 сентября 1947 г., а уже 1 октября газета «Вечерняя Москва» сообщала, что его посмотрели свыше миллиона зрителей. Огромный успех картины сравним с триумфальной премьерой «Семнадцати мгновений весны». И всё-таки в жизни поколения, только что пережившего радость победы, «Подвиг разведчика» значил неизмеримо больше.
«ЗВЕЗДА».
Первый ведущий: В год выхода «Подвига разведчика» писатель Эммануил Генрихович Казакевич представил читателям пронзительную повесть «Звезда». Двумя годами ранее, 23 мая 1945 г., начальник разведотдела штаба 47-й армии полковник Малкин докладывал разведотделу штаба 1-го Белорусского фронта о том, что капитан Казакевич приступает к записи личных воспоминаний о подвигах разведчиков. Эти воспоминания в дальнейшем послужат основой для создания повести.
Второй чтец: «Они шли, обессиленные, и не знали, дойдут ли. Но не это уже было важно. Важно было то, что сосредоточившаяся в этих лесах, чтобы нанести удар исподтишка по советским войскам, отборная дивизия с грозным именем «Викинг» обречена на гибель» (отрывок из повести Э. Казакевича «Звезда»).
Второй ведущий: «Они» - войсковые разведчики под командованием лейтенанта Владимира Травкина, отправленные к немцам, чтобы узнать о планах противника. Это простой рассказ о молодых разведчиках, безвестно пропавших в лесах, но успевших передать то, что узнали в тылу врага. И никто не знает, как погибли, где погибли. Ушли и не вернулись.
Повесть «Звезда» выделялась на фоне литературы того времени своей горькой тональностью и поэзией...
Третий чтец: «Надев маскировочный халат, крепко завязав все шнурки - у щиколоток, на животе, под подбородком и на затылке, разведчик отрешается от житейской суеты, от великого и от малого. Разведчик уже не принадлежит ни самому себе, ни своим начальникам, ни своим воспоминаниям. Он подвязывает к поясу гранаты и нож, кладёт за пазуху пистолет. Так он отказывается от всех человеческих установлений, ставит себя вне закона, полагаясь отныне только на себя. Он отдаёт старшине все свои документы, письма, фотографии, ордена и медали, парторгу - свой партийный или комсомольский билет. Так он отказывается от своего прошлого и будущего, храня всё это только в сердце своём.
Он не имеет имени, как лесная птица. Он вполне мог бы отказаться и от членораздельной речи, ограничившись птичьим свистом для подачи сигналов товарищам. Он срастается с полями, лесами, оврагами, становится духом этих пространств - духом опасным, подстерегающим, в глубине своего мозга вынашивающим одну мысль: свою задачу.
Так начинается древняя игра, в которой действующих лиц только двое: человек и смерть» (отрывок из повести Э. Казакевича «Звезда»).
Первый ведущий: После публикации «Звезды» боевые соратники писателя узнавали своих знакомых в её героях, чем очень радовали автора. Отвечая на их письма, он отмечал, что это «лишний раз подтвердило для меня, что жизнь и работа человеческая не проходит даром».
Повесть была неоднократно экранизирована. Премьера первого фильма состоялась в далёком 1949 г. В 2002 г. российский кинематограф представил новую версию.
(Звучит песня «В холода, холода…»).
«МАЙОР ВИХРЬ».
Четвёртый чтец:
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
Н. Майоров. Мы.
Второй ведущий: Краков - гордость Польши, один из красивейших городов Европы, город-музей. Его украшают старинные замки, крепости, костелы, средневековые улицы и площади. «Кто хочет узнать душу Польши, пусть ищет её в Кракове», - писал литературовед Вильгельм Фельдман. И этот город мог быть стёрт с лица земли!
В 1963 г. Главное разведывательное управление рассекретило действовавшую во время войны разведгруппу «Голос». Этим заинтересовался писатель Юлиан Семёнов. Получив необходимые материалы, он приступил к созданию романа «Майор Вихрь». В 1967 г. по книге был выпущен фильм. Главную роль исполнил актёр Вадим Бероев.
