Урок на тему: "Местоимение как часть речи. Личные местоимения"
Оценка 4.8

Урок на тему: "Местоимение как часть речи. Личные местоимения"

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
русский язык
4 кл
31.08.2024
Урок на тему: "Местоимение как часть речи. Личные местоимения"
конструкт.docx

 

 

 

 

 

 

 

Конструкт урока русского языка в 4 классе

«Местоимение как часть речи. Личные местоимения»

 

 

 

Составитель:

Нохрина А.Е.,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сухой Лог, 2024


 

УМК - «Школа России», В.Г.Горецкий ,В.А.Кирюшкин
Класс – 4
Предмет – русский язык

Тема урока – «Местоимение как часть речи. Личные местоимения»

Тип урока –  открытие новых знаний

Цель урока – ознакомление с личными местоимениями,  которые указывают на лицо или предмет не называя их.

Задачи (относящиеся к деятельности учителя):

Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):

обучающие:

·         формировать у учащихся знания о личных местоимениях;

·         учить заменять слова на личные местоимения;

предметные:

·         знания о личных местоимениях;

·         заменяют повторяющиеся существительные на личные местоимения;

развивающие:

·         развивать умения правильно употреблять местоимения и распознавать их в тексте;

·         развивать память, каллиграфический навык письма;

·         совершенствовать умения выполнять задания в парах, индивидуально;

метапредметные:

·         познавательные: развивают каллиграфические навыки письма и память;

·         регулятивные:  развивают умения правильно употреблять местоимения и распознавать их в тексте;

·         коммуникативные: совершенствуются умения выполнения задания в парах, индивидуально;

 

воспитательные:

·         обеспечить условия  для воспитания коллективизма;

·         воспитывать интерес к уроку «литературного чтения» и деятельности на нём.

личностные:

·         проявление интереса к изучению личностных местоимений;

·         проявляют умения работать в коллективе.

 

Оборудование: учебное пособие, мультимедиа-проектор, ментальные карты (презентация), магнитная доска, карточки, иллюстрации, рабочая тетрадь.

Используемая литература:  учебник по русскому языку 4 класс 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, рабочая тетрадь.

 

Этапы урока, время

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные)

Личностные

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Мотивировать детей на учебную деятельность.

Прием рифмо-ванное начало Здоро-вьесбере-гающая функция.

- Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

-Здравствуйте, ребята.

-Присаживайтесь.      

-Меня зовут Елена Олеговна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

 

Подготовка класса к уроку.

фронтальная

 

 

 

Проявляют интерес к уроку «русского языка» и деятельности в нём.

Актуализация  и  фиксирование  индивидуального затруднения  в пробном действии

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Приём: повторение.

Метод: словесный (беседа).

-Откройте тетради, запишите число и классная работа. Сегодня двадцатое февраля. Перед тем как начать работу, давайте вспомним алфавит.

 

-Сейчас будет каллиграфическая разминка. На парте у вас лежит карточка (приложение 1) со слогами и словами. Для начала в алфавитном порядке расставьте слоги,  а затем слова. Запишите в тетрадь правильный вариант. Для работы вам даётся 3 минуты.

-Заканчиваем работу и давайте проверим. Слоги: ма, мо, ми, ба, ве, ка, бе, фо, си, ча, скажите,  как вы записали слоги?

 

 

-Молодцы, теперь слова.

 

 

 

 

 

-Вы правильно записали слова.

 

 

 

 

 

Проговаривают алфавит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-ба, бе, ве, ка, ма, ми, мо, си, фо, ча.

-Агроном, велосипед, двадцать, лагерь, одуванчик, свитер, трактор, хлебороб, человек, яблоко.

Фронтальная, индивидуальная

Интерактивная доска, проектор, тетрадь, карточки

 

К: слушают и слышат других, формулируют собственное мнение, аргументируют его с опорой на текст; договариваются и приходят к общему решению в совместной работе;

 

Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств

Приём: дерево целей.

Метод: словесный (беседа).

-Мы с вами немножко размялись. Сегодня мы с вами продолжим ознакомление с ещё одной самостоятельной частью речи. А для того, чтобы узнать о какой мы будем говорить, отгадайте загадку:

Он, она, они и мы                                                      

Этот, тот, у нас, вы ты

С вами, вы, о вас и я                                                        

Это что же за семья?

Это, без сомнения, слова…..

-Молодцы, тема нашего урока местоимения как часть речи. Личные местоимения. Запишите её в тетради.

