Урок на тему: "Сражения на Миус-фронте. Битва за Саур-Могилу. Стихи о Миус-фронте"
Оценка 4.8

Урок на тему: "Сражения на Миус-фронте. Битва за Саур-Могилу. Стихи о Миус-фронте"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание +1
4 кл
11.05.2020
Урок на тему: "Сражения на Миус-фронте. Битва за Саур-Могилу. Стихи о Миус-фронте"
Интегрированный урок в рамках спецкурса «Уроки Победы» и литературного чтения направлен на расширение круга знаний учащихся 4 класса о военных событиях на территории нашего края в годы Великой Отечественной войны, а также на формирование читательской компетентности младших школьников, на осознание ими себя способными к использованию читательской деятельности для своего самообразования. В ходе урока учащиеся получают знания о сражении на Миус-фронте, о битве за Саур-Могилу, презентуют свои проекты «Они освобождали Родину», участвуют в конкурсе чтецов стихотворений о тех событиях.
Сражение за Саур-Могилу.docx

Поразительная Георгиевская лента на прозрачном фоне» — карточка ...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Урок на тему:

«Сражения на Миус-фронте.
 Битва за Саур-Могилу. 
Стихи о Миус-фронте»

4 класс

 

 

 

Подготовила учитель

начальных классов

Сумина Светлана Витальевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Великая Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов – важнейшее событие отечественной истории с точки зрения формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданской и этнической идентичности.  Именно наш народ ценой неимоверных усилий и огромных потерь сумел не только выстоять в борьбе с нацистской Германией, но и спасти мир от «коричневой чумы».

 Великая Победа сплачивает разные поколения, вселяет уверенность в том, что в единстве наша сила, что наш народ невозможно победить.

 Хотя со времени окончания войны в Европе прошло почти 75 лет, ее события, ход, итоги, значение не перестают быть актуальными и в наше время.

Интегрированный урок в рамках спецкурса «Уроки Победы» и литературного чтения направлен на расширение круга знаний учащихся 4 класса о военных событиях на территории нашего края в годы Великой Отечественной войны, а также на формирование читательской компетентности младших школьников, на  осознание ими себя способными к использованию читательской деятельности для своего самообразования.

В ходе урока учащиеся получают знания о сражении на Миус-фронте, о битве за Саур-Могилу, презентуют свои проекты «Они освобождали Родину», участвуют в конкурсе чтецов стихотворений о тех событиях.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Конспект урока

 

Тема. Сражение на Миус-фронте. Сражение за Саур-Могилу. Стихи о Миус-фронте

Цель. Увековечивание памяти о Победе в Великой Отечественной войне, повышение исторической грамотности учащихся, патриотическое воспитание школьников, противостояние попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны.

Задачи:

ü способствовать формированию целостного представления о сражении на Миус-фронте и битве за Саур-Могилу в годы Великой Отечественной войны;

ü повышать интерес учащихся к истории родного края;

ü способствовать формированию умения самостоятельно выбирать литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

ü развивать устную речь, внимание, умение выразительно читать, работать в группе;

ü формировать высокое патриотическое сознание, чувство гордости за историческое прошлое своего народа;

ü воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине.

 

Оборудование: экран, проектор, иллюстрации по теме, видео- и аудиоматериалы, призы, грамоты, игровое поле «Крестики-нолики».

Методы и формы работы:

фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы;

объяснительно-иллюстративный метод;

игровой метод;

критического мышления;

проектная деятельность.

 

План урока

I.                   Организационный момент.

II.                Актуализация знаний.

III.             Определение темы и цели урока.

IV.            Изучение нового материала.

V.               Физкультминутка.

VI.            Презентация проектов по литературному чтению .

VII.         Конкурс чтецов (внеклассное чтение).

VIII.      Закрепление изученного.

IX.            Итог урока.

 

Перед проведением урока по теме на литературном чтении в рамках изучения раздела  «Родина» учащиеся получили задание: подготовить проект «Они освобождали Родину» (по группам) и приготовиться к внеклассному чтению «Стихи о Миус-фронте».

Учитель готовит экран, проектор, иллюстрации по теме, аудио- и видеоматериалы, игровое поле для игры «Крестики-нолики», призы для награждения участников конкурса чтецов, грамоты для победителей.

 

Ход урока

I.                   Организационный момент.

II.                Актуализация знаний.

1.     Игра «Крестики-нолики».

Играют 2 учащихся. Они поочерёдно выбирают игровое поле. Учитель читает вопрос, отвечает тот, кто выбирал поле. Если ответ правильный, участник на поле выставляет свой значок. Выигрывает тот, кто выставляет больше своих значков.