В основе сюжета лежат исторические факты и события операции, проведённой советскими разведчиками по спасению Кракова от уничтожения фашистами в 1944 г. Писатель сохранил основные события: неудачный выброс группы, арест Вихря, его побег из гестапо. Финал трагичен - главный герой погибает. Ценой своей жизни он спасает город, срывает планы немецких оккупантов.
Разведчики - люди не публичные. Даже если с кого-то из них писали литературный персонаж, авторской фантазии всегда будет несоизмеримо больше, чем реальных фактов. Тем интереснее узнать, кто скрывается за тем или иным литературным героем. Прототипами майора Вихря считаются Овидий Александрович Горчаков, Евгений Степанович Березняк, Алексей Николаевич Ботян.
Характер и внешность главного героя Ю. Семёнов списал с Овидия Горчакова. Горчаков был разведчиком. После войны сменил профессию, стал писателем. Книги «Вызываем огонь на себя», «Падающий дождь», «Максим не выходит на связь», «Лебединая песня» и многие другие он посвятил своим боевым друзьям.
Е. С. Березняк.
Первый ведущий: А вот и другой прототип майора Вихря - Е.С. Березняк. До войны Евгений Степанович работал учителем, потом директором школы. Карьеру разведчика начал с подпольной деятельности в оккупированном немцами Днепропетровске в 1941-м. После окончания спецшколы ГРУ сформировал группу «Голос», которая была заброшена в Польшу для организации разведывательной деятельности в районе Кракова. Именно эта часть биографии положена в основу романа. Так войсковой разведчик капитан Евгений Березняк стал майором Вихрем.
Группе Березняка удалось выполнить ряд важнейших заданий:
получение от немецкой абвер- команды плана минирования Кракова, раскрытие состава, вооружения и дислокации всех дивизий а корпусов, входивших в состав 17-й полевой армии, державшей оборону перед войсками 1-го Украинского фронта. После выхода разведгруппы из вражеского тыла командование фронта высоко оценило её деятельность: «Материалы, полученные от группы «Голос», которая действовала в не- вероятно тяжёлых условиях, были исключительно точны и важны, все разведывательные донесения подтвердились боями».
Но когда Евгений Березняк отчитался перед командованием о том, что в начале операции попал в гестапо и ему удалось бежать оттуда, он попал в Подольский проверочно-фильтрационный лагерь НКВд 174. Многочисленные проверки подтвердили его невиновность. Окончательно реабилитировали Евгения Степановича в 1965 г.
Березняк вернулся к преподавательской деятельности. Он стал заслуженным учителем, кандидатом педагогических наук, кавалером почётных медалей К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, автором многих научных работ. Четверть века Березняк проработал начальником управления школ в Министерстве просвещения Украины. Его коллеги даже не подозревали, какой удивительный человек работает рядом с ними.
Евгений Степанович отмечал, что книга и фильм в целом верно отразили деятельность его разведгруппы, но имеется ряд существенных расхождений. В своей документальной книге «Я – Голос» он пишет, что спасение Кракова не было основной задачей...
Пятый чтец: «Возможно, мы кое- кого разочаруем, но тут уж ничего не поделаешь: чего не было - того не было. Никто из группы «Голос» не взрывал своими руками смертоносный кабель. Никто не погиб. Больше того, наша группа в день освобождения Кракова находилась далеко от города, продвигаясь по приказу командования дальше на Запад».
Второй ведущий: В 2001 г. Евгению Березняку было присвоено звание Героя Украины. В указе о награждении говорилось: «Присвоить звание Героя Украины Березняку Евгению Степановичу - разведчику (майору Вихрю)».
А. Н. Ботян.
Первый ведущий: Из воспоминаний Евгения Березняка...
Шестой чтец: «Мы не знали, да и не могли знать, сколько разведывательных групп, подобных нашим, действовало в районе Кракова».
Второй ведущий: Действительно, таких групп было несколько. И одной из них руководил Алексей Ботян.