 

 

-Скажите, какую цель мы можем перед собой поставить?

 

 

 

-Молодцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Местоимения.

 

 

 

Записывают тему в тетради.

 

-сформировать понятие о личном местоимении.

 

фронтальная

Интерактивная доска, проектор, тетрадь

 

Р: контроль, волевая саморегуляция; целеполагание;

к: умение строить речевое высказывание

 

Реализация построенного проекта

ученики сами создают проект выхода из проблемной ситуации и пробуют применить его на практике

Метод: словестный (беседа).

Приём: иллюстрация.

-Открываем учебник на странице 52. Прочитайте правило в жёлтой рамочке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Почему местоимения называют личными?

 

 

 

 

 

 

-Молодцы.

-Сейчас выполним задание на интерактивной доске. Прочитайте предложения и  подчёркнутые существительные вы должны заменить на личные местоимения.

-Прочитайте предложения.

 

 

 

 

 

 

 

-В каких предложения нужно заменить существительные на личные местоимения?

 

 

 

-Запишите все предложения с заменой существительных. Вам даётся 2 минуты.

-Время закончилось. Давайте проверим. На какое местоимение заменили существительное – сестра?

-Папа?

-Молодцы. Сейчас мы с вами немножко отдохнём. Встаём все из-за парт.

Физминутка

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

-Мы с вами немножко отдохнули и теперь будем работать дальше.

-Как вы знаете, существительные делятся на лица и числа.

-На какие лица и числа делятся?

 

 

 

 

-Молодцы. Вот и местоимения делятся на лица и числа. 

-Посмотрите на таблицу на доске. (приложение 2).

-Скажите, какие местоимения относятся к единственному числу?

 

-Почему эти местоимения относятся к единственному числу?

 

 

-Какие местоимения относятся к множественному числу?

-Употребляя эти местоимения мы говорим о группе людей.

-Запишите в тетрадь со слайда или из учебника со страницы 54.

 

-Вижу, что большинство уже записали.

-Записываем в тетради упражнение 113.

-Прочитайте задание самостоятельно. Что нужно сделать?

 

 

 

 

-Молодцы. Давайте разберём пример. Выписываем в столбик местоимения и в скобках записываем число и лицо. Выполняем задание индивидуально. На выполнение вам даётся 3 минуты.

-Время на работу вышло. Давайте проверим. По поднятой руке называем местоимения по порядку, как они даны в стихотворении, затем называем лицо и число.

 

 

 

 

 

-Молодцы.

 

 

-я, ты, он, она, оно, мы, вы, они – это личные местоимения. Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его. Расцвела сирень. Она очень красивая.

 

-Местоимения называют личными, потому что они указывают на предмет не называя его.

 

 

 

 

 

 

-У меня есть сестра. Сестра учится в институте. Мой папа - геолог. Папа работает в Сибири.

 

 

-Сестра учится в институте. Папа работает в Сибири.

 

 

 

 

 

 

-Она.

-Он.

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Единственное и множественные числа. 1, 2, 3 лица.

 

 

 

 

 

-Я, ты, он, она, оно.

 

-Потому что говорится об одном лице.

 

-Мы, вы, они.

 

 

 

Записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

-Нужно выписать местоимения и указать лицо и число.

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Вы (2 лицо, мн.ч.);

-Мы (1 лицо, мн.ч.);

-Ты (2 лицо, ед.ч.).

Фронтальная, индивидуальная

Интерактивная доска, проектор, учебник, тетрадь

умение применять знания на практике и анализировать полученные в ходе беседы

Р - освоение информации из учебной литературы;

осознают, принимают и учатся решать проблемный вопрос;

учатся работать по плану

умение воспринимать новый материал, оценивать свою работу

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях

Метод: распредели слова Приём: работа по карточкам

Для того чтобы закрепить наши знания о личных местоимениях полученные на уроке, мы с вами сейчас поиграем в игру «Волшебный букет» (приложение 3). Я буду подходить к вам поочерёдно с букетом цветов. Вы выбираете любой цветок из букета.  На обратной стороне каждого цветка указано местоимение. Необходимо быстро назвать лицо и число местоимения. Если правильно – цветок остается у вас, неправильно – дарите его кому-нибудь из одноклассников. Побеждает тот, у кого больше окажется цветов.

 

 

 

 

 

 

 

-Вы хорошо справились с заданием.

-Сейчас мы поработаем в парах.

Для начала давайте вспомним правила работы в парах.

 

 

 

 

 

 

 

-У вас на партах карточки (приложение 4). Игра называется «Четвёртый лишний».

-Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее рядом с этой строкой.

-На выполнение вам даётся 4 минуты.

-Кто закончил подпишите карточку с обратной стороны и положите на край парты.

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ты

-Вы

-Она

-Оно

-Они

-Мы

-Он

 

 

 

 

-не мешать другим;

-не перебивать;

-слушать мнение собеседника;

-разговаривать тихонечко.

 

 

 

Выполняют задание в парах.

Фронтальная, парная

Интерактивная доска, проектор, цветы

 

П: анализируют слова  и распределяют в нужный столбик. Актуализирую знания о мягком и твёрдом знаке.

Учатся употреблять полученные знания в работе

Рефлексия УД на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Метод: беседа Метод: рефлексии Приём: смайлики

-Ребята, вы молодцы! Хорошо справились с этими заданиями!

-Давайте вспомним тему нашего урока?

 

 

 

-Назовите личные местоимения.

 

 

-Для чего нужно знать личные местоимения?

 

 

 

 

-Как вы считаете, достигли ли мы цели нашего урока?

-Оцени свою деятельность на уроке. У вас на партах лежат смайлики (приложение 5) без эмоций. Нарисуйте смайлику улыбочку – если вам понравился урок, вы всё понимали и запомнили, в каких случаях ставится мягкий, а в каких твёрдый знаки. И грустную эмоцию - урок не интересный, я не очень понимал, о чем идет речь.

-Когда нарисуете, поднимите  смайлики.

-Я вижу, что все нарисовали улыбающиеся смайлики.

-Ребята, а кого бы вы за урок сегодня оценили? Кто работал сегодня хорошо? Почему?

-Спасибо за урок! До свидания.

 

 

 

-Местоимения как часть речи. Личные местоимения.

- Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

 

-Для того, чтобы заменять повторяющие существительные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-До свидания.

фронтальная

Интерактивная доска, проектор, карточки

 

Р: осуществляют самооценку своей деятельности; П: построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Формирование адекватной позитивной самооценки

 

 

 

 

Приложение 1

Ма, мо, ми, ба, ве ,ка, бе, фо, си, ча

Лагерь

Двадцать

Агроном

Велосипед

Одуванчик

Человек

Яблоко

Свитер

Хлебороб

Трактор

Приложение 2

http://cdn01.ru/files/users/images/ce/a7/cea74687112c5a4a6d68992c1c066e5d.jpg

Приложение 3

https://auho.ru/sites/default/files/tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476.jpg

Приложение 4

«Четвёртый лишний»

1.Он  оно  ты  они   ______________________________

2.Я    ты    ива  мы  ______________________________

3.Они  нос  вы  мы  ______________________________

4.Я  она  он  вы       ______________________________

 

 

Приложение 5


 

Конструкт урока русского языка в 4 классе «Местоимение как часть речи

Конструкт урока русского языка в 4 классе «Местоимение как часть речи

УМК - «Школа России», В.Г.Горецкий ,В

УМК - «Школа России», В.Г.Горецкий ,В

Этапы урока, время Образовательная задача этапа урока

Этапы урока, время Образовательная задача этапа урока

Приём: повторение. Метод: словесный (беседа)

Приём: повторение. Метод: словесный (беседа)

Приём: дерево целей. Метод: словесный (беседа)

Приём: дерево целей. Метод: словесный (беседа)

В каких предложения нужно заменить существительные на личные местоимения? -Запишите все предложения с заменой существительных

В каких предложения нужно заменить существительные на личные местоимения? -Запишите все предложения с заменой существительных

Мы с вами немножко отдохнули и теперь будем работать дальше

Мы с вами немножко отдохнули и теперь будем работать дальше

Молодцы. Давайте разберём пример

Молодцы. Давайте разберём пример

Метод: распредели слова Приём: работа по карточкамДля того чтобы закрепить наши знания о личных местоимениях полученные на уроке, мы с вами сейчас поиграем в игру…

Метод: распредели слова Приём: работа по карточкамДля того чтобы закрепить наши знания о личных местоимениях полученные на уроке, мы с вами сейчас поиграем в игру…

Рефлексия УД на уроке Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Рефлексия УД на уроке Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Приложение 1 Ма, мо, ми, ба, ве ,ка, бе, фо, си, ча

Приложение 1 Ма, мо, ми, ба, ве ,ка, бе, фо, си, ча

Приложение 4 «Четвёртый лишний» 1

Приложение 4 «Четвёртый лишний» 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2024