Конструкт урока русского языка в 4 классе
«Местоимение как часть речи. Личные местоимения»
Составитель:
Нохрина А.Е.,
учитель начальных классов
Сухой Лог, 2024
УМК
- «Школа
России», В.Г.Горецкий ,В.А.Кирюшкин
Класс – 4
Предмет – русский язык
Тема урока – «Местоимение как часть речи. Личные местоимения»
Тип урока – открытие новых знаний
Цель урока – ознакомление с личными местоимениями, которые указывают на лицо или предмет не называя их.
Задачи (относящиеся к деятельности учителя): |
Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося): |
обучающие: · формировать у учащихся знания о личных местоимениях; · учить заменять слова на личные местоимения; |
предметные: · знания о личных местоимениях; · заменяют повторяющиеся существительные на личные местоимения; |
развивающие: · развивать умения правильно употреблять местоимения и распознавать их в тексте; · развивать память, каллиграфический навык письма; · совершенствовать умения выполнять задания в парах, индивидуально; |
метапредметные: · познавательные: развивают каллиграфические навыки письма и память; · регулятивные: развивают умения правильно употреблять местоимения и распознавать их в тексте; · коммуникативные: совершенствуются умения выполнения задания в парах, индивидуально;
|
воспитательные: · обеспечить условия для воспитания коллективизма; · воспитывать интерес к уроку «литературного чтения» и деятельности на нём. |
личностные: · проявление интереса к изучению личностных местоимений; · проявляют умения работать в коллективе. |
Оборудование: учебное пособие, мультимедиа-проектор, ментальные карты (презентация), магнитная доска, карточки, иллюстрации, рабочая тетрадь.
Используемая литература: учебник по русскому языку 4 класс 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, рабочая тетрадь.
Этапы урока, время |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) |
Личностные |
||||||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Мотивировать детей на учебную деятельность. |
Прием рифмо-ванное начало Здоро-вьесбере-гающая функция. |
- Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. -Здравствуйте, ребята. -Присаживайтесь. -Меня зовут Елена Олеговна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.
|
Подготовка класса к уроку. |
фронтальная |
|
|
|
Проявляют интерес к уроку «русского языка» и деятельности в нём. |
|
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Приём: повторение. Метод: словесный (беседа). |
-Откройте тетради, запишите число и классная работа. Сегодня двадцатое февраля. Перед тем как начать работу, давайте вспомним алфавит.
-Сейчас будет каллиграфическая разминка. На парте у вас лежит карточка (приложение 1) со слогами и словами. Для начала в алфавитном порядке расставьте слоги, а затем слова. Запишите в тетрадь правильный вариант. Для работы вам даётся 3 минуты. -Заканчиваем работу и давайте проверим. Слоги: ма, мо, ми, ба, ве, ка, бе, фо, си, ча, скажите, как вы записали слоги?
-Молодцы, теперь слова.
-Вы правильно записали слова.
|
Проговаривают алфавит.
-ба, бе, ве, ка, ма, ми, мо, си, фо, ча. -Агроном, велосипед, двадцать, лагерь, одуванчик, свитер, трактор, хлебороб, человек, яблоко. |
Фронтальная, индивидуальная |
Интерактивная доска, проектор, тетрадь, карточки |
|
К: слушают и слышат других, формулируют собственное мнение, аргументируют его с опорой на текст; договариваются и приходят к общему решению в совместной работе; |
|
|
Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). |
формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств |
Приём: дерево целей. Метод: словесный (беседа). |
-Мы с вами немножко размялись. Сегодня мы с вами продолжим ознакомление с ещё одной самостоятельной частью речи. А для того, чтобы узнать о какой мы будем говорить, отгадайте загадку: Он, она, они и мы Этот, тот, у нас, вы ты С вами, вы, о вас и я Это что же за семья? Это, без сомнения, слова….. -Молодцы, тема нашего урока местоимения как часть речи. Личные местоимения. Запишите её в тетради.
-Скажите, какую цель мы можем перед собой поставить?
-Молодцы. |
-Местоимения.
Записывают тему в тетради.
-сформировать понятие о личном местоимении.
|
фронтальная |
Интерактивная доска, проектор, тетрадь |
|
Р: контроль, волевая саморегуляция; целеполагание; к: умение строить речевое высказывание |
|
|
Реализация построенного проекта |
ученики сами создают проект выхода из проблемной ситуации и пробуют применить его на практике |
Метод: словестный (беседа). Приём: иллюстрация. |
-Открываем учебник на странице 52. Прочитайте правило в жёлтой рамочке.
-Почему местоимения называют личными?
-Молодцы. -Сейчас выполним задание на интерактивной доске. Прочитайте предложения и подчёркнутые существительные вы должны заменить на личные местоимения. -Прочитайте предложения.
-В каких предложения нужно заменить существительные на личные местоимения?
-Запишите все предложения с заменой существительных. Вам даётся 2 минуты. -Время закончилось. Давайте проверим. На какое местоимение заменили существительное – сестра? -Папа? -Молодцы. Сейчас мы с вами немножко отдохнём. Встаём все из-за парт. Физминутка Поработали, ребятки! А теперь – все на зарядку! Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки! Замедляем, дети, шаг И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам ещё работать нужно! -Мы с вами немножко отдохнули и теперь будем работать дальше. -Как вы знаете, существительные делятся на лица и числа. -На какие лица и числа делятся?