Из досье «Спецназа России»:
«Ботян Алексей Николаевич, полковник в отставке. Родился 10 февраля 1917 Е. В. Виленской губернии Российской империи. После окончания школы был призван в армию Пилсудского, в составе которой участвовал в боях с германскими войсками. После работал учителем в сельской школе. В 1941 по путёвке комсомола был направлен в разведшколу НКВД. Участвовал в разведывательно-диверсионной деятельности в тылу врага. После войны находился на нелегальной работе, жил в Германии, работал в центральном аппарате разведки. Участвовал в подготовке кадров разведчиков-диверсантов. Консультировал сотрудников специального подразделения «Вымпел». Награждён двумя орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, многими медалями. Имеет высшие польские и чехословацкие боевые награды. Почётный сотрудник госбезопасности. С 1989 на пенсии».
Указом Президента РФ от 9 мая 2007 г. Алексею Николаевичу было присвоено звание Героя России «за мужество и героизм, проявленные в ходе операции по освобождению польского города Кракова и предотвращению уничтожения его немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны».
В 2009 на экраны вышел фильм «Счастье разведчика», посвящённый Ботяну. «Что такое счастье?» - спросили у него журналисты после премьеры. Алексей Николаевич ответил: «Главное - что я в этом кровавом месиве выжил. Жив, здоров. Что ещё разведчику нужно?»
В репертуаре нашего современника Вячеслава Куприенко есть песня «Разведка». Автор слов - Игорь Августович Ринк. «Штирлиц задолго до Штирлица», - сказал о нём Евгений Евтушенко. (По информации из Интернета, И. Ринк воевал во время Великой Отечественной войны, да не просто воевал - у него было два родных языка, немецкий и эстонский, а русский уже третий, и он, лейтенант Красной армии, более года «прослужил» у гитлеровцев в форме капитана СС, наводя по радио советские бомбардировщики на разные объекты.) После войны Игорь Ринк окончил факультет журналистики, работал заведующим отделом поэзии в газете «Комсомольская правда». В 1971 г. в журнале «Звезда» было опубликовано его стихотворение «Разведка».
(Звучит песня «Разведка».)
«ЩИТ И МЕЧ»
Первый ведущий: В начале 1960-х гг. на вершину читательского интереса стремительно взлетел роман Вадима Кожевникова «Щит и меч». Только за первые 10 лет книга переиздавалась 10 раз, было продано 1,5 млн. экземпляров.
19 августа 1968 г. с экрана впервые прозвучала песня «С чего начинается Родина?». Вся страна, затаив дыхание, следила за работой разведчика Белова-Вайса. Необычность фильма заключалась в том, что чуть ли не впервые после войны фашисты были представлены как умные и хитрые противники. Режиссёру картины бывшему фронтовику Владимиру Басову хотелось противопоставить нашим солдатам вышколенную, сильную, готовую к войне немецкую армию, способную смять всё на своём пути.
Образ героя не приукрашен: это не богатырь, не Джеймс Бонд. Обаятельный скромный человек. В нём лишь чуть усилены характерные для наших солдат качества: отвага, сообразительность, готовность идти до конца и там, в конце, не сдаваться ни за что.
Второй ведущий: У приключенческого жанра свои законы, но внутри их рамок способы существования актёра могут быть различны. Как непохож незаметный, усталый Вайс на победительного, всезнающего Штирлица. И его карьера - от простого шофёра до офицера, выполняющего особые поручения немецких генералов, - это тяжёлый труд.
Кандидатуру актёра утверждали по принципу режиссёра В. Басова: «Только такой легко смещается с толпой. Ведь в нём никто не должен был угадать разведчика. Устраивала и сама неброская, но глубокая манера игры Любшина. Мы хотели в картине создать образ разведчика-интеллектуала, разведчика-психолога». За роль в фильме «Щит и меч» зрители назвали Станислава Любшина лучшим актёром 1968 г.
А. Л. Святогоров.
Первый ведущий: Одним из прототипов Иоганна Вайса был Александр Пантелеймонович Святогоров.
