ема: «Православные традиции в жизни русского народа. Вербное Воскресение»
Интегрированный урок музыка и ОПК .
3 класс
Программа «Музыка» 1-4 классы авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С. Шмагина.
Цель: Познакомить учащихся с традициями празднования в России одного из двунадесятых праздников православной церкви -- Входом Господним в Иерусалим.
Задачи:
Образовательные: изучить историю и обычаи праздника.Познакомить с вокальным творчеством Р. Глиера , А.Гречанинова на примере песни «Вербочки» на стихи А.Блока.
Развивающие: уметь воспринимать музыкальные образы, давать сравнительную музыкально- интонационную характеристику вокальным пьесам.
Воспитательные: прививать интерес и любовь к русским обычаям и к русской музыке.
Музыкальный материал: 1. Музыка Р. Глиера слова А.Блока «Вербочки» 2.Музыка А. Гречанинова слова А Блока «Вербочки» 3.Музыка И. Космачева слова Л. Дербенева «Сторона моя»
Оборудование: компьютер мультимедиа экран презентация звукозаписи вокальной музыки доска репродукция иконы «Вход Господень в Иерусалим» карточки ватман с изображением вербы заготовки белых овальных кружочков тексты песен
Ход урока.
1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие:
Сейчас музыкальный начнется урок,
Об этом сказал нам веселый звонок.
Сказал, заливаясь на ноте высокой:
«Друзья, поздравляю с началом урока!»
2.Актуализация знаний.
Презентация
Слайд 1
Сегодня на уроке мы вновь возвращаемся к теме « О России петь ,что стремиться в Храм» .На предыдущих занятиях по этой теме мы познакомились с некоторыми особенностями русской духовной музыки и с православными праздниками и традициями.
Работа с карточками у доски
Задание 1.
Определить жанры:
Духовная музыка Светская вокальная музыка
молитва кант
тропарь песня
величание романс
Задание 2.
Найти соответствие:
Праздник Символ
1. Рождество а. Ель
2. Пасха б. Яйцо
3. Троица в. Береза
4. Вербное Воскресение г. Верба
3.Раскрытие темы
Хочу обратить ваше внимание на последнее словосочетание во втором задании Вербное Воскресение- Верба.
Кто знает как правильно называется этот праздник ?
Какие особенности встречи этого праздника?
О нем и о православных традициях праздника «Вход Господень в Иерусалим» ,а именно так называется это событие, мы и поговорим подробно сегодня на уроке.
Презентация
Слайд 2
На Руси, как снег растает,
и в природе - тишина.
Первой верба оживает,
безыскусна и нежна.
Перед Пасхой, в воскресенье,
в церковь с вербочкой идут,
После водоосвященья окропить ее несут.
И хвалебным песнопеньем,
со святынею в руках
Молят о благословеньи
с покаянием в сердцах.
Слайд 3
В последнее воскресенье перед Пасхой, согласно православному календарю, Господь вошел в Иерусалим.
На Руси этот праздник называют Вербным воскресеньем.
Слайд 4
Название происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками ивовых растений, которые весной первые распускаются , в ознаменование тех ветвей , которые резали иудеи, встречающие Христа
в Иерусалиме.
Слайд 5
Согласно Библии, в этот день Иисус на молодом осле – символе кротости и миролюбия – торжественно въехал в ворота Иерусалима.
Собравшиеся люди приветствовали его как Мессию. Они размахивали пальмовыми ветками, расстилали перед Ним свои одежды и пели.
Слайд 6
В церквях в этот день проводятся всенощные бдения: прихожане молятся,
как бы встречая Господа, держа в руках ветки вербы, цветы и горящие свечи.
Слайд 7
В конце службы верба освящается святой водой.
Считается, что верба обладает огромной целительной силой и помогает избавиться от всего плохого, что скопилось в доме за год.
Освященные вербы принято хранить в доме весь год рядом с иконами.
Слайд 8
Одним из народных обычаев этого праздника является хлестание вербой своих детей старшим из семьи с определенными словами:
Верба
хлыст,
Бей до слез.
Не я бью,
Верба бьёт.
Будь здоров
Как верба.
Делалось это для того, чтобы дети были здоровыми и послушными.
Слайд 9
В Вербное воскресенье устраивались «вербные» базары, на которых можно было купить сладости, игрушки, книги, а также пучки вербы с привязанным к ним бумажными ангелочками.
В некоторых местах нашей страны в этот день пеклись лепешки или бублики, которые после освящения в церкви давались всем членам семьи и скотине, чтобы никто не болел в течение года.
Слайд 10
Традиции этого праздника отражены и в русской литературе, живописи, музыке.
Сегодня я хочу вас познакомить с двумя песнями русских композиторов Р.Глиера и А.Гречанинова на стихи А.Блока.
Слушание «Вербочки» Р.Глиера.
Задание:
Подобрать слова, характеризующие музыку.
Слайд 11
Слушание «Вербочки» А.Гречанинова.
Задание:
Сравнить две пьесы:
найти в чем проявляются общие черты (напевность, лиризм, настроение светлое, тихой радости),
в чем различие (вторая пьеса более подвижная, озорная)
Разучивание песни А.Гречанинова «Вербочки»
Слайд 12
4.Обобщение материала
Итак, сегодня на уроке мы узнали историю праздника «Вход Господень в Иерусалим», традиции встречи этого события, разучили песню рассказывающую об этом дне, и для того чтобы вы поняли и надолго запомнили этот праздник я предлагаю вам сделать Большую открытку- поздравление с этим праздником. Вы видите, на доске висит пейзаж с изображением вербы. Но верба еще спит, ни одного пушистого комочка на веточках. У вас на партах лежат заготовки (белые кружочки), напишите на них небольшое пожелание с праздником, и прикрепите каждый кружочек к картине на доске.
Ну вот, наша Верба расцвела и готова к встречи с праздником.
4.Итог урока.
А мы завершаем урок исполнением песни «Сторона моя» ,
помня как хорошо в родном краю и, что Родину надо любить и знать ее историю, культуру и обычаи.
Исполнение песни И. Космачева на стихи Л. Дербенева «Сторона моя»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.