1.     Когда началась Вторая мировая война?

2.     Какая главная причина Великой Отечественной войны со стороны Германии?

3.     Когда окончилась Вторая мировая война?

4.     Какое качество характера проявили советские воины в освободительных боях?

5.     Когда началась Великая Отечественная война?

6.     Какая главная цель СССР в Великой Отечественной войне?

7.     Когда окончилась Великая Отечественная война?

8.     Кто победил в Великой Отечественной войне?

9.     Как быстро Гитлер планировал завоевать СССР?

2.     Ассоциативный куст «Битва. Синонимы»

Давайте составим ассоциативный куст, подобрав синонимы к слову «битва».

 

                      

III.             Определение темы и цели урока

Прочитайте тему на доске: «Сражение на Миус-фронте. Битва за Саур-Могилу».

 Прошло почти 75 лет со дня победы нашего народа в кровопролитной войне, но мы далеко не всё знаем о тех страшных событиях. Есть ещё неизвестные страницы, полные героизма и самоотверженной борьбы. В истории нашего края много моментов, достойных самого пристального внимания и уважения. Вот о них сегодня и пойдёт речь на нашем уроке

Слушание песни «Послушай ветры над Саур-Могилой».

https://drive.google.com/file/d/1xhqTAKbWGpssJsGYv5dJKtKyOML_Xjfg/view?usp=sharing

- Попробуйте определить цели нашего урока.

IV.            Изучение нового материала.

1.     Просмотр видеосюжета «Миус-фронт»

https://drive.google.com/file/d/152J6g7oKXeExNs_zJ0F9gqxdRe0pcx5M/view?usp=sharing

2.     Беседа по содержанию видеосюжета. Упражнение «Микрофон»

- Что такое Миус-фронт? (Сражение, которое длилось почти 3 года)

- Где проходил оборонительный рубеж? (По реке Миус)

- Из чего строили оборонительные укрепления? (Использовали железнодорожные шпалы, рельсы, разбирали дома на доски)

- Какие сооружения составляли укрепления? (доты, дзоты, траншеи, проволочные заграждения)

- Почему так долго не могли прорвать Миус-фронт? (Гитлеровцы использовали особенности местности: высоты, скалы, овраги для увеличения обзора (видимости)для обстрела)

- Какие сражения ослабили гитлеровцев в 1943 году? (Сталинградская битва, Курская дуга)

3.     Рассказ учителя.

После побед на Северном Кавказе и в Сталинграде, чтобы освободить от захватчиков Донбасс и юг Украины, Красной Армии было жизненно необходимо прорвать Миус-фронт. Это удалось сделать только в ходе ожесточенных боев в июле-августе 1943 года, пожертвовав сотнями тысяч человеческих жизней.

Подготовка к прорыву Миус-фронта началась лишь в мае 1943 года. Особенно упорные бои происходили летом 1943 года за плацдарм в районе села Степановка. 17 июля советские войска прорвали фронт на 2-6 километров, а на следующий день заняли рубеж Степановка — Мариновка. К концу июля в контратаку пошло 100 немецких танков со стороны Снежного, затем из-под Харькова на Миус-фронт были переброшены три танковые дивизии СС, хотя за Харьков в это время велись бои.

18 августа 1943 года было начато наступление войск Южного фронта. Атаковали танки, перед ними шли сапёры, которые показывали проходы в минных полях. За танками шла пехота. С воздуха атаку поддерживали «Илы» — штурмовики 7-го авиационного корпуса. Миус-фронт был прорван на глубину 8-9 километров.

В последующие дни в результате контратак немцев советские войска немного отступили. 22-26 августа германское командование перебросило из Крыма танковую дивизию. Собрав подразделения с соседних участков фронта, немцы попытались фланговыми ударами окружить наступавших. В ночь на 24 августа советские войска пошли в атаку и заняли сёла Артёмовка, Кринички, хутор Семёновский. Была занята дорога на Таганрог, что лишило германские войска возможности перебрасывать резервы.

Штурм Саур-Могилы – очень важный этап в борьбе за прорыв Миус-фронта, был начат 28 августа 1943 года. Высота окончательно была взята утром 31 августа. В ходе этих сражений, только в течение нескольких дней погибло 18 тысяч советских воинов.

Миус-фронт надолго задержал продвижение Красной Армии на южном направлении и, вполне возможно, изменил ход событий самой войны.

Общие потери Красной армии составили на Миус-фронте около 833 тысяч бойцов, вермахта  — 110 тысяч. Значит, на одного убитого солдата вермахта приходилось 8 погибших красноармейцев.  Раскопки, проведенные авторами, подтверждают это – останки солдат  лежат в нашем черноземе  буквально один на другом. 