Разведчику понравился образ, созданный Станиславом Любшиным. Они не раз встречались, Александр Пантелеймонович всегда тепло отзывался об артисте. Имена и лица людей, подобных Святогорову, держались в строжайшем секрете. О них знала только небольшая группа самой верхушки советского руководства.
Александр Пантелеймонович родился 15 декабря 1913 г. в Харькове в рабочей семье. Работал на металлургическом комбинате «Запорожсталь». В органах НКВД служил с 1940 г. Когда началась война, сотрудники НКВД Запорожья ловили вражеских диверсантов и парашютистов, готовили к подрыву промышленное оборудование, которое невозможно было эвакуировать. Был страшный момент. Немцы вот-вот должны были войти в Запорожье. Из города выехали на восток предприятия и организации. Ушли войска. А городскому управлению НКВД приказа эвакуироваться не поступило. И чекисты, около сотни человек, остались, две винтовки на всех, остальное оружие - револьверы. Заложили окна мешками с песком и приготовились принять последний бой. Не получив приказа отступить, они решили умереть в бою. Но фашисты не спешили входить в город. В Запорожье начали возвращаться войска. Оборона города продолжилась.
Второй ведущий: В основу фильма «Щит и меч» была положена реальная история. В 1943- 1944 гг. на освобождённой территории Украины были пойманы диверсанты, прошедшие подготовку в германской разведшколе под Люблином. Для её ликвидации в действовавший на территории Люблинского воеводства партизанский отряд был заброшен Александр Святогоров (псевдоним - майор Зорич).
Он придумал план, позволивший внедриться в крупнейшую разведшколу. Это помогло провести уникальную акцию по уничтожению учеников и инструкторов, а также получить важнейшую документацию о работающих агентах и ещё ценнейшую информацию от захваченных живых языков. В результате разоблачены все заброшенные группы диверсантов. Были уничтожены не только разведшкола, но и весь состав Люблинского гестапо во главе со штурмбанфюрером Аккардтом. Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер был в бешенстве.
Майор Зорич продолжил дело, начатое Кузнецовым, и в фильм «Шит и меч» мог бы войти эпизод о попытке ликвидации рейхкомиссара Эриха Коха. С Николаем Ивановичем Святогоров знаком не был, задание он получил после гибели Кузнецова. Кох к тому времени переехал в Восточную Пруссию, собирался в Краков. Операция провалилась из-за предательства одного из агентов.
Первый ведущий: Как и Николай Кузнецов, Святогоров проводил операции по похищению немецких офицеров высшего состава: личного представителя адмирала Канариса, Вальтера Файленгауэра, полковника Курта Гартмана. Более того, Святогоров собирался похитить в Братиславе самого Иозефа Тисо президента Словакии, марионетку Гитлера. Но, как с юмором потом отмечал, перестарались. Создали для подстраховки две группы захвата, в они помешали друг другу. Тисо, почуяв опасность, удрал в Германию. В 1944-1945 гг. выполнял разведывательные задачи на оккупированных территориях Польши и Чехословакии. Святогоров доставил фашистам в Словакии столько неприятностей, что за голову майора Зорича комендант города Злате Моравце пообещал 150 тыс. крон. Это целое состояние!
После войны разведчик работал в странах Европы. При его участии была проведена успешная операция, в результате которой удалось получить секретные шифры одной из западноевропейских разведок.
О нём написаны книги («Его имя Зорич», «Двойная западня», «Смерть и жизнь рядом»), снято несколько документальных фильмов. Разведчик был награждён многими боевыми советскими и иностранными орденами и медалями. Александр Пантелеймонович Святогоров умер совсем недавно, 22 июня 2008 г.
Книгу «Щит и меч» стоит прочитать. Хотя бы для того, чтобы более полно понять некоторые эпизоды фильма, то, что осталось за кадром. Например, начало картины - факт, взятый из истории. Да, русский солдат действительно слово в слово предупредил о нападении 22 июня, и это стоило ему жизни. В книге и фильме этим героем был старый и опытный советский разведчик Бруно (в исполнении Владимира Басова).
А вот как об этом пишет автор В. Кожевников...