-Молодцы. Вот и местоимения делятся на лица и числа. -Посмотрите на таблицу на доске. (приложение 2). -Скажите, какие местоимения относятся к единственному числу?
-Почему эти местоимения относятся к единственному числу?
-Какие местоимения относятся к множественному числу? -Употребляя эти местоимения мы говорим о группе людей. -Запишите в тетрадь со слайда или из учебника со страницы 54.
-Вижу, что большинство уже записали. -Записываем в тетради упражнение 113. -Прочитайте задание самостоятельно. Что нужно сделать?
-Молодцы. Давайте разберём пример. Выписываем в столбик местоимения и в скобках записываем число и лицо. Выполняем задание индивидуально. На выполнение вам даётся 3 минуты. -Время на работу вышло. Давайте проверим. По поднятой руке называем местоимения по порядку, как они даны в стихотворении, затем называем лицо и число.
-Молодцы. |
-я, ты, он, она, оно, мы, вы, они – это личные местоимения. Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его. Расцвела сирень. Она очень красивая.
-Местоимения называют личными, потому что они указывают на предмет не называя его.
-У меня есть сестра. Сестра учится в институте. Мой папа - геолог. Папа работает в Сибири.
-Сестра учится в институте. Папа работает в Сибири.
-Она. -Он.
Повторяют упражнения.
-Единственное и множественные числа. 1, 2, 3 лица.
-Я, ты, он, она, оно.
-Потому что говорится об одном лице.
-Мы, вы, они.
Записывают в тетрадь.
-Нужно выписать местоимения и указать лицо и число.
Выполняют задание.
-Вы (2 лицо, мн.ч.); -Мы (1 лицо, мн.ч.); -Ты (2 лицо, ед.ч.). |
Фронтальная, индивидуальная |
Интерактивная доска, проектор, учебник, тетрадь |
умение применять знания на практике и анализировать полученные в ходе беседы |
Р - освоение информации из учебной литературы; осознают, принимают и учатся решать проблемный вопрос; учатся работать по плану |
умение воспринимать новый материал, оценивать свою работу |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях |
Метод: распредели слова Приём: работа по карточкам |
Для того чтобы закрепить наши знания о личных местоимениях полученные на уроке, мы с вами сейчас поиграем в игру «Волшебный букет» (приложение 3). Я буду подходить к вам поочерёдно с букетом цветов. Вы выбираете любой цветок из букета. На обратной стороне каждого цветка указано местоимение. Необходимо быстро назвать лицо и число местоимения. Если правильно – цветок остается у вас, неправильно – дарите его кому-нибудь из одноклассников. Побеждает тот, у кого больше окажется цветов.
-Вы хорошо справились с заданием. -Сейчас мы поработаем в парах. Для начала давайте вспомним правила работы в парах.
-У вас на партах карточки (приложение 4). Игра называется «Четвёртый лишний». -Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее рядом с этой строкой. -На выполнение вам даётся 4 минуты. -Кто закончил подпишите карточку с обратной стороны и положите на край парты. |
Слушают учителя.
-Я -Ты -Вы -Она -Оно -Они -Мы -Он
-не мешать другим; -не перебивать; -слушать мнение собеседника; -разговаривать тихонечко.
Выполняют задание в парах. |
Фронтальная, парная |
Интерактивная доска, проектор, цветы |
|
П: анализируют слова и распределяют в нужный столбик. Актуализирую знания о мягком и твёрдом знаке. |
Учатся употреблять полученные знания в работе |
|
Рефлексия УД на уроке |
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия |
Метод: беседа Метод: рефлексии Приём: смайлики |
-Ребята, вы молодцы! Хорошо справились с этими заданиями! -Давайте вспомним тему нашего урока?
-Назовите личные местоимения.
-Для чего нужно знать личные местоимения?
-Как вы считаете, достигли ли мы цели нашего урока? -Оцени свою деятельность на уроке. У вас на партах лежат смайлики (приложение 5) без эмоций. Нарисуйте смайлику улыбочку – если вам понравился урок, вы всё понимали и запомнили, в каких случаях ставится мягкий, а в каких твёрдый знаки. И грустную эмоцию - урок не интересный, я не очень понимал, о чем идет речь. -Когда нарисуете, поднимите смайлики. -Я вижу, что все нарисовали улыбающиеся смайлики. -Ребята, а кого бы вы за урок сегодня оценили? Кто работал сегодня хорошо? Почему? -Спасибо за урок! До свидания. |
-Местоимения как часть речи. Личные местоимения. - Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
-Для того, чтобы заменять повторяющие существительные.
-До свидания. |
фронтальная |
Интерактивная доска, проектор, карточки |
|
Р: осуществляют самооценку своей деятельности; П: построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
Формирование адекватной позитивной самооценки |
|
Приложение 1
Ма, мо, ми, ба, ве ,ка, бе, фо, си, ча |
Лагерь Двадцать Агроном Велосипед Одуванчик Человек Яблоко Свитер Хлебороб Трактор |
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
«Четвёртый лишний» 1.Он оно ты они ______________________________ |
2.Я ты ива мы ______________________________ |
3.Они нос вы мы ______________________________ |
4.Я она он вы ______________________________ |
|
Приложение 5
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.