242618_640.jpg

V.               Физкультминутка.

VI.            Продолжение работы над темой урока.

1.                 Рассказ учителя

Саур-Могила — курган в Шахтерском районе нашего края - Донецкой областиЗдесь немцы построили мощный узел сопротивления. Вырытые в горе катакомбы (Первоначально катакомбами назывались подземные погребальные ходы. В настоящее время слово обозначает любые подземные ходы, лабиринты, тоннели, главным образом в городах) надежно защищали от артиллерии и авиации. Штурм хорошо укрепленной высоты начался 18 августа 1943 года. А в последние дни лета развернулись особенно ожесточенные бои на склонах кургана, которые были превращены в многоярусные (многоэтажные) огневые позиции . Кроме того, для обороны немцы использовали огнеметные танки и многочисленную артиллерию (Артиллерийское орудие — разновидность огнестрельного ствольного оружия). Наступление советских войск с крутого склона еще больше осложняло взятие мощно укрепленной высотыно командованием было принято решение о лобовом штурме (взятии).

Солдаты ползли вверх по кургану, а немцы закидывали их гранатамиЧтобы защититься от осколков и пуль приходилось использовать тела убитых товарищей.

В ночь на 30 августа разведгруппа во главе с Г.П.Шевченко прорвалась через боевые порядки противника и овладела высотой. В течение дня группа из 17 человек удерживала позицию, ожидая подкрепления и отражая одну атаку немцев за другой. К полудню высоты достигли наша пехота и танки. 31 августа под угрозой окружения противник оставил высоту.

7b7fc6623e7a466b91ed88474d10e1aa.jpg

VII.         Презентация проектов по литературному чтению «Они защищали Родину».

На уроках литературного чтения мы изучили раздел «Родина», читали произведениями о Родине известных русских поэтов и писателей. Познакомились с героями Отечества. Все эти произведение связны с Великой Отечественной Войной. Вы подготовили проекты «Они защищали Родину». Сейчас я предлагаю вам презентовать вашу работу.

Группы учащихся презентуют свои проекты.

VIII.      Конкурс чтецов «Стихи о Миус-фронте» (внеклассное чтение).

К сегодняшнему уроку вы приготовили внеклассное чтение «Стихи о Миус-фронте». Приглашаю вас выразительно прочитать понравившиеся вам стихотворения.

Объявляю конкурс чтецов стихотворений о Миус-фронте.

Учащиеся читают стихотворения.

Определение победителей конкурса.

IX.            Закрепление изученного материала.

1. Работа в группах. Подготовить мини-рассказ «Что я расскажу о Миус-фронте» (1,3 группы), «Что я расскажу о сражении на Саур-Могиле» (2, 4 группы).

2. Проверка групповой работы

X.               Итог урока.

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Кому мы должны быть благодарны за победу в Великой Отечественной войне?

- Для чего нужно изучать то, что было много лет назад?

ЛИТЕРАТУРА

Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики

Литературное чтение : 1-4 кл.: примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. и др. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.

Методические рекомендации по проведению спецкурса «Уроки Победы»

https://docs.google.com/document/d/18NGMquN3QVJy0TQVFDRjBlJSvz4tLbK6u20xlbL4EPE/edit

https://infourok.ru/speckurs-uroki-pobedy-tema-srazheniya-na-mius-fronte-bitva-za-saur-mogilu-4159842.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Подготовила учитель начальных классов

Подготовила учитель начальных классов

ВВЕДЕНИЕ Великая Победа советского народа в

ВВЕДЕНИЕ Великая Победа советского народа в

Родине. Оборудование: экран, проектор, иллюстрации по теме, видео- и аудиоматериалы, призы, грамоты, игровое поле «Крестики-нолики»

Родине. Оборудование: экран, проектор, иллюстрации по теме, видео- и аудиоматериалы, призы, грамоты, игровое поле «Крестики-нолики»

Когда началась Великая Отечественная война? 2

Когда началась Великая Отечественная война? 2

Какие сооружения составляли укрепления? (доты, дзоты, траншеи, проволочные заграждения) -

Какие сооружения составляли укрепления? (доты, дзоты, траншеи, проволочные заграждения) -

I. Физкультминутка

I. Физкультминутка

К полудню высоты достигли наша пехота и танки

К полудню высоты достигли наша пехота и танки

Литературное чтение : 1-4 кл. : примерная программа начального общего образования для общеобразоват

Литературное чтение : 1-4 кл. : примерная программа начального общего образования для общеобразоват
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020