Второй чтец: «Солдаты, толкая друг друга, пытались открыть смятую дверцу и освободить шофера. Изломанно-липкое тело положили на траву... И тут Иоганн увидел его лицо. Это было лицо Бруно...
Светало. Небо в той стороне, где была родина Иоганна, постепенно всё больше и больше озарялось восходящим солнцем. Тёплый воздух лучился блеском и чистотой. Через спущенное стекло в машину проникал нежный, томительный запах трав.
Иоганн автоматически вёл машину. Его охватило мертвящее оцепенение. Все душевные силы были исчерпаны. Сейчас он обернётся и запросто застрелит всех своих пассажиров. Потом приедет в подразделение и снова будет стрелять, стрелять, только стрелять! Это — единственное, что он теперь в состоянии сделать, единственное, что ему осталось.
Рука Иоганна потянулась к автомату, и тут он как бы услышал голос Бруно, его последний завет:
«Что бы ни было - вживаться. Вживаться - во имя победы и жизни людей, вживаться».
Иоганн знал, что, если представится возможность, он кратко сообщит в Центр: «Посылая радиограммы о сроках нападения на СССР погиб Бруно. Противник данными о нём не располагает». И всё. Остальное – «беллетристика»...
Иоганн снова увидел лицо Бруно, его внимательный оживший взгляд словно беззвучно доложил: «Всё в порядке. Работа выполнена». Именно «работа». «Долг» он бы не сказал. Он не любил громких слов. «Работа» - вот самое значительное из всех слов, которые употреблял Бруно.
- Эй, ты! - Дитрих толкнул Вайса в спину. - Что скажешь об аварии?
Иоганн пожал плечами и ответил, не оборачиваясь:
- Хватил шнапсу, ошалел. Бывает... - И тут же, преодолевая муку, медленно, раздельно доба1 вил: - Господин капитан, вы добрый человек: вы так старались спасти жизнь этому пьянице.
да, именно эти слова произнесли губы Иоганна. И это было труднее всего, что выпало на его долю за всю, пусть пока недолгую жизнь...».
(Звучит песня «Кони привередливые».)
«СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ».
Второй ведущий: В 1973 г. режиссёр Татьяна Лиознова сняла фильм «Семнадцать мгновений весны». Потом знатоки военной истории будут много рассуждать о документальной достоверности этой картины, дети играть во дворах в разведчиков, школьники на вопрос учителя: «Какое звание было у Максима Максимыча?» - бодро отвечать: «Штандартенфюрер!». Творческие деятели получат государственные награды и почётные звания. Большинство же зрителей просто полюбят этот фильм и будут снова и снова собираться у экрана в дни его показа.
Штирлица придумал Юлиан Семёнов. Он создал 14 книг - целую серию романов о разведчике Исаеве: «Пароль не нужен», «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Испанский вариант», «Бомба для председателя» и другие. Практически все эти произведения получили признание. Но главный удар по сознанию советского человека нанесли «Семнадцать мгновений весны».
Первый ведущий: Этот роман (политическая хроника) был опубликован в 1970 г. Сюжет построен на противодействии попыткам сепаратных переговоров нацистов с представителями спецслужб США весной 1945 г.
Но читателей и зрителей в первую очередь интересовала драма человека, жизнь которого — постоянное напряжение нервов, к которому надо привыкнуть как к дыханию. В одном интервью Татьяна Лиознова отметила, что заключительная сцена фильма - это прощание с героем, которого впереди ищёт только гибель. А вокруг весна, которая принесёт долгожданное счастье миллионам людей.
Несмотря на то что фильм «Семнадцать мгновений весны» мы знаем наизусть, роман Ю. Семёнова заслуживает прочтения. Далеко не все страницы нашли своё воплощение на экранс. Вспомните один из последних эпизодов фильма. Встретившись со связником в ресторане, Исаев пытается написать жене. О чём он пишет?
Первый чтец: «Штирлицу хотелось написать ей, как однажды в Париже на книжных развалах он случайно прочёл в потрёпанной книжечке: «Мне хочется домой, в огромность квартиры, наводящей грусть. Войду, сниму пальто, опомнюсь, огнями улиц озарюсь...» В этих строках он увидел чувство, которое было так нужно ему и которого он - за всю жизнь свою - так и не пережил, не ощутил. За строчками этими он увидел всё то, что он так явственно
представлял себе, о чём он мечтал, но чего не имел - ни одной минуты.
Ну как же сейчас написать Сашеньке, как осенью - он точно помнил тот день и час: 17 октября сорокового года - он пересекал Фридрихштрассе и вдруг увидел Сашеньку, и как у него заледенели руки, и как он пошёл к ней, забыв на мгновение про то, что он не может этого делать, и как, услыхав её голос и поняв, что это не Сашенька, тем не менее шёл следом
за той женщиной, шёл, пока она дважды не обернулась - удивлённо, а после - рассерженно.
Ну как написать ей, что он тогда три раза просил Центр отозвать его и ему обещали это, но началась война...
Как может он сейчас все видения, пронёсшиеся перед глазами, уместить в слова?..
«Как можно словами выразить мою тоску и любовь? - продолжал думать он. — Они стёртые,
эти мои слова, как старые монеты.
Она любит меня, поэтому она поверит и этим моим стёртым гривенникам...
Нельзя мне ей так долго писать: слишком мало мы пробыли вместе, итак долго живёт она теми днями, что мы были вместе. Она и любит-то меня того, дальнего,
так можно ли мне писать ей так?»
- Знаете, - сказал Штирлиц, пряча листочки в карман, - вы правы, не стоит это тащить вам
через три границы. Вы правы, простите, что я отнял у вас время».
Второй ведущий: За каждой строкой биографии полковника Исаева стоят реальные люди: Рихард Зорге, Анатолий Маркович Гуревич - один из руководителей «Красной капеллы» и другие разведчики. Но наиболее вероятно, что история Вилли Лемана легла
в основу знаменитого произведения.
В. Леман.
Первый ведущий: 29 января 1943 г. в Главное управление имперской безопасности в Берлине поступил информационный бюллетень. На одной из его страниц, траурной рамкой,
было набрано: «Отдали жизнь за фюрера и рейх». Далее следовали 12 фамилий сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей. В скорбном списке значился Вилли Леман, криминальный инспектор, погибший в декабре 1942г.
Сотрудники, прочитав, сокрушённо качали головой: «Жалко дядюшку Вилли...» Именно так его называли многие сослуживцы: он был старше почти всех по возрасту и стажу службы. Никто не задавал вопросов: где, когда точно, как именно он погиб. Лишь несколько человек знали о том, что действительно произошло со скромным чиновником гестапо.
Секретность соблюдалась строгая. В первую очередь ничего не должен был узнать Адольф Гитлер или Мартин Борман. Ибо в этом случае невозможно было бы предсказать, чьи головы в РСХА полетят. Потому что офицер СС Вилли Леман на протяжении многих лет был агентом советской разведки. Он работал под псевдонимами Брайтенбах, А-201, снабжая Москву ценнейшей информацией.
Второй ведущий: Леман ведал в гестапо теми же направлениями, что и Штирлиц, - обеспечением безопасности военно-производственных объектов. Благодаря Брайтенбаху советская разведка получала сведения о техническом вооружении вермахта, знала точные координаты секретных полигонов, где испытывали новые виды немецкого оружия. Как и Штирлиц, он поставлял информацию «Фау». Леман сообщил достоверные сведения о создании 14 новых типов оружия.
Так же под него копал Мюллер, но Леман всякий раз выскальзывал из-под колпака. Вообще сама должность, до которой добирались только «самые истинные из истинных арийцев», снимал с Лемана почти все подозрения.
В канун нового, 1937 г. четверо лучших сотрудников гестапо были удостоены почётной награды - портрета фюрера с его автографом в серебряной рамке с сопровождаемой грамотой. Одним из награждённых был Вилли Леман. Неудивительно, что этой награде радовались не только Леман и его начальство, но и вся резидентура советской разведки в Берлине.
Он регулярно передавал военные, политические и экономические сведения. Особую значимость среди них имел «План Барбаросса». Последний раз встреча с Леманом состоялась 19 июня 1941г. Разведчик Борис Журавлёв вспоминал...
Третий чтец: «Мы встретились в обусловленном месте - в скверике неподалёку от знаменитой берлинской телебашни. «В воскресенье, 22 июня, на рассвете, в 3 часа вермахт вторгается в СССР по всей границе. Прощай, товарищ...» - выдохнул Брайтенбах».
Первый ведущий: Больше Лемана не видел ни один советский человек. После войны в узком кругу Маргарет Леман, вдове Брайтенбаха, были вручены золотые часы с выгравированной надписью:
«На память от советских друзей». Миллионы людей, граждан разных стран отдали свои жизни ради победы над фашизмом. В скорбном ряду стоит имя Вилли Лемана.
Второй ведущий: Органами безопасности в годы войны были подготовлены и направлены в глубокий тыл противника 2222 оперативные группы, в составе которых находились около 15 тысяч оперативных работников. Подразделения 4-го Управления НКВД (центр разведывательно-диверсионной деятельности в тылу противника) и ОМСБОН добыли и направили в центр тысячи разведывательных сообщений, которые были переданы для реализации в ГРУ Генерального штаба Красной армии, командующему авиацией дальнего действия и командующим фронтами.
Оперативные группы и спецотряды, действовавшие в тылу противника, уничтожили 157 тысяч немецких солдат и офицеров, ликвидировали 87 высокопоставленных немецких чиновников, разоблачили и обезвредили 2045 агентурных групп противника.
Звучит стихотворение С.Берестова «Разведчикам Великой Отечественной войны»
Мы сквозь линию фронта проходим,
В рейд к врагу мы идём как домой,
Языка из разведки приводим,
И секрет мы добудем любой.
Полковая разведка не шутки,
Мы,отдельная каста в строю,
Мы тихи на задании, бесшумны,
И наш взвод как две роты в бою.
Мы безлики за линией фронта,
Не берём мы собой ордена,
Мы без лишнего,без экспромта,
Позволяем себе имена.
Глотки фрицам мы рвём беспощадно,
И с диверсией ходим к ним в тыл,
Как на счётах всё, ровно и складно,
Чтобы дольше нас враг не забыл.
Но бывает друзей мы теряем,
И пойдёт всё, не так как хотим,
Мы воюем,мы всё ж не играем,
И конечно о них мы грустим.
Как-то случай у нас был на фронте,
Мы с заданием ушли к немцам в тыл,
"Раздобыть нужно всё о пехоте."
Прказал нам полка командир.
Тёмной ночью наш взвод был построен,
Инструктаж капитан нам провёл,
Бог войны нам проход обустроил,
Лейтенант нас в тыл к немцам повёл.
Шли травой мы высокой и лесом,
Натыкались в тылу на посты,
Помогал нам сам Бог в месте с бесом,
Обходили их прячась в кусты.
Обнаружить себя всё же дали,
Не страхуют случайность в войне,
Нас искали уже,мы ж не знали ,
На провал риск поднялся в цене.
Брали мост,началась перестрелка,
С информацией мы уже шли,
Сняли пост на железке у стрелки,
Нервы всё ж нас тогда подвели.
Затянулся тот бой, отходили,
Разделились на группы мы две,
Прикрывать кто остался, застыли,
Все доверились в миг тот судьбе.
Информацию, что раздобыли,
Передать мы смогли своим в тыл,
Только жаль, что нас всех там убили,
Верим, подвиг ты наш не забыл.
Первый ведущий: Двенадцать тысяч оперативных работников и бойцов спецподразделений погибли в боях, в ходе разведывательно-диверсионных рейдов по территории противника, замучены в застенках гестапо.
Многие руководители оперативных групп и спецотрядов, разведчики, действовавшие в тылу врага, были награждены боевыми советскими и иностранными орденами, получили высокое звание Героя Советского Союза.
Советские разведчики. Вспомним их имена...
(Под песню. А. Саянова «Дорога домой» - демонстрируются слайды - фотографии советских разведчиков, кадры из художественных фильмов о разведчиках